filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

20 апреля (03 мая) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...


Закхей), апостол от 70, епископ Кесарии Палестинской


Призвание Закхея. Фреска Фаворского монастыря
(Призвание Закхея. Фреска Фаворского монастыря)

Память 4 января в сонме апостолов от 70, в Неделю о Закхее (за неделю до начала Триоди постной), 20 апреля

Был мытарем, т. е. сборщиком налогов. По свидетельству Священного Писания, когда Христос направлялся в Иерихон, где Закхей жил, тот, желая хоть издали увидеть Мессию, влез для этого на смоковницу. Христос заметил его там и обратился к нему, сказав о Своем намерении посетить его дом. Глубоко тронутый Закхей раскаялся в своих грехах и дал обещание вчетверо воздать всем, кого когда-либо обидел при сборе пошлин и податей (Лк. 19, 1–10).
Церковное предание сообщает, что Закхей сделался Христовым учеником и пошел за апостолом Петром. Он стал первым епископом Кесарии Палестинской, где верно служил Евангелию и мирно скончался.


Преподобный Феодор Трихина («власяничный»)

Преподобный Феодор Трихина («власяничный»)


Преподобный Феодор Трихина родился в богатой константинопольской семье. В юности он удалился в пустынную обитель во Фракии и принял монашество. Преподобный был строгим постником, носил только одну грубую, колючую власяницу, отчего и был прозван Трихиною, то есть "Власяничным". Этим именем был назван и монастырь, в котором он подвизался. При жизни преподобный творил много чудес и исцелений. После смерти от его святых мощей истекало целебное миро, которое излечивало многие болезни и изгоняло нечистых духов. Время жизни преподобного Феодора неизвестно.

Кондак преподобного Феодора
глас 4
Явился еси предивен житием,/ Феодоре мудре отче,/ власяными рубы изменив/ паче царских сокровищ,/ яже на земли,/ сего ради небесную одежду восприял еси,// присно моли о нас, преподобне.


Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийские

прмч_отцы_Давидо_Гареджийские_1


Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийской Лавры, числом более 6000, приняли мученическую кончину в Грузии за исповедание христианской веры в начале XVII века, при шахе Аббасе I. Погребены были святым царем Арчилом II (память 21 июня) в храме Давидо-Гареджийской обители.
Страдания Святых Отцев Давидо-Гареджийской пустыни, избиенных персами и иными безбожниками.

Преподобный Давид Гареджийский основал много больших и малых иноческих обителей. Правилом святого Давида запрещалось прямо вступать к нему в братство; если кто-нибудь хотел жить с ним, то его сперва посылали подвизаться в продолжении трех лет на пустынно-уединенную жизнь в высеченной этим же новоначальным подвижником где-нибудь в скале маленькой и узкой келье. Если новоначальный выносил страшное даже для взора, не только для жизни, пустынное уединение, то тогда принимаем был святым отшельником Давидом.
Часто выходило так, что избравший такую суровую жизнь не возвращался уже к святому, а пребывал до самой своей кончины в избранном им месте, славословил Бога и имел самое близкое духовное общение со святым отцом Давидом.
Около сего нового подвижника с течением времени собирались ревнители его жизни, высекали себе кельи в скале по подобию его келье и начинали жить с ним по уставу, данному святым Давидом. Таким образом через некоторое время, еще при жизни преподобного, вокруг его обители устроилось много монастырей самых близких его учеников.

Первым из таких монастырей был основан святым Додо, - это тот, который находится напротив Лавры святого Давида, именуемый ныне Иоанно-Крестительской пустынью. Вскоре все скалы, окружающие Лавру Давида, покрылись келиями святых подвижников Христовых.
До сего дня сохранились постройки и пещеры двенадцати, крупных некогда, монастырей и безчисленного множества келий и киновий. Память сохранила следующие наименования больших Давидо-Гареджийских обителей:

Воскресенская (мученическая)
Бертубани (квартал иноков)
Святого Додо (Додос-рка)
Иоанно-Крестительская
Чичхитури
Тетри-сенакеби (белых келий)
Магазана или Мгвиме
Колагири
Мохатули (расписанная)
Веран-Гареджа
Пир-Укугмарти
Лавра святого Давида

(эти именования даны в русифицированной транскрипции публикаций прошлого века).

Давидо-Га_обитель
(Давидо-Гареджийский монастырь в наше время)

На юг за хребтом, В скалах которого высечена Лавра святого Давида, имеется великолепная и довольно большая обитель Воскресения Христова, с сохранившимися до сего дня расписанным живописью византийской работы великолепным соборным храмом и множеством мелких церквей. Ныне эта бывшая обитель именуется "Монастырь Удабно". Древнейшие фрески этого монастыря (IX век) сильно пострадали от безбожного лихолетья XX века, и особенно от варварских военных учений, проводившихся в Гареджийской пустыне в 60-70 годах сего века.
Соборный храм этого монастыря посвящен Воскресению Христову. Но крестный ход в ночь на Пасху совершался над монастырем на горе, где была устроена маленькая церковь, наподобие ротонды Гроба Господня.
Иноки Давидо-Гареджийских монастырей имели обыкновение в храмовый праздник сходиться в какую-нибудь из поименованных обителей и единодушно праздновать этот день.

В несчастную для Иверии годину зверонравный шах персидский Аббас I напал на Грузию в 1615 г. с бесчисленным войском и предал всю Иверию разорению и опустошению.
Он, насытившись кровью христианскою, отправился охотиться в степи Караягские, где не думал найти кого-нибудь из людей, - и что же? Шах остановился для ночлега в Гареджийских горах и почивал в богато убранном шатре, вокруг которого расположились шатры главных его воинов и телохранителей, а далее - лагерь его полчищ. Около полуночи, ближе к рассвету, стали доходить до шахских ушей шум далекой реки и тихое веяние ветра, а из окрестных мест клики птиц и вой зверей.
Шах предался мечтам и размышлениям о своем могуществе и о своих подвигах во славу милостивого к нему Аллаха, разумея под словом "подвиг" безжалостное истребление христиан во всех покоренных им странах. Вдруг в его шатер проник слабый, едва заметный, огненный свет, что показалось ему сначала призраком. Шах встревожился, и выйдя из шатра увидел, что на краю степи, на горе, как "будто двигалась и шла вереница огней. Это монахи всей пустыни Гареджийской обходили крестным ходом маленькую церковь, воспевая радостное для всякой души "Христос воскресе! .."

"Что это такое,- закричал шах, указывая на огонь, - пожар, что-ли?"
"Пресветлый, всесильный Шах!" " ответили ему воины, в числе коих были отступники от веры, но также - и тайные христиане. Они знали причину этого огня и особенность местности, и потому ответили шаху с низким поклоном: "Сегодня, Государь шах, большой праздник у Христиан; в этих местах живут Гареджийские монахи, которые ныне празднуют Пасху Христову и обходят церковь с возжженными свечами".
"Значит не вся Грузия предана мечу! Еще остаются в живых монахи, а я думал, что вся Грузия стерта под моими стопами. Истребить сейчас же всех! Изрубить и этих всех, чтобы ни одна душа из них днем не осталась в живых! Слышите! И все их жилища предать опустошению и разорению, и истребить все до основания!" - вспылил шах.
"Всесветлый шах!" - стали взывать к нему некоторые из вельмож, "эти люди мирные, не носят оружия и совершенно не опасны для шахского величества; они молятся только Богу о всех и помогают даже нашим правоверным, принимают их у себя на ночлег, кормят их и снабжают всем необходимым, и сам Пророк велел щадить таких молитвенников". От этих слов ярость шаха только усилилась и он потребовал: "Послать сейчас же воинов, и истребить всех!"
Напрасны были слова вельмож, они должны были повиноваться своему зверонравному владыке. Немедленно снарядился отряд воинов и отправился прямо к монастырю Святого Воскресения.

В ночь заутрени Пасхи явился Ангел Божий настоятелю Лавры Давида, по имени Арсению, и сказал ему: "Господь наш Иисус Христос призывает вас всех ныне в небесный Свой чертог. В эту ночь будет великое искушение для вас, вы будете посечены мечом. Кто хочет спасти свою временную жизнь, пусть бежит или скрывается, а тот, кто хочет спасти свою душу для вечности, будет предан мечу и увенчается от Господа венцом нетленным. Объяви об этом призыве Божием всем собравшимся в обитель инокам".
И отошел Ангел, оставив преподобного Арсения в некоем смущении - как открыть этот призыв Божий братии, собравшейся для встречи Светлого Воскресения Христова, а не для встречи смертоносных врагов христиан. В скорбном размышлении стал он готовиться служить святую Божественную Литургию.
В это время вошел к нему по какому-то делу его келейник, и видя своего духовного отца в тревожном состоянии с непраздничной печалью на лице, удивился странной перемене в нем, и спросил: "Отче, что с тобою? Почему честное лицо твое говорит мне о страшной и непонятной для меня скорби, которая предвещает, как замечаю, великую напасть и горе?"

Авва Арсений, наконец, после долгого молчания говорит ему: "Чадо мое прелюбезное и ангельское, в нынешнюю ночь Ангел явился мне и принес весть смутительную".
"А что такое?" - в изумлении спросил его послушник.
"Да вот то", — отвечал настоятель, "что все собранные здесь иноки призываются Господом к вечери Тайной и Вечной через мечное посечение, и велено мне объявить всем кто хочет спасти свою временную жизнь, чтобы бежали отсюда, а кто желает жизни и Трапезы Небесной, пусть ожидают здесь острого меча и смерти. И вот не знаю, что делать, как объявить собранной у нас здесь всей пустынной братии".
Послушник воскликнул: "Отче, стоит ли об этом горевать? Господь призывает нас к Себе, неужели не идти нам к Нему, спрашиваю тебя? Для чего собрались мы в эту пустыню, как не ради того, чтобы нести до конца взятый нами крест? Напротив, отец мой. радуйся и возрадуй нас, что мы в эту ночь предадимся в руки Господа нашего Иисуса Христа. Думаю, что не будет здесь ни одного, кто бы не пожелал подобного исхода себе. Объяви, отче, не бойся, все с радостью примут слова твои и приготовятся через смерть соединиться с Господом".

Сказав это, он вышел и в скором времени настоятель и его келейник поведали всем о возвещенном свыше призыве. Иноки стали готовиться к принятию смертной чаши.
Только два послушника, убоявшись смерти и мучения, посоветовались между собою и ушли из монастыря, чтобы спастись от меча. Они перешли лощину между двух обителей святого Давида и святого Додо, и остановились на одной из гор.
Монахи совершили положенное по чину богослужение и возвестили друг другу "Христос воскресе! - Воистину Воскресе!"
Иноки давали мирное целование друг другу, лобызая Крест, Евангелие, иконы; прощаясь со всеми и прощая все, - расставались до встречи в обителях Отца Небесного. В монастыре Святого Воскресения началась Божественная Литургия.

Вдруг под конец Литургии во время пения "Отче наш..," при громе барабанов и зурны персидские воины окружили обитель.
Настоятель Лавры Давида игумен Арсений немедленно вышел к предводителю воинов и просил его, сказав; "Во имя Единого Бога, всеми народами исповедуемого, позвольте нам кончить службу Ему, а затем, что угодно будет вам, то и делайте с нами! Для нас смерть ничто, так как она страшна для плоти живой, а мы, принявшие крест, ушли от мира за Христом нашим на распятие, добровольно свою плоть умертвили. Смерть радость великая для нас, ибо разрушается греховная и немощная плоть наша, а бодрствующая душа наша принимает упокоение в руках Отца Небесного и общение со Христом Богом нашим. Но умоляем вас, варвары, если вы жаждете смерти нашей и захвата сокровищ монастырских наших, да будет вам известно, что посреди нас не найдется кто-либо вооруженный или желающий бороться и воспротивиться вам. Мы, собравшиеся на торжество отпразднования Пасхи Христовой и ради причащения нашего Пасхи вечной, все укрепляемся благодатным вдохновением душ наших, взявши в руки жезл веры в Воскресшего Иисуса Христа.

Молим вас, дайте нам время, чтобы вкусить нам Вечную сию и нетленную Пасху, которая есть Плоть, ради нас на Кресте волею закланного Агнца Непорочного и Невинного, Христа Бога нашего, а после того мы добровольно предадим себя в руки ваши, и принесемся в жертву Отцу со Христом Иисусом, ради нас в жертву Принесенным. Охраняйте входы этой церкви бдительно, чтобы никто из нас не ускользнул от рук ваших. Никто не придет на помощь нам. никто не даст нам надежду спасения от вас, мы все добровольно предаемся усмотрению вашему, и по совершении Божественной Литургии творите с нами, что хотите
".

Услышавши слова эти, персы рассудили между собою, что раз монахи ниоткуда не ждут помощи против них, а сами не могут сопротивляться, поэтому все сокровища монастырские ныне же будут в шахской власти, поэтому следует дать им время по просьбе их, а потом можно будет расправиться с ними как велел шах.
Так уважены были прошения старца Арсения. Таким образом. Бог, Который уготовал иноков быть мучениками Истины и причастниками Христу Спасителю, почтил возлюбленных Своих пресвятым страданием ради Имени Сына Своего, а пребезжалостных врагов привел в милость, ибо не попустил им напасть на святых Своих пока иноки не вкусят Животворящей Пасхи.

После любезных Богу воздыханий и молений, все приготовившие себя для принесения в жертву исповедничества приобщились Святых Таин.
По окончании Евхаристии, настоятель и за ним все иноки надели мантии, настоятель взял в руки жезл и крест и вышел в сопровождении 6000 (по иным свидетельствам - 600) братьев, в числе коих были насельники всех остальных обителей.
Став лицом к лицу предводителя персов, преподобномученик Арсений сказал; "Теперь мы готовы, делай, что повелено тебе! Стоим перед тобою без оружия, не почитаем шаха твоего, ни во что ставим закон вашего Магомета, проклинаем его и отчуждаем его от себя! Лучше принять смерть, нежели повиноваться вашему богомерзкому закону и вам, и вот голову мою даю тебе, а за мною и эти воины Христовы радостно встречают меч твой".
Настоятель был усечен первым.

Затем разъяренные, подобно зверям, воины бросились с обнаженными мечами на святых отцов и истребили всех без исключения, разбросав святые их тела по всему двору монастырскому на съедение птицам небесным и диким зверям, а затем предали всю обитель Воскресения Христова страшному разорению и опустошению.
Несколько воинов вошли во время ограбления обители в одну маленькую церковь, в которой служил схимник, старец высокой жизни. Они застали его почти перед самым причастием. Бесчеловечные воины хотели мигом повалить с Престола Святую Жертву, но старец немедленно принял всю Чашу, и тем избавил Святые Тайны от варварского поругания. Один из злодеев схватил за бороду святого старца и немедленно снял мечем его честную главу. Так окончил дни своей жизни подвижник, имя которого внесено перстом Божиим в книге Жизни!
Неистовый убийца положил честную главу на Престол, а тело было отброшено валяться на земле. Кровь из головы потоком полилась по Престолу; в скором времени она запеклась на каменном Престоле, так что до наших дней оставалась заметною для взора благоговейного христианина. Кровь из тела обагрила потолок и боковые стены маленькой церкви. Па внутренних стенах церквей и келий Воскресенской обители видимы были кровяные пятна от избитых там подвижников во свидетельство их святой кончины.

Эти знаки страданий до последних дней существования Воскресенской обители оставалась видимым свидетельством вольного Христа ради мученичества преподобных отцов Гареджийских.
Насельники остальных монастырей и келий также были преданы мечу и поруганию. Таким горестным исходом закончилось в XVII веке существование обителей, служивших почти одиннадцать веков рассадниками православия и святой христианской жизни в Грузии.
Небо засвидетельствовало мучения преподобных отцов. На святые тела, изрубленные в куски, опустились три светоносных столба и стояли над всею местностью Гареджийской в продолжение трех суток, а в воздухе видно было бесчисленное множество розовых венков, издающих необыкно-венное благоухание. Упомянутые выше, бежавшие от страданий два послушника, перейдя гору, в которой была высечена обитель святого Додо, темной и глухой ночью шли поспешно, убегая от временной смерти. Рассуждая между собою о случившемся, наконец, один спросил другого: "Куда идем, и зачем идем? Пришли мы в монастырь не из мира ли, а теперь подобно псам возвращаемся на прежнюю блевотину; отчего не умерли мы с нашими отцами, чего нам оставаться одним в этой горькой и тревожной жизни?"
И сказал один другому: "Идем, брат, умрем с нашими отцами и будем с ними в царстве Отца нашего Небесного". Внезапно их облистал свет в виде трех светоносных столбов, спускавшихся с неба на тела мучеников, и от этого света ночь превратилась почти что в светлый день.
Итак, воспрянув от духовной дремоты, они увидели, что с неба спустилось на обители множество венков, а два из них жалко плыли а воздухе вверх. Видя эту скорбь небес, - вся вселенная наблюдала печальное возвращение венков, они скорыми шагами пустились бежать, подобно оленям на источник, в прежнее свое место, к убитым телам своих вождей духовных.

Спустившись в лощину, отделяющую две обители, они встали на дороге, находящейся между обителями святого Давида и Крестителя Иоанна, почти напротив маленького монастыря святого великомученика Иакова персидского, над которым до сего дня стоит сторожевая башня с немногими кельями, и встретили тут разъяренных подобно волкам воинов.
Эти, возвратившиеся ко Христу Его овцы словесные, исповедали Христа Бога, прокляли Магомета и его закон. Персы тут же изрубили страдальцев Христовых на мельчайшие куски и разбросали останки их по земле на съедение птицам и диким зверям.
Но Бог, любящий и прославляющий святых своих, не оставил и сего места без знамения; на том месте, где они были изрублены, впоследствии произрасла роза, растущая до сего дня (свидетельство XIX века) посреди безводной, сухой и каменистой почвы, ровно на самой средине дороги, между существовавшими обителями святого Давида и святого Иоанна Крестителя.
И зеленел этот куст посреди безотрадной пустыни, высохшей и обгорелой от страшного жара. Цвет той розы темно-малиновый, запах же удивительно благоухающий. Многие с верою пользовались ее цветом и листьями для облегчения своих недугов и по молитвам святых мучеников получали исцеления. Роза та служила единственным украшением для двух обителей в три дня Пятидесятницы. Сколько кто ни пытался эту розу пересаживать с грунтом и держать температуру, при которой она цветет, но нигде она не приживалась.

Впоследствии царь иверский Арчил со всею тщательностью собрал кости мучеников и положил их в маленькой церкви в длинном гробоподобном каменном ящике, так что они были видимы для всех христиан с южной стороны при Святом Престоле в алтаре. Святые кости стали источать благовонное миро в утверждение и верное свидетельство святой мученической кончины исповедников Христовых.
Это чудесное истечении мира из святых костей побудило всю братию обеих пустынь - Лавры святого Давида и Иоанне- Крестительской просить Католикоса Антония I составить им службу и установить в честь их праздник во вторник Светлой Седмицы, т.е. на третий день Пасхи.
Православная Иверская церковь празднует этот день, прося святых мучеников быть ходатаями у Престола Воскресшего Господа, да воскресит Он народ иверский для новой жизни - жизни будущего века, и соделает чад ее гражданами небесного Иерусалима.

прмч_отцы_Давидо_Гареджийские_2

Молитва преподобномученикам Давидо-Гареджийским

О, небесные граждане вышнего Иерусалима, преподобные отцы наши, светлые звезды пустыни Гареджийской, благоухание райское, облагоухайте церковь Иверскую молитвами и покровом вашим! Принявши от рук Подвигоположника мзду трудов наших, оградите своим покровом и словесное стадо ваше от нашествия невидимых врагов, попирающих и убивающих души верных чад православия! Отгоните от стада вашего нашествие нечестивых ересей и, предстоя Престолу всех Царя и Господа Иисуса, молитесь, да сподобит и нас предстательством вашим стоять одесную Его и вкупе с вами славословить Пречестное и Великолепное Имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Преподобноисповедница Смарагда, игумения

Преподобноисповедница Смарагда, игумения

Об этой угоднице Божьей я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/767909.html


Преподобные Афанасий и Иоасаф Метеорские, игумены


Преподобные Афанасий (слева) и Иоасаф Метеорские, игумены
(Преподобные Афанасий (слева) и Иоасаф Метеорские, игумены)


Преподобный Афанасий, в миру Андроник, родился в Новых Патрах (ныне город Ипати) во Фтиотиде в богатой и знатной семье, рано осиротел и воспитывался дядей. Во время захвата города каталонцами в 1319 году он был пленен, однако ему удалось бежать.
Юноша отправился в Фессалонику, где был принят в дом писца царских указов, который взял его под свое покровительство. Он получил блестящее светское образование, занимаясь с лучшими учителями Фессалоники.
Желая получить также и духовный опыт, он посетил Афон и Константинополь, где познакомился с выдающимися богословами, сторонниками и противниками исихазма: прп. Григорием Синаитом, Даниилом Исихастом, будущим патриархом Исидором I, Григорием Акиндином.
Затем он отправился на Крит, где некоторое время подвизался в безмолвии в уединенном месте.

Ок. 1335 г. возвратился на Афон и поселился в ските Магула, принадлежавшем Иверскому монастырю. Там от иеромонаха Каллиста он узнал, что в месте, называемом Милея (Μηλέα), живут два старца, Григорий и Моисей, которые достигли вершин добродетели. Андроник пришел к ним и после долгих просьб был принят ими, пострижен в монашество с именем Антоний, а затем в схиму с именем Афанасий. Келья старцев находилась на вершине Афонской горы. В качестве послушания Афанасий доставлял в келью все необходимое, поднимаясь с ношей по горным тропам, где не могли пройти вьючные животные. Однажды, когда выдалась особенно суровая зима и выпало много снега, он едва не погиб в горах.
Из-за частых пиратских набегов монахи были вынуждены оставить свою келью: Моисей переселился в Иверский монастырь, Григорий и Афанасий - в Фессалонику, а затем в Верию. Желая найти уединенное место, они по совету Иакова, архиеп. Сервийского, ушли в Фессалию и поселились около г. Стаги на высоких голых скалах, где, по словам жития, «жили только орлы и коршуны». Первоначально они обосновались на ближайшей к городу скале, называвшейся Стилос (ныне скала Св. Духа), где находилась заброшенная церковь Архангелов, высеченная пастухами в скале. Узнав об их иноческих подвигах, многие стали приходить к ним за духовным советом и благословением.

Ок. 1340 г. Афанасий в поисках уединения и более суровой аскезы переселился в пещеру на самой высокой скале Платилифос, которой он дал название Метеорон (Μετέωρον), т. е. «парящий в воздухе». Позже это название распространилось на всю гряду скал, а Платилифос стала именоваться Большие Метеоры. Старец Григорий же остался жить на прежнем месте, затем вернулся в Фессалонику.


вид_на_варлаам_1
(Вид с монастыря Великие Метеоры на монастырь Варлаам)


Через некоторое время к Афанасию стала стекаться братия. Он начал постройку церкви Богородицы, посвятив Божией Матери новый монастырь. Когда число иноков достигло 14 человек, была построена церковь Преображения, впоследствии ставшая соборным храмом и давшая название монастырю. Основанный Афанасием монастырь являлся общежительным (киновией) со строгим уставом. Сам преподобный 5 дней в неделю пребывал в своей пещере в безмолвии и молитве, лишь в субботу и воскресенье выходя на службу в соборный храм. От Бога он получил дар прозорливости и чудотворения.
По мнению Д. Софианоса, Афанасий Метеорский скончался не в 1383, как принято считать, а в 1380 г. Из жития преподобного известно, что перед смертью он назначил вместо себя духовником для братии иером. Макария. В послании Нила, митр. Ларисского, датированном ноябрем 1381 г., Макарий уже называется духовником Метеорского монастыря. Анонимное житие Афанасия Метеорского написано, по-видимому, метеорским или афонским монахом в кон. XIV в. Честная глава преподобного Афанасия хранится в монастыре Преображения.
В 1788 г. было издано последование Афанасию Метеорскому, автором которого является Иустин Декадион. В печатные Минеи, используемые ныне в греческих Церквах, это последование не вошло.

Преподобный Иоасаф Сербский, Метеорский (Метеорит), в миру Иоанн Урош Палеолог-Неманич, царь Фессалии, игумен и ктитор монастыря Великая Метеора

метеоры_горы_1
(Метеоры, Греция. О нашем путешествии в этот чудесных край и о монастырях Метеор можно почитать тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/4564.html)

Родился у правителя Эпира и Фессалии царя Симеона-Синиши Уроша Палеолога и сестры Эпирского правителя Никофора II Фомаиды около 1350 года. По отцу происходил из сербского рода Неманичей, а по матери – из восточно-римской императорской фамилии Палеологов. Его отец был правителем богобоязненным, и воспитываясь в его доме Иоанн с детских лет начал стремиться к духовной жизни и отречению от мира и его суеты. Часто и подолгу посещал церковные богослужения и монастыри. Особенно он полюбил Святую Гору Афон и ее подвижников, а позднее стал навещать и монастыри на Метеорских скалах под Каламбакой.
Около 1369 года Симеон-Синиша скончался, оставив свой престол сыну. Известие о том, что он стал царем застало Иоанна на Святой Горе. Он прибыл в свою столицу Трикалу, но больше заботился о том, как освободиться от царской порфиры, ибо эта власть и слава не занимали его. В это время он уже был знаком с преподобным Афанасием Метеорским, который стал для него его духовным отцом и наставником на пути ко спасению. Вскоре Иоанн передал правление своей страной своему родственнику Алексею Ангелу Филантропину, а сам удалился в Преображенский монастырь Великая Метеора к преподобному Афанасию. Здесь он облекся в монашескую ризу, получив при постриге имя Иоасаф.

Несмотря на свое царское достоинство, во всем смиренно и кротко подчинялся своему наставнику и всей монастырской братии, проводя строгую общежительную жизнь, по уставу игумена Афанасия. В монашеской жизни, богоугодных подвигах и добродетелях он усовершенствовался настолько, что преподобный Афанасий перед своим упокоением поставил его своим наследником и игуменом монастыря. Преподобный Иоасаф вместе со святым Афанасием воздвиг и украсил храмы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Иоасаф также расширил и украсил святыми иконами и необходимыми сосудами построенную святым Афанасием небольшую церковь Преображения Господня. Преподобный столько помогал монастырю Великая Метеора своими дарами и пожертвованиями, что вместе со святым Афанасием был зачислен в ктиторы этой обители, о чем свидетельствуют монастырские грамоты и святые иконы и фрески. Помимо этого монастыря, преподобный помогал и всем другим Метеорским обителям. Защищал права монастырей царскими грамотами, помогал им дарами и многообразным попечением.

При мудром игумене Иоасафе Метеорские монастыри процветали как никогда. В попечении о монастырях ему много помогала его родная сестра Мария Ангелина, правительница Эпира, оставившая большую часть своего имения в управление и распоряжение брата. На эти средства преподобный построил в своём монастыре множество келий, монастырскую больницу, резервуары для воды и другие необходимые постройки.

В 1394 году, когда турки захватили Фессалию, преподобный Иоасаф был вынужден на некоторое время удалиться на Афон, где провел несколько лет в монастыре Ватопед. Около 1401 года он снова вернулся на Метеору и продолжил там свои подвиги, живя в непрестанных молитвах в небольшой келии. В 1422-1423 годах, после 40 лет монашеского жития, великий подвижник отошел ко Господу.
Его святые мощи были положены в Метеорском монастыре Преображения Господня, вместе с мощами преподобного Афанасия Метеорского. Там же они пребывали на начало XXI века.

Преподобным Иоасафом завершился славный и богатый святыми род Неманичей. Почитание святого Иоасафа рано распространилось в Метеорских и Святогорских монастырях. Его лик сохранился на фреске Лозы Неманичей в славонском монастыре Ораховице, а в Кркском монастыре хранится его икона работы Спиридона Рома XVI века, на которой преподобный Иоасаф изображен со святыми Феодосием и Афанасием.


Тропарь

глас 3
Се́рдцем и душе́ю возлюби́в Христа́ Го́спода,/ вся́ кра́сная ми́ра сего́ оста́вил еси́,/ изво́лил же еси́ па́че в смире́нии и послуша́нии Бо́гу служи́ти,/ не́жели на престо́ле ца́рстем владе́ти./ Сего́ ра́ди благоче́стно восхваля́ем тя́/ и, святу́ю па́мять твою́ соверша́юще, вопие́м ти:/ о́тче Иоаса́фе Богоблаже́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га о спасе́нии ро́да на́шего христиа́нскаго.

Кондак

глас 4
Ве́дый прехва́льное житие́ твое́ и чистоту́/ и безме́рное смиренному́дрие,/ преподо́бный Афана́сий наименова́ тя́ прее́мника своего́,/ ты́ же показа́лся еси́ достои́н сего́ нарече́ния/ и, служа́ Триипоста́сному Бо́гу,/ соблю́л еси́ вве́ренную ти́ оби́тель Метео́рскую./ Те́мже мо́лим тя́, о́тче Иоаса́фе,/ не забу́ди оте́чество твое́ и ве́сь се́рбский ро́д,// но моли́ся всегда́ о все́х на́с.


Святой Кэдвалла Уэссекский (Caedwalla), король Уэссекса и Кента, местночтимый святой


Кэдвалла — король Уэссекса


Сын короля Кенберта, язычник, он начал править западными саксами в 685. В юности был изгнан из Уэссекса и воевал с южными саксами. Ему удалось убить короля Сассекса, Этельвелта, но удержать контроль над королевством южных саксов ему не удалось. Став королем, Кэдвалла еще раз покорил Сассекс, а также Суррей, Кент (где он поставил королем своего брата Мула) и остров Уайт. Решив истребить местную династию, он приказал казнить юных принцев, братьев убитого короля Арвальда, однако позволил священнику сначала крестить их. Мул не удержался на престоле и был убит при восстании в Кенте; Кэдвалла жестого подавил это восстание, полностью разорив Кент.

Несмотря на свою жестокость, король Кэдвалла почитал Церковь и делал ей богатые дары. В частности, он пожертвовал Церкви четверть острова Уайт. Хотя король не был крещен, особое влияние на него имел св. Уилфрид Винчестерский, который даже называется его "духовным отцом".
При захвате острова Уайт он был ранен, и страдания от раны заставили его отречься от престола. Он решил принять Крещение и отправился в Рим, принял крещение с именем Петра в Великую Субботу 689 года от папы Сергия I, и через 10 дней, 20 апреля 689 года, скончался. Его наследником стал его брат Ине. Мощи его почивают в крипте cобора св. Петра в Риме.
Tags: Греция, Грузия, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments