Начался Успенский пост, с чем нас всех и поздравляю!
И, как это обычно случается в подобные дни, заскрипели пером множество глашатаев… Чего только не вещают, как только не обыгрывают сие событие – и про пост Будды вспоминают, который не принес ему того, к чему он стремился, и про якобы попранные ради многодневных постов церковные каноны, запрещающие поститься в день субботний… вспоминают, силясь раздробить на кусочки мозаики, уничтожив смысл сказанного и уподобляясь протестантам, и блаженного апостола Павла, говорившего о том, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8).
А все ради того, чтобы покормить лукавого духа и принести свою (да и его тоже) мысль - пост Успенский дело придуманное людьми и дело ненужное и необязательное.
Мне вспоминается извечная история, которая повторяется со мной практически каждый пост (да что там - случается и по средам с пятницами)…
Начало очередного поста. Православные, но невоцерковленные (а, случается и воцерковленные) знакомые или друзья собираясь что-то вкусить скоромного, замечают:
- Тебе сегодня нельзя? У тебя пост начался?
- Нет, пост начался не у меня, а у нас.
- ?
- Мы же все православные, значит, мы, так или иначе, в Церкви Христовой. А посты установила как раз эта самая Церковь. Значит, пост у всех православных, и у тех, кто пытается поститься и у тех, кто поститься не собирается…
Когда у мусульман, к примеру, праздник Курба Байрам, то нам и не придет в голову сказать: «у нас праздник!» , мы говорим: «у мусульман сегодня праздник», показывая границу между ними и нами. Но когда речь касается православного поста, то проводя границу: «у тебя пост», тем самым вы проводите и границу между собой и между православными, ведь речь не о моем личном посте, например, перед Причастием, а о посте, установленном для всех православных.
Удивительно, но подобные разъяснения часто вызывают некоторую обиду у слушающих. Меня, разумеется, это несколько удивляет, но, с другой стороны, становится понятным, отчего новомодные, но неправославные сказки якобы православных толкователей современности о ненужности и избыточности Успенского поста находят столь широкую аудиторию жадно внимающих. Ведь куда проще найти оправдание своему нежеланию даже попытаться, пусть и в малой мере соблюсти пост, нежели признать, что пост важен для духовной жизни. Ведь, если важен, а ты не подвизаешься, значит, и небрежешь о духовном.… Значит, по меньшей мере, согрешаешь. А легко ли признаться в том, что согрешаешь, да еще и не собираешься сделать попытку оставить грех? Куда проще следовать сладким, но пагубным внушениям о том, что вовсе и не грех пренебречь Успенским постом.
Не редко, не желающие поститься, говорят о том, что Успенский пост был придуман людьми, а потому и необязателен.
Но таковым можно во - первых, напомнить, что установлен он не какими-то людьми, а Святой Церковью, а, значит, если мы желаем быть в Ней, то и для нас он также установлен.
Во-вторых, надо обратить внимание, что они в жизни своей с ног до головы окружены предметами и законами, созданными и утвержденными людьми, и, однако, и пользуются ими и соблюдают последние. Но где же разумность в том, чтобы соблюдать установленное, к примеру, государством, которое сегодня одно, завтра иное, а после завтра третье, и не соблюдать установленное Святой Церковью, которую Господь основал для удобства нашего спасения и Утвердил Своей Честной Кровью и Которая будет Одна до скончания века?
В третьих, святые угодники Божьи, коим мы приносим свои молитвы после Господа и Божьей Матери, нас наставляли в необходимости следовать установлениям Церкви и, коли на что-то не хватает у нас сил по причине лености нашей и испорченности нашей природы от потакания нами нашим страстям (чего мало кто в силах избежать из тех, кто воцерковился уже в зрелом возрасте), хотя бы признавать в том свой грех и смиренно просить: «Согреших Тебе…Господи, помилуй!».
Так разве новые «богословы» выше святых, которых мы почитаем? Но ладно еще, коли это касается их самих, но мы, когда прилепляемся их несвятоотеческим мыслям, таковыми же творим и себя – высших святых угодников Божьих… Да не будет подобного с нами!
Модернистские проповедники ссылаются на то, что Успенский пост это новшество в Церкви, к тому же свойственное Русской православной церкви, а, к примеру, греки, якобы не постятся в эти дни.
Но и сии утверждения не имеют под собой почвы. И хотя Успенский пост действительно самый молодой в типиконе, но и ему уже по самой меньшей мере возраст приблизился к тысяче лет! Но то типикон, а упоминания об Успенском посте встречаются много ранее – еще в пятом веке. Святитель папа Римский Лев Великий в беседах о посте (беседа 8) писал:
«Эти четыре церковные поста так расположены в целом году, что для каждого времени года предписан свой особый закон воздержания: для весны — весенний пост в Четыредесятницу, для лета — летний пост после Пятидесятницы, для осени — осенний пост — Успенский, и для зимы — зимний, Рождественский пост» (цит. по прот. Григорий Дьяченко «Великий пост»).
Так что утверждать, что Успенский пост это новшество, необязательное для чад Церкви ошибочно. Равно, как заблуждение полагать, что сей пост укрепился в обычаях только в нашей поместной церкви. Вот, как вспоминает об этих благословенных днях известный афонский подвижник, преподобный Паисий Святогорец:
« Шел Успенский пост, и я несколько дней ничего не ел» (из жития прп. Паисия Святогорца, гл.9 в Иверском скиту).
О том, что в Греции Успенский пост соблюдают не только монашествующие, но и благочестивые миряне говорил мне и протосингел Артемий – священник, долгое время исполнявших обязанности духовника храма святителя Спиридона Тримифунтского в Керкире и с которым мне по милости Божьей удалось побеседовать во время наших путешествий на о. Корфу.
(мы с протосингелом Артемием, о. Корфу, Керкира, у входа в храм свт. Спиридона Тримифунтского)
Он же развенчал и еще одно распространенное заблуждение, которое тиражируется в нас в России у же долгие годы как истина – о том, что в Греции не принято исповедоваться перед причастием. Отец Артемий поделился, что это вовсе не обычай греческой церкви, а увы, сложившаяся необходимость. Дело в том, что в Греции принимать исповедь имеет право не всякий священник, только что рукоположенный и не обладающий достаточным опытом пастырского служения, и потому во многих регионах складывается такая ситуация, что до духовника просто физически прихожанин не в силах доехать чаще, чем несколько раз в год. Ситуация сильно усугубилась в последние два десятка лет, когда Греция вошла в Евросоюз и теперь власти страны, скованные разного рода обязательствами (а Церковь в Греции не отделена от государства) чинят всякого рода препятствия и не позволяют рукополагать новых священников – целые районы остаются без священников и без Литургии. И в таких условиях, дабы не лишать возможности Святого Причастия, миряне и подходят к Чаше без непременной исповеди накануне. Но, как говорил сам о. Артемий, это не правило, а весьма опасное исключение, которого следует избегать (если кто-то пожелает, то у меня есть запись беседы о. Артемия на телевидении, где он рассуждает об этом вопросе и я с радостью поделюсь с пожелавшими послушать).
Но мы отвлеклись от основной темы…
Особенно ретивые опровергатели необходимости постов ссылаются на то, что дескать, вот, даже Сиддха́ртха Гаута́ма ставший Буддой, постился, однако, не достиг желаемого – не достигнем и мы.
Но я скажу более – можно хоть вовсе перестать потреблять пищу и воду, и пост этот будет мерзок пред Богом, потому как в посте важен не сам собственно пост, а цель, которую он преследует. Подвизаются в посте, изнемогая от голода и блудницы, ради сотворения своего тела еще более привлекательным и соблазнительным ради привлечения в свои сети новых жертв. Но почивает ли благословение Божье на таковом посте? Нет, он нечестив и в погубление души…
«Уже при дверях беззаконный и нечистый пост иудейский. Не удивляйтесь, что я назвал этот пост нечистым: что делается против воли Божией, то сквернее всего, будет ли то жертва, или пост». (свт. Иоанн Златоуст. Против иудеев. Слово второе).
Дорога сама по себе может быть укатана лучшим асфальтом, без единой выбоины и трещинки, обочины оборудованы, оснащены чистыми туалетами и добротными ресторанами… но если эта дорога ведет в пропасть, то кто скажет, что она добра? Не много ли добрее окажется неприметная среди колючих кустов, изобилующая камнями и расселинами тропа, возводящая на Небо?
Итак, Благословен в очах Господа только тот пост, что творится по Его Воле и в Его Славу! Потому станем подвизаться по мере сил и сообразно своему духовному возрасту в эти дни, благословенные Святой Церковью для поприща поста во Славу Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и держава со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.
С любовью,
рБ Дмитрий