В самой Турции 19 мая отмечают национальный праздник "День молодежи и спорта". Этот национальный турецкий праздник связан с высадкой 19 Мая 1919 г. Мустафы Кемаля в Самсуне и началом полномасштабных зачисток кемалистской революции.
Турция до сих пор отказывается признавать геноцид народов, населявших Османскую империю, которых планомерно уничтожали в начале прошлого века и изгоняли с территории сегодняшней Турции. А с теми странами, кто решается это признать, разрывает дипломатические отношения, как это было несколько лет назад со Швецией.
В марте 1915 года в окрестностях города Смирны (ныне Измир) и в причерноморском регионе Понт младотурками была осуществлена резня греков, призванных незадолго до этого в турецкую армию. По свидетельству германского военного атташе, военный министр Энвер-паша сказал в октябре 1915 года:
Я хотел бы решить Греческую проблему в ходе войны... тем же путём, каким я, кажется, решил Армянскую проблему.
Именно 19 мая 1919 года, день высадки войск Кемаля в Самсуне и начало второй волны резни, отмечается как день Геноцида понтийских греков.
19 мая 1919 года Мустафа Кемаль Ататюрк высадился в Самсуне, чтобы принять командование над двумя армейскими корпусами в Анатолии. С этого дня турецкий геноцид понтийских греков, который начался уже несколько лет назад, достигает своего апогея. Понтийцы стали жертвами кемалистского плана — очистить Малую Азию от национальных меньшинств. Союзница Турции — Германия, имевшая собственные экономические интересы в Энгисе и на среднем Востоке, не противилась уничтожению христианского населения и даже содействовала распространению геноцида. Под руководством немецкого полковника Лимана фон Сантера Турция начала мобилизацию христиан в рабочие отряды, которые, в действительности, стали лагерями смерти. По свидетельству немецкого консула Амиса Кухова, в 1916 году практически все население Синопа и прибрежных территорий было выдворено.
Занятие русскими войсками Трапезунда и появление партизанских отрядов послужило младотуркам лишним поводом к истреблению всего греческого. Все население, от мала до велика, было вынуждено перебираться с место на место, жить впроголодь и гибнуть. К февралю 1917 года погибло более четверти перемещенного населения, остальные же были доведены до крайнего обнищания. Так, при турецком градоначальнике Керасунда Топале-Османе, из 14 тысяч греков, проживающих в городе выжили лишь 4 тысячи.
Жестокость приверженцев Ататюрка была очевидна как внутри страны, так и для всей мировой общественности. Юрисконсульт Константинопольской комендатуры и президент следственной комиссии султанского правительства Фери-паши, Джемаль Нузхет, резко осудил действия Кемаля, обвиняя его в том, что тысячи греков были заживо сожжены в храмах, что их поселения разграблены, женщины подвергались насилию, и в целом около 90% процентов греческого населения Пафры было уничтожено. Европейские и американские гуманитарные организации и консульства подтверждали эти заявления. Газета Telegraph в мае 1922 года опубликовала протест украинской дипломатической миссии, которая стала свидетельницей разрушений, насилия и убийств в Самсуне.
(АТАТЮРК Мустафа Кемаль (Atatrk Mustafa Kemal))
В октябре 1922 года при посредничестве союзнических сил греческое правительство и Кемаль договорились перевезти выживших понтийских греков на турецких кораблях в Константинополь и оттуда на греческих судах в Грецию. Ответственным за перевозку беженцев был назначен Александрос Паллис.
Первый корабль с беженцами отплыл в Грецию из Самсуна через Константинополь в ноябре 1922 г. Отток беженцев продолжался и весь 1923 год. В 1924 году христианское население Понта подпало под греко-турецкий договор об обмене населением. В общей сложности более 350 тысяч понтийских греков в городах и деревнях, в ущельях и в горах, в тюрьмах и ссылках приняли смерть от рук младотурок.
Среди тех, кто оказался среди переселенцев был и преподобный Арсений Каппадокийский, крестивший младенца Арсения, ставшего потом великим Афонитом преподобным Паисием Святогорцем. В 1924 г. при переселении малоазийских греков прп. Арсений сопровождал свою паству и умер через 40 дней после прибытия в Грецию, на острове Корфу. Младенец Арсений также чуть не погиб во время этого переселения...Вот как об этих событиях описывается в Житии старца:
Итак, в Фарасах, на каппадокийской земле, вырастившей многих Святых, 25 июля 1924 года, в день Успения святой Анны, родился Старец.
При Крещении родители хотели дать ему имя деда — Христос. Однако преподобный Арсений сказал бабушке младенца: «Послушай, Хаджианна, ведь я окрестил тебе столько детей! Неужели ты не дашь хоть одному из них мое имя?» А родителям Старца преподобный Арсений сказал: «Хорошо, вот вы хотите оставить кого-то, кто пошел бы по стопам деда. А разве я не хочу оставить монаха, который пошел бы по моим стопам?» И, повернувшись к крестной матери, произнес: «Скажи: Арсений». То есть Преподобный дал Старцу свое имя и свое благословение, а также предвидел, что он станет монахом, как и произошло в действительности.
В том же году, когда родился Старец, произошел Обмен Населением и греки Малой Азии были с корнем вырваны из родного отеческого края. Вместе с остальными фарасиотами и преподобным Арсением семья Старца отправилась в горький путь эмиграции. На корабле, в давке и толчее, кто-то наступил на младенца, и его жизни угрожала опасность. Но Бог сохранил избранного Своего живым, потому что ему предстояло стать поводырем многих душ в Небесное Царство. Потом сам Старец — разумеется, по смирению — говорил: «Если бы я умер тогда — только что получив Благодать Святого Крещения, — то меня бросили бы в море и мое тело съели бы рыбы. Какая-нибудь рыбешка сказала бы мне за это, по крайней мере, «спасибо», и моя душа пошла бы в Рай». Старец подразумевал, что, оставшись в живых, он якобы не сделал ничего доброго.
(будущий прп. Паисий Святогорец в пятилетнем возрасте с родителями)
Приплыв в Грецию, беженцы недолгое время пробыли в порту Пирея, а затем были переведены в крепость острова Керкира, где преподобный Арсений скончался и был погребен, согласно его собственным пророческим словам: «Я проживу в Греции сорок дней и умру на острове». С Керкиры беженцы перебрались сначала в одно селение недалеко от Игуменицы, а окончательно осели в Конице.
Сопротивление
Нельзя сказать, что греки не сопротивлялись истреблению.
Угроза смерти вынуждала богатых греков выплачивать определенную денежную сумму в 20 золотых лир (“петели”), неимущим же приходилось уходить в горы. Здесь же оказывались и те, кто дезертировал из турецкой армии из-за невыносимых условий в ней. Так начали создаваться первые партизанские группы, которые действовали как сообща, так и по отдельности, ведя отчаянные бои с прекрасно вооруженной и обученной турецкой армией.
Партизанская война сосредоточилась в основном в западных областях Понта, в районах Амиса и Пафра. Только благодаря защите населения, которую обеспечивали партизанские отряды, из 183 тысяч проживавших в Амисе греков в эти годы выжило по крайней мере 50 тысяч. В 1915 году в борьбу с турками вступает отряд Василь-аги (Василеоса Анфопулоса), который сеял ужас среди турок в Амисе.
Партизанам под началом Пандель-Амису (Панделиса Анастасиадиса) удалось противостоять многотысячной турецкой армии в многодневной битве под Агиу-тепе (16 ноября 1917 года). Тот же отряд участвовал в важном сражении у Небентага (конец 1917 года) под Пафрой. Когда закончились все боеприпасы, отряд предпочел погибнуть, но не попасть под власть турок.
Осенью 1921 года воины Кутса-Анастаса (Анастасиоса Пападопулоса) уничтожили 700 турецких солдат в битве против турецкого военачальника Лива-паши на горе Топсам.
В конце 21 года местечко Дазли стало местом столкновения между партизанами и командиром Джемалем Джевитом, который был уничтожен с помощью Истила-аги.
В восточном Понте защитники Санты вынудили турок дать ей неписаные права неприкосновенности. В битве под Копалантами 25 января 1918 года победа над турецкими войсками обеспечила спокойствие этой территории вплоть до 21 года, когда Кемаль Ататюрк решил отправить огромную армию для борьбы с партизанским движением в этом районе. Глава местного партизанского движения, Евклидис Куртидис, успел лишь вывести оттуда женщин и детей.
Достойны упоминания также отряды Евстафия Феодоридиса, Иорданиса Тсарухонета, Иоанниса Кианхидиса, молодого священника Панайотиса Макридиса и Димосфена Евфремидиса.
По сегодняшним подсчетам, партизанское движение состояло из 6-7 тысяч участников, условия жизни которых были исключительно жалкими. Суровые погодные условия, холод и снег не оставляли возможности прокормиться за счет окружающих деревень. Обладая лишь почти первобытным оружием (ножами, кирками и т.д.) они пытались оградить мирное население от турецких нападок. Долгое время их единственным источником вооружения служили отобранные в результате удачных столкновений с турками “трофеи”, и лишь позднее партизанам стали помогать оружием русские.
(Понтийские греки, воины вооруженного сопротивления, начало 20 века)
Однако отсутствие единого руководства и надлежащего вооружения в конце концов привели это движение к поражению.
Когда же русские оставили Трапезунд в феврале 1918 года, половина его населения снялась с насиженных мест и последовала за отступающей русской армией. Большинство этих беженцев осело в районе Кавказа и грузинского побережья.
160000 мужчин было депортировано во внутренние области Анатолии, и большинство их погибло в дороге. Примерно 400 000 беженцев направились в Грецию, в Россию - около 135 000. Вследствие систематического истребления, предпринятого турками, все побережье Понта было очищено в национальном, религиозном и расовом аспекте от компактного греческого населения, жившего там более 3000 лет.
Остались лишь те немногие, что приняли ислам и притворившиеся таковыми. Поэтому на Понте еще существуют тайные христиане.
Бежавшим в Россию грекам тоже пришлось несладко. Сразу после революции они планомерно стали подвергаться репрессиям, поскольку с народами России их роднила православная вера, а большевики как раз начали ее истреблять. За годы советской власти были репрессировали сотни тысяч понтийских греков. В том числе и живших в Крыму, о чем сейчас часто говорят.
Всего число жертв геноцида греков по разным оценкам составляет от 850 тыс. до 1,5 млн. человек.
Геноцид понтийских греков признан только парламентом Греции и штатом Нью-Йорк.
А Турция, с подачи союзников, продолжает свою политику истребления ей неугодных народов...
Сегодня во многих храмах мира служится панихида по убиенным.
(использованы материалы: http://www.immigrant-press.ru/2011/05/19-maya-den-pamyati-zhertv-pontiyskogo-genotsida/; http://www.newsbomb.gr/ru/story/588049/den-pamyati-zhertv-genocida-pontijskih-grekov; http://agionoros.ru/docs/1198.html; Житие прп. Паисия Святогорца)