filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

01 (14) июня 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Преподобный Дионисий Глушицкий, игумен

Преподобный Дионисий Глушицкий, игумен

Память 1 июня, 12 октября и в Соборе Вологодских святых.


Родился в 1362 году в окрестностях Вологды и во святом крещении был назван Димитрием. С юных лет возлюбил он иноческое житие. Оставив родительский дом, он девять лет подвизался иноком в Спасо-Каменном монастыре, где принял монашество с именем Дионисий.
В подвигах труда, поста и молитвы, непрестанно совершенствуясь, он провел здесь 9 лет. Отсюда, вместе со иноком Пахомием, ища безмолвия, преподобный Дионисий перешел на берег Кубенского озера при деревне, именуемой Святая Лука, где задолго до того времени был общежительный монастырь при церкви св. евангелиста Луки, который запустел, а церковь разрушилась. Дионисий поселился там и, воздвигнув церковь во имя святителя Николая, возобновил в 1393 году Святолуцкий монастырь.

Оставив в нем прп. Пахомия, отошел он с другим братом на реку Глушицу, где избрал место для устроения общежительной обители, поставил келию и начал принимать приходивших к нему монашествующих. Там он создал в 1403 г. небольшую церковь во имя Покрова Богородицы, а спустя 9 лет (в 1412 г.) - более пространнейшую.
Но как в монастыре умножилось число братии и богомольцев, то преподобный для безмолвия отошел в пустыню, от той же реки Глушицы, на 4 версты отстоящую, и там поставил сперва келию, а в 1420 г. церковь во имя Иоанна Предтечи, и основал обитель, которую наименовал Сосновцем, ибо при первом своем посещении нашел он на том месте необыкновенной толщины сосну. Дионисий заповедал новой обители не иметь особого настоятеля, но быть под общим управлением Покровского монастыря, называвшегося уже тогда, по многочисленности братства, Лаврою, и от оной получать свое содержание.

Кроме названных обителей, прп. Дионисий создал еще за Покровским монастырем, в двух верстах к северу, церковь во имя св. Леонтия, епископа Ростовского, и при ней учредил общежитие для монахинь, а в 18-ти верстах от Лавры, вниз по реке Глушице, - храм Воскресения Господня, а на реке Двинице - церковь во имя св. Николая.

Святая жизнь и духовная мудрость преподобного привлекали к нему множество людей. Он был истинным отцом каждого, искавшего у него помощи. Преподобный был искусный живописец, ковач меди и строитель одежд, занимался он также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. Преподобный ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения.

Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий) монастырь, фото начало XX века
(Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий) монастырь, фото начало XX века)

За 7 лет до своей кончины св. Дионисий сам выкопал себе могилу в Сосновце и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти.
Скончался 1 июня 1437 году на 75-ом году жизни. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. Служба ему написана в 1548 году.


Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий) монастырь, современное состояние
(Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий) монастырь, современное состояние)


У преподобного Дионисия было много учеников, некоторые вскоре после их кончины ещё современниками были причислены к лику святых, например, такие как преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий.

Тропарь Дионисию, игумену Глушицкому

Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми живый, весь Христови. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогатил тя есть. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно / в песнех почитающих.

Тропарь Дионисию и Амфилохию Глушицким

Светильницы светлии явльшеся / доброту земную мудренно оставльше / и идоша во внутреннюю пустыню, купно с Дионисием Амфилохие, / смирение и всю добродетель извыкоша и обретоша безсмертие, / постом, и бдением, и прочим воздержанием себе принося Христу, / и ныне на Небесех Престолу Христову предстоя, / молитеся, отцы Богомудрии, Дионисие и Амфилохие, / умирити мир и спастися душам поющих вас, / согрешением оставление даровати, / чтущим всечестную память вашу.


Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

глас 8
Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.


Преподобные отцы, во Святой Горе Афонской просиявшие

собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святей Горе Афонской просиявших
(Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святей Горе Афонской просиявших)


В Собор Афонских преподобных входят:

• Прп. Неофит Ватопедский (Афонский) (XIV в., память 21 января)
• Прп. Геннадий Ватопедский (Афонский), дохиар (эконом) (XV в., память 17 ноября)
• Прп. Филофей Афонский (кон. X - нач. XI вв., память 21 октября)
• Прп. Исихий Хоривит (VI, память 3 октября)
• Прп. Петр Афонский (+ 734, память 12 июня)
• Прп. Павел Ксиропотамский (+ 820, память 28 июля)
• Исп. Василий Солунский, архиеп. (+ ок. 870, память 1 февраля)
• Прп. Евфимий Новый, Солунский, иеродиакон (+ 889, память 15 октября)
• Прп. Даниил Афонский (+ 980, память 5 июля)
• 5 учеников прп. Афанасия Афонского (+ 980, память 5 июля)
• Прп. Иоанн Святогорец, Иверский (Афонский) (+ 998, память 13 мая, 12 июля)
• Инок Карейский, удостоившийся явления Архангела Гавриила (X, память 11 июня)
• Прп. Гавриил Святогорец, Иверский (Афонский) (X, память 13 мая, 12 июля)
• Прп. Евфимий Дохиарский (Афонский) (X, память 9 ноября)
• Прп. Неофит Дохиарский (Афонский) (X, память 9 ноября)
• Прп. Фома Малеин (X, память 7 июля)
• Прп. Афанасий Афонский, игум. (+ 1000, память 5 июля)
• Прп. Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский), сын прп. Иоанна Святогорца (+ 1028, память 13 мая, 12 июля)
• Прп. Георгий Святогорец, Иверский (Афонский), ктитор (+ 1066, память 13 мая, 27 июня)
• Прп. Антоний Печерский (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября)
• Прп. Иоанн Кукузель, Афонский, доместик (регент) (+ XII, память 1 октября)
• Прп. Агапий Ватопедский (Афонский) (+ XIII, память 1 марта)
• Прп. Симеон Мироточивый, Хилендарский (Афонский), ктитор (+ 1200, память 13 февраля)
• Свт. Савва I Сербский, архиеп. (+ 1237, память 12 января, 6 мая)
• Прп. Симон Мироточивый, Симонопетрский (Афонский) (+ 1257, память 28 декабря)
• Свт. Арсений I Сербский, архиеп. Сербский (+ 1266, память 28 октября)
• Свт. Савва II Сербский, архиеп. (+ 1271, память 8 февраля)
• Свт. Иоанникий I Сербский, архиеп. (+ после 1272, память 28 мая)
• Прмч. Евфимий Ватопедский (Афонский), игумен (+ 1276 (1280), память 4 января)
• Прмч. Антоний Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Варсонофий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Дометиан Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Евфимий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Иаков Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Иаков Зографский (Афонский) (другой) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Иларион Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентбря, 10 октября)
• Прмч. Иоанникий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Иоасаф Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Иов Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Киприан Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Кирилл Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Косма Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Мартиниан Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Мина Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Михей Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Павел Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Парфений Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Савва Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Сергий Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Симон Зографский (Афонский) (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прмч. Фома Зографский (Афонский), игумен (+ 1276 (1280), память 22 сентбря, 10 октября)
• 12 преподобномучеников Ватопедских (Афонских), со сщмч. игуменом Евфимием Ватопедским (+ 1276 (1280), память 4 января)
• 4 мученика Зографские (Афонские), миряне, пострадавшие с прмч. Зографскими (+ 1276 (1280), память 22 сентября, 10 октября)
• Прпп. отцев, монахов Иверского монастыря, замученных латинами в XIII веке (память 13 мая)
• Прп. Дамиан Есфигменский (+ 1280, память 23 февраля)
• Преподобномученики Карейские (Афонские) (+ 1260–1281, память 5 декабря)
• Свт. Евстафий I Сербский, архиеп. (+ ок. 1285, память 4 января)
• Прп. Герасим Эвбейский (XIV, память 7 декабря)
• Прп. Никифор Афонский (XIV, память 4 мая)
• Свт. Феодосий Трапезундский, митр. (XIV, память 11 января)
• Прп. Никодим Ватопедский (Афонский) (XIV, память 11 июля)
• Прп. Григорий Византийский, Афонский (XIV, память 6 апреля)
• Прп. Григорий Синаит (+ 1310 (1346), память 8 августа)
• Свт. Афанасий I, патриарх Константинопольский (+ 1315, память 24 октября)
• Прп. Косма Зографский (Афонский), иером., отшельник (+ 1323, память 23 февраля, 22 сентября)
• Свт. Никодим Сербский, архиеп. (+ 1325, память 11 мая)
• Свт. Феолипт Филадельфийский, еп. (+ ок. 1325)
• Прп. Нифонт Афонский (+ 1330, память 14 июня)
• Свт. Даниил II Сербский, архиеп. (+ 1338, память 20 декабря)
• Прп. Максим Кавсокаливит, Афонский (+ 1354, память 13 января)
• Прп. Григорий Доместик, Афонский (+ ок. 1360, память 1 октября)
• Свт. Григорий Палама, архиеп. Солунский (+ ок. 1360, память 14 ноября, 2-я Неделя Великого поста)
• Свт. Каллист I Константинопольский, патриарх (+ ок. 1363, память 20 июня)
• Прп. Ромил Бдинский (+ после 1375, память 16 января)
• Прп. Дионисий Афонский, ктитор обители св. Иоанна Предтечи (+ после 1380, память 25 июня)
• Прп. Дометий Дионисиатский, Афонский, игумен (+ 1380, память 25 июня)
• Прп. Каллист II Ксанфопул, Константинопольский, патриарх (+ после 1397, 22 ноября)
• Свт. Ефрем Сербский, патриарх (+ 1400, память 15 июня)
• Прп. Григорий Серб, Молчальник, Афонский, ктитор (+ после 1405, память 7 декабря)
• Свт. Киприан, митр. Московский и всея Руси (+ 1406, память 27 сентября, 16 сентября)
• Прп. Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский (+ 1412, память 7 октября)
• Прп. Арсений Коневский (+ 1447, 12 июня)
• Прп. Савва Вишерский, Новгородский (+ 1461, память 1 октября)
• Свт. Нифонт II Константинопольский, патриарх (+ 1490, память 11 августа)
• Прп. Савва Крыпецкий, Псковский (+ 1495, память 28 августа)
• Прп. Феофан Новый, Афонский, игумен (+ XV, память 19 августа)
• Прп. Филофей Карейский, Афонский (+ кон. XV, память 5 декабря)
• Прп. Дометий Филофеевский, Афонский (+ XVI, память 7 августа)
• Прп. Дионисий Филофеевский, Олимпийский, игумен (+ XVI, память 24 января)
• Свт. Феона Солунский, митр. (+ XVI, память 4 апреля)
• Прп. Нектарий Битольский, Карейский, Афонский (+ 1500, память 5 декабря, 15 декабря)
• Прп. Нил Сорский (+ 1508, память 7 апреля, 7 мая)
• Прмч. Иоасаф Афонский, ученик свт. Нифонта II Константинопольского (+ 1516, память 26 октября)
• Прмч. Дионисий Дохиарский (Афонский), ученик прмч. Иакова Костурского (+ ок. 1520, память 1 ноября)
• Сщмч. Иаков Дохиарский (Афонский), иеродиакон, ученик прмч. Иакова Костурского (+ ок. 1520, память 1 ноября)
• Прмч. Иаков Костурский, Дохиарский (Афонский) (+ ок. 1520, память 1 ноября)
• Прп. Иннокентий Комельский, Вологодский (+ 1521, память 19 марта)
• Прмч. Макарий Солунский, ученик св. Нифонта Константинопольского (+ 1523, память 15 сентября)
• Прп. Феофил Мироточивый, Афонский (+ 1548, память 8 июля)
• Прп. Максим Грек (+ 1556, память 21 января, 21 июня)
• Прмч. Дамиан Новый, Филофейский, Ларисский (+ 1568, память 23 февраля, 3-я Неделя по Пятидесятнице)
• Прп. Герасим Кефалонский, Новый, Натарас, Афонский, иером. (+ 1579, память 16 августа, 20 октября)
• Прмч. Макарий Новый, Кийский, Афонский (+ 1590, память 6 октября)
• Прп. Симеон Босой, Филофеевский, Фламурийский, Афонский, игумен (+ 1594, память 19 апреля)
• Прп. Евдоким Ватопедский (Афонский) (+ XVII, память 5 октября)
• Прп. Леонтий Прозорливый, Афонский (+ 1605, память 18 июня)
• Прп. Нил Мироточивый, Афонский, иером. (+ 1651, память 7 мая, 12 ноября)
• Свт. Афанасий III Пателарий, патриарх Константинопольский, Лубенский (+ 1654, память 2 мая)
• Прмч. Киприан Новый, Константинопольский (+ 1679, память 5 июля)
• Прмч. Дамаскин Афонский, Константинопольский (+ 1681, память 13 ноября)
• Прмч. Илия Ардунис (+ 1686, память 31 января)
• Прмч. Роман Карпенисийский (+ 1694, память 5 января, 16 февраля)
• Прмч. Никодим Албанский, Охридский, Мироточец (+ 1722, память 11 июля)
• Прп. Акакий Кавсокаливит (+ 1730, память 12 апреля)
• Прмч. Пахомий Русский, Афонский (+ 1730, 7 мая, 20 мая (на Патмосе), 21 мая (на Афоне))
• Прмч. Констанций Русский, иером. (+ 1743, память 26 декабря)
• Прп. Иерофей Новый, Каламский, Иверянин, иером. (+ 1745, память 13 сентября)
• Прп. Паисий Хилендарский (Афонский), Болгарский (+ после 1762, память 19 июня)
• Прмч. Дамаскин Новый, Габровский, игумен (+ 1771, память 16 января)
• Сщмч. равноап Косма Этолийский, Афонский, Албанский (+ 1779, память 24 августа)
• Мч. Иоанн Болгарин (+ 1784, память 5 марта)
• Мч. Феодор Митиленский (+ 1784, память 30 января)
• Мч. Георгий Афонский (+ 1794, память 2 октября)
• Прп. Паисий Величковский (+ 1794, память 15 ноября)
• Мч. Константин Родосский (+ 1800, память 14 ноября)
• Прмч. Лука Одринский, Митиленский, Афонский (+ 1802, память 23 марта, 3-я Неделя по Пятидесятнице)
• Прмч. Иларион Критянин, Афонский (+ 1804, память 20 сентября)
• Прмч. Никита Славянин, Афонский, иером. (+ 1808, память 4 апреля)
• Прп. Никодим Святогорец (+ 1809, память 14 июля)
• Прмч. Прокопий Варненский, Смирнский (+ 1810, память 25 июня)
• Прмч. Евфимий Константинопольский, Димицанский, Новый, Афонский (+ 1814, память 22 марта, 1 мая)
• Прмч. Игнатий Новый, Афонский, Константинопольский (+ 1814, память 1 мая, 20 октября)
• Прмч. Акакий Новый, Сярский, Афонский (+ 1816; память 1 мая)
• Прмч. Гедеон Каракалльский, Афонский (+ 1818, память 30 декабря)
• Прмч. Онуфрий Хилендарский (Афонский) (+1818)
• Прмч. Агафангел Есфигменский (+ 1819, память 19 апреля, 29 октября)
• Мч. Константин Афонский (+ 1819, память 2 июня)
• Прмч. Тимофей Есфигменский, Афонский (+ 1820, память 19 апреля, 29 октября)
• Прмч. Нектарий Вриулльский (+ 1820, память 11 июля)
• Прмч. Дионисий Ватопедский (+ 1822, память 31 июля)
• Прп. Гавриил Афонский, архим. (+ 1901, память 9 июля)
• Прп. Силуан Афонский (+ 1938, память 11 сентября)
• Прп. Порфирий Кавсокаливит (+ 1991, память 2 декабря н.ст.)
• Прп. Паисий Свяогорец (+ 1994, память 12 июля н. ст.)

Тропарь
глас 1
Пустыни Афонския отцы,/ Ангелы во плоти,/ исповедники вкупе и преподобныя,/ святители же и мученики в пениих почтим,/ подражающе добродетелем их,/ зовуще согласно и глаголюще:/ слава Прославльшему вы,/ слава Венчавшему вы,/ слава в бедах предстатели нам вы Показавшему.

Кондак
глас 4
Онебесившия Гору сию,/ и показавшая в ней житие ангельское,/ и множество монахов собравшия отцы,/ приидите, благохвалим вси, к ним взывающе:/ веяния беды и искушения нас избавите,/ множество преподобных,/ Афонская похвало.

Величание

Ублажаем вас,/ преподобнии отцы Афонстии,/ в Горе сей постившиися,/ и чтим святую память вашу,/ наставницы монахов/ и собеседницы Ангелов

Молитва

О блаженнии и святии отцы, преподобнии, святителие, священномученицы и преподобномученицы, мироточивии и чудотворцы, земнии Ангели и Небеснии человецы, сея Святыя Горы насельницы и украсителие, по Богородице наши предстателие пред Господем, благодетелие и назирателие, царское победоносное ополчение, в телесех победившее безтелесныя демоны, Царицы Небесныя Пречистыя Богородицы мироуханнии цвети, светлоплодовитая древеса мысленнаго сего рая Приснодевы, реки приснотекущия дарований духовных! Приимите похвальная словеса сия, яже вам приносим, якоже Господь прият вдовицы две лепте, и общее празднество, совершаемое нами в честь и память вашу, объимите, яко воню благоухания и жертву благоприятну: не имамы бо ино что принести по долгу благодетелем нашим за великая благодеяния, яже прияхом и имамы приити от вас. Ей, исповедуем, яко мы грех ради наших несмы достойни жити на месте сем и именоватися сынми вашими, но вы за благосердие ваше не отрицайтеся быти нам отцы. Не забывайте нас, смиренных, но соблюдайте священныя монастыри ваша и вся скиты и келлии и нас, живущих в них, сохраняйте и избавляйте от всякаго искушения и напасти в житии сем, в будущем же веце да сподобимся святыми вашими молитвами блаженства купно с вами, сынове со отцы своими, стадо с пастыри своими, ученицы со учители своими, и да услышим от вас оный блаженный глас ко Господу: се мы и дети, яже дал еси нам, Господи! И, радующеся, воздадим всякую славу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.


Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный

Преподобный Агапит Печерский, врач безмездный


Преподобный Агапит Печерский, врач ("лечец") безмездный, родом из Киева, постриженик и ученик преподобного Антония Печерского, жил в XI веке. Если кто из монастырской братии заболевал, преподобный Агапит приходил к нему и самоотверженно ухаживал за больным, кормил вареной травой, которую готовил сам, и больной выздоравливал по молитве преподобного. К монастырскому врачу, обладавшему даром исцеления, обращались за помощью и многие миряне. В то же время в Киеве был опытный врач-армянин, который по одному виду больного мог определить степень болезни и даже точно определить день его кончины. Когда один из таких обреченных обратился к святому Агапиту, благодатный целитель с молитвой дал ему отведать пищи с монастырской трапезы, и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач хотел отравить Агапита, но Господь сохранил преподобного, и яд не подействовал.

Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира Мономаха, будущего великого князя Киевского (1114 - 1125), прислав ему вареное былие. Благодарный князь сам пришел в монастырь и хотел видеть своего целителя, но смиренный подвижник скрылся и не принял даров.

Когда сам святой целитель заболел, к нему пришел тот самый врач-армянин и, осмотрев, сказал, что кончина последует через три дня. При этом он дал обет стать православным монахом, если его предсказание не исполнится. Преподобный ответил, что Господь открыл ему, что призовет его только через три месяца.

Святой Агапит почил через 3 месяца (1 июня, не позднее 1095), а армянин пришел к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг. "Верно, что Агапит - угодник Божий, - сказал он. - Я хорошо знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца". Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения.

Тропарь преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах
глас 5
Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию,/ аки некиим врачеством зелием снедным/ исцелял еси болящия, преподобне Агапите,/ тем и врача неверна уверив,/ наставил еси на путь спасения./ Уврачуй и наша болезни/ и молися Господеви о воспевающих тя.

Кондак преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах
глас 6
Врач сый изряден, чудне,/ являя несумненную твою веру,/ обличая же армениново неверие/ и приводя его к благочестию,/ себе, близ смерти бывшу,/ испросил еси от Бога продолжение живота/ и, сим чудом того уверив,/ привел еси Христови,/ Емуже в веселии предстоя,/ молися о нас, преподобне.


Священномученик Василий Преображенский, пресвитер

Память 1 июня в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 23 января 1876 года в селе Крутец Дикушинской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика.
Окончил духовное училище. В 1916 году он был призван в армию, где служил писарем до 1917 года.
После революции был рукоположен в сан священника и служил в Николо-Рождественском храме в селе Верховье-на-Югу Ермаковского района Ярославской области.
В 1937 году храм был закрыт и священник переехал в село Покров-Рогули Приухринского сельсовета. Поселившись в доме церковной старосты, он крестил, исповедовал и отпевал на дому. Кроме этого села, он совершал требы и в соседних селах. На 5 декабря 1937г. в сельсовете было назначено собрание по выборам в Верховный Совет СССР. На тот же день о.Василий назначил собрание церковной двадцатки. Это было расценено местными властями как попытка срыва предвыборного собрания. "Советская власть арестовывает виновных и невиновных и сажает в тюрьму ни за что, вот и меня задержат тоже, посадят и осудят", - говорил священник.

28 декабря 1937 года он был арестован и обвинен в срыве собрания, посвященного выборам в Верховный Совет СССР, в клевете на политику советского правительства и антисоветской агитации («агитация» заключалась в том, что священник, совершая Крещение младенца, говорил: «если ребенка оставить некрещеным, будет болеть и расти плохо»). Шестидесятидвухлетний священник был в то время столь изнурен гонениями предыдущих лет, что тюремные врачи вынуждены были засвидетельствовать его физическую немощь и дать заключение, что он «тяжелый физический труд выполнять не может».

– Материалами следствия вы уличены в проведении активной контрреволюционной агитации, следствие требует дать... показания, – заявил следователь отцу Василию.
– Контрреволюционную агитацию я не вел, – ответил священник.
– В августе 1937 года вы у Башкировой окрестили ребенка в возрасте четырех месяцев и тут же вели антисоветскую агитацию. Что вы скажете по этому поводу?
– Да, у Башкировой ребенка я окрестил, но антисоветскую агитацию не вел.
– Вам зачитываются показания Башкировой, уличающие вас в контрреволюционной агитации... Следствие требует рассказать о проводимой вами контрреволюционной агитации.
– Я это отрицаю, так как никакой контрреволюционной агитации не вел.
– Вы собирали церковную двадцатку, обходили дома членов двадцатки, приглашая их на собрание, и тем самым пытались сорвать предвыборное собрание избирателей. Так ли это?
– Церковную двадцатку я не собирал, дома членов двадцатки не обходил и на собрание не приглашал. Предвыборное собрание сорвать не пытался.
– Вы совершали на территории Приухринского, Холмовского и Якунинского сельсоветов без всяких разрешений разные религиозные обряды, крещение детей разных возрастов и исповеди, за что брали деньги. Признаете в этом себя виновным?
– Это я признаю. На территории указанных сельсоветов без всякого разрешения совершал крещение детей разных возрастов и другие религиозные обряды.


26 апреля 1938 года суд собрался на заседание, куда под конвоем был доставлен священник, но оно было отложено, так как «по причине разлива рек и разбора мостов» не явились свидетели. Следующее заседание состоялось 15 мая 1938 года. Но и на этот раз свидетели не явились в полном составе, некоторые из них были больны, а один уехал неизвестно куда. Следующее заседание суда состоялось 16 июня 1938 года. На суде отец Василий вновь отверг предъявленные ему обвинения в контрреволюционной деятельности, согласившись лишь с тем, что он действительно совершал религиозные обряды и крестил по просьбе родителей двух младенцев – одного трех месяцев, а другого девяти. В тот же день Специальная Коллегия Ярославского областного суда приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Cкончался 14 июня 1940 года в Ярославской исправительно-трудовой колонии № 3 и был погребен в безвестной могиле.
25 октября 1996 года был реабилитирован.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.


Мученица Вера Самсонова

Мученица Вера Самсонова 1

Память 1 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Соловецких, а также и среди Рязанских святых.

Родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье смотрителя арестного дома. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания после революции не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами.
В конце 1920-х была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени Казанском монастыре в Касимове. С большой любовью и почитанием относилась к находившейся на территории монастыря часовне над могилой касимовского царевича Иакова. Она часто молилась в часовне, помазывала желающих маслом из лампады над могилой царевича, рассказывала о нем богомольцам.
28 июня 1935 года была была арестована вместе с настоятелем Пятницкой церкви сщмч. Николаем Правдолюбовым по делу «попов Правдолюбовых и... Матрены Беляковой», заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.

Казанский женский монастырь - Касимов, фото начала XX века
(Казанский женский монастырь - Касимов, фото начала XX века)


Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по верующим».

– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал ее допрашивать следователь.
– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.
– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.
– На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.
– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности?
– спросил Веру Николаевну следователь.
– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю.
– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.
– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.
– Объясните подробно ваше отношение к советской власти.
– Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания.
– Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...
– Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.
– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?
– Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.


16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса...».

2 августа 1935 года Особым Совещанием при НКВД была приговорена к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда прибыла 30 августа того же года.
Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша.

Мученица Вера Самсонова


Скончалась на рассвете 14 июня 1940 года в лагпункте Сосновец Медвежьегорсклага Карело-Финской ССР, за две недели до окончания срока заключения.
27 декабря 2000 года определением Священного Синода была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Tags: Афон, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments