Мученик Феодор Византийский

Память 17 февраля (Греч.), 30 апреля перенесение мощей (Греч.)
Родился в селении Неохори близ Константинополя в семье Хаджи-Анастасия и Смарагды, его братьями были Антоний и Георгий, будущий митрополит Адрианопольский (1830-1840).
Стал художником и работал во дворце султана, поэтому турки вынудили его принять магометанство. Но затем он раскаялся в содеянном и бежал на остров Хиос, где близко сошелся с преподобным Макарием (Нотарой). Там он ежедневно изучал жития святых мучеников и иные душеполезные книги готовя себя к подвигу мученичества.
Наконец, прибыв в Митилену, он открыто исповедал перед турками Христианскую веру и смело отверг магометанство. Обозленные турки схватили Феодора и бросили в темницу, где подвегали его порке и другим различным мучениям. Так, его за ноги привязали к дереву, повесили на шею тяжелую цепь, обмотали голову веревкой, подложив у висков куски кирпича, и палкой начали скручивать веревку, сдавливая голову, до тех пор, пока его глаза не вывалились из глазниц. Однако, воин Христов твердил лишь одно: "Я христианин, христианин, христианин!"
В субботу утром святой через одного христианина получил от епископа Святое Причастие, после чего с готовностью пошел к месту казни и был повешен. Случилось это в 1795 году.
Через три дня христиане забрали тело святого и похоронили в южной части храма Богородицы Хрисомаллусы (Златовласой). В 1798 году мощи его были перенесены в кафедральный собор Митилены.
Мученица Аргира Прусская, Константинопольская (греч. Αργύρη)

Память 30 апреля, 5 апреля (Греч.)
Родилась в 1688 году в г. Прусса в Малой Азии.
Вскоре после того как юная Аргира вышла замуж за христианина, ее увидел и стал преследовать некий турок. Получив отказ, он оклеветал ее перед городским судьей, сказав, что она собиралась принять ислам. Аргира опровергла его слова, и против нее было возбуждено судебное разбирательство. По ходатайству супруга Аргиры оно было перенесено в Константинополь, где турок вновь лжесвидетельствовал против Аргиры. Святая открыто исповедала Христа, за что была заключена в тюрьму. Там она провела 17 лет.
Скончалась в жестоких мучениях 5 апреля 1721 г., не отступив от Христа.
30 апреля 1725 г. было совершено перенесение ее мощей в храм св. Параскевы в пригороде Константинополя.
Житие святой Аргиры написано Кесарием Дапонтесом.
Гимнография
Аргира особо почиталась в Греции, ей было составлено последование, списки которого попали в Россию. Первое печатное издание службы Аргире было осуществлено в Константинополе в 1912 г. В совр. печатную афинскую Минею последование не вошло, хотя память Аргиры значится в месяцесловах Русской и Элладской Церквей.
Преподобный Климент Песнописец (+ после 868), игумен

(Изображения прпп. Феодора Студита, Климента Песнописца и Кассии Константинопольской, Свято-Духовский собор, Херсон,Михайловский придел)
Преподобный Климент Песнописец был игуменом Студийского монастыря после святого Николая (+ 868). Известен как ревностный защитник христианства, исповедник иконопочитания и составитель канонов Божией Матери и некоторым святым, в частности богородичных тропарей, канонов семи отрокам ефесским, пророку Боговидцу Моисею, Архангелам и в неделю перед Рождеством Христовым.
Святитель Симон Чиж, митрополит Московский и всея Руси

Память 30 апреля (Греч.), в Соборе Московских святых
С 1490 года - игумен Троице-Сергиева монастыря.
6 сентября 1495 года избран и наречен на Московскую митрополию. 20 сентября того же года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Поставление Симона на митрополичью кафедру сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь Иоанн Васильевич сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причем осла водил под ним боярин великого князя.
Митрополит Симон благословил на великое княжение сначала внука Иоанна III Димитрия, а затем сына Василия.
В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ великому князю Иоанну III о монастырском землевладении.
Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого.
Принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом. Незадолго до смерти митрополит Симон "по великого князя слову" взял "прощение" у Серапиона.
По одной версии 26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля того же года. По другим данным, весной 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января 1512 года. Погребен был в Архангельской церкви Чудова монастыря. Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и доныне.

(Троицкий монастырь в XV веке)
Митрополит Симон именуется мужем непорочной жизни, великого смирения, украшенным всеми добродетелями. Он был весьма начитан, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращенные к нему послания архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого. Сохранились рукописи — вклады митрополита Симона: в Троицкий монастырь он вложил Толковый Апостол, а в Московский Успенский собор — Златоструй и Евангелие-апракос. Митрополит Симон был также хорошим иконописцем: известна написанная им Владимирская икона Божией Матери.
Святитель Ерконвальд (Erkenwald или Erconwald), епископ Лондонский

Память 30 апреля (Кельт. и Брит., Греч.) и в Соборе Британских и Ирландских святых
Принадлежад царствующей фамилии Оффы Восточно-английского.
Основал ряд монастырей, в т.ч. монастырь в Чертси, нынешнее графство Суррей, где он, отказавшись от руководства, подвизался до 675 года. В этом году после кончины епископа Вини (Wini), Эркинвальд был поставлен епископом у восточных саксов, в городе Лондоне святителем Феодором из Тарса, архиеп. Кентерберийским, и королём Себби (Sebbi).
Он был известен святостью своей жизни. В 686 году он участвовал в примирении архиепископа Феодора Кентерберийского и епископа Вильфрида Йоркского. Король Ини в преамбулах своих законов звал Эрконвальда "мой епископ". Во время правления Эрконвальда приумножилось число храмов, возросли их доходы, а церковь получила от короля многие привилегии.
Согласно старинной эпитафии, Эрконвальд руководил Лондонской епархией одиннадцать лет, после чего удалился в основанный им для женщин монастырь в Баркинге, где подвизалась его сестра, святая Этельберта, бывшая его игуменией. Там он и отошёл ко Господу 30 апреля. Преставление датируют периодом с 686 по 693 год.
Он был погребён в соборе Святого Павла. После смерти Эрконвальд прославился чудотворениями, описанными, в частности, в средневековой английской поэме St Erkenwald.
Во время пожара в соборе в 1087 его могила осталась нетронутой огнём. Торжественное перенесение мощей святого в верхний алтарь состоялось 14 ноября 1148. В XVI веке его могила была богато украшена.
Тропарь
глас 4
O princely scion of the Angles, wise Erkenwald, thou didst depart thy native land and, at Chertsey and Barking, didst raise up monastic houses among the Saxons. And thou, o London, lift up thy voice, having had as thy hierarch and instructor in faith one, by whiose mediation we are all delivered from grave perils and misfortunes.