Свт. Андрея Критского, архиепископа; прп. Марфы Антиохийской, матери Симеона Дивногорца (551); прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 27 июня); прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня (ст.ст.)); свт. Ульриха, еп. Аугсбургского (973; Герм.); прп. Андрея Рублева, иконописца (XV); страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (1918).
Блгв. кн. Андрея Боголюбского (1174); Обре́тение мощей прп. Евфимия, Суздальского чудотворца (1507); мч. Феодота и мц. Феодотии (108); сщмч. Феодора, епископа Киринейского (310); сщмчч. Саввы (Трлаича), епископа Горнокарловацкого, и Георгия, пресвитера (1941) (Серб.).
Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице); Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 12 июля).
Сщмч. Димитрия Казанского, пресвитера (1942).
Икона Божией Матери: Галатская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Страстотерпцы царь Николай II, царица Александра, царевич Алексий, великие княгини Ольга, Татиана, Мария и Анастасия

Царственные страстотерпцы император Всероссийский Николай II Александрович, императрица Всероссийская Александра Феодоровна, цесаревич великий князь Алексий Николаевич, великие княжны Ольга Николаевна, Татиана Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна (+ 1918)
Память 4 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Костромских и Санкт-Петербургских святых.
Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве, он сказал:
"На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе".
Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев. Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому - и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России - через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви.
Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.

(дом Ипатьева в Екатеринбург, где была расстреляна царская семья)
В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников. Сохранился секретный приказ КГБ СССР об этом, подписанный Андроповым Ю.В.

14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в составе Собора новомучеников Российских.
С приближением распада СССР и в 1990-е годы стало фиксироваться всё больше чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев. Ряд епархий Русской Православной Церкви стали прославлять царственных мучеников как местночтимых святых - среди таких были Екатеринбургская, Луганская, Брянская, Одесская и Тульчинская епархии. Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку их канонизации. К 2000 году накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи.
Одновременно, поднялся вопрос обретения честных останков царской семьи. В 1991 году под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 году по описанию в "Записке Я. М. Юровского" и принятое им за могилу царской семьи. 19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой России было возбуждено следственное дело за № 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митрополит Крутицкий Ювеналий сделал официальное заявление об итогах исследования "екатеринбургских останков": "Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью". 26 февраля 1998 года состоялось заседание Священного Синода Московского Патриархата, в определении которого говорится, что
"Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно "екатеринбургских останков" и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения".
По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.
Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла "возможным поставить вопрос о причислении [царской семьи] к лику святых страстотерпцев" в 1996 году. Постановлением Священного Синода от 10 октября того года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля 1997 года данная позиция была одобрена.
Вопрос этот получил большой резонанс в русском обществе за пределами церковной ограды. Канонизации предшествовала длительная дискуссия в Церкви и обществе. В частности, в числе противников канонизации царской семьи был профессор МДА А.И. Осипов, известный публицист и апологет.
Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Сомнение в выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству. Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.
Единственным из церковных иерархов, не подписавшим акт о канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов):
«Но видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Если царь-батюшка включен в общий список, то я не могу голосовать против Кирилла Казанского, Агафангела (Преображенского) и других. Но, когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. ... он государственный изменник. ... он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Что он должен был делать? Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено».
Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:
"В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры".
По единодушному мнению обозревателей, прославление Царственных страстотерпцев стало ключевым событием Собора - именно этой теме в последующие несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов России.

(Убиение святого царя Николая, его семейства и слуг. Восьмое клеймо иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских Храма Христа Спасителя в Москве)
На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник "на крови" во имя Всех святых, в земле Российской просиявших - 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления, Царственные страстотерпцы были изображены в центре переднего плана средника, а также в восьмом клейме (в нижней части правого поля) соотносящемся по горизонтали с изображением святого патриарха Тихона, а по вертикали - с изображениями преподобномученицы Елисаветы и города Тобольска. Клеймо изображает убиение Царственной семьи и отличается симметрией композиции - Царственные мученики изображены в центре, на лестнице-пьедестале, обрамленные подвальным сводом-триумфальной аркой; их неуклюже стоящие убийцы в грязно-зеленых формах также симметрично обрамляют сплочённую семью жертв-победителей в облачениях ярких и чистых цветов.
В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
Стоит отметить, что с 1990-х годов получили некоторое распространение и искаженные формы почитания святого венценосного семейства и, особенно, царя Николая, самая известная из которых получила название "ереси царебожия".
Тропарь царственных страстотерпцев
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.
Ин тропарь святым царственным страстотерпцам
глас 5
Царства земнаго лишение,/ узы и страдания многоразличныя/ кротко претерпел еси,/ свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,/ страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае,/ сего ради мученическим венцем на небесех,/ венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог,/ Егоже моли помиловати страну Российскую/ и спасти души наша.
Кондак царственных страстотерпцев
глас 8
Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.
Ин кондак святым царственным страстотерпцам
глас 6
Надежда царя мученика/ с царицею и чады и слуги укрепи,/ и к Твоей любви окрыли, будущий им покой предвозвестивши,/ тех молитвами, Господи, помилуй нас.
Величание
Величаем вас,/ святии царственнии страстотерпцы,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.
Молитва святому страстотерпцу царю-мученику Николаю второму
О святый великий Российский Царю и страстотерпче Николае! Вонми гласу моления нашего и вознеси ко Престолу всевидящаго Господа стенания и воздыхания народа Русскаго, некогда богоизбраннаго и благословеннаго, ныне же падшаго и от Бога отступившаго. Разреши клятвопреступление, доселе тяготеющее над народом Русским. Тяжко бо согрешихом, отступивше от Царя Небеснаго, оставльше веру православную на попрание нечестивых, преступльше клятву соборную и не возбранивше убиению твоему, Семьи твоея и верных слуг твоих.
Не бо послушахом повеления Господня: «Не прикасайтеся помазанным Моим» паки же Давиду глаголющу: «Иже прострет руку на Помазанника Господня, не Господь ли поразит его?» И се ныне достойная по делом нашим приемлем, тяготеет бо даже до дне сего на нас грех царския крови пролития.
Доныне оскверняются святыни наши. Блуд и беззаконие не оскудевают от нас. Чада наши преданы на поругание. Вопиет к небу кровь невинная, на всякий час в земле нашей проливаемая.
Но виждь слезы и сокрушение сердец наших, каемся бо, якоже киевляне некогда пред князем Игорем, ими умученным; якоже владимирцы пред князем Андреем Боголюбским, ими убиенным, и просим: умоли Господа, да не отвратится от нас до конца, да не лишит народ Русский великаго избранничества Своего, но да подаст нам разум спасения, во еже восстати нам из глубины падения сего.
Имаши бо, Царю Николае, дерзновение велие, ты бо кровь свою пролиял еси за народ свой, и душу положил еси не токмо за други, но и за враги своя. Сего ради предстоиши ныне в Невечернем Свете Царю Славы, яко верный слуга Его. Буди нам ходатай и заступник, и охранитель. Не отвратися от нас, и не остави нас на попрание нечестивых. Даруй нам силы на покаяние, и правосудие Божие приклони на милосердие, да не погубит нас до конца Господь, но да вся простит и милостивно помилует, и спасет землю Русскую и народ ея. Да избавит же Отечество наше от постигших бед и напастей, возродит веру и благочестие, восставит же престол Царей православных, еже сбытися пророчествам угодников Божиих. И да прославят люди Русские по всей вселенней всехвальное имя Господне и верно послужат Ему до скончания века, воспевая славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Евфимий Суздальский, архимандрит, обретение мощей

Преподобный Евфимий Суздальский родился в 1316 году в Нижнем Новгороде. С раннего детства он был научен грамоте и получил духовное воспитание. Он принял постриг в Нижегородском Печерском монастыре от его основателя, святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; + 1385, память 26 июня и 15 октября). Подвиги преподобного Евфимия были так велики, что святой Дионисий советовал ему их уменьшить. В 1352 году суздальский князь Борис Константинович решил основать в своем городе мужской монастырь и обратился в Нижегородскую Печерскую обитель с просьбой прислать инока для создания монастыря. Выбор святого игумена пал на преподобного Евфимия. После прибытия преподобного Евфимия в Суздаль в северной части города, за рекой Каменкой, суздальский святитель Иоанн (память 15 октября) при громадном стечении народа водрузил крест на месте будущего монастырского собора. Сам князь начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий вытесал для себя три гробовых камня, дав обет остаться в новой обители до конца жизни. Так было положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, куда вскоре под руководство преподобного собралось более трехсот иноков. В монастыре был принят общежительный устав. Особенно преподобный следил за тем, чтобы каждый из иноков был готов исполнить любое послушание.
Преподобный Евфимий часто ходил за духовным советом в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию Радонежскому (+ 1392, память 25 сентября, 5 июля). Святой Евфимий был строгим подвижником и великим молитвенником. Он неустанно трудился на пользу всей братии. Скончался преподобный Евфимий в 1404 году, 1 апреля.
4 июля 1507 года при копании рва для нового соборного храма были обретены его нетленные мощи. Прославлен святой на Соборе 1549 года.
Тропарь преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца
глас 3
Яко светозарная звезда,/ пришел еси от востока на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града Суждаля,/ в нем обитель сотворил еси,/ и собрал еси монахов множества,/ и, прием дар чудес от Бога, отче Евфимие,/ был еси о Христе собеседник/ и спостник преподобному Сергию./ С нимже у Христа Бога испроси нам здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.
Кондак преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца
глас 2
Волнений множество невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси,/ Богомудре Евфимие преподобне,/ тем и чудес дар приял еси,/ моли непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Евфимию
Преподобне и преблаженне отче наш Евфимие, вонми нам, к тебе смиренно припадающим и твоего заступления тепле просящим. Веси немощи наша, веси грехи наша, но и усердие наше не утаися от тебе. Умоли Милостиваго Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа, даровати нам оставление многих согрешений наших и утвердити нас на пути делания заповедей Его. Огради нас твоими молитвами от всех искушений и бед, отврати належащия нам скорби и напасти, даруй нам в здравии, мире, тишине и благоугождении Богу провождати дни жития нашего; испроси нам время на покаяние и ответ благоприятен на страшнем Судищи Христове, да с тобою и со всеми избранными славим вечно Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Более подробно об этом святом можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/92976.html
Мученик Феодот и мученица Феодотия Римские

(мученики Феодот и Феодотия Римские. Фреска храма Благовещения в Грачанице, Сербия)
Святые мученики Христовы Феодот и Феодотия за исповедание Христа был схвачены по повелению нечестивого императора Траяна1. Их стали принуждать отречься от истинного Бога и принести жертву идолам, но они не покорились За это их предали различным мучениям, после чего заключили в ту самую темницу, где был заключен святой мученик Христов Иакинф2. Святой стал наставлять и укреплять их в Христовой вере, и темничные стражи донесли об этом императору Траяну. Когда святой Иакинф скончался, то святых Феодота и Феодотию вывели из темницы, и они предстали пред императором. Последний стал принуждать их есть идоложертвенное, но они вместо того, чтобы исполнить его требование, обличил нечестивое идольское заблуждение. После этого их повесили и стали жечь тела их свечами, а потом, сняв с дерева, отсекли им мечем головы. После кончины святые мученики получили вечную жизнь и блаженный покой, а частные тела их были погребены на том месте, где они приняли мученическую кончину3.
_______________________
Примечания
1 Император Траян царствовал в Риской империи с 98 до 117 года.
2 Память святого мученика Иакинфа празднуется 3 июля.
3 Год кончины святых мучеников Феодота и Феодотии неизвестен, а местом их страданий был город Рим.
Священномученик Феодор Киринейский, епископ

Святой священномученик Феодор жил в царствование императора Диоклетиана1 в городе Киринее2, который находился в Ливии3 и из которого происходил Симон киринейский4. Он хорошо умел писать сочинения и, достигши в этом искусстве высокого совершенства, оставил церквам много собственноручно написанных книг. Посему родной сын его Лей сделал на него донос игемону5 Дивилиану, что он, имея книги, многих отвращает от служения богам к вере во Христа. Вследствие этого доноса святой Феодор приведен был к игемону и за ним последовало много христиан, в числе которых были святые Лукия и Иероя. От него потребовали, чтобы он отдал свои книги; но он не исполнил этого требования и не покорился, когда велели ему отречься от Христа. За это его сильно избили оловянными палками. После сего он пошел и разрушил языческие жертвенники. Тогда его повесили на дерево и стали строгать по всему телу и при этом растирали раны уксусом, солью и острыми черепками и, наконец, отрезав ему бритвой язык, отвели в темницу. Взяв от преподобных жен6 свой отрезанный язык, святой Феодор положил его себе на грудь, и все заметили, как голубь, слетая в окно темницы, прикасался к святому. Видя это, некий язычник Лукий уверовал во Христа, а святой мученик стал здоровым, но прожив после этого немного времени, скончался7, причем душа его вышла из тела вместе с голубем.
Между тем игемон, узнав, что Лукий уверовал во Христа, повелел предать смерти святых Лукию, Иерою и Киприллу, а также и всех тех, которые были крещены святым Феодором. После сего Лукий принял крещение и обратил к вере во Христа самого игемона Дигниана. Тогда они оба вместе отплыли из Крита на остров Кипр к другому игемону, который предавал мучениям христиан, и Лукий тайно от Дигниана предал себя мучителям. Он пошел и разрушил языческие жертвенники, за что ему отсекли мечом голову. Дигниан взял тело его и предал погребению. Память сих святых мучеников празднуется в храме святого Феодора, находящемся в Пергии8.
Святая мученица Киприлла была родом из того же города, где жил и святой Феодор. Вышедши замуж, она прожила с мужем около двух лет и после смерти его оставалась вдовою 28 лет. Страдая сильными головными болями и жалея своих родителей, она для исцеления от своего недуга пришла к святому епископу Феодору, заключенному уже за исповедание веры во Христа в темницу. Получив от него исцеление, она вместе с вышеназванными женами Лукиею и Иероею служила ему до его смерти, а когда он скончался, то на нее сделан был донос игемону. Представ пред последним, она исповедала Христа и не покорилась, когда ее принуждали принести жертву идолам, сказав:
- Не будет такая жертва жертвою, принесенною по моей воле.
Тогда палачи сожгли руку ее, держа ее над огнем, а потом повесили ее на дерево и стали строгать по телу, причем из ран текла кровь, а из сосцов молоко. Среди этих мучений святая мученица и предал дух свой Богу.
_____________________
Примечания
1 Император Диоклетиан управлял Римской империей с 284 г. до 305 г.
2 Город Киринея или Кирена находился в древней римской африканской провинции Киранаке и расположен был близ северных берегов Средиземного моря.
3 Ливия – страна в Африке, лежавшая на запад от Египта.
4 Симон Киринейский известен из евангельской истории страданий Спасителя. Когда Иисус Христос во время шествия на Голгофу от изнеможения упал под тяжестью креста, то последний был возложен на Симона, который и донес его к месту распятия (Мф.27:32; Мрк.15:21; Лк.23:26).
5 Игемон – правитель области.
6 Под преподобными женами разумеются здесь святые мученицы Лукия и Иероя.
7 Кончина святого священномученика Феодора по Деяниям святых последовала в 310 году.
8 По греческому прологу память святых мучеников совершается в Регии, а не в Пергии. Регия или Региум, ныне Редонио, находится в Италии на юго-западной оконечности Апеннинского полуострова у берегов Мессинского пролива.
Собор преподобных отцов Псково-Печерских

Празднуется в 4 неделю по Пятидесятнице
Долгое время память преподобных Псково-Печерских совершалась отдельно каждого. Но незадолго до своей кончины патриарх Московский и всея Руси Пимен, бывший в свое время игуменом Псково-Печерской обители, благословил установить день празднования Собора всех Псково-Печерских святых. К тому же, еще во время пребывания его в обители им из особой любви к святым покровителям Псково-Печерского монастыря был составлен особый акафист его святым. Для празднования Собора Ю. Г. Малков составил по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) текст службы. В 1988 году, в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, на Святой горке Псково-Печерской обители был заложен храм в память сонма святых преподобных Псково-Печерских. В 1994 году впервые вознеслась в церкви общая молитва и служба всем Псково-Печерским святым.
В лик Псково-Печерских святых входят:
Прп. Марк (XV в., память 29 марта)
Прп. Иона (+ ок. 1480, память 29 марта)
Прп. Васса (+ ок. 1473, память 19 марта)
Прмч. Корнилий (+ 1570, память 20 февраля)
Прмч. Вассиан Муромский (+ 1570, память 20 февраля)
Прп. Дорофей Югский (+ 1622)
Прп. Лазарь прозорливый, схимник (+ 1824)
Сщмч. Александр (Петровский), архиеп. Харьковский (+ 1940, память 11 мая, 30 октября)
Прп. Симеон (Желнин), иеросхим. (+ 1960, память 5 января)
Молитва Собору Псково-Печерских святых
О, преподобнии и Богоноснии отцы наши: Марко, Ионо, Корнилие, Вассиане, Дорофее, Лазаре, Симеоне, Александре и мати преблаженная Вассо! Смиренно припадаем к вам, яко праведником сущим, иже в Псковстей земли просиявше преславно, украсили есте обитель Печерскую жития вашего чуднаго звездами пресветлыми; к вам прибегаем и, с любовию хваляще днесь, предстательства просим за нас, многогрешных: умолите Господа Сил и Пречистую Его Матерь, да сохранят Российскую страну нашу мирну, утвердят в благочестии землю Псковскую и да покровом благодати Своея град сей покроют, обитель же нашу укрепят и всем подвизающимся в ней даруют спасение и Жизнь Вечную. Помозите нам, угодницы Божии, создати храм благолепен в сердцах наших и украсити сей храм добродетельми, да жительствует в нем едино Господь! Оградите нас стеною молитв всепобедных от греховных стрел врага спасения нашего и от всех его злых искушений, да Богоугодне зде на земли поживем и вечное Царство Пресвятыя Троицы унаследим, прославляюще присно Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Собор Тверских святых

Празднуется в 1-ю неделю после 29 июня (праздника свв. апп. Петра и Павла).
С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия началось собирание сведений о Тверских святых. Владыкой Димитрием была составлена служба Всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году он освятил престол в честь Собора Всех святых, в земле Тверской просиявших, во втором ярусе кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых.
Богоугодное дело получило завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед патриархом Московским и всея Руси Пименом, который в 1979 году благословил внести память Собора Тверских святых в церковный календарь. День празднования был приурочен к переходящей памяти святителя Арсения Тверского, в первую неделю после 29 июня.
В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих предсоветского времени, и более 200 новомучеников XX века. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечал патриарх Пимен в поздравительном послании к архиепископу Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине».
В Собор входят:
• Прп. Ефрем Новоторжский (+ 1053, память 28 января, 11 июня)
• Прп. Аркадий Вяземский, Новоторжский (+ 1077, память 11 июля, 14 августа, 13 декабря)
• Блгв. Георгий Всеволодович, вел. кн. Владимирский (+ 1238, память 4 февраля)
• Блгв. кн. Василий Ростовский (+ 1238)
• Свт. Симеон, еп. Тверской (+ 1289, память 3 февраля)
• Блгв. кн. Владимир Ржевский (+ XIII, память 15 июля) и его супруга блгв. кн. Агриппина (+ XIII, память 23 июня, 15 июля)
• Блгв. Михаил Ярославич, кн. Тверской (+ 1318, память 22 ноября) и его супруга блгв. кн. Анна Кашинская (+ 1338, память 12 июня, 2 октября)
• Свт. Моисей, архиеп. Новгородский и Псковский (+ 1362, память 25 января)
• Свт. Феодор Добрый, еп. Тверской (+ 1367, память 20 марта)
• Блгв. Михаил Александрович, кн. Тверской (+ 1399)
• Блгв. кн. Ксения Тверская, мать блгв. кн. Михаила Тверского (+ XIV)
• Свт. Арсений, еп. Тверской (+ 1409, память 2 марта)
• Прп. Савватий, основатель Сретенского монастыря (+ ок. 1434)
• Блгв. Димитрий Юрьевич Красный, кн. Бежецкий (+ 1441)
• Прп. Евфросин, основатель Оршинского Савватиева монастыря (+ ок. 1460)
• Прп. Савва Вишерский, Новгородский (+ 1460, память 1 октября)
• Прп. Савва, основатель Сретенского монастыря (+ 1467) и его брат прп. Варсонофий (+ ок. 1459)
• Прп. Макарий Калязинский (+ 1483, память 17 марта, 26 мая)
• Прп. Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец (+ 1492, память 16 мая, 26 сентября)
• Прп. Нектарий Бежецкий (+ 1494)
• Прав. Параскева Ржевская (+ XV, память 13 октября)
• Прп. Паисий Угличский (+ 1504, память 6 июня)
• Прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515, память 9 сентября, 18 октября)
• Прп. Корнилий Комельский (+ 1537, память 19 мая)
• Прп. Нил Столобенский, чудотворец (+ 1554, память 7 декабря, 27 мая)
• Прп. Максим Грек (+ 1556, память 21 января)
• Свт. Гурий, архиеп. Казанский (+ 1563, память 20 июня, 4 октября, 5 декабря)
• Свт. Акакий, еп. Тверской (+ 1567, память 14 января)
• Свт. Герман, архиеп. Казанский (+ 1567, память 6 ноября, 23 июня)
• Свт. Филипп, митр. Московский и всея Руси (+ 1569, память 9 января)
• Прп. Арсений Новгородский, Христа ради юродивый (+ 1570, память 12 июля)
• Свт. Варсонофий II, еп. Тверской, чудотворец Казанский (+ 1575, память 11 апреля, 4 октября)
• Прп. Трифон Печенгский, Кольский чудотворец (+ 1583, память 15 декабря)
• Блж. Константин Новоторжский (предположительно XVI)
• Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси (+ 1607, память 19 июня)
• Свт. Феоктист, архиеп. Тверской (+ 1609)
• Прп. Антоний Леохновский (+ 1611, память 17 октября)
• Прп. Дионисий Радонежский (+ 1633, память 12 мая)
• Прп. Антоний Краснохолмский (+ 1642)
• Свт. Серапион (Сысоев), митр. Сарский (Крутицкий) (+ 1653, память 2 мая)
• Свт. Нектарий, архиеп. Тобольский и Сибирский (+ 1667)
• Свт. Тихон Задонский, еп. Воронежский и Елецкий, чудотворец (+ 1783, память 13 августа)
• Сщмч. Феодор Колеров, прот., и мчч. Анания Бойков и Михаил Болдаков, миряне (+ 1929, память 16 ноября)
• Сщмч. Григорий Раевский, прот. (+ 1937, память 16 сентября)
• Сщмчч. Иоанн и Василий Козыревы (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Димитрий Беневоленский, прот. (+ 1937, память 14 ноября)
• Сщмч. Алексий Бенеманский, прот. (+ 1937, память 22 ноября)
• Сщмч. Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской (+ 1937, 18 декабря)
• Сщмч. Николай Дмитров, прот. (+ 1938, память 29 января)
• Сщмч. Иоанн Богоявленский, свящ. (+ 1941, память 11 декабря)
• Сщисп. Сергий (Сребрянский), архим. (+ 1948, память 23 марта, 28 ноября)
Тропарь Собору Тверских святых
Иже в земли Тверской прославльшиися,/ святителие, мученицы,/ преподобнии, праведнии/ и вси святии,/ верою, подвиги благочестия,/ любовию, кротостию, словом и житием/ Богу благоугодившии/ и венцы нетления и славы украсившиися,/ молите Христа Бога нашего/ даровати мир стране нашей/ и душам нашим в мире спастися.
Величание Собору Тверских святых
Величаем вас,/ страны Тверския покровители,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас/ Христа Бога нашего.