filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

12 (25) августа 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...


Священномученик иерей Иоанн
(Никольский Иван Михайлович, +25.08.1937)

сщмч_иерей_Иоанн_Никольский


Священномученик Иоанн родился 4 января 1878 года в селе Ляцково Бежецкого уезда Тверской губернии в семье псаломщика Михаила Никольского. По окончании Тверской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника к одному из сельских храмов Кимрского уезда.

В 1929 году власти обязали о. Иоанна привезти к 10 ноября на государственный хлебосдаточный пункт 25 пудов ржи. Священник в это время был в отъезде. Получив повестку 12 ноября, он на следующий же день привёз рожь на хлебосдаточный пункт и был арестован за то, что опоздал на три дня. Суд приговорил священника к конфискации всего имущества и ссылке за пределы Кимрского района.

В Твери у о. Иоанна жил двоюродный брат, протоиерей Василий Владимирский, и священник решил переехать с семьей туда. Святой архиепископ Фаддей назначил о. Иоанна служить в Рождественскую церковь. В это время ОГПУ арестовало в Твери наиболее достойных священников и осудило их на заключение и ссылку, среди них и о. Василия Владимирского. Семьи арестованных оказались без поддержки, и оставшиеся на свободе священники старались чаще посещать их. Отец Иоанн стал чаще бывать у семидесятидвухлетней супруги о. Василия, Надежды Николаевны, у которой не было никого из родных. ОГПУ отметило частые посещения квартиры находящегося в тюрьме священника и решило арестовать о. Иоанна.

29 января 1933 года он был арестован и заключён в Тверскую тюрьму. Доказательств его виновности у ОГПУ не было никаких, и следователь попытался заполучить их через соседей Надежды Николаевны, но безуспешно. Только через полтора месяца, 14 марта, о. Иоанн был вызван на первый допрос. Следователь спросил, как он относится к советской власти.

— Как человек верующий, — ответил о. Иоанн, — я считаю советскую власть Богом поставленной, и ей следует повиноваться не только за страх, но и за совесть. Причин быть враждебным советской власти я не вижу. Она дала право гражданам свободно исповедовать свою религию, верующим дала возможность организовываться в общины, оградила их права определенными законами и инструкциями. Повиновение советской власти я считаю своим долгом и веду себя как священнослужитель и как гражданин строго в рамках законности, чтобы не принести вред государству и не подвергать себя опасным взысканиям.
— Но в душе-то вы все-таки враг советской власти,
— заметил следователь.
— Да, временами я чувствую обиду, — ответил священник, — но не на закон или власть, а на представителей низших органов советской власти, которые, проводя политику высших органов власти, незаконно притесняли меня. Но я подавлял в себе чувство обиды и покрывал его христианским терпением и покорностью или обращался за защитой к высшим органам власти, и не напрасно.

Следователь спросил, с какой целью он посещал квартиру Владимирской, не читал ли он там газет, как комментировал то, что читал, и не было ли в это время посторонних в квартире. Отец Иоанн ответил:

— Владимирский — мой двоюродный брат; как родственник, не имея других знакомых в городе, я заходил к нему, а когда его выслали, заходил к его жене, интересуясь, что пишет брат и как себя чувствует.

На следующий день о. Иоанн в камере написал заявление прокурору по наблюдению за органами ОГПУ. Он писал: «При допросе 14 марта следователь Агафонов показания мои записал кратко и иногда неточно, чем искажается их смысл, при подписании протокола допроса лишил меня возможности сделать оговорку... Следователь очень интересовался, читал ли я в доме Владимирского газеты. Я пояснил, как и было, что, когда хозяйка занята была домашними хлопотами и я оставался один, я читал, что попадало под руку, книги или газеты. Непродолжительные разговоры наши вращались больше около личности ее мужа, теперь умершего. Вести какие-либо разговоры о политических событиях не располагали ни обстоятельства, ни обстановка. Письма от Владимирского получались все тревожные: его обокрали, оставшись без теплой одежды, он студился, хворал, окончательно слег и помер. Жене его, убитой горем и в слезах, было не до посторонних разговоров. К квартире Владимирских прилегают три квартиры, отделяющиеся от нее легкими переборками и занятые посторонними жильцами. Кто же решится в такой обстановке устраивать чтение газет и обсуждение их в смысле критики политики существующей власти, на чем так настаивает гражданин следователь? Кто ещё ходит к Владимирской, я не знаю. Случалось, что при мне заходили к ней по своим делам незнакомые мне женщины и, поговорив, уходили. Следователь Агафонов сказал мне, что в деле есть еще показания свидетелей о том, что в мае месяце мы трое: я, Флоренский и Владимирский, в квартире последнего читали газеты, делали какие-то политические выводы, злорадствовали; другое показание, что я где-то говорил о пришествии антихриста, о близкой кончине мира. Следователь не опросил меня по содержанию этих показаний, отказал мне дать очную ставку, между тем эти показания, если только они есть в деле, чисто провокаторские или корыстные... По показанию свидетеля, дело было в мае прошлого года. Владимирский в это время был уже в исправительно-трудовом учреждении, а Флоренский в 1930 году выехал из Калинина и не бывает здесь...

Уверяю Вас, гражданин прокурор, что показания мои вполне искренни, и прошу сделать распоряжение, чтобы Тройка при обсуждении моей виновности, считалась с моими показаниями, написанными моею рукою, а не показанием, записанным неточно с моих слов следователем. Прошу Вас еще дать мне возможность иметь очную ставку со свидетелями, дававшими обо мне показания заведомо ложные. Виновным себя в антисоветской пропаганде я не признаю, тем более что я давно поставил себе жизненным правилом быть в стороне от политики...
»

Заявление это не было принято во внимание, и 26 апреля Тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Казахстан. Через три дня тюремным этапом о. Иоанн был отправлен в Алма-Ату.

Отец Иоанн вернулся на родину в Тверскую область в 1936 году, незадолго до наступления новых гонений. Несмотря на все преследования, заключения в тюрьмы и ссылку, он не оставил служения Богу и Церкви и был направлен святым архиепископом Фаддеем служить в храм села Кунганово Высоковского района Тверской епархии. Священник продолжал ревностно служить, непрестанно при богослужениях проповедуя, но памятуя, насколько пристрастно и подозрительно ОГПУ, от разговоров на политические темы уклонялся.

Церковь Воскресения Христова - Кунганово - Торжокский район - Тверская область
(Церковь Воскресения Христова - Кунганово - Торжокский район - Тверская область)


Однако того, что он дважды арестовывался и ни на следствии, ни в ссылке, ни уже выйдя на свободу, не выказывал ни малейшего раскаяния в выборе священнического служения, было достаточно, чтобы его арестовали вновь. Он был арестован 4 августа 1937 года.

Вызванные сразу после ареста о. Иоанна «дежурные свидетели» по указанию следователя показали, что священник говорил, что советская власть закончится и люди пойдут к Божьему храму с повинной головой; что к священнику в дом ходят люди, что на вопрос, почему к нему не приезжает его матушка, он ответил, что она боится бесов, и он сам ездит к ней в Тверь, а в проповеди в храме говорил, что сейчас в России идёт гонение на верующих. 8 августа следователь допросил о. Иоанна.

— Расскажите о вашей контрреволюционной деятельности против советской власти.
— Контрреволюционной деятельности с моей стороны не было. Если были какие разговоры несоветского порядка, то несознательно, но я таких случаев не помню. Иногда у меня были сомнения в правильности проводимой политики советской власти, но я их сам рассеивал. Помню, однажды по радио я слышал, что лен убрали за 60 дней, в то время когда картофель и другие плоды не были убраны, вот это я считал неправильным, но потом подумал, что возможно, лен нужнее.
— Следствие требует от вас правдивых, откровенных показаний о вашей контрреволюционной деятельности.
— Других показаний я дать не могу, так как считаю свои показания правильными. Никакой контрреволюционной работы я не проводил совершенно.


На этом следствие было закончено. 22 августа Тройка НКВД приговорила о. Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Никольский был расстрелян 25 августа 1937 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.



Преподобномученица. Рафаила (Тартацкая) игумения, Чигиринская

прмч_Рафаила_Чигиринская


Последней игуменией Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря до момента его жестокого уничтожения советской властью была монахиня Рафаила (Раиса Васильевна Тертацкая). К сожалению, до нашего времени не дошли никакие документальные биографические данные о ней. Епархиальные архивы, содержащие летописи и хронику прежних лет монастырской жизни, погибли в начале 20-х годов. Существуют лишь устные пересказы, основанные на воспоминаниях сторожилов и бывших насельниц обители, сохранивших с четкой ясностью светлый образ этой великой матушки.

Согласно чигиринским повествованиям, Раиса родилась в 1877 году. Она происходила из благочестивой дворянской семьи.

Когда и при каких обстоятельствах послушница Тертацкая приняла ангельский постриг пока еще не ведомо. За чистую целомудренную жизнь Господь нарек свою избранницу великим архангельским именем. Рафаил – значит целитель Божий. Пройдут годы и преподобномученица Рафаила сподобится от Всемилостивого дара целительства телесных и душевных человеческих недугов.

29 августа 1920 года было определено назначить председательницей Свято-Троицкой женской общины монахиню Рафаилу (Тертацкую). А 19 декабря того же года, в день памяти святителя Николая, Мирликийского чудотворца – на один из особо почитаемых престольных праздников обители Господь благословил свою избранницу стать игуменией монастыря (после смерти прежней настоятельницы – матушки Парфении).

Факты свидетельствуют, что матушка Рафаила предпринимала множество действий, чтобы сохранить уставную жизнь обители и уберечь овец Христовых от новоявленных воинствующих атеистов. Не теряя благодушия, и даже любовью к врагам, принимала она нашествие новых, уже не знающих Бога людей. Осознавая то, что конфискация монастырских помещений в пользу советских властей неизбежна, она первая предложила Чигиринскому руководству поселить в обители детей-сирот. Заботливая христианка пыталась помочь им пережить тяжелое время голода и гражданской разрухи за счет монастырских запасов и казны, а также спасти их души под опекой монахинь. И кроме этого дальновидная мать-хозяйка считала, что квартирование колонистов будет менее болезненно для обители, чем что-либо другое. Ведь советские управители могли использовать монастырскую базу в иных, более кощунственных целях.

Прослеживая ход событий ликвидации Свято-Троицкой обители, можно отметить, что при всем внешнем сатанинском давлении безбожные власти вынуждены были часто считаться с поступками и действиями председательницы общины – матушки Рафаилы. Ее духовная рассудительность и проницательность помогали избегать безвыходных ситуаций, а при столкновении с агрессивными богоборцами она зачастую выходила победительницей по духу. Они даже немного побаивались ее, а от этого и тайно ненавидели, вынашивая план мести. «Ибо праведник одной жизнью своею обличает кривых, лукавых и лицемерных. И чем божественнее луч, который светит сквозь человека, тем сильнее плещут вокруг него страсти злодейских натур» (И.А.Ильин, русский философ).

Чигринский_женский_монастырь_1845
(Чигиринский женский монастырь. Картина Т.Г. Шевченко, 1845 год)


Окончательное закрытие монастыря все же вынудило небольшую группу оставшихся сестер переселиться в частный дом, находившийся в городе Чигирине по улице Дворянской № 69 (ныне – ул.Парижская), где проживала в то время православная богобоязненная семья. Незадолго до этого матушка благословила 37-летнюю послушницу Татьяну Ивановну Павленко выйти замуж за благочестивого многодетного вдовца Дмитрия Дмитриевича Рясика и стать ему помощницей в воспитании чад. Мужественные исповедницы веры объединились в их небольшом, но духовно уютном домике, где жили аскетически, стяжали непрестанную молитву и творили смиренное монашеское делание. Среди них была бывшая монастырская казначея – матушка преклонных лет Елпидифора (Прокопович) и регент церковного хора – мать Епистимия (фамилия неизвестна).

Августовской ночью 1926 года в домик, где ютились матушки, кто-то настойчиво постучал. Это был местный Христа ради юродивый Варфоломей, славившийся своей прозорливостью и предсказаниями. Блаженный метался под окнами и звал: «Матушка Рафаила, убегай! Через полчаса – тебе смерть!». На что игуменья твердо ответила: «На всё воля Божия. Я сестёр не оставлю». Спустя некоторое время в дом ворвалась группа активистов местной антирелигиозной организации «Безбожник» во главе с её руководителем - чекистом Иваном Леонтиевичем Саламащенко <жутка будет его смерть>. Шестеро пьяных мужиков нагло схватили настоятельницу, вывели её на улицу, привязали к дереву, обложили сеном, а затем подожгли, требуя, чтобы она сняла с груди крест и отдала им спрятанную ею ранее церковную утварь. Хозяина не было дома, дети испугались и с ужасом наблюдали происходящее. Мать Елпидифора (преклонных лет, бывшая монастырская казначея. – О.С.) взяла в руки икону Божией Матери «Неопалимая Купина», и все сёстры безбоязненно вышли во двор. Они упали на колени и усердно молили Пречистую о помощи. Неожиданно разразился сильный гром, блеснула молния, и начался сильный дождь. Огненное пламя, едва успев разгореться, погасло. Тогда озлобленные мучители положили матушку на телегу и, связав её, повезли в старую скотобойню, где 49-летней игумении устроили зверский самосуд. Вначале насильники надругались над Христовой невестой, а затем в сатанинской злобе, неистово над ней издевались. Они жестоко били её прикладом по голове, оборвали ей волосы, выбили шесть верхних зубов, вырвали нижнюю челюсть. Безбожники перебили матушке рёбра, верхнюю левую голень и раздавили в одинаковых местах нижние голени обеих ног (вероятно, переехали их подводой.) Исповедница крестилась, – и богоненавистники переломали ей правую руку. А напоследок по-зверски искололи страдалицу штыками и закопали в землю – ещё живой.

Злодеяние не осталось незамеченным. Свидетельницей ужасной гибели игуменьи оказалась послушница монастыря Мария Устиновна Нагорняя (позже она приняла постриг с именем Маргарита), проживавшая неподалеку. После того, как нелюди покинули скотобойню, она тайно пробралась туда и откопала изуродованное и окровавленное тело мученицы. Матушка еще недолго дышала и затем, на руках у сестры, отошла ко Господу. Монахини похоронили игуменью Рафаилу на городском Казанском кладбище. Могилку увенчали небольшим металлическим крестом – боялись дальнейших поруганий нечестивых над прахом праведницы.

Чигиринский_монастырь_фундамент
(Чигиринский монастырь - фундамент это все что осталось от святой обители)

С 1999 года заботу о могиле матушки Рафаилы, по благословению протоиерея Анатолия Прикотенко, взяла на себя прихожанка Чигиринского Казанского храма Валентина Васильевна Калашник (бывшая тогда в тайном монашеском постриге с именем Екатерина). У гроба мученицы получила она исцеление и духовное укрепление. Не ведала тогда монахиня, что пройдет время и матушка Рафаила благословит ее стать своей преемницей – настоятельницей разрушенного, но в будущем восстановленного Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря.

Чигиринский_монастырь_временная_церковь
(временный храм на месте восстанавливаемого Чигирского женского монастыря)

В начале XXI века, после духовной оттепели, поток людей на Казанское кладбище к захоронению убиенной игуменьи усилился. Необъяснимым образом Угодница Христова звала к месту своего упокоения больных, нуждающихся и страждущих не только из черкасского края, но и из отдаленных мест. И всех утешала, исцеляла данною ей от Господа силою, дарованною за подвиг благочестивой жизни и мученического исповедания православной веры.

0 декабря 2003 года настоятелем Казанского собора г.Чигирина протоиереем Анатолием Прикотенко и его родным братом – священником Спасо-Преображенского монастыря протоиереем Николаем Прикотенко были подняты из-под спуда нетленные останки игумении Рафаилы. В могиле также сохранились четки матушки, погребальный крест, камилавка. Обретение останков явило миру очевидные подробности издевательств, которые испытала страдалица. Гробница с мощами мученицы была поставлена для молитвенного поклонения в помещении нижнего Свято-Георгиевского храма чигиринского Казанского собора.

прмч_Рафаила_Чигинская_рака_мощи
(мощи прмч. Рафаилы Чигирской)


В середине августа 2004 года рака начала сильно благоухать. Дивный запах разливался по церкви около двух недель. Время это было не случайным. Ибо, согласно воспоминаниям старожительницы Лидии Ивановны Постригань, матушку Рафаилу замучили именно в середине августа. Но точной даты, к сожалению, установить так и не удалось. Благоухание от мощей повторялось в следующие годы еще несколько раз.

24 мая 2005 года в соборном Казанском храме города Чигирина архиепископом Софронием, Черкасским и Каневским, в присутствии множества духовенства и огромного количества богомольцев, был совершен торжественный чин прославления преподобномученицы Рафаилы, игумении Чигиринской. Факт официальной канонизации и причисление Божией угодницы к Небесному собору – это явление святой миру , означающее, что она, пострадавшая за Христа, может служить для всех членов церкви образцом веры и что к ней можно и должно обращаться в молитвах всем православным христианам, имеющим нужду в небесном заступничестве.

Мощи святой установлены в правом приделе верхней церкви собора под чудотворной иконой Богородицы «Одигитрия».После открытия в 2006 году Свято-Троицкого чигиринского женского монастыря они несколько раз переносились в обитель. 10 декабря 2008 года рака с мощами была принесена в Свято-Троицкий монастырь на празднование дня памяти преподобномученицы. После торжеств эта святыня, по благословению владыки Софрония, осталась в монастыре – теперь уже навсегда.

10 июля 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил для местного прославления и почитания игумению Рафаилу (Тертацкую).

Молитва

О, многострадальная преподобномученице Рафаило, игумения Чигиринская! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши; на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на предстоящия люди, молящиеся пред пречистым образом твоим и на рабов Божиих [имена]. Простри ко Господу молитвы твоя о нас - и испроси нам оставление согрешений наших, недужным - исцеление, скорбящим и бедствующим - скорую помощь. Умоли Господа даровати нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Его. Да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Священномученик Павел Иванович Гордовский, местночтимый святой Украинской Православной Церкви


Священномученик Павел Иванович Гордовский


Родился 4 ноября 1880 года в семье "состоящего при Радомысльском Троицком соборе в качестве исправляющего должность дьячка" Ивана Николаевича Гордовского и его жены Иустины Петровны. 6 ноября таинство крещения младенца совершил настоятель Троицкой соборной церкви протоиерей Антоний Гороновский. Кроме Павла в семье было ещё два сына - Иван и Константин, а также дочь София.

11 июня 1904 года окончил курс Киевской духовной семинарии по второму разряду. 1 сентября того же года Радомысльское уездное отделение Киевского епархиального училищного совета определило его на должность законоучителя церковно-приходской школы села Соловиевки. 12 января 1905 года, согласно прошению, он был перемещён на такую же должность в местечко Коростышев. 1 декабря 1907 года был назначен учителем во второклассную школу в село Заболотье.
3 августа 1909 года подал прошение на имя митрополита Киевского Флавиана (Городецкого) о рукоположении в сан священника. Был назначен приходским священником Рождество-Богородичной церкви села Заньков Радомысльского уезда. 27 сентября того же года был рукоположен в сан священника после брака с Ольгой Владимировной (+ 1979) – дочерью потомственного дворянина села Чайковки того же уезда Владимира Филипповича Гринцевича.
24 июня 1910 года у четы родился первенец Сергий, но 27 мая следующего года он умер "от воспаления мозга." Родители простили няню, по недосмотру которой произошла смерть.
В феврале 1912 года был переведён в село Гуменники того же уезда.

9 сентября 1914 года благочинный 1-го округа Радомысльского уезда протоиерей Петр Робаковский, рекомендуя отца Павла к награде набедренником, охарактеризовал его службу как усердную, а заботу о благолепии ввереных ему храмов - ревностную. В приложенном формулярном списке указывалось, что он "Проповеди произносит собственного сочинения по возможности часто, как в храме, так и при требоисправлениях" и, что поведения он отличного. Проповеди, произнесенные им, настолько захватывали прихожан, что люди шли специально послушать его поучения. В клировой ведомости также отмечалось, что отец Павел "во всех местах учительства, как и священства устроил правильно организованные хоры певчих." Иерей Павел был высокодуховного устроения человек. Был очень талантлив, имел прекрасно поставленную речь и красивый баритон, прекрасно пел.
В Гуменниках у иерея Павла и матушки Ольги родилось двое сыновей - 19 мая 1912 года Владимир, а 20 февраля 1915 года Николай.

21 июня 1916 года был переведён в село Старостинцы Сквирского уезда к церкви мученицы Параскевы.
Здесь у четы 3 июля 1917 года родился сын Анатолий. Большинство прихожан полюбило батюшку, который снискал среди них большой авторитет, но нашлись и враждебные ему селяне. Батюшка подвергся оскорблениям и надругательствам пришедших в село красноармейцев, которые отобрали у него наперсный серебряный крест и грозили расстрелом.

26 июля 1919 года был арестован комиссаром транспортного отдела при станции Казатин Львом Кузьминым, на основании свидетельств местного председателя комбеда и нескольких других крестьян-сторонников большевиков о том что отец Павел - противник советской власти. На допросе отец Павел заявил что про Советскую власть ничего плохого не говорил и обличил своих обвинителей во вражде и лжесвидетельстве. В том же месяце был отправлен в Житомир, откуда было указано сопроводить его в Волынский губернский ЧК.

Тем временем 27 июля по просьбе его супруги было созвано общее собрание граждан села Старостинец, которое заявило что отец Павел не вёл агитации против советской власти и был невиновен по другим пунктам обвинения, почему общество обратилось к советской власти о скорейшем освобождении священника из-под ареста. Под протоколом была поставлена 141 подпись. Будучи оценено как сход "кулаков и темной массы," собрание не возымело действия.
6 августа в Житомир приезжала беременная матушка Ольга, которая подала в юридический отдел Волынской губернской чрезвычайной комиссии заявление о готовности предоставить какие либо приговоры или документы в доказательство невиновности мужа. Матушки получила от отца Павла весточку, которая оказалась его последним завещанием: "Ольга, учи детей." В защиту священника было впоследствии представлено пять приговоров прихожан с около 600 подписей. Люди утверждали, что "...всё то, в чем обвиняется свящ. Павел Гордовский есть сплошная ложь, учиненная на личной почве_."

13 августа отец Павел был вновь допрошен, подтвердив прежние показания. 15 августа следователь Волынской губернской ЧК Железнов, сочтя отца Павла "главным оплотом контрреволюции в этом районе" и "ярым врагом советской власти," положил расстрелять его за "контрреволюционную деятельность." Отец Павел был замучен и расстрелян 17 августа 1919 года в помещении Житомирской "чрезвычайки" по Илларионовской улице (впоследствии - ул. Котовского).


Почитание

Несколько дней спустя, по отступлении большевиков, тела расстрелянных были раскопаны и в местных газетах было описано их состояние. Газета "Волынская заря" сообщила что:

"...Во второй яме были обнаружены: 20) священник с. Старостинец, Сквирского уезда Павел Гордовский, 35 лет, труп нагой, на трупе пулевое ранение на затылке, сопровождающееся раздроблением костей черепа, а также револьверное ранение на груди..."

Газета "Громадяни" писала:

"...Всіх розстріляно в голову і пізнати дуже трудно. Майже у всіх замість голови якийсь віхоть. Черепа в багатьох зовсім нема, вісять тільки клапти шкури; обличчя помордовані, залишились тільки де-в-кого підборіддя й губи. Ліворуч, на сохках лежать чисті, обмиті трупи, це вже опознані. На тілі кожного написано хімічним олівцем його прізвище. Першим лежить священик з Київщини, Павло Гордовський, літ 40, черепа нема, залишилось кілька клаптів шкури, видно ніс, губи i підборіддя. Вуси i борода обрізані. На тілі жовті плями, на стегнах в деяких місцях опечене тіло, ніби після пухирів..."

По воспоминаниям Ткаченко Татьяны Анатольевны, внучатой племянницы иерея Павла Гордовского, матушке Ольге Владимировне было выдано изуродованное тело замученного священника, которое и было погребено на Русском кладбище. Об этом сделана запись в метрической книге Житомирской кладбищенской Иаковлевской церкви:

"№ 135 – 17 августа убит, а 25 погребен Преосвященным Аверкием с городским духовенством священник с. [пропуск] Сквирского у. Киевской г. Павел Иоаннов Гродовский."

Вскоре после этого у беременной матушки Ольги родился сын Леонид (+ 1924).

В течении советского периода могила отца Павла сохранилась. Благодаря рассказам матушки Ольги Владимировны, дожившей до возраста 92 лет и научившей детей и внуков, родственники сохранили память об убиенном отце Павле. Заключением заместителя прокурора Житомирской области от 31 июля 1996 года священник Павел был реабилитирован.

25 апреля 2013 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви священник Павел был причислен к лику местночтимых святых Житомирской епархии как священномученик, с установлением памяти в день прославления.

15 июля 2013 года были обретены святые мощи священномученика Павла.
25 августа 2013 года в Преображенском соборе города Житомира состоялось прославление священномученика. Мощи святого ныне покоятся в этом храме.
19 июня 2014 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о внесении имени сщмч. Павла (Гордовского) в месяцеслов УПЦ.

Награды

• набедренник (1914)
• благодарность епархиального училищного совета с выдачей похвального листа (1914, за образцовую постановку учебно-воспитательного дела в Гуменницкой церковно-приходской школе)

Тропарь
глас 4
Образ верным словом и житием был еси, отче Павле, и обидимым заступник. Сего ради враг рода человеча ополчися на тя. Ты же оправдатися не восхотел еси, но клевету, поношения, темничное заточение и лютыя истязания безропотно претерпел еси. Сего ради Венцедавец Христос увенча тя и с лики мучеников совокупи. Тем же и мы почитаем страдания и подвиги твоя, новомучениче земли Житомирския.

Кондак

глас 5
Пастырскаго служения правило, неустанный проповедниче Слова Божия, обидимых заступниче, терпению и смирению нас научаяй, священномучениче Павле, Христа Бога моли спастися душам нашим.

Молитва

О, святый угодниче Божий, священномучениче Павле! Подвигом добрым подвизался еси на земли. Сего ради восприял еси на небесех венец правды, егоже уготова Господь всем любящим Его. Мы же, чтущия святую память твою, радуемся о терпении и смирении твоем. Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение, и помози нам претерпети вся искушения и козни диавольския без роптания, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, УПЦ МП
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments