начало тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/104871.html
О долге всех верующих учиться молитве Иисусовой

(Архимандрит Клеопа Илие)
Поскольку многие часто спрашивают меня о том, в какой мере им следует учиться молитве Иисусовой и творить ее, в сегодняшней проповеди я приведу ряд свидетельств из Божественного Писания и святых отцов, чтобы немного ответить ревнующим об этом делании и нашем духовном долге.
Божественный отец Григорий Палама, объясняя, что умная молитва полагается не только церковным лицам и монашескому чину, но и всем христианам, говорит следующее: «Да не думает никто, что только лица монашеского и священнического чина имеют долгом молиться непрестанно и всегда, а миряне — нет»[151].
И святой Григорий Синаит, считая, что умная молитва обязательна для каждого христианина, с великим усердием старался учить каждого христианина этому священному деланию молитвы Иисусовой[152].
А святой отец Нил Синайский, преисполненный дара духовной мудрости, указывает, что умная молитва была дана людям Творцом нашим Богом с самого начала мира, тогда, когда праотцы наши Адам и Ева пребывали в раю, и была установлена как занятие, подобающее совершенным[153]. Он говорит: «Помолившись как должно, ожидай того, что должно, и стой мужественно, охраняя плод свой, ибо к этому ты призван был с самого начала: возделывай и храни (ср.: Быт. 2, 15)»[154]. Здесь под «возделыванием» божественный отец понимает молитву, а под «хранением» — непрестанное хранение ума от злых помыслов, которые мы должны пресекать после молитвы.
И авва Дорофей, также указывая на это, говорит: «Человек, сотворенный вначале и водворенный Богом в раю, пребывал в молитве»[155]. И великий Григорий Богослов, говоря сходным же образом, указывает, что Бог изначально дал людям это священное занятие умной молитвой, говоря: «Бог создал человека по образу и подобию Своему, посадил его в раю сладости, чтобы он возделывал бессмертные мысли, то есть мысли Божественные, самые чистые, самые высокие и совершенные, в молитве» (Сборник. Т. 1)[156].
Эти свидетельства ясно дают понять, что первые люди — как бывшие чистыми душою и сердцем — были предназначены к пребыванию в молитве благодатной и созерцательной, возносимой одним только умом, то есть к пребыванию в наисладчайшем лицезрении Бога, и хранению этого священного делания как зеницы ока, с великим мужеством, чтобы оно никогда не покидало их души и сердца.
_____________________
Примечания:
[151] – Ср.: Из жития св. Григория Паламы, архиеп. Солунского, чудотворца // Добротолюбие: В 5 т. М., 1900 (репр.: М., 2003). Т. 5. С. 516. Ср. также: Умное делание. О молитве Иисусовой: Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. § 52 / Сост. игумен Валаамского монастыря Харитон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 44.
[152] – См.: Краткое сведение о св. Григории Синаите //Добротолюбие: В 5 т. Т. 5. С. 195.
[153] – См.: Прп. Нил Синайский. Об осьми духах зла. О сребролюбии. — § 36 // Добротолюбие: В 5 т. М., 1884. Т. 2. С. 263.
[154] – Ср.: Прп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 49 // Там же. С. 228.
[155] – Ср.: Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Поучение 1. М., 2005. С. 39.
[156] – Ср.: Свт. Григорий Богослов. Слово 45. § 8 // Свт. Григорий Богослов. Творения: В 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 562. «Сборник», который цитирует старец Клеопа, — это переведенный на румынский язык «Сборник о молитве Иисусовой», составленный игуменом Валаамского монастыря Харитоном (М., 1994). В него включены две книги иг. Харитона: «Умное делание. О молитве Иисусовой» (1936) и «Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви (1938).
_____________________
Еще мы слышим святого Макария Великого, указывающего, что эта священная молитва ума обязательна для всех христиан, когда он говорит следующее: «Христианин должен всегда иметь памятование о Боге, ибо написано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мф. 22, 37)»[157]. Затем, научая, что всегда нужно творить эту молитву, он говорит, что истинный христианин должен «любить Бога не тогда только, когда входит в церковь, но и тогда, когда находится в пути, когда беседует, вкушает пищу и пьет, он должен иметь памятование о Боге, любовь и приверженность к Нему, ибо сказано: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21)»[158].
А если кто спросит, как может человек не прерывать молитву ни когда работает, ни когда находится в пути, ни когда вкушает пищу, пьет или беседует, то пусть он послушает пояснительное слово святого Василия Великого, который, толкуя слова Священного Писания: благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33, 2), говорит:
«Казалось бы, это невозможно, то, о чем говорит пророк. Каким образом хвала Богу может быть всегда в устах людей? Когда человек ведет обычный разговор о жизни, у него нет в устах хвалы Богу; когда спит, молчит — безусловно; когда вкушает пищу и пьет, как могут уста его совершать хвалу? На это ответим, что есть уста умственные внутреннего человека, при посредстве которых человек становится причастником Божия Слова жизни, Который есть хлеб живой, Сошедший с небес (см.: Ин. 6, 58). Об этих-то устах и говорит пророк: уста мои я открыл и привлек Дух (ср.: Пс. 118, 131). Эти-то уста Бог и призывает нас открыть, чтобы принять пищу истинную: открой, говорит Он, уста твои, и Я наполню их (Пс. 80, 11)»[159].
Затем, объясняя, что всякая духовная мысль, обращенная к Богу, есть молитва, говорит: «Подчас мысль, обращенная к Богу, напечатленная в помысле души, может быть названа хвалой, которая всегда пребывает в душе, будучи от Бога»[160]. И, показывая, что эту мысль человека, обращенную к Богу, может иметь любой усердствующий человек, говорит: «Усердствующий может делать, по слову апостола, всё во славу Божию, ибо всякое дело, и всякое слово, и всякое умственное делание имеет силу хваления. Праведник, ест ли он, пьет или другое что делает, все во славу Божию творит (см.: 1 Кор. 10, 31); сердце его бдит даже тогда, когда он спит (см.: Песн. 5, 2)»[161].
__________________
Примечания:
[157] – Ср.: Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова. — Беседа 43, § 3. М., 2007. С. 413–414.
[158] – Ср.: Там же. С. 414.
[159] – Ср.: Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 33 // Свт. Василий Великий. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 530.
[160] – Ср.: Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 33. С. 530.
[161] – Ср.: Свт. Василий Великий. Беседа на псалом 33. С. 530.
___________________
Но, может быть, скажет кто-нибудь: «Это памятование, всегдашнее помышление о Боге и непрестанная молитва были заповеданы Богом только лицам церковным и монахам». В сказанном выше было объяснено, что подобное мнение необоснованно, и мы покажем это и в дальнейшем.
Когда Бог повелел нашим праотцам Адаму и Еве трудиться и хранить это райское делание непрестанного помышления о Нем, Он не обращался к монахам, а к первым людям, которых Он создал и поместил в раю сладости (см.: Быт. 2, 15). Когда Давид говорил Духом Святым: закон Твой — помышление мое (ср.: Пс. 118, 97), не для монахов он это сказал. И снова: о законе Его будет размышлять он день и ночь (Пс. 1, 2), или: благословлю Господа во всякое время (Пс. 33, 2), — не для одних только монахов он это сказал, ибо вовсе не было в те времена монахов. Когда великий апостол Павел заповедал: непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17), не для монахов он это сказал, ибо еще не было монахов в то время, но он сказал это всем христианам.
Итак, неправы те, кто говорит, что молитва ума и молитва непрестанная — для одних только монахов. Вы слышали выше Великого Василия, говорящего: «Праведный, ест ли он, пьет ли, другое ли что делает, все во славу Божию творит». Посмотри, он не сказал: «монах», но: «праведный», чтобы показать, что любой человек праведный может иметь это священное делание ума, то есть присутствие дара Божия в уме, и в сердце, и во всяком состоянии своего сердца, если только захочет.
Священное Писание говорит: веселись, юноша, в юности твоей и ходи по путям сердца твоего непорочно… И удаляй гнев от сердца твоего (ср.: Еккл. 11, 9—10), и если сойдет на тебя Дух Сильный, не оставляй места твоего (ср.: Еккл. 10, 4). И апостол говорит: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Видишь, что эти наставления Священного Писания о трезвении и внутреннем хранении адресованы не одним только монахам, но всем христианам? Ибо все мы нуждаемся в трезвении и непрестанной молитве.
Но, может, скажет кто-нибудь из благоверных: «Как могу я, будучи механиком, бухгалтером или ткачихой или сидя за рулем и управляя автомобилем, напрягая внимание, творить еще и непрестанную молитву?» Или другой скажет: «У меня много хлопот и высокая должность, работа моя сопряжена с большой ответственностью не только за себя, но и за других, потому что я конструктор высокоточных изделий, и внимание мое сосредоточено на успешной реализации моих разработок. Как я могу иметь еще и молитву к Богу в это время?» Или другие: «Я врач, хирург, фармаколог или химик, математик, преподаватель самых разных предметов, военачальник, капитан корабля, летчик, вагоновожатый, водитель автобуса, машинист поезда, мотоциклист, велосипедист или управляю другими транспортными средствами, наземными, водными и подводными. Как мне в это время иметь в уме еще и молитву?»
На это отвечаем всем: братия мои, совершенно верно, что всем вам — и тем, кто в трудится в кабинете, и кто за рулем, кто на фабрике, кто за кафедрой, и тем, кто водит машину или летит по воздуху, едет по суше, плывет по морю, и тем, кто трудится на шахтах и заводах, и тем, кто работает на всяких счетных машинах и ткацких станках, на электрической и электронной технике, так же как и тем, кто командует армиями или судит в судах, — всем тем, у кого сложная профессия высокого уровня квалификации и механизации, всем вам приходится много внимания и заботы вкладывать в свою работу, чтобы выполнить ее должным образом, потому что вы несете и большую ответственность за то, что делаете. Но если вы из тех, кто верит в Бога, и если вы знаете из Священного Писания, что Он Тот, Кто наполняет небо и землю (см.: 2 Пар. 2, 6) и испытывает сердца и утробы людей (см.: Пс. 7, 10), равно как и все глубины (см.: 1 Кор. 2, 10), то где бы мы смогли быть без Него? И если советы сердец наших не могут скрыться от Него (см.: Сир. 1, 30) и еще несоделанное нами видят очи Его (см.: Пс. 138, 16), то какими же нам нужно быть пред Ним, в каком бы месте мы ни находились?
Итак, что же скажем? Если мы, где бы ни находились, будем делать все, как пред лицом Бога, Который видит все и знает все, — то это хождение наше пред Богом вменится нам в молитву. И если мы будем пребывать в этом чувстве присутствия Бога, где бы то ни было и когда бы то ни было, и хотя бы одним воздыханием сердца своего будем взывать к Богу, тогда мы таким образом будем пребывать как в непрестанной молитве к Богу и все дела наши будут совершаться во славу Божию, особенно тогда, когда они служат на пользу нашей страны и живущих в ней, а также на пользу Церкви Христовой.
Если всякое наше служение мы будем совершать честно, по правде, внимательно, как пред лицем Бога, тогда наша жизнь в целом станет служением, молитвой, совершенной во славу Божию, и мы всегда будем получать от Него радость, утешение, укрепление и помощь во всем, служащем на пользу.
Не от всех Бог требует пребывать только в храме, но от всех требуется — и нам это будет на великую пользу и в нынешнем веке, и в будущем — везде и всегда иметь Бога пред очами ума своего. Таким был святой и великий пророк царь Давид, говоривший: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; дабы я не поколебался (ср.: Пс. 15, 8). Разве у него, царя, не было множества хлопот и огромной ответственности? Но при всем том умом своим он всегда видел Бога пред собою, чтобы не согрешить. Он имел это священное делание — чувствовать себя всегда в присутствии Божием, и его устами Дух Святый ублажает того мужа, который будет размышлять день и ночь о законе Господнем (см.: Пс. 1, 2). Итак, блаженны те, кто имеет это священное делание во всякое время и на всяком месте, где бы они ни были, — ибо если взор ума их будет обращен к Создателю своему, то Он всегда будет посещать их милостью и благосердием. Если всякое наше дело мы будем совершать как заповедь Божию и как пред очами Его, то вся наша жизнедеятельность будет как молитва пред Ним и мы, как рабы верные, получим награду от Него.
Если бы все христиане — во всякое время и где бы они ни находились — исполняли свое служение, вверенное им руководством страны или Церкви, с большим вниманием и усердием, имея в виду общую пользу всех, и всё совершали бы с трезвением, со страхом Божиим и как пред лицом Его, то это совершенно избавило бы их от страстных мыслей и слов и от злых дел (см.: Филокалия. Т. 4. Исихий Синаит. Вторая сотница глав о противлении и молитве. Гл. 41)[162], и вся их жизнь была бы непрестанной молитвой.
Но с полным правом некоторые христиане могли бы спросить: «Что такое умная молитва и из каких слов она состоит?» Всякая молитва, которую человек совершает умом, — будь она короткая или длинная, — есть умная молитва. Но самая обычная и самая лучшая умная молитва, которую во все века творили святые отцы и преуспевшие христиане, это следующая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)», к чему можно еще добавить: «Молитвами Пресвятой Твоей Матери и всех святых Твоих, помилуй мя».
Эту молитву те, кто желает, могут произносить и в более краткой форме, а именно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», чтобы таким образом соответствовать сказанному апостолом Павлом: хочу лучше пять слов сказать умом моим (ср.: 1 Кор. 14, 19). В крайней необходимости и молитва из трех слов — «Господи, помилуй мя» — спасает человека, если он возносит ее из глубины сердца.
Те из христиан-мирян, кто захочет научиться этой священной молитве Христовой, найдут много наставлений о том, как ее совершать, в «Добротолюбии» и других книгах святых отцов, где подробно описаны способы ее совершения и говорится о той великой пользе, какую приносит эта молитва тому, кто занимается ею как можно чаще и как можно дольше.
Для христиан-мирян, желающих научиться этой священной умной молитве, приведем вкратце учение русского подвижника, монаха-аскета Дорофея, который говорит так: «Кто молится устами, а о душе и сердце своем небрежет, такой человек молится воздуху, а не Богу, и старается тщетно. Ибо Бог внимает уму и усердию, а не многословию. Нужно молиться со всем усердием, от всей души и сердца, со страхом Божиим и всей крепостью своею. Молитва ума не позволяет войти во внутреннюю клеть ни рассеянию, ни скверным помыслам».
Затем он говорит: «Ты хочешь знать, как творить умную, или сердечную, молитву? Я научу тебя. Итак, внимай мне усердно и с разумением, послушай меня, любимый мой. Вначале надо творить молитву Иисусову вслух, то есть и устами, и языком, и словом, вслух себе одному. Когда уста, язык и чувства насытятся молитвой, творимой вслух, тогда молитва, творимая голосом, прекращается и начинается произношение ее шепотом. После этого нужно научиться молиться умом. Тогда молитва ума и сердца начнет развиваться — действием дара Божия — самовластно, непрестанно, действуя и усиливаясь при всяком деле и во всяком месте» (Еп. Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой)[163].
Итак, братия мои христиане, селяне и горожане, в этом кратком слове было показано, что умная молитва обязательна для всех христиан, принявших Крещение во имя Святой Троицы и пребывающих в правой вере.
Затем было показано, что молитву ума и сердца можно творить во всякое время и на всяком месте, лишь бы человек имел страх Божий, имел бы еще трезвение ума и старался совершать свое служение или дело так, как если бы он совершал его пред лицом Божиим, зная, что Бог видит его и ведает, как он совершает свое служение или дело. Показано было также, согласно Великому Василию, что всякое помышление духовное и всякое дело, совершённое во славу Божию, тоже есть молитва.
Показано было еще, что понимается под умной молитвой и каковы самые подобающие слова, составляющие эту молитву. А в заключение приведено было и краткое поучение преподобного отца Дорофея, представляющее способ, по которому мирянин или монах может навыкнуть этой священной молитве.
Милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и молитвы Пречистой Его Матери да помогут всем и мне, совершенно недостойному, научиться и тому, как применять на деле то, что мы накопили в уме теоретически. Аминь.
________________
Примечания:
[162] – См.: Прп. Исихий Иерусалимский. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 143 //Добротолюбие. СПб., 1884. Т. 2. С. 197.
[163] – Ср.: Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой // Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения: В 5 т. М., 1996 (репр. изд.: СПб., 1904). Т. 2. Аскетические опыты. С. 266.
Продолжение следует….
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/1020455.html