filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

17 (30) апреля 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Святитель Ефрем Великий, Мацкверели (Мацхверский) (груз. ეფრემ დიდი), епископ Ацкурский, ученик прп. Григория Хандзтийского, церковный и политический деятель

Святитель Ефрем Великий, Мацкверели (Мацхверский)

Память 17 апреля (Груз.), 15 апреля (ПЦА)

Родился около 855 года в картлийской дворянской семье. «Отрока Ефрема, достойного юношу... обрел» на пути из Кларджети в Абхазию прп. Григорий Хандзтийский, когда искал покинувших монастырь Хандзта своих учеников, преподобных Феодора и Христофора. Мальчик попросил взять его на воспитание в монастырь, и на обратном пути прп. Григорий забрал его с собой, а преподобные Феодор и Христофор привели в монастырь Арсения, сына Мириана, правителя Самцхе.
Братия была недовольна, поскольку пребывание юношей в монастыре было запрещено уставом, на что прп. Григорий ответил: «Христос Бог устами святого ангела поведал мне все касательно их; как Ефрем Сирин и Арсений Римлянин... эти достойные отроки будут беспорочно воспитываться в Ханцте до часа их возвеличения». Он благословил преподобных Феодора и Христофора взять юношей в кельи, где они «вскормили их во благе Божьею благодатью», пока те не «возмужали и созрели умом и летами».

Позже, когда преподобные Феодор и Христофор получили разрешение прп. Григория на строительство отдельных обителей, прп. Феодор взял Ефрема к себе в монастырь Недзви в Боржомском ущелье и постриг его в монахи. Прп. Григорий оставил Арсения в Хандзте, а прп. Христофору в монастырь Квирикецминда «другого брата, равного, дал».

Став епископом Ацкурским, св. Ефрем содействовал вступлению Арсения на патриарший престол, куда стремился возвести сына его отец в присутствии неск. епископов и при участии самцхийского народа. Поскольку Арсений был слишком молод для принятия сана, некоторые епископы, в т. ч. и поначалу св. Ефрем, отвергли его кандидатуру. Тогда Гуарам Мампал, правитель Самцхе и сын блгв. царя Ашота I Великого, «велел собраться епископам и отцам пустынникам» в Джавахети, чтобы разрешить проблемы, возникшие в связи с избранием нового католикоса. Вмешательство прп. Григория, убедившего св. Ефрема поручиться за ставленника, решило исход дела в пользу Арсения. Святитель Ефрем помог молодому католикосу восстановить церковный мир, усмирив «быстро смуту, которая надолго могла затянуться, так как она была между католикосом и епископами, особенно же властителем Гуарамом».
Личность св. Ефрема Великого, «творца многого добра для... страны», во многом значительна для Грузинской Церкви еще и потому, что, благодаря его содействию («узаконению») патриарх Иерусалимский Сергий I благословил варить в Грузии миро, которое до этого привозили из Иерусалима, что значительно упрочило автокефальный статус Грузинской Православной Церкви.
За 40 лет управления епархией свт. Ефрем удостоился быть «украшенным Святым Духом, так как людей, совершавших скрытые дела, разоблачал, обреченных на смерть больных мигом излечивал словом, а непокорных словом же умерщвлял и множество других чудес творил и в доброй старости полный благодатью скончался...».
Скончался в 895 году.

Сведения о нем содержатся в Житии прп. Григория Хандзтийского (Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчул. 1914; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 248-319), написанном Георгием Мерчуле в 951 году. Георгий Мерчуле называет свт. Ефрема чудотворцем и указывает, что «святые его мощи пожалованы были Самцхе для озарения».
Свт. Ефрем Великий был причислен к лику святых Синодом Грузинской Православной Церкви в 2003 году. Справочник утверждает, что мощи святителя покоятся в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы в Ацкури. Однако, это вызывает сомнения, т.к. собор представляет из себя руины.

Собор Ацкурской Богоматери, Ацкури, Грузия
(Собор Ацкурской Богоматери, Ацкури, Грузия, нынешнее состояние)


Первый храм на этом месте предположительно был построен в I веке (если тогда вообще строили храмы), затем был перестроен около 1000 года. Вилдимо, современные руины - это остатки того самого храма. Это был грузинский "Золотой век", тогда строили красиво, и тут явно было на что посмотреть. Храм был знаменит на всю Грузию своей иконой Богоматери. Долгое время он был кафедральным храмом Ацкурской епархии.

В 1283 году храм пострадал от того самого знаменитого землетрясения, которое разрушило Вардзию, Хертвиси и многие прочие места. У собора рухнул купол, но знаменитая икона при этом не пострадала. После этого собор был отремонтирован - как минимум, восстановили купол.

После пришествия турков в истории собора начинаются белые пятна. Его своды рухнули или в XVI, или в XVII веке, и так он и простоял в руинах до 1828 года, когда Ацкури заняла российская армия. Собор восстанавливать не стали, и так он и простоял до настоящего времени. В 2011 году проходила частичная реставрация, последствия которой не очень понятны.

Этот храм - именно собор. Существует еще церковь ацкурской Богоматери в ахметском селе Ацкури - это разные вещи. Возможно, именно в церкви в Ацкури покоятся мощи святого.


Преподобный Макарий (Нотара), митрополит Коринфский

Преподобный Макарий (Нотара), митрополит Коринфский


Память 19 января (Греч.), 17 апреля (Греч.)


В миру Михаил Нотара, родился в Трикалах Коринфских в 1731 году в семье городского старосты Георганда и Анастасии. Учился в Кефалонии у знаменитого учителя Евстафия. Шесть или семь лет безвозмездно преподавал в Коринфской школе.

Его праведность и набожность стали широко известны. В 1764 году умер духовник Михаила епископ Коринфский Парфений, и коринфяне единодушно избрали Михаила на Коринфскую кафедру. После монашеского пострига с именем Макарий он был рукоположен во епископа в январе 1765 года.
В 1770 году принял активное участие в восстании греков против турок, после поражения был вынужден бежать. До 1773 года жил на о. Закинф, потом в монастыре на о. Гидра, затем переселился на Святую Гору Афон, где его духовником стал преподобный Афанасий Паросский и где примкнул к движению колливадов, возобновлявших древние аскетические традиции.

В 1774 году, Константинопольский патриарх Феодосий II, под давлением турецкой Порты, потребовал от епископов, которые были замешаны в Пелопоннесском восстании, написать прошение о добровольном отречении от своих кафедр. Макарий отказался писать такое прошение, объясняя это тем, что "священные каноны… повелевают подавшего либеллум об оставлении (своей кафедры) ни епископом не называть, ни иметь ему ничего от архиерейского сана". Действительно, согласно канонической традиции Церкви, архиерей, добровольно желающий оставить свою кафедру, подвергается наказанию запрещения в служении. Поэтому, в 1775 году патриарх Софроний II особым письмом был вынужден подтвердить каноничность архиерейского сана Макария. Ему было разрешено учить народ и служить за пределами Коринфской епархии, в которую он уже не мог вернуться.

Вероятно, во время второго своего пребывания на Афоне, в 1777 году он принял великую схиму и с этих пор уже не совершал богослужений. После посещения разных городов и островов Греции и малоазийского побережья, он с 1778 года поселился вместе со святым Афанасием на острове Хиосе. Посещал находившийся близ его места жительства Идрский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
На Хиосе св. Макарий принял важное служение "наставника мучеников". В Османской империи христиане за свои христианские убеждения не преследовались. Им позволялось держаться своей веры, не опасаясь за свою жизнь. Под угрозой смертной казни было запрещено лишь переходить из ислама в христианство. Св. Макарий убеждал греков, принявших ислам, вернуться в православие, даже если это за им грозила смертная казнь. Иногда увещевания Макария длились много дней, сопровождаясь постом, слезами, проповедями.

Среди святых, получивших венец мученичества благодаря поддержке Макария, были Феодор Византиец (+ 1795), Димитрий Триполицкий (+ 1794), Полидор Кипрский (+ 1794). Он навещал таких героев веры в тюрьме перед их казнью. Макарий сам составлял и жития погибших, чтобы они вдохновляли других православных. Для написания житий новомучеников святой Макарий пользовался сведениями, полученными от них самих, напутствуя их перед смертью, а также по рассказам знавших их людей, записям, сохранившимися в различных архивах и т.п.

Написанные им жития новомучеников вошли в сборник, которому он дал название "Новый Лимонарий" (Neon Leimonarion). Это название было заимствовано у Иоанна Мосха (545 (552) - 619) - автора книги, на русском языке известной как "Луг духовный". В оригинале, однако, она называлась "Лимон" (Leimon), а позже получила название "Духовный лимон" (Pneumatikos leimon) и "Лимонарий" (Leimonarion). Кроме житий новомучеников, в "Новый Лимонарий" вошли жития других святых, не публиковавшиеся ранее. Св. Макарий отыскивал рукописи с этими житиями в библиотеках Афона, Патмоса, Хиоса, одновременно с аскетическими трактатами. Также в сборник вошли душеполезные рассказы из житий Святых, которые могли бы назидать верных. Святой Макарий работал над "Новым Лимонарием" до конца своей жизни. В последние годы он привлек к составлению сборника своего ученика Никифора (1750-1821). В 1803 году преп. Никифор Хиосский поселился в келии св. Георгия - неподалеку от келии св. Петра, в которой жил св. Макарий, - и мог постоянно общаться со своим учителем, занимаясь под его руководством в числе прочего составлением и редактированием житий. Св. Макарий, чувствуя, что не успевает закончить начатый им труд, поручил его завершение преп. Никифору. После смерти св. Макария в "Новый Лимонарий" внесли некоторые дополнения как св. Никифор, так и св. Афанасий Паросский. Св. Никифор осуществил окончательную редакцию текста, и в 1819-м году книга вышла в свет. Она была напечатана в Венеции и носила следующее название: "Новый Лимонарий, содержащий древние и новые свидетельства, а также жития преподобных, собранные приснопамятным… Макарием Нотарасом, с дополнением из синаксариев Постной и Цветной Триоди, переведенных… Афанасием Париосом, с ними же и хвалебные последования различным новомученикам, составленные… Никифором Хиосским. Настоящее первое издание осуществлено… в Венеции Паном Феодосием, 1819".

Также св. Макарий уделял большое внимание изданию богословских книг, с целью богословского просвещения народа. Так, например, он способствовал изданию на греческом языке "Православного учения или сокращенной христианской Богословии" митрополита Московского Платона (Левшина). Сам он, вопреки, мнению некоторых исследователей, участия в переводе этой книги не принимал, потому что не знал ни немецкого, ни французского, с которых она была переведена на греческий. Его помощь заключалась только в изыскании денег для осуществления издания.

В первых числах сентября 1804 года его разбил паралич, в результате чего у него отнялась вся правая сторона тела. Весь период болезни рядом с ним находились его ближайшие ученики: Нил Калогном и Никифор Хиосский. Он каждый день причащался Святых Таин, готовясь к смерти.

Скончался 17 апреля 1805 года на Хиосе.
До нашего времени сохранился скит преодобного за стенами города Идры (тело его было перенесено в этот скит), а в городе существует площадь его имени. Могила преподобного находится на острове Хиос, его святая глава находится в Икарийской обители Благовещения, а часть мощей - в Трикалах Коринфских и в Коринфе, подаренные митрополитом Коринфским Пантелеимоном и заключенные в серебряную раку.
Службу св. Макарию написал преп. Никифор Хиосский. Она была издана в 1863 году иеромонахом Иосифом Хиосским вместе с житием, написанным св. Афанасием Париосом.


Преподобный Доннан Эйггский (Donnan)

Преподобный Доннан Эйггский (Donnan)


Был ирландским монахом, бывший одим из самых деятельных из ранних святых просиявших в Шотландии. Некоторые полагают что он был монахом из монастыря Иона святого Колумбы, другие связывают его с пиктской церковью и считают его последователем святого Ниниана.
Многие были обращены в христианство благодаря его усилиям. Со временем он создал монашескую общину на острове Эйгг (Eigg), что на озере Лох Иве (Loch Ewe), на Внутренних Гебридах, Шотландия. Когда он совершал литургию в канун Пасхи, в обитель прибыла шайка разбойников. По завершении жертвоприношения они согнали 52 монахов в трапезную и подожгли её. Те, кто пытался бежать, были усечены мечом.

Д'Арси (D'Arcy) истолковывает запись о кончине Колумбы в "Энгусовом Мартирологе" как предсказание о кончине Доннана. Согласно этому повествованию, монахи были убиты вопреки народной воле, по приказу местной "королевы" за то, что они заняли землю, где прежде паслись ее овцы.


Почитание

Доннан и убиенные с ним монахи, чьи имена записаны в "Таллахтском Мартирологе", составленном около 792 года, чтутся как преподобномученики. Память им 17 апреля отмечается в Аргилле и на Островах. Посох Доннана находился в Хастерлессе (Husterless) вплоть до уничтожения этой реликвии во времена Реформации.
Заключение о широкой и плодотворной деятельности подвижника делают на основании цепочки селений, названых в его честь (обычно Килдонан (Kildonan)), протянувшейся от Гэллоуэя (Galloway) до Перта и Абердиншира в Уйге (Uig), Южном Суисте (South Suist), Сазерленде (Sutherland), Арране (Arran) и Эйгге (Eigg).


Преподобный Паисий (Яроцкий) , рясофорный инок Киево-Печерской Лавры, Христа ради юродивый

Преподобный Паисий (Яроцкий) , рясофорный инок Киево-Печерской Лавры, Христа ради юродивый

Память 17 апреля в день преставления и в Соборах Киевских и Полтавских (Укр.) святых

В миру Прокопий Григорьевич Яроцкий родился 8 июля 1821 года в городе Лубнах Полтавской губернии в многодетной и состоятельной семье мещан. Его мать была глубоко верующей и благочестивой женщиной, и всех своих детей воспитала в благочестии и чистоте. Особенно она любила принимать странников и богомольцев.
После смерти отца торговые дела пошатнулись и были прекращены. Мать отвезла Прокопия в Киев и отдала его на воспитание своему старшему сыну Григорию.
В 10 лет Прокопия определили в Киево-Подольскую духовную бурсу. Юноша часто убегал из училища в Лавру, не появлялся дома. Подобные поступки неоднократно вызывали замечания со стороны училищного начальства и недоумение со стороны родичей-воспитателей. Все почитали отрока своевольным, упрямым и непослушным, и принимали различные меры к исправлению его странного характера, но тщетно. Юноша не доучился, был уволен из училища и определился писцом в Киевскую городскую управу, где старший брат его занимал в то время место секретаря.

В 16 лет был принят в Киево-Печерскую Лавру на временное послушание. В этом неопределенном положении пребывал около трех лет, поскольку долго не мог собрать нужных бумаг: требовалось письменное согласие матери, братьев, увольнение от Луганского мещанского общества, утвержденного Полтавской казенной палатой.
Потеряв надежду на поступление в обитель, хотел уйти из неё и уже получил от Лавры расчет и документы, но опасно заболел и был отправлен в братскую больницу. Там удостоился чудесного видения: Божия Матерь открыла ему его будущий подвиг и упрекала в малодушии. Прокопий остался в Лавре. Извещенный о видении наместник Лавры, архимандрит Лаврентий, которому сообщено было об этом духовником Прокопия, немедленно отдал приказание оставить Прокопия в Лавре, а находившиеся у него на руках документы отобрать и приобщить к канцелярским делам. 23 марта 1850 года Прокопий был зачислен действительным послушником с оставлением на клиросном послушании при пещерах.
Своим духовником он избрал преподобного Парфения. Также значительное влияние на становление подвижника оказал другой великий старец - блаженный Феофил. Усердно трудясь на клиросном послушании, Прокопий не раз подвергался насмешкам своих товарищей - клирошан, из-за чего он ещё более усугубил свой молитвенный подвиг.

К первоначальным проявлениям юродства Прокопия можно отнести то, что в храме он никогда не читал по книге, а напамять, перевернув при этом книгу кверху буквами. К Пресвятой Троице и Матери Божией обращался на "Вы;" иногда вел себя странно в храме, или подрясником вытирал перила. За такое непонятное поведение был освобожден от клиросного послушания на Ближних пещерах и переведен в 1853 году записчиком в Голосеевскую пустынь.
В Голосееве ему было поручено ещё одно послушание: читать молитвенное правило Киевскому святителю Филарету.
В 1854 году, по благословению святителя, скитоначальник иеросхимонах Моисей постриг его в рясофор с именем Паисий.

Вскоре после пострига отец Паисий вернулся в Киево-Печерскую Лавру, где вскоре и начал подвиг юродства. Стал вести себя как безумный, скитался по киевским монастырям, приходя в Лавру только на богослужения, спал где придется и как придется, да и никто не видел его спящим по-настоящему. Одевался очень бедно и убого, на голове носил грязную повязку, а на ногах — дырявые валенки или сапоги без подошв. В руках неизменно держал палку, обмотанную тряпкой. Если кто-то дарил ему рясу, он сначала выпачкивал её в грязи или отрезал кусок полы или раздирал в нескольких местах и только тогда надевал, а подрясники всегда отдавал нищим. За каждую поданную ему милостыню клал земные поклоны, поминая всех жертвователей поименно.
Питался остатками с братского стола, смешивая в своей тарелке все кушанья сразу; остатки складывал в маленький горшочек и прятал "про запас," чтобы спустя время съесть эту уже несъедобную для обычного человека пищу.
Терпел много насмешек, получал плевки в лицо, бывал неоднократно бит, но все прощал своим обидчикам и кротко молился за них. За такое смирение и добровольное мученичество Господь прославил его даром чудодейственной молитвы, прозорливости и исцелений, а также одарил его великой сострадательной любовью к людям, которую преподобный скрывал под покровом юродства. К каждому преподобный обращался "душечко" или "душко;" все проступки и грехи, тайные намерения и мысли собеседника как бы переводил на себя и обличал, словно свои собственные.
Монастырское начальство, видя причуды Паисия, стало смотреть на него как на душевнобольного и не в состоянии было придумать никаких мер к предотвращению его дальнейшего юродства.

12 декабря 1854 года отпросился в двухмесячный отпуск для свидания с матерью, которая в течение 14 лет, т. е. со дня поступления сына в обитель, ни разу не видела его. По возвращении из отпуска, был освобожден от послушания записчика и послан в братскую хлебню. Но 10 ноября 1855 года, за крайним недостатком церковных певцов был снова переведен на Ближние пещеры и определен на прежнее клиросное послушание.
Там пробыл несколько месяцев, особенному юродству не предавался, а втайне занимался усовершенствованием духа, был даже назначен помощником уставщика. Чтобы избежать новых искушений и соблазнов, решил навсегда удалиться от людей.
Стал скитаться по городу и киевским монастырям. Только изредка заходил в Лавру, во время богослужения, и, став около клироса, принимался умышленно бормотать бессвязные слова.
Из клирошанской келии отца Паисия выселили и поместили в сторожке. Но блаженный и от этого комфорта наотрез отказался. Вместо этого он нашел себе убежище на чердаке, проводя дни свои во всяком злострадании: летом терпел дневной жар, а зимой – стужу и холод.

Вскоре Лаврское начальство начало убеждаться, что все творимое отцом Паисием есть не что иное, как предумышленное юродство, и потому в 1867 году переместило его на послушание в Китаевскую пустынь на кухню. Здесь отец Паисий еще более усугубил свое юродство, совершая втайне великие дела терпения, любви и добра. Приходя в поварню раньше всех, приготовлял дрова и воду, зажигал огонь и помогал поварам в их тяжелой работе, изнурял плоть свою усиленными трудами.
С принятием на себя подвига юродства отец Паисий резко изменил образ жизни. Не признававший приличия, в грязной одежде, с железным посохом, начал скитаться по Киеву, ночуя на улице или в Лавре. Питался объедками, зимой переносил морозы, стоя на коленях в снегу. Бывая в церкви, находился в постоянном движении, обличая молящихся, гоняясь за видимыми ему призраками, нарушая богослужение криками и причудливыми телодвижениями. Юродство привлекало к Паисию множество почитателей; для свидания с ним приезжали из отдалённых городов и сёл. Прославился чудотворениями и прозорливостью. При общении с людьми любимым занятием святого было грозное обличение.

Блаженный старец предвидел убийство императора Александра II, назначение на Киевскую митрополичью кафедру владыки Иоанникия (Руднева) и многое другое. Он всегда вовремя появлялся там, где нужно было утешить унывающих, примирить ссорящихся, ободрить подвизающихся.
В 1879 году преподобный был помещен в Китаевскую братскую богадельню, и сам, будучи немощным, с великой любовью ухаживал за более немощными страждущими братиями. Блаженный немало послужил и своей больной матери и проводил её в последний путь, похоронив ее на монастырском кладбище.
День кончины старец предузнал заранее. Чувствуя приближение смерти, ушёл в Лавру, где был помещен в братскую больницу.
Скончался 17 апреля 1893 года после причащения Святых Христовых Таин.


Почитание

Похоронен на братском кладбище в Спасо-Преображенской пустыни, находящейся недалеко от Китаевской и приписанной к Киево-Печерской Лавре. Кончину блаженного Паисия оплакивал весь Киев.
В 1999 году был прославлен решением Священного Синода Украинской Православной Церкви. При установлении празднования Собора Киевских святых 10 февраля 2011 года был включен в этот лик.

Tags: Грузия, Православие, Святые дня, УПЦ МП
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments