filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Митрополит Александрупольский Анфим: Бог простит нам все, кроме отсутствия радости

Сегодня отдание Праздника Пасхи..
Мне подумалось, что слова греческого митрополита, хотя и сказаны были грекам, очень подходят и нам в этот день - и праздничный и, одновременно, немного грустный.

***

Сегодня нам выпала большая честь опубликовать беседу высокопреосвященнейшего митрополита Александрупольского Анфима, посвященную актуальным проблемам, с которыми сталкивается греческое общество. Мы сердечно благодарим митрополита Анфима за то, что он был так добр и уделил нам немного своего драгоценного времени.

митрополит Александрупольский Анфим
(митрополит Александрупольский Анфим)


– Какие черты приобрело греческое общество после пяти лет экономического кризиса?

– Кризис разрушил “греческое блаженство”, существенно пошатнул институт семьи и подорвал социальное единство. И если наш народ еще не восстал против существующего порядка вещей, то это происходит только потому, что он не имеет идеологической зависимости, духовной стойкости и языковой одаренности сделать это. Я опасаюсь начала лихорадочного и искусно направляемого движения, которое приведет к неожиданным результатам.

– Как Вы считаете, паства Вашей епархии переживает экономический кризис в той же степени, что и другие районы страны?

– В нашей епархии последствия кризиса более серьезны, поскольку провинция находится в упадке. Какие бы хорошие результаты не приносила взаимопомощь, недостаток научного потенциала, безработица, упадок культуры делают положение все более отчаянным.

– Какие возможности открывает кризис для духовной сферы? Какие из них, по Вашему мнению, были оценены по достоинству, а каким следовало бы уделить больше внимания?

– Я считаю, что благотворительная деятельность пошла на спад. Наши финансовые ресурсы на исходе. Мы уже опоздали с тем, чтобы внести свои предложения, направленные на то, чтобы помочь выжить нашей стране. Наша Церковь должна объяснить обществу, что такое следующие четыре добродетели: честность, трудолюбие, ответственность и социальная справедливость. В какой-то мере все они проповедуются и в Евангелии. Современный грек не боится умереть. Он боится жить. Наш час настал. Если наше слово сегодня опоздает, завтра оно станет едва слышным и будет раздаваться лишь “в ушах глухих”.

– Последние политические изменения создают условия для обострения религиозных страстей. Какую инициативу могла бы взять на себя Церковь для разрешения этой ситуации?

– На международном уровне эти конфликты принимают характер битвы титанов. Европа пребывает в страхе. Балканы трепещут. Три игрока нашей планеты разыгрывают партию в бильярд. Греческое государство не осознает масштаба разразившейся религиозной войны. Если Греческая Церковь не проявит гибкость, не докажет, что является Церковью, а не просто религией, не будет говорить правильные слова и поступать верно, я боюсь, что мы дадим властям предержащим повод, который они так ищут, – повод переступить через нас.

– Считаете ли Вы, что влияние Церкви в нынешних условиях сужается? В каких направлениях Церковь должна действовать, чтобы увеличить свое воздействие на общество?

– Влияние нашей Церкви не сужается. Дело лишь в том, что представители Церкви стали в меньшей степени “застегнутыми на все пуговицы”. Современный человек или задыхается от одиночества, или с головой уходит в свою деятельность, или теряется в безграничности Бога. Необходимо, чтобы слово наше было свободным от догматизма. Мы должны доказать, что ограниченность нашего языка не означает ограниченности истины. Пусть наша Церковь не будет привязана к прошлому. Один современный богослов сказал, что в Церкви мы “тоскуем, когда не можем поступить иначе, тоскуем, когда не живем”. Нам следует расстаться со своим псевдо-миром. Порой, чтобы решить свои проблемы, понадобится бороться с традицией. Но силу бороться с традицией нам даст опять же сама наша традиция. Современный человек нуждается в радости и любви. Бог простит нам все, кроме отсутствия радости. Он не простит нам и того, что мы забываем о том, что Он сотворил и спас этот мир. Там, где нет радости, христианство превращается в муку. Мы, иереи, призваны создавать. И лучше мы будем казнены как преступники, чем будем жить в безоблачном счастье, как умалишенные.
(Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.)

Tags: Греция, Православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments