filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Великий старец Клеопа Илие, Румынский чудотворец. По ту сторону могилы... (ч.51)

Продолжение...
начало тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/104871.html


О долге всех верующих учиться молитве Иисусовой

Arhimandrit Cleopa Ilie
(Архимандрит Клеопа Илие)


Поскольку многие часто спрашивают меня о том, в какой мере им следует учиться молитве Иисусовой и творить ее, в сегодняшней проповеди я приведу ряд свидетельств из Божественного Писания и святых отцов, чтобы немного ответить ревнующим об этом делании и нашем духовном долге.

Божественный отец Григорий Палама, объясняя, что умная молитва полагается не только церковным лицам и монашескому чину, но и всем христианам, говорит следующее: «Да не думает никто, что только лица монашеского и священнического чина имеют долгом молиться непрестанно и всегда, а миряне — нет»[151].
И святой Григорий Синаит, считая, что умная молитва обязательна для каждого христианина, с великим усердием старался учить каждого христианина этому священному деланию молитвы Иисусовой[152].
А святой отец Нил Синайский, преисполненный дара духовной мудрости, указывает, что умная молитва была дана людям Творцом нашим Богом с самого начала мира, тогда, когда праотцы наши Адам и Ева пребывали в раю, и была установлена как занятие, подобающее совершенным[153]. Он говорит: «Помолившись как должно, ожидай того, что должно, и стой мужественно, охраняя плод свой, ибо к этому ты призван был с самого начала: возделывай и храни (ср.: Быт. 2, 15)»[154]. Здесь под «возделыванием» божественный отец понимает молитву, а под «хранением» — непрестанное хранение ума от злых помыслов, которые мы должны пресекать после молитвы.
И авва Дорофей, также указывая на это, говорит: «Человек, сотворенный вначале и водворенный Богом в раю, пребывал в молитве»[155]. И великий Григорий Богослов, говоря сходным же образом, указывает, что Бог изначально дал людям это священное занятие умной молитвой, говоря: «Бог создал человека по образу и подобию Своему, посадил его в раю сладости, чтобы он возделывал бессмертные мысли, то есть мысли Божественные, самые чистые, самые высокие и совершенные, в молитве» (Сборник. Т. 1)[156].

Эти свидетельства ясно дают понять, что первые люди — как бывшие чистыми душою и сердцем — были предназначены к пребыванию в молитве благодатной и созерцательной, возносимой одним только умом, то есть к пребыванию в наисладчайшем лицезрении Бога, и хранению этого священного делания как зеницы ока, с великим мужеством, чтобы оно никогда не покидало их души и сердца.

_____________________
Примечания:
[151]
– Ср.: Из жития св. Григория Паламы, архиеп. Солунского, чудотворца // Добротолюбие: В 5 т. М., 1900 (репр.: М., 2003). Т. 5. С. 516. Ср. также: Умное делание. О молитве Иисусовой: Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. § 52 / Сост. игумен Валаамского монастыря Харитон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 44.
[152] – См.: Краткое сведение о св. Григории Синаите //Добротолюбие: В 5 т. Т. 5. С. 195.
[153] – См.: Прп. Нил Синайский. Об осьми духах зла. О сребролюбии. — § 36 // Добротолюбие: В 5 т. М., 1884. Т. 2. С. 263.
[154] – Ср.: Прп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 49 // Там же. С. 228.
[155] – Ср.: Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Поучение 1. М., 2005. С. 39.
[156] – Ср.: Свт. Григорий Богослов. Слово 45. § 8 // Свт. Григорий Богослов. Творения: В 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 562. «Сборник», который цитирует старец Клеопа, — это переведенный на румынский язык «Сборник о молитве Иисусовой», составленный игуменом Валаамского монастыря Харитоном (М., 1994). В него включены две книги иг. Харитона: «Умное делание. О молитве Иисусовой» (1936) и «Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви (1938).
_____________________


Еще мы слышим святого Макария Великого, указывающего, что эта священная молитва ума обязательна для всех христиан, когда он говорит следующее: «Христианин должен всегда иметь памятование о Боге, ибо написано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мф. 22, 37)»[157]. Затем, научая, что всегда нужно творить эту молитву, он говорит, что истинный христианин должен «любить Бога не тогда только, когда входит в церковь, но и тогда, когда находится в пути, когда беседует, вкушает пищу и пьет, он должен иметь памятование о Боге, любовь и приверженность к Нему, ибо сказано: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21)»[158].
А если кто спросит, как может человек не прерывать молитву ни когда работает, ни когда находится в пути, ни когда вкушает пищу, пьет или беседует, то пусть он послушает пояснительное слово святого Василия Великого, который, толкуя слова Священного Писания: благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33, 2), говорит:
«Казалось бы, это невозможно, то, о чем говорит пророк. Каким образом хвала Богу может быть всегда в устах людей? Когда человек ведет обычный разговор о жизни, у него нет в устах хвалы Богу; когда спит, молчит — безусловно; когда вкушает пищу и пьет, как могут уста его совершать хвалу? На это ответим, что есть уста умственные внутреннего человека, при посредстве которых человек становится причастником Божия Слова жизни, Который есть хлеб живой, Сошедший с небес (см.: Ин. 6, 58). Об этих-то устах и говорит пророк: уста мои я открыл и привлек Дух (ср.: Пс. 118, 131). Эти-то уста Бог и призывает нас открыть, чтобы принять пищу истинную: открой, говорит Он, уста твои, и Я наполню их (Пс. 80, 11)»[159].
Затем, объясняя, что всякая духовная мысль, обращенная к Богу, есть молитва, говорит: «Подчас мысль, обращенная к Богу, напечатленная в помысле души, может быть названа хвалой, которая всегда пребывает в душе, будучи от Бога»[160]. И, показывая, что эту мысль человека, обращенную к Богу, может иметь любой усердствующий человек, говорит: «Усердствующий может делать, по слову апостола, всё во славу Божию, ибо всякое дело, и всякое слово, и всякое умственное делание имеет силу хваления. Праведник, ест ли он, пьет или другое что делает, все во славу Божию творит (см.: 1 Кор. 10, 31); сердце его бдит даже тогда, когда он спит (см.: Песн. 5, 2)»[161].

__________________
Примечания:
[157]
– Ср.: Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова. — Беседа 43, § 3. М., 2007. С. 413–414.
[158] – Ср.: Там же. С. 414.
[159] – Ср.: Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 33 // Свт. Василий Великий. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 530.
[160] – Ср.: Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 33. С. 530.
[161] – Ср.: Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 33. С. 530.
___________________


Но, может быть, скажет кто-нибудь: «Это памятование, всегдашнее помышление о Боге и непрестанная молитва были заповеданы Богом только лицам церковным и монахам». В сказанном выше было объяснено, что подобное мнение необоснованно, и мы покажем это и в дальнейшем.

Когда Бог повелел нашим праотцам Адаму и Еве трудиться и хранить это райское делание непрестанного помышления о Нем, Он не обращался к монахам, а к первым людям, которых Он создал и поместил в раю сладости (см.: Быт. 2, 15). Когда Давид говорил Духом Святым: закон Твой — помышление мое (ср.: Пс. 118, 97), не для монахов он это сказал. И снова: о законе Его будет размышлять он день и ночь (Пс. 1, 2), или: благословлю Господа во всякое время (Пс. 33, 2), — не для одних только монахов он это сказал, ибо вовсе не было в те времена монахов. Когда великий апостол Павел заповедал: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17), не для монахов он это сказал, ибо еще не было монахов в то время, но он сказал это всем христианам.

Итак, неправы те, кто говорит, что молитва ума и молитва непрестанная — для одних только монахов. Вы слышали выше Великого Василия, говорящего: «Праведный, ест ли он, пьет ли, другое ли что делает, все во славу Божию творит». Посмотри, он не сказал: «монах», но: «праведный», чтобы показать, что любой человек праведный может иметь это священное делание ума, то есть присутствие дара Божия в уме, и в сердце, и во всяком состоянии своего сердца, если только захочет.
Священное Писание говорит: веселись, юноша, в юности твоей и ходи по путям сердца твоего непорочно… И удаляй гнев от сердца твоего (ср.: Еккл. 11, 9—10), и если сойдет на тебя Дух Сильный, не оставляй места твоего (ср.: Еккл. 10, 4). И апостол говорит: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Видишь, что эти наставления Священного Писания о трезвении и внутреннем хранении адресованы не одним только монахам, но всем христианам? Ибо все мы нуждаемся в трезвении и непрестанной молитве.

Но, может, скажет кто-нибудь из благоверных: «Как могу я, будучи механиком, бухгалтером или ткачихой или сидя за рулем и управляя автомобилем, напрягая внимание, творить еще и непрестанную молитву?» Или другой скажет: «У меня много хлопот и высокая должность, работа моя сопряжена с большой ответственностью не только за себя, но и за других, потому что я конструктор высокоточных изделий, и внимание мое сосредоточено на успешной реализации моих разработок. Как я могу иметь еще и молитву к Богу в это время?» Или другие: «Я врач, хирург, фармаколог или химик, математик, преподаватель самых разных предметов, военачальник, капитан корабля, летчик, вагоновожатый, водитель автобуса, машинист поезда, мотоциклист, велосипедист или управляю другими транспортными средствами, наземными, водными и подводными. Как мне в это время иметь в уме еще и молитву?»

На это отвечаем всем: братия мои, совершенно верно, что всем вам — и тем, кто в трудится в кабинете, и кто за рулем, кто на фабрике, кто за кафедрой, и тем, кто водит машину или летит по воздуху, едет по суше, плывет по морю, и тем, кто трудится на шахтах и заводах, и тем, кто работает на всяких счетных машинах и ткацких станках, на электрической и электронной технике, так же как и тем, кто командует армиями или судит в судах, — всем тем, у кого сложная профессия высокого уровня квалификации и механизации, всем вам приходится много внимания и заботы вкладывать в свою работу, чтобы выполнить ее должным образом, потому что вы несете и большую ответственность за то, что делаете. Но если вы из тех, кто верит в Бога, и если вы знаете из Священного Писания, что Он Тот, Кто наполняет небо и землю (см.: 2 Пар. 2, 6) и испытывает сердца и утробы людей (см.: Пс. 7, 10), равно как и все глубины (см.: 1 Кор. 2, 10), то где бы мы смогли быть без Него? И если советы сердец наших не могут скрыться от Него (см.: Сир. 1, 30) и еще несоделанное нами видят очи Его (см.: Пс. 138, 16), то какими же нам нужно быть пред Ним, в каком бы месте мы ни находились?
Итак, что же скажем? Если мы, где бы ни находились, будем делать все, как пред лицом Бога, Который видит все и знает все, — то это хождение наше пред Богом вменится нам в молитву. И если мы будем пребывать в этом чувстве присутствия Бога, где бы то ни было и когда бы то ни было, и хотя бы одним воздыханием сердца своего будем взывать к Богу, тогда мы таким образом будем пребывать как в непрестанной молитве к Богу и все дела наши будут совершаться во славу Божию, особенно тогда, когда они служат на пользу нашей страны и живущих в ней, а также на пользу Церкви Христовой.

Если всякое наше служение мы будем совершать честно, по правде, внимательно, как пред лицем Бога, тогда наша жизнь в целом станет служением, молитвой, совершенной во славу Божию, и мы всегда будем получать от Него радость, утешение, укрепление и помощь во всем, служащем на пользу.
Не от всех Бог требует пребывать только в храме, но от всех требуется — и нам это будет на великую пользу и в нынешнем веке, и в будущем — везде и всегда иметь Бога пред очами ума своего. Таким был святой и великий пророк царь Давид, говоривший: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; дабы я не поколебался (ср.: Пс. 15, 8). Разве у него, царя, не было множества хлопот и огромной ответственности? Но при всем том умом своим он всегда видел Бога пред собою, чтобы не согрешить. Он имел это священное делание — чувствовать себя всегда в присутствии Божием, и его устами Дух Святый ублажает того мужа, который будет размышлять день и ночь о законе Господнем (см.: Пс. 1, 2). Итак, блаженны те, кто имеет это священное делание во всякое время и на всяком месте, где бы они ни были, — ибо если взор ума их будет обращен к Создателю своему, то Он всегда будет посещать их милостью и благосердием. Если всякое наше дело мы будем совершать как заповедь Божию и как пред очами Его, то вся наша жизнедеятельность будет как молитва пред Ним и мы, как рабы верные, получим награду от Него.

Если бы все христиане — во всякое время и где бы они ни находились — исполняли свое служение, вверенное им руководством страны или Церкви, с большим вниманием и усердием, имея в виду общую пользу всех, и всё совершали бы с трезвением, со страхом Божиим и как пред лицом Его, то это совершенно избавило бы их от страстных мыслей и слов и от злых дел (см.: Филокалия. Т. 4. Исихий Синаит. Вторая сотница глав о противлении и молитве. Гл. 41)[162], и вся их жизнь была бы непрестанной молитвой.

Но с полным правом некоторые христиане могли бы спросить: «Что такое умная молитва и из каких слов она состоит?» Всякая молитва, которую человек совершает умом, — будь она короткая или длинная, — есть умная молитва. Но самая обычная и самая лучшая умная молитва, которую во все века творили святые отцы и преуспевшие христиане, это следующая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)», к чему можно еще добавить: «Молитвами Пресвятой Твоей Матери и всех святых Твоих, помилуй мя».
Эту молитву те, кто желает, могут произносить и в более краткой форме, а именно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», чтобы таким образом соответствовать сказанному апостолом Павлом: хочу лучше пять слов сказать умом моим (ср.: 1 Кор. 14, 19). В крайней необходимости и молитва из трех слов — «Господи, помилуй мя» — спасает человека, если он возносит ее из глубины сердца.

Те из христиан-мирян, кто захочет научиться этой священной молитве Христовой, найдут много наставлений о том, как ее совершать, в «Добротолюбии» и других книгах святых отцов, где подробно описаны способы ее совершения и говорится о той великой пользе, какую приносит эта молитва тому, кто занимается ею как можно чаще и как можно дольше.
Для христиан-мирян, желающих научиться этой священной умной молитве, приведем вкратце учение русского подвижника, монаха-аскета Дорофея, который говорит так: «Кто молится устами, а о душе и сердце своем небрежет, такой человек молится воздуху, а не Богу, и старается тщетно. Ибо Бог внимает уму и усердию, а не многословию. Нужно молиться со всем усердием, от всей души и сердца, со страхом Божиим и всей крепостью своею. Молитва ума не позволяет войти во внутреннюю клеть ни рассеянию, ни скверным помыслам».
Затем он говорит: «Ты хочешь знать, как творить умную, или сердечную, молитву? Я научу тебя. Итак, внимай мне усердно и с разумением, послушай меня, любимый мой. Вначале надо творить молитву Иисусову вслух, то есть и устами, и языком, и словом, вслух себе одному. Когда уста, язык и чувства насытятся молитвой, творимой вслух, тогда молитва, творимая голосом, прекращается и начинается произношение ее шепотом. После этого нужно научиться молиться умом. Тогда молитва ума и сердца начнет развиваться — действием дара Божия — самовластно, непрестанно, действуя и усиливаясь при всяком деле и во всяком месте» (Еп. Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой)[163].

Итак, братия мои христиане, селяне и горожане, в этом кратком слове было показано, что умная молитва обязательна для всех христиан, принявших Крещение во имя Святой Троицы и пребывающих в правой вере.
Затем было показано, что молитву ума и сердца можно творить во всякое время и на всяком месте, лишь бы человек имел страх Божий, имел бы еще трезвение ума и старался совершать свое служение или дело так, как если бы он совершал его пред лицом Божиим, зная, что Бог видит его и ведает, как он совершает свое служение или дело. Показано было также, согласно Великому Василию, что всякое помышление духовное и всякое дело, совершённое во славу Божию, тоже есть молитва.

Показано было еще, что понимается под умной молитвой и каковы самые подобающие слова, составляющие эту молитву. А в заключение приведено было и краткое поучение преподобного отца Дорофея, представляющее способ, по которому мирянин или монах может навыкнуть этой священной молитве.

Милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и молитвы Пречистой Его Матери да помогут всем и мне, совершенно недостойному, научиться и тому, как применять на деле то, что мы накопили в уме теоретически. Аминь.
________________
Примечания:
[162]
– См.: Прп. Исихий Иерусалимский. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 143 //Добротолюбие. СПб., 1884. Т. 2. С. 197.
[163] – Ср.: Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой // Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения: В 5 т. М., 1996 (репр. изд.: СПб., 1904). Т. 2. Аскетические опыты. С. 266.

Продолжение следует….
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/1020455.html

Tags: Клеопа Илие, Молитва, Румыния
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments