начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/11517.html
Начало про пасхальные праздники 2016 года тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/887552.html
Немного истории…
В Касимовском районе Рязанской области мы бывали многократно, как вы уже знаете, но в селе Сынтул только проездом. А ведь это место хотя и весьма скромно отмечено на карте, то весьма и весьма примечательно.
Поселок возник при чугунолитейном заводе, который открыл немец Боленс в 1786 г. В 1787 г. его перекупил коллежский асессор Андрей Баташов - выходец из Тулы. Это тот самый Баташов (один из братьев), что построил в Гусе-Железном железоделательный завод и деревянную церковь во имя святого пророка Иоанна Предтечи (сгорела в 1812 году), а позднее стал заказчиком строительства знаменитого Троицкого белокаменного собора - одного из самых больших сельских храмов в России.
(Гусь-Жезезный. Храм Живоначальной Троицы)
Само название поселка происходит от слияния двух слов «Сын» и «Тулы». Однако, это не единственная версия происхождения названия. Полагают также, что Сынтул – топоним дославянского, финноугорского происхождения; смысл его остаётся неясным. Мне же первое предположение видится более объяснимым и закономерным, учитывая вотчину основателя. Сынтульский завод как деревня входил в приход Покровской церкви с. Маккавеево Касимовского уезда и рабочие этого завода составляли большую часть этого прихода.
После событий 1917 г. завод был объявлен народным достоянием, и Сынтул стал быстро развиваться как промышленный центр, и с 1927 г. он – рабочий поселок. Реконструкция завода была завершена к 1939 г. Завод стал выпускать отопительные котлы, печные приборы, различные сельскохозяйственные детали. К этому времени село Маккавеево в документах уже не встречается, так как прекратило свое существование как населенный пункт, слившись с Сынтулом.
Если рассматривать современную историю, то отметим, что в Сынтуле расположен гребной центр «Динамо» — одна из основных баз по подготовке российских спортсменов-гребцов, действующая на озере Сынтул, там же расположена и база отдыха.
Сейчас население Сынтула (статус городского поселок получил в том же 1927 году) около 1800 человек. Но, забегая вперед, скажу, что мы там наблюдали такое изрядное количество многодетных семей в эту поездку, что думается, в скорости население заметно увеличится.
***
Короткая историческая справка:
Маккавеево в качестве сельца упоминается во Владимирских переписных книгах 1678 г. Церковь, которая находилась в Макковеево в честь Святителя Николая Чудотворца первоначально устроена в 1679 г. по благословенной грамоте, данной патриархом Иоакимом. На том месте, где стояла эта церковь, к середине XIX века была построена часовня.
(на фотографии эта часовня слева от Покровского храма, у березки, махонькая такая…местные говорят, что она установлена на месте алтаря Никольского храма)
На строительство новой Покровской церкви с Николаевским пределом, вместо прежней обветшавшей и разобранной, благословенная грамота была дана Владимирским Преосвященным Иеронимом 13 ноября 1780 г. по просьбе крестьянина Трофима Космина. В 1782 г. как настоящая часть, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, так и придельный храм - были окончены постройкой и освящены. Одновременно с церковью была устроена и колокольня. В 1829 г. колокольня была возобновлена. В 1839 г. причтом и церковным старостой испрошено дозволение на покрытие церкви железом. Наружные стены к 1890 г. были обиты тесом и окрашены масляной краской, внутренне обтянуты полотном и украшены живописью. В 1865 г. в с. Макковееве для зимнего времени была устроена другая церковь в честь Всемилостивого Спаса с приделом Пятницким, теплая, без колокольни. Освящена она была 30 октября 1866 г. Церкви принадлежала церковная сторожка. В Сынтуле была одноклассная церковно-приходская школа, помещалась она в собственном доме и содержалась на средства Рязанского епархиального училищного Совета.
Теперь немного из истории уже наших дней…
Герб городского поселения Сынтульское
Геральдическое описание герба Сынтульского городского поселения
В вогнуто-выгнуто скошенном слева серебряном и лазоревом поле с оконечностью, выложенной наподобие кирпичей серебряными сужающимися книзу брусками, просветы между которыми заполнены лазурью – переменных цветов водный единорог (наполовину единорог, наполовину рыба), с червлеными глазами и языком и с золотыми копытами, несущий на правом плече поддерживаемое правым же копытом золотое древнее весло. В золотой левой вольной части со скругленным внутренним углом – старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой и золотым украшением («городком») с лазоревым самоцветным камнем. Герб увенчан муниципальной короной установленного образца.
Обоснование символики герба
Лазоревый и серебряный цвета геральдического щита повторяют основные цвета герба Касимовского муниципального района, указывая на принадлежность к нему Сынтульского городского поселения. Деление щита по диагонали в виде латинской буквы S указывает на наименовании поселения.
Водный единорог с передней половиной от единорога и хвостом от рыбы переменных цветов (серебряного в лазури и лазоревого в серебре) с червлеными языком и глазами и с золотыми копытами, несущий на плече золотое античное весло, напоминает о том, что в прошлом земли поселения принадлежали дворянам Баташевым, построившим здесь чугунолитейный завод, давший толчок для развития поселения (в гербе Баташевых изображен серебряный единорог в лазоревом поле, основные цвета герба нынешнего Сынтульского городского поселения заимствованы из герба Баташевых), а также о том, что искусственное озеро, находящееся в поселке Сынтул, стало местом для отдыха и занятий греблей, здесь расположена гребная база Российского общества «Динамо».
Оконечность щита выложена серебряными брусками, сужающимися книзу, символизирующими чугунолитейное производство (слитки металла напоминают скошенные бруски). Просветы между брусками заполнены лазурью; серебряные брусками с лазоревыми просветами одновременно указывают на плотину, построенную для чугунолитейного производства, благодаря которой образовалось озеро Сынтул.
Серебро – символ чистоты, невинности, правдивости, надежды, благородства и откровенности.
Золото – символ веры, милосердия, справедливости, постоянства, могущества, знатности, богатства.
Лазурь (синий, голубой цвета) символизирует величие, красоту, мягкость, верность, безупречность.
Червлень (красный цвет) символизирует силу, храбрость, мужество, здоровье, энергию.
Автор герба: М. К. Шелковенко.
Герб утвержден Решением Совета депутатов Сынтульского городского поселения № 35 от 5 ноября 2015 г.
***
Вообще весь Касимовский район богат, если можно так сказать, на священномучеников и исповедников – в годы лихолетия потрудилась безбожная власть тут преизрядно. И Сынтул не исключение – в этом селе 8 марта 1881 года родился протоиерей Александр Михайлович Туберовский, расстреляный в Рязани 23 декабря 1937 года по приговору тройки УНКВД (память священномученика Александра Туберовского 10 декабря (ст.ст.), в Соборе Рязанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской).
(Священномученик Александр Туберовский, пресвитер)
Вместе с ним были расстреляны миряне и несколько других священников, среди которых был и протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов (Память 10 декабря (ст.ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), который в 1886 году женился на дочери настоятеля Покровской церкви с. Маккавеево протоиерея А. Ф. Дмитриева Клавдии Андреевне. Впоследствии в этом счастливом браке родилось восемь сыновей (среди них: мч. Владимир Правдолюбов (+ 1937), сщмч. Николай Правдолюбов (+ 1941), сщисп. Сергий Правдолюбов (+ 1950)) и четыре дочери.
(Священномученик протоиерей Анатолий Правдолюбов)
Об этих и других святых угодниках Божьих земли Касимовской, пострадавших в годы лихолетия можно подробно почитать тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/754183.html и тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/754551.html.
Я не случайно вспомнил так подробно о семье Правдолюбовых – в описываемых местах с этим священническим родом связано очень многое.
И в уже упомянутом выше Гусе-Железном ныне настоятельствует замечательный священник протоиерей Серафим Правдолюбов, епархиальный духовник. Он же вдохновитель строительства первого в России храма в честь блаженной Матроны Анемнясевской в ее родном селе (ныне строительство уже закончилось, возводится алтарь и ведется подготовка к освящению храма, которое должно состояться 28 июля сего года – так определил епископ Касимовский и Сасовский Дионисий (Порубай)).
И в поселке Сынтул ныне настоятель – молодой протоиерей Симеон Правдолюбов, правнук того самого священномученика Анатолия Авдеевича Правдолюбова, что пострадал вместе со сщмч. Александром Туберовским.
И когда Мария Семеновна, теща о. Василия Зайцева, настоятеля храма Преображения Господня в с. Телебукино, принялась настойчиво приглашать нас в гости, то мы с великой радостью согласились. Разве не в радость пообщаться с человеком, который из четырех своих детей воспитала двух матушек (одна из которых стала женой Андрея Владимировича Правдолюбова) и священника, еще один сын умер в юности. В сынтульском храме она долгое время несла послушание просфорницы, но последние годы по состоянию здоровья ее освободили от такого тяжкого труда. Однако, Мария Семеновна поет на клиросе и в общем – то почти вся жизнь ее так или иначе связана с Сынтульским храмом.
Так что после легкой трапезы в нашем Красногорбатском храме после архиерейского служения, мы по скорому собрались и выехали в Сынтул.
Продолжение следует…