filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Книга Живых...400 лет тому назад, 21 мая 1616 года отошел ко Господу Кузьма Минин...

Оригинал взят у mikhael_mark в Памяти славного земляка
400 лет тому назад, 21 мая 1616 года скончался великий патриот земли Русской Кузьма Минин. Мой земляк. Человек, прославивший в веках Нижний Новгород. Даже если бы в Нижнем никогда больше не происходило ничего значительного, одного Минина было бы вполне достаточно, чтобы "град Нижний - Москве брат ближний" вошёл в историю.



Господь иногда избирает немощное и худородное мира сего, чтобы через людей, на первый взгляд ничем не примечательных, явить Своё Спасение народу. Таковы были апостолы. Таков же был и Кузьма Минин. В условиях, когда знатность рода человека полностью определяла его общественное положение, когда практика "местничества", весьма тормозившая выдвижение людей действительно талантливых и активных, ещё не ушла в прошлое, Минин - нарочито не дворянин. Как не был дворянином по происхождению и священномученик Патриарх Гермоген, призывы которого встать за Русь и Святую веру каким-то поистине чудесным образом дошли до нижегородского земского старосты. Купец, причём купец далеко не первой руки, стал основателем народного ополчения, избавившего Москву от нашествия тогдашних "евроинтеграторов".
Даже подлинное происхождение Минина теряется в глубине веков. По одной из версий, он был сыном балахнинского солепромышленника, в начале XVII века отошёл от семейного дела, торговал в Нижнем Новгороде мясом и в 1611 году был избран земским старостой. Другие историки и краеведы яростно отвергали эту версию, считая, что балахнинские Минины - лишь однофамильцы нашего героя. Данной точки зрения придерживался, в частности, Мельников-Печёрский. По мнению современных нижегородских учёных, балахнинское происхождение Минина не подтверждается поминальными записями и писцовой книгой. Православный историк Владимир Махнач, поддержанный в данном вопросе муфтием Равилем Гайнутдином, вообще утверждал, будто Минин - крещёный татарин. Спорят историки даже о реальном отчестве героя, называя его то Захаровичем, то Анкудиновичем, а то и вовсе полагая, что Минин - это первоначально отчество, превратившееся со временем в родовую фамилию (весьма распространённое явление в XVII веке, достаточно сказать, что фамилия царского рода Романовых возникла точно таким же образом).

А вот мне кажется, что это по Промыслу Божию мы не знаем подлинных корней Кузьмы Минина. Они не важны - важно то, что совершил этот человек, важен сделанный им в трагических для страны обстоятельствах нравственный выбор. О духовном смысле подвига Кузьмы Минина и созданного им Нижегородского Ополчения мне уже доводилось писать, вряд ли есть смысл повторяться. Призыв Минина в буквальном смысле объединил весь народ, без различия происхождений, в едином порыве - постоять за Русь Святую и Веру Православную. Как знать - не в этом ли сокровенный смысл того, что происхождение Минина от нас сокрыто? Не потому ли мы не знаем до конца его родословной, чтобы был этот великий нижегородец, Русский Патриот с большой буквы, олицетворением всего русского народа, всех его родов, всех его классов и сословий? Ведь именно в этом единстве и оказался в конечном итоге корень победы.


Воззвание Минина к народу.

Не будем, впрочем, к Минину несправедливы. Он родовит в гораздо более высоком смысле, чем современные ему аристократы, многие из которых, увы - променяли страну на личное благополучие и почести. Он родовит как человек, имеющий своим Отцом Самого Бога. Минин был искренне религиозен и пламенно набожен, что, однако, не толкало его в раскол, а напротив - побуждало к твёрдой верности Матери-Церкви. Не будем забывать, что призыв Минина к нижегородцам раздался после аналогичного призыва заточённого в Чудовом монастыре Патриарха Гермогена. И что Патриарх Гермоген благословил нижегородского старосту на подвиг, сумев переслать ему через верных людей чудотворную Казанскую икону Божией Матери.

До Минина было ещё одно ополчение. Ополчение Прокопия Ляпунова в 1611 году. И Минин в нём участвовал (вероятно, именно к этому периоду относятся его контакты со Святейшим). Но Прокопий Ляпунов старался не столько для Отечества, сколько для себя, искал себе земной славы - и потому Господь не увенчал успехом его замыслы. Минин от всего личного отказался, имея перед собой единственную цель - вернее, две цели, тесно переплетавшиеся между собой: спасение Отечества из рук иноземных захватчиков и защиту Православия от поругания. Ради этой цели он создал ополчение - и ради неё же смиренно отошёл в сторону, передав дело рук своих в более опытные руки воеводы Пожарского.


Минин и Пожарский

После изгнания поляков из Москвы и избрания царём Михаила Фёдоровича Романова Кузьма Минин получил заслуженные лавры. Он сделался думным дворянином, государь пожаловал ему вотчину под Нижним Новгородом. Минин жил во дворце, регулярно виделся с царём и пользовался всецелым доверием Михаила. В частности, именно Минину царь поручил сбор "пятины" (20 % с имущества) для пополнения оскудевшей за время Смуты казны,  а в мае 1615 года Минин заседал в Боярской коллегии, "ведавшей" Москву на время царского богомолья. Случалось бывшему нижегородскому земскому старосте возвращаться и к боевой деятельности: Смута улеглась далеко не сразу, особенно активно бунтовали "инородцы" - татары и черемисы. Известно, что в декабре 1615 года Минин вместе с князем Ромодановским производил розыск по делу о бунте татар в окрестностях Казани. Весной 1616 года взбунтовались черемисы - и снова государь посылает на  усмирение бунта Кузьму Минина, как человека многоопытного (впрочем, не исключено, что это был один и тот же бунт). На обратном пути в Москву, 21 мая 1616 года Минин скоропостижно скончался. Недолго Господь попустил ему пользоваться земной славой - такого человека, как Минин, Он призвал к Себе, в Своё Царство и Свою Славу. И хотя Минин и не был канонизирован Православной Церковью, 21 мая стало в царской России ежегодным днём его памяти.


Царь Михаил Фёдорович Романов

Вспоминая Минина, Святейший Патриарх Кирилл писал: "Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов — они защищали судьбу Вселенского Православия".

Вспомним и мы. И поклонимся светлой памяти человека, отстоявшего веру и Отечество в условиях, когда казалось, что спасения ждать уже неоткуда.



Упокой, Господи, раба Твоего Кузьму в Своих Небесных Селениях и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец!



Tags: Россия, история, это интересно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments