Святитель Георгий Антиохийский (Писидийский), епископ
Святитель Георгий Исповедник, епископ Антиохии Писидийской, жил во времена иконоборчества. В молодые годы он принял иночество, прославился святостью жизни и был поставлен епископом Антиохии Писидийской.
Во время гонения на святые иконы при императоре Льве Армянине (813 - 820) святитель Георгий прибыл в Константинополь и на Соборе епископов обличал иконоборческую ересь, убеждая императора отказаться от нее. Когда святой Георгий отказался удалить из храма иконы по приказу императора, он был сослан в заточение (+ ок. 813 - 820).
Преподобный Иоанн Ветхопещерник, иеромонах
Именем "Ветхой лавры" называлась обитель преподобного Харитона, находившаяся в палестинской пустыне близ Иерусалима. Она называлась "Ветхой лаврой" потому, что устроена была святым Харитоном прежде других лавр, как о том подробно написано в житии его. В этой то Ветхой Харитоновой Лавре и подвизался в постничестве воспоминаемый ныне преподобный Иоанн. Горя с юных лет любовью ко Господу, святой Иоанн прилепился к Богу всею своею душою, согласно с написанным в Священном Писании: "А мне благо приближаться к Богу!" (Пс. 72:28). Презревши суетную мирскую жизнь, святой Иоанн удалился из отечества и, приняв на себя крест иноческой жизни, странствовал по разным местам во имя Господа, Который, со дня Своего рождения и до самой смерти, "не имел где главы подклонить" (Мф. 8:20).
Достигнув святых мест Иерусалимских, святой Иоанн поклонился живоносному Гробу Господню, потом пришел в вышеупомянутую лавру блаженного Харитона, где за свою добродетельную жизнь удостоен был священного сана иерея. Обуздывая плотские страсти великим воздержанием, святой Иоанн явился и здесь подражателем великих древних постников: всенощными бдениями и непрестанным памятованием о смерти святой достиг совершенного умерщвления своей плоти и был как бы Ангелом во плоти.
Прожив довольно много лет и всё время благоугождая Богу, святой преставился ко Господу. На руках святых бесплотных Ангелов душа его была отнесена в вечные обители небесные.
Святой Иоанн называется "ветхопещерником", вместо "ветхолаврата" потому, что Ветхая Лавра преподобного Харитона, первоначально находилась в разбойнической пещере. В эту пещеру был заключен разбойниками преподобный Харитон. Но после того, как разбойники, выпив вина отравленного ядом змии, умерли, преподобный Харитон, освободился от них. Найдя в пещере много золота, награбленного разбойниками, преподобный Харитон устроил при пещере церковь; когда же собрались к нему братия, то устроил над пещерой и обитель. А так как преподобный Иоанн проживал в той древней пещере, совершая богослужение в пещерной церкви, то посему он и был прозван "ветхопещерником".
Мученики Феона, Христофор и Антонин Никомидийские
Воспоминаемые ныне святые мученики Христофор, Феона и Антонин были воинами-копьеносцами царя Диоклитиана. Однажды, присутствуя при мучениях святого великомученика Георгия и увидав совершаемые святым Георгием чудеса, они бросили с себя оружие и свои воинские пояса и, став пред царем, мужественно исповедали свою веру во Христа. За это, по приказанию императора, они были скованы цепями и заключены в темницу.
На другой день они были выведены из темницы и приведены пред судилище нечестивого императора, который и принуждал их отречься от Христа. Когда же святые мученики не повиновались мучителю, но открыто прославляли Бога истинного, то мучитель приказал повесить тела их, строгать их железными орудиями и жечь огнем. Но когда и после этого святые мученики остались непреклонными, то император повелел сжечь их на огне.
Так окончили свои страдание за Христа сии святые мученики.
Священномученик Пафнутий Иерусалимский, епископ
Претерпел много страданий от язычников и был мучен огнем, зверями, а затем усечен мечом.
Предполагают, что священномученик Пафнутий был египетским епископом и пострадал вместе со многими египтянами, сосланными в палестинские рудники в гонение Диоклетиана (284-305).
Мироточивые мощи священномученика прославились чудесами. Канон ему написан во времена иконоборчества (до 842 г.). В последней песне канона содержится просьба о содействии священномученика к прекращению ересей, смущавших Церковь.
Святитель Трифон Константинопольский, патриарх
С юношеских лет был иноком и отличался кротостью, незлобием, полной покорностью воле Божией, твердой верой и любовью к Церкви. В то время в Византии правил император Роман Лакапин (919-944), который хотел возвести на патриарший престол своего младшего сына Феофилакта. Когда скончался Патриарх Стефан (925-928), Феофилакту было всего лишь 16 лет. Император предложил преподобному иноку Трифону стать местоблюстителем патриаршего престола до возмужания Феофилакта.
Преподобный Трифон кротко принял на себя тяготы патриаршего служения и в течение трех лет мудро управлял Церковью. Когда Феофилакту исполнилось двадцать лет (931), император предложил преподобному Трифону отказаться от патриаршего престола. Преподобный Трифон не считал возможным передать престол неопытному юноше и отказался исполнить это. Император не находил предлога к устранению преподобного Трифона, так как жизнь его была безупречна. Тогда Роман воспользовался коварным советом епископа Кесарийского Феофила.
Этот епископ отправился к преподобному Трифону и лицемерно стал уговаривать его не соглашаться с императором и не уходить с патриаршего престола. Он стал советовать преподобному Трифону заранее принять меры предосторожности и опровергнуть мнение императора о его неграмотности. Для этого епископ Феофил коварно предложил преподобному Трифону написать на чистом листе свой полный титул и передать императору. Не подозревая обмана, бесхитростный святитель на Соборе епископов взял чистый лист и поставил на нем свою подпись "Трифон, милостью Божию архиепископ Константинополя, Нового Рима Вселенский Патриарх". Когда эту бумагу передали императору, он приказал выше подписи святителя написать: "Я уступаю патриаршее место не по другой какой-либо причине, а лишь потому, что считаю себя недостойным этого сана". Когда этот подлог был прочитан в присутствии императорских сановников, слуги вывели святителя Трифона из патриаршего дворца.
Преподобный Трифон терпеливо перенес совершенный над ним обман и вернулся в свой монастырь. Он прожил в нем скромным иноком два с лишним года до самой кончины (+ 933). Тело его было перенесено в Константинополь и погребено в гробнице Патриархов.
Преподобный Никифор Катавадский, игумен
Преподобный Никифор родился в Константинополе в богатой и знатной семье. Его родители, Андрей и Феодора, воспитали сына в христианской вере. После их смерти юный Никифор раздал все свое имение нищим и отправился в Халкидон. Строгая жизнь иноков обители святого Андрея полюбилась преподобному Никифору, и он остался в числе братии монастыря.
С самого начала инок проявлял необыкновенное усердие в молитве и в труде. Он показал такую силу терпения в подвижничестве, что вскоре игумен направил святого на Финикийский остров проповедником веры Христовой и поставил игуменом монастыря в честь Пресвятой Богородицы.
Преподобный Никифор пробыл на острове тридцать три года и привел ко Христу многих язычников. Вместо языческих капищ на острове были построены храмы Божии.
Почувствовав приближение смерти, преподобный игумен велел отнести его на корабль и сказал корабельщику: Будьте спокойны, так как я отхожу ко Господу, а тело мое отвезите в Халкидон, в обитель святого Андрея. С этими словами он скончался. Корабль благополучно приплыл в Халкидон, и братия обители святого Андрея с честью погребли тело святого подвижника.
Тропарь преподобных (общий)
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Мученик Омир Иерусалимский
Турок Омир был обитателем Константинополя и офицером в янычарских войсках.
В 1579 году, армяне-монофизиты подкупили Иерусалимского пашу, чтобы тот позволил им одним быть в храме Гроба Господня в Великую Субботу и получить Благодатный огонь. Православные не были допущены внутрь храма, но вместе с патриархом Софронием IV стояли на площади, перед закрытыми вратами, молясь со слезами и сокрушенным сердцем, и смиренно надеясь принять Благодатный огонь хотя бы из рук еретиков-монофизитов. За всем этим наблюдали янычары, расставленные всюду в большом количестве для предотвращения возможных беспорядков. В здании рядом с храмом Гроба Господня, примерно той же высоты, на веранде верхнего этажа нес сторожевую службу и Омир со своими солдатами. Апрельский день был чистым и ясным, уже давно прошло время, когда обычно сходил огонь. Армяне долго ожидали чуда, тщетно католикос усердно молился перед Гробом, но Божественный Огонь все не сходил. Вдруг раздался громовой удар, одна из мраморных колонн храма треснула, и из этой трещины брызнул огонь. Православный патриарх, молившийся перед храмом, встал и зажег свои свечи, а от него получили Благодатный огонь все православные, и все пришедшие в храм. Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать:
"Ты есть единый Бог наш, Иисус Христос! Одна наша вера истинная - вера православных христиан!".
Они бегали по всему Иерусалиму, подняв шум и крик. Турецкие воины, стоящие на страже и видевшие это чудо, удивились и ужаснулись. Все пришли в замешательство. В этот момент Омир громко воскликнул:
"Велика православная вера, и я - христианин!"
Сослуживцы и подчинённые бросились на него, но Омир смело спрыгнул вниз к христианам с высоты более десяти метров. Приземлившись, Омир чудесным образом остался невредим. Уже внизу соплеменники схватили его и без долгих рассуждений отсекли ему голову, опасаясь, чтобы его примеру не последовали другие. Тело святого мученика, крестившегося в своей крови, сожгли тут же, на площади перед храмом.
Православные собрали пепел и кости святого Омира, положили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы, где они и находились до конца XIX века, источая дивное благоухание. Рассечённая мраморная колонна храма с оплавленными краями стоит так и до сего дня на всеобщем обозрении, как явственный знак силы Божией, являемой единой верой истинной - Православной.
Священномученик Алфегий, архиепископ Кентерберийский
Память 19 апреля в день кончины, 8 июня в день перенесения мощей.
Будущий святитель оставил свою овдовевшую мать и наследство и отправился в монастырь Дирхарст (Deerhurst), что в графстве Глостершир. После нескольких лет подвижничества в Бате (Bath), он стал там игуменом, а 19 октября 984 года был поставлен епископом Винчестерским. В 994 году Алфегий миропомазал Олафа I Норвежского в Андовере (Andover). Предполагается, что его патриотический дух вдохновил решения Собора в Энхэме (Enham).
В 1006 году он был поставлен архиепископом Кентерберийским и отправился в Рим за омофором. В этот период Англия часто переживала нашествия данов, которые в конце сентября 1011 года, захватив и спалив Кентербери, пленили Алфегия. Они требовали выкупа, однако выкупа не было. 19 апреля 1012 года в Гринвиче его тюремщики упились вином и начали забрасывать Алфегия костями волов и камнями. В конце концов один из них, некий Турм, зарубил святителя топором.
(Кентерберийский собор)
Тело Алфегия, почивавшее в течении одиннадцати лет в соборе святого Павла в Лондоне, было перенесено королем Канутом в Кентербери.
Святитель Моисей, архиепископ Новгородский
Память 25 января, 19 апреля (память обретения мощей в 1686 г.), в Соборах Псковских и Тверских святых.
В миру Митрофан, родился в Новгороде. В юности он тайно покинул родительский дом и поступил в Тверской Отрочь монастырь, где принял иноческий постриг. Родители нашли его, и по их настоянию он перешел в Колмов монастырь близ Новгорода. В этой обители он был рукоположен в сан иеромонаха, а затем в Юрьеве монастыре возведен в архимандрита.
После смерти архиепископа Давида святитель Петр Московский (+ 1326) посвятил его в 1325 году в сан архиепископа Новгородского. Однако святитель Моисей недолго управлял новгородской паствой. Раздоры и междоусобные распри, пожары и другие бедствия тяготили его душу, искавшую иноческого уединения. В 1330 году святитель удалился в Колмов монастырь на покой. Но и здесь он оставался недолго.
Отыскав пустынное место на Деревянице, он построил там каменную церковь Воскресения Христова. В этом месте святитель провел в иноческих подвигах более двадцати лет.
Уступив настоятельным просьбам новгородцев, он снова возвратился к своей пастве. Древний летописец так описывает святителя Моисея: "Он пас Церковь свою, как пастырь добрый; защищал обиженных, берег бедных вдов; собрав множество писцов, на свой счет написал много книг, многих он утвердил в благочестии своими наставлениями". В 1354 году Константинопольский Патриарх Филофей Коккин (1354-1355; 1362-1376) в знак глубокого почитания святителя Моисея разрешил ему пользоваться древним преимуществом Новгородских святителей - носить крестчатые ризы, которые и прислал сам. Он также позволил святителю Моисею самому непосредственно обращаться к Константинопольскому Патриарху. Семь лет продолжалось вторичное святительство архиепископа Моисея, ознаменовавшееся строительством многих церквей в Новгороде и его окрестностях. В 1352 году святителем был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Болотове; в 1355 году устроен монастырь в местности, называемой Сковородкой, с каменным храмом в честь святого Архистратига Божия Михаила; в 1357 году построены храмы еще в трех монастырях: в Радоговицах при Волотовском Успенском храме, в Духовом монастыре и в женском монастыре во имя святого Иоанна Богослова (первый и последний монастыри были основаны святителем).
В 1359 году, почувствовав слабость и болезнь, святитель удалился в основанную им Сковородскую обитель во имя святого Архистратига Божия Михаила и подвизался в ней до самой кончины, наступившей 25 января 1362 года. Он был погребен в соборном храме.
Архиепископ Новгородский Сергий в 1484 году, ехавший на кафедру из Москвы, велел священнику открыть гроб святителя Моисея. "Не смею, Владыка, дерзнуть открыть мощи святителя. Это твое дело, святительское, открывать гроб святителя", - ответил священник. "Что на этого смерда и смотреть!" сказал разгневанный архиепископ, но был вскоре наказан. Лишившись рассудка, он не смог управлять кафедрой и не выздоровел, пока не принял схиму в Хутынском монастыре (+ 1504 в Троице-Сергиевом монастыре).
Тропарь
Чистоты ради жития твоего, / пощения же, и молитв, и трудов, / сосуд благопотребен был еси Владыце Христу, / Иже дарова тя стаду твоему, / яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. / Тем и мы, сошедшеся в память твою, / верою и любовию вопием: / моли о нас, пречестный архиерею Моисее, отче наш.