Священномученик Симеон, епископ, мученики Авделай, Анания, пресвитеры, Хусдазад (Усфазан), Фусик, Азат скопец, мученица Аскитрея
Священномученик Симеон, епископ Персидский, пострадал во время гонения на христиан от персидского царя Сапора II (310 - 381). Он был епископом города Селевкии - Ктезифона. Святителя оклеветали в связях с греческим государством и враждебных действиях против персидского царя.
В 344 году царь издал указ, по которому христиане были обложены тяжелым налогом. Когда некоторые из них отказались его платить (это было представлено как бунт), царь открыл жестокое гонение на христиан. Святого Симеона как мнимого врага персидского царства привели на суд в железных оковах вместе с двумя пресвитерами-мучениками Авделаем и Ананией. Святой епископ даже не поклонился царю. Тот спросил, почему он не воздал ему должных почестей. Святитель ответил: "Раньше я кланялся твоему сану, теперь же, когда я приведен для того, чтобы отречься от моего Бога и отступить от своей веры, мне не подобает тебе кланяться".
Царь стал убеждать его поклониться солнцу, в противном случае он угрожал совершенно истребить христианство в стране. Но ни убеждения, ни угрозы не поколебали мужественного святителя, и его повели в темницу. По дороге святителя увидел евнух Усфазан, бывший наставник царя. Он встал и поклонился епископу, но святитель отвернулся от него и укорил в том, что он, будучи христианином, из страха перед царем поклонился солнцу. Евнух всем сердцем раскаялся, сменил дорогие одежды на грубые и, сидя у дверей дворца, горько плакал: "Горе мне, как я предстану перед Богом моим, от Которого отрекся? Вот - Симеон, и тот отвернулся от меня!" Царь Сапор узнал о печали своего любимого воспитателя и спросил его, что случилось. Тот открыто сказал царю, что горько раскаивается в своем отступничестве и не будет больше поклоняться солнцу, а только Единому Истинному Богу. Царь удивился такой внезапной решимости старца и ласково убеждал его не унижать богов, которым поклонялись их отцы. Но Усфазан был непреклонен, и его осудили на смертную казнь. Единственной просьбой мученика Усфазана было, чтобы глашатаи оповестили весь город, что он умирает не за преступление перед царем, а как христианин. Царь исполнил его просьбу.
Узнал о кончине мученика Усфазана и святитель Симеон и се слезами возблагодарил Господа. Когда его вторично вызвали к царю, святитель Симеон вновь отказался поклониться языческим богам и исповедал веру во Христа. Разгневанный царь велел на глазах у святителя усечь мечом всех христиан, находившихся в темнице. Без страха шли на казнь христиане, благословляемые святителем, они сами подклоняли головы под меч. Так был обезглавлен и спутник святителя Симеона священник Авделай. Когда очередь дошла до священника Анании, он вдруг затрепетал. Тогда один из вельмож, святой Фусик, тайный христианин, испугался, что Анания отречется от Христа, и громко воскликнул: "Не страшись, старец, закрой глаза и ты тотчас увидишь Божественный Свет Господа нашего Иисуса Христа". Этим возгласом он выдал себя. Царь приказал вырвать святому Фусику язык и содрать с него кожу. Вместе со святым Фусиком была замучена и его дочь мученица Аскитрея. Последним подошел к палачу святитель Симеон и с молитвой подклонил голову на плаху (+ 13 апреля 344). Всю пасхальную неделю до 23-го апреля продолжались казни. Мученическую кончину принял и святой Азат евнух, близкий царю сановник. Источники указывают, что страдания приняли 1000 мучеников, затем еще 100 и еще 150.
Преподобный Акакий Мелитинский, епископ
Преподобный Акакий, епископ Мелитинский, родился в благочестивой семье в армянском городе Мелитина. Родители его долго были бездетными и, молясь о ребенке, обещали посвятить его Богу. Поэтому отрока Акакия отдали Мелитинскому епископу Отрию на служение Церкви. Святитель Отрий был твердым поборником Православия. Когда возникла ересь Македония, святитель Отрий на II Вселенском Соборе (381) отстаивал Православное учение о Святом Духе как Третьем Лице Святой Единосущной и Нераздельной Троицы.
Святитель с любовью воспитывал Акакия, поставил его в чтеца, а затем посвятил в сан диакона и во священника. Святой Акакий преданно служил Церкви. Он обучал взрослых и детей Священному Писанию, Православному исповеданию христианской веры.
Среди его учеников был такой светильник Церкви, как преподобный Евфимий Великий (+ 473; память 20 января).
После кончины святителя Отрия по всеобщему согласию на епископский престол Мелитины был возведен святой Акакий. Он мудро управлял своей епархией. Твердой верой, смирением и подвигами святитель стяжал дар чудотворения. Однажды, когда в засушливое лето святитель совершал Божественную литургию в открытом поле, вино в Святой Чаше было растворено внезапно прошедшим дождем, напоившим всю землю. По его молитве разлившаяся во время наводнения горная река не пошла дальше камня, положенного им на берегу. На одном из островов реки Азар святитель, несмотря на сопротивление язычников, устроил храм в честь Пресвятой Богородицы. Строители храма по нерадению или по злому умыслу непрочно построили свод. Во время литургии свод прогнулся и готов был упасть. Народ в страхе устремился из храма. Но святитель остановил бегущих возгласом: "Господь Защититель живота моего, кого устрашуся?" (Пс. 26. 1). Свод остановился и как бы повис в воздухе. Лишь когда кончилось Богослужение и святитель последним вышел из храма, свод рухнул, не причинив никому вреда. После этого храм был отстроен вновь.
Святитель Акакий был участником III Вселенского Собора (431) и отстаивал Православное исповедание двух естеств (Божественного и человеческого) Спасителя и Его бессеменного Рождества от Пресвятой Девы Богородицы. Святитель Акакий с миром отошел ко Господу около 435 года.
Святитель Агапит I Римский, папа Римский
Святитель Агапит, Папа Римский, был ревностным поборником Православия. Своей благочестивой жизнью он заслужил всеобщее уважение и был возведен на папский престол в 535 году.
Готфский король Теодорик Великий направил святого Папу Агапита в Константинополь для переговоров о мире. По дороге святитель Агапит встретил хромого и немого человека. Он исцелил его от хромоты, а после причащения Святых Тайн немой заговорил. В Константинополе святитель исцелил слепого нищего.
В это время в Константинополе был собран Поместный Собор. Святитель Агапит принял в нем участие и ревностно отстаивал Православное учение против еретика Севера, который учил, что Тело Господа Иисуса Христа было подвержено тлению, подобно человеческому. Святитель Агапит скончался в Константинополе в 536 году.
Мученик Адриан Коринфский
Пострадал за Христа во время гонения на христиан в 251 году. За отказ принести жертву языческим богам и за разрушение языческого жертвенника святой Адриан был жестоко мучим, а потом сожжен в огромной печи.
Святой мученик Адриан пострадал во времена императора Декия (249 - 251). Его заточили в темницу. Во время языческого праздника всех заключенных христиан выпустили с тем, чтобы они принесли жертву идолам. Святому Адриану приказали бросить на жертвенник благовонную смолу. Но святой мученик сбросил лежавшие на жертвеннике приношения, разбросал огонь и разрушил жертвенник. Язычники с яростью набросились на него, били палками, железными прутьями, забрасывали камнями, а затем бросили в раскаленную печь (+ 251).
Священноисповедник протоиерей Михаил
(Новицкий Михаил Константинович, +30.04.1935)
Священноисповедник Михаил родился 26 июля 1889 года в Мозырском уезде Минской губернии в семье священника Константина и его супруги Стефаниды Новицких. В их семье было тринадцать детей и, когда отец Константин скончался, его супруге пришлось нелегко. Михаил в это время окончил гимназию, уехал в Санкт‐Петербург и поступил учиться в Санкт‐Петербургский историко‐филологический институт. Без помощи из дома ему на первых порах пришлось во многом себя ограничивать. По окончании института он в 1914 году женился на девице Зиновии, дочери священника Николая Корзуна, и был направлен преподавать латинский язык в Минскую мужскую гимназию. В 1914 году началась Первая мировая война; Михаила Константиновича из‐за близорукости освободили от воинской повинности, и вместе с семьей он был эвакуирован в город Омск, где продолжал работать преподавателем.
В 1920 году Михаил Константинович вернулся в Минск и в том же году был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в местечке Узда Минского уезда; вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. Прихожане полюбили ревностного и отзывчивого священника, всегда готового прийти на помощь. Они помогли его семье пережить голод 1930–1931 годов.
(Петропавловский храм г. Узда, Белоруссия)
За время служения отца Михаила безбожники несколько раз предлагали ему отречься от сана и взамен сулили выгодную работу, но он эти предложения отверг; его стали вызывать в отделение милиции, третировать и унижать.
Мир в ту пору демонстрировал разгул вопиющего зла, которое бушевало и захлестывало Россию, уничтожая и «правых» и «виноватых», и перед многими верующими людьми не раз вставал вопрос о причине столь многих бедствий, требовавших религиозного объяснения и осмысления. Отец Михаил в одной из своих проповедей сказал: «То, что мы называем злом, имеет два смысла. Есть зло действительное: блуд, зависть, воровство и бесчисленное множество пороков, достойных крайнего осуждения и наказания. Но обычно люди называют злом и голод, и смерть, и болезнь, и бедность и тому подобное; все это не может быть злом в истинном смысле слова. Потому что если бы все это было злом, то не делалось бы для нас виною благ, не обуздывало бы гордости, не искореняло бы беспечности, не возбуждало бы нас к наблюдению за собой, не делало бы нас более внимательными к самим себе. Злом считают страдание, причиняемое нам наказаниями, и считается оно так не по собственной его природе, но приспособительно к мнению людей. Разорившийся богач считает для себя величайшим злом, что у него нет возможности иметь хорошую одежду, вкусную пищу, а бедняк считал бы себя счастливым, если бы имел вдоволь хотя бы только хлеба да самую необходимую одежду. Врач считается искусным не тогда, когда предлагает больному роскошный стол, гулять в саду, ехать в места с теплым климатом, но и когда заставляет его оставаться без пищи, мучает голодом и томит жаждой, когда приковывает к постели и дом делает темницею, лишает больного самого света и закрывает комнаты со всех сторон завесами, когда подвергает его и страданиям, и режет его тело, и предписывает горькие лекарства, – и тогда он тот же врач. Поэтому не странно ли того, кто причиняет столько неприятностей, называть искусным врачом и одобрять, а Бога, если Он наведет, например, смерть, голод, болезнь, – хулить и не признавать? Недоумевают многие от того, почему это иной человек ведет зазорную жизнь и притесняет других, и грабит, и похищает чужое – и не терпит никакого несчастья, а другой живет скромно и отличается милосердием, справедливостью и другими добродетелями – и терпит болезни, бедность и другие бедствия. Но… и из ведущих греховную жизнь многие терпят несчастья – и из добродетельных многие… наслаждаются счастьем. Почему же из двух злых один наказывается, а другой умирает без наказания, и из двух добрых один излучает удачу, а другой всю жизнь бедствует?
В этом самом сказывается величайшее дело Промысла Божия. Если бы Он здесь всех злых наказывал и всех добрых награждал, то излишен был бы день Суда. Но если бы Бог ни одного злого не наказывал и никого из добрых не награждал, тогда порочные сделались бы еще развратнее и хуже, так как они гораздо больше добрых склонны к беспечности. Не наказывает всех, чтобы уверить нас, что есть воскресение мертвых, когда будет всеобщий суд. Наказывает некоторых, чтобы беспечных заставить задуматься о своем пути, возбуждая в них страх наказанием других. С другой стороны – некоторых из добрых Бог награждает, чтобы этими наградами побудить других к ревности о добродетели, но не награждает всех, чтобы знали, что есть другое время, в которое всем добрым даны будут награды. Если бы здесь все получали, что заслуживают, то не стали бы верить учению о воскресении, а если бы никто не получал по заслугам, то очень многих это сделало бы еще хуже.
Есть и другая причина, отчего здесь, на земле, часто люди добрые страдают, а злые благоденствуют: если бы Бог подвергал всех наказанию тотчас после преступления, то род человеческий давно бы уже истребился и не мог бы поддерживаться. В Евангелии говорится, что назвавший брата уродом… повинен гиене огненной, – но кто не повинен в этом? О клянущемся сказано, что он, хотя бы неложно клялся, делает дела от лукавого. Взирающий на женщину любострастными глазами есть настоящий прелюбодей. Если явные наши грехи так велики и невыносимы и каждый из этих грехов навлекает на нас неизбежное наказание, то, когда мы подумаем еще о тайных своих грехах, тогда‐то особенно признаем Промысл Божий, который не посылает на нас наказание за каждый грех. Поэтому, когда видишь, что иной и грабит, и ведет зазорную жизнь и за это не наказывается, – раскрой свою совесть, рассмотри свою жизнь, исследуй свои грехи и узнаешь хорошо, что тебе первому невыгодно быть наказываемому за каждый грех. И не нужно роптать на Бога за то, что Он посылает нам разные испытания. Нужно терпеливо переносить их. Не нужно смущаться и тем, что на первый взгляд как будто бы нет здесь, на земле, соответствия между поведением человека и его судьбою, а тем более делать отсюда выводы, что нет Бога. Пример святой Екатерины и других христианских мучеников пусть будет всегда у нас в памяти. Они презрели богатство и все жизненные блага, которые так привлекают людей. Их влекло только желание быть со Христом, и свою веру в Бога, в возможность единения с Богом они запечатлели своею кровию. А было этих мучеников не один и не десять – несколько миллионов мучеников насчитывает наша христианская Церковь. Не нужно смущаться и тем, что верующих считают людьми отсталыми, мало образованными, даже темными. Не теперь это началось. Апостол Павел пишет коринфским христианам: “Иудеи требуют чуда, эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого и не смущаемся тем, что для иудеев это соблазн, для эллинов же безумие… Но, продолжает он, даже безумное Божие мудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков”.
И мы будем хранить веру в Христа распятого, веру же не на словах только, но свидетельствуемую самой жизнью… Ибо нет в мире ничего сильнее веры. Вера помогает человеку переносить тяжелые скорби; вера давала силы мученикам переносить их страдания; вера и только вера в Бога давала то, что апостолы – простые, необразованные рыбаки, привели ко Христу народы и царства…»
(Священномученик протоиерей Михаил Новицкий слева от епископа Филарета Раменского)
В 1933 году безбожники захватили Петропавловский храм и устроили в нем склад зерна, разрешив священнику служить в церковной сторожке. В это время по слабости здоровья и от того, что пришлось пережить в связи с разорением храма, отец Михаил стал тяжело болеть.
В 1935 году на Страстной седмице к алтарнику Петропавловского храма пришел некий человек иудейской наружности и попросил проводить его в сторожку к священнику, чтобы забрать у того церковные ценности. Отец Михаил ничего ему не дал и сказал: «Уйди, мне надо готовиться к службе». Тогда пришедший набросился на священника и, жестоко его избив, ушел.
В Великую Среду отец Михаил с трудом отслужил литургию Преждеосвященных Даров, чувствуя себя тяжело больным. Вечером он отслужил утреню с чтением двенадцати Евангелий: все Евангелия читал стоя, но в промежутках ему приходилось садиться. В Великую Пятницу священник с утра исповедовал, но, когда по обычаю должен быть вынос плащаницы, ему пришлось лечь в постель.
В Великую Субботу протоиерей Михаил отслужил литургию, затем освящал пасхи. Пасхальную утреню он отслужил с большим трудом, литургию уже служить не смог и отслужил обедницу и, лежа в постели, подавал возгласы. Народа на службу собралось так много, что сторожка не могла вместить всех пришедших, и были открыты все окна, чтобы богослужение могли слышать оставшиеся снаружи. Великую вечерню в первый день Пасхи он служил, уже не вставая с постели; на второй день Пасхи он также отслужил обедницу, не имея возможности встать. В этот день он послал за священником в соседний приход, исповедовался и соборовался. На следующий день он с семи часов утра уже мог говорить только отдельные слова. Супруга отца Михаила и приехавший священник читали акафист Пресвятой Богородице и Евангелие.
Протоиерей Михаил Новицкий скончался от перенесенных побоев на третий день Пасхи в третьем часу пополудни 30 апреля 1935 года и был погребен на приходском кладбище в местечке Узда.
(Вход на узденское кладбище, где похоронен свяшщенномученик Михаил Новицкий)
28 октября 1999 года был канонизирован Святым Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.
(Могила священномученника Михаила Новицкого)
За фотографии из Белоруссии с мест подвига священномученика Михаила Новичкого Спаси Господи http://budgawl.livejournal.com/98527.html и http://dmitrij-kr.livejournal.com/
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик иерей Феодор
(Недосекин Федор Георгиевич, +30.04.1942)
Священномученик Феодор родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки Рославльского уезда Смоленской губернии в семье диакона Георгия Петровича Недосекина и его супруги Феодосии Петровны. Окончив учительскую семинарию, он в течение многих лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ.
В 1913 году Федор Георгиевич женился на девице Зинаиде, дочери протодиакона Иоанна Мухина, служившего в селе Спасском. Зинаида в 1905 году окончила епархиальное училище и работала учительницей в селе Новоселки. В школе, кроме других предметов, она преподавала пение, и ее школьный хор постоянно участвовал в церковных богослужениях. Впоследствии у Федора Георгиевича и Зинаиды Ивановны родилось восемь детей – пять мальчиков и три девочки.
После революции 1917 года Федор Георгиевич в течение нескольких лет оставался учителем Новоселковской школы. В 1919 году председатель сельсовета дал ему такую характеристику: «Новоселковское сельское общество удостоверяет, что учитель Новоселковской школы Федор Георгиевич Недосекин, будучи одновременно председателем Новоселковского культурно‐просветительного кружка и председателем школьного совета, проявил себя полезным и энергичным работником по народному образованию: поступив в нашу школу учителем, он немедленно организовал культурно‐просветительный кружок, в котором работал не покладая рук до сего времени в качестве председателя кружка, за что неоднократно получал искреннюю благодарность от населения… Организовав кружок, он всеми способами старался поднять культурный уровень местных граждан: читал лекции… вел беседы по сельскому хозяйству… организовал при школе читальню, приобрел… книги и составил библиотеку, организовал школу для взрослых и сам учил их грамоте и, наконец, организовал в нашей деревне хор… Стараясь как можно больше дать развития нашим детям, он устраивал с детьми экскурсии, литературно‐вокальные вечера… и организовал при школе выставку ученических работ и картин. Чтобы больше развить детей и принести им пользы, он вел занятия с учениками не только днем, но и вечером».
В 1921 году Федор Георгиевич был рукоположен в сан диакона, а в 1922 году епископ Гжатский, викарий Смоленской епархии Феофан (Березкин) рукоположил его во священника к Введенскому храму в селе Семеновском Гжатского уезда.
В конце двадцатых годов, когда усилились гонения на Русскую Православную Церковь, власти потребовали от отца Феодора уплаты большого налога. Когда он уплатил, налог удвоили, и его уже отец Феодор не смог заплатить. За это он был в 1930 году арестован, приговорен к одному году заключения и отправлен на каторжные работы в Камскую исправительно‐трудовую колонию № 2. Администрация колонии писала о священнике, что, «находясь на участках Березники и Чуртан, он относился к работе на производстве вполне сознательно… выполняя тяжелые физические работы, чем служил примером для других заключенных».
После ареста отца Феодора все его имущество, включая дом, было отобрано; семья осталась без крова и поехала вслед за ним, чтобы поселиться близ лагеря. Местная администрация сжалилась над семьей священника, и их поселили в «красном уголке». Отец Феодор вскоре был оправдан судом, и вся семья вернулась в Семеновское, но дом их был занят, а храм закрыт.
Отец Феодор переехал с семьей в Донбасс и вместе со старшим сыном стал работать шахтером на угольной шахте. Во время командировки в 1932 году в Москву он отправился в Патриархию, чтобы испросить место священника в одном из храмов Московской епархии, и был направлен служить в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в село Иванисово Ногинского района, куда вместе с ним переехала и его супруга с детьми. Прихожане отремонтировали принадлежавшую церкви бывшую ранее нежилой постройку, и в ней поселилась семья священника.
Прихожане сразу полюбили священника за ревностное совершение богослужений, за проповеди и нестяжательность. У него не было никакой установленной платы за требы: кто мог, давал сколько хотел, а для бедных отец Феодор совершал требы бесплатно. Куда бы и в какое время дня или ночи его ни позвали причастить больного, он никогда не отказывался, а сразу собирался и ехал, а чаще всего шел пешком. Его прихожанами были жители сел Иванисово, Афанасово, Бабеево, Степаново, Есино и только начинающегося строиться города Электросталь, который возводился в основном силами заключенных. В 1932 году в концлагере, который занимался строительством города, скончался священник – Георгий Николаевич Левицкий. Благочестивые прихожане Казанского храма выхлопотали у лагерного начальства разрешение отпеть священника и похоронить его по‐православному. Верующие привезли тело отца Георгия в село Иванисово, отец Феодор сам облачил священника и совершил его отпевание. Могилу для почившего копали отец Феодор и певчие. Когда страдалец был погребен, отец Феодор сказал: «Вот счастливый пастырь, удостоился погребения такого, какое положено, похоронен по‐человечески. А других бросят в яму как попало, кверху ногами, и могилу сровняют с землей».
(Церковь Казанской иконы Божией Матери - Иванисово - Ногинский район)
В 1937 году гонения на Русскую Православную Церковь усилились. Некоторые прихожане стали говорить отцу Феодору: «Батюшка, смотрите, всех священников забирают вокруг, может быть, вам оставить служение?» Но он на подобного рода предупреждения и уговоры всегда отвечал одинаково: «Хоть день, да мой – и пред престолом Божиим!»
26 октября 1937 года ночью кто‐то постучал в дверь сторожки, где жил священник с семьей, и из‐за двери раздался голос председателя колхоза: «Это я, Василий Васильевич!» Зинаида Ивановна открыла дверь, и все увидели, что за спиной председателя стоят военные в форме. Отец Феодор все понял и сказал: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить».
На столе лежали школьные тетрадки и учебники, сотрудники НКВД полистали их, затем предъявили ордер на обыск. Взяли серебряный наперсный крест отца Феодора; увидев на божнице еще два наперсных креста, которые принадлежали его отцу, протоиерею Георгию, взяли и их. Удовлетворившись этим, они сказали священнику: «Собирайтесь, одевайтесь, пойдем».
Отец Феодор подошел к детям, всех благословил, а кто из маленьких спал, тех благословил спящих. Затем надел теплую рясу и под конвоем вышел из дома.
После ареста священника власти приказали сбросить колокола. Прислали рабочих. Вокруг храма собрались прихожане, многие плакали, видя, как сбрасывают и разбивают колокола, столько лет призывавшие на молитву не только их, но и их отцов и дедов.
На время следствия отец Феодор был заключен в тюрьму в городе Ногинске. Власти обвинили его в контрреволюционной и антисоветской деятельности.
– Контрреволюционной деятельности я не вел, – сказал священник.
– Следствием установлено, что вы после богослужения произносили с амвона проповеди антисоветского характера, – заявил следователь.
– Проповеди мной произносились редко. В отдельных из них я действительно говорил: «Православные, надо укреплять веру в Бога, самим чаще посещать храм Божий и других привлекать к церкви…»
– Следствию известно, что вы в беседах с верующими при их обращении к вам с просьбами совершить те или иные обряды вели с ними беседы антисоветского характера.
– При обращении ко мне верующих с просьбами совершить крещение или похороны, когда рождение или смерть еще не были зарегистрированы в загсе, я отвечал, что совершить не могу, так как надо смерть или рождение зарегистрировать в загсе. Если же этого не будет сделано, то меня могут привлечь к ответственности.
– Следствие располагает данными, что вы вместе с церковным советом вели активную контрреволюционную деятельность, направленную на срыв проводимых мероприятий.
– Членами церковного совета велась активная работа, направленная на то, чтобы вернуть обратно изъятую у нас церковную сторожку, которая оборудована под «красный уголок» Иванисовского колхоза. Я в этом деле никакого участия не принимал, но, наоборот, удерживал их от этой борьбы.
15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника Феодора Недосекина к десяти годам заключения в исправительно‐трудовом лагере. Приговоренных к длительным срокам заключения отправляли со станции Ногинск. К поезду был прицеплен тюремный вагон. Всех заключенных, среди которых было много священнослужителей, посадили рядом с путями на снег, долго пересчитывали и только после этого впустили в вагон.
Отец Феодор был отправлен в концлагерь неподалеку от станции Медвежья Гора и работал на строительстве Беломорско‐Балтийского канала.
Из лагеря отец Феодор в августе 1938 года писал сыну Федору, которому было тогда двенадцать лет: «Вот уже десять месяцев исполнилось сегодня, как я с вами расстался. Как хочется теперь мне всех вас видеть!.. За это время ты, наверное, подрос и развился, и поумнел еще более… Меня постоянно удивляет, что наш географ Юринька не мог на карте найти те места, где я находился и нахожусь. Теперь я поручаю это сделать тебе. Это просто. Возьми обыкновенную карту железных дорог, а у нас такие были, и смотри линию железной дороги от Ленинграда к северу до самого Северного Ледовитого океана и Мурманска.
Потом рассмотри в том же направлении Великий Сталинский Беломорско‐Балтийский канал – при железной дороге есть Медвежья Гора (там же и канал). Эта Медвежья Гора недалеко (километров тридцать‐сорок) от почтового отделения Морская Масельга, там же около канала к северу, где теперь я нахожусь. Бываю и на канале. Будь здоров, счастлив и хорошо учись».
Работая на лесоповале, отец Феодор сломал ногу и был переведен на работу в бондарную мастерскую – делать бочки, ушаты и тому подобное. Здесь, несмотря на высокие нормы, работать стало полегче. С началом Великой Отечественной войны условия содержания заключенных в лагере резко ухудшились, иногда их совсем не кормили. Из лагеря вблизи Медвежьей Горы отец Феодор был отправлен в Онежский лагерь в Архангельской области. Невыносимо тяжелые условия заключения оказались для него непосильными.
Священник Феодор Недосекин скончался 30 апреля 1942 года и был погребен в безвестной могиле.
В 1989 году был реабилитирован.
В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Икона Богородицы «Избавительница»
Прославление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница» началось с 1841 года, когда по молитвам перед ней одна из греческих провинций избавилась от нашествия саранчи. Чудеса, исходящие от иконы Богородицы, привлекли к ней множество паломников, что тяготило хранителя святыни – старца Мартиниана, бывшего насельника одного из афонских монастырей. Устав от людского внимания, старец вместе с иконой Богородицы вернулся на Афон и поселился в монастыре святого великомученика Пантелеимона. В 1889 году настоятель обители пожертвовал чудотворную икону Богородицы в Россию для открытого на Кавказе Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря.
Икону Божией Матери «Избавительница» вёз собой в поезде император Александр III, возвращаясь в столицу со своей семьёй после отдыха на юге. Как известно, царский поезд попал в катастрофу, но сам император и его домочадцы чудом остались живыми и невредимыми. Своё чудесное спасение члены царской семьи связали с покровительством и заступничеством Пресвятой Богородицы. В память о чудесном спасении русского императора и его семейства празднование в честь иконы Божией Матери «Избавительница» установлено 17 октября.
На некоторых старинных образах на мафории Богородицы изображены пятиконечные звёзды – пентаграммы. С древних времён пентаграмма означает «Избранность, обязанность, верность». К сожалению, начиная с 16-го века пентаграмму стали использовать масонские организации, а впоследствии коммунистические, что привело к возникновению неоднозначного отношения к этому древнему благочестивому символу.
Существует ещё один вариант иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница», на которой изображены святые апостол Симон Кананит и целитель Пантелеимон, держащие икону Божией Матери на фоне Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Избавительница» молятся об исцелении страждущих беснованием, от нашествия саранчи, об исцелении душевных и телесных немощей, во время бедствия, о ниспослании благодатной силы при разрешении трудных обстоятельств.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница
глас 4
Яко пресветлая звезда,/ просил Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница
глас 4
Избавление Приносящая всем, от сердца Тебе призывающим, принеси избавление скорое и нам, в лютых бедах прибегающим и в Тебе единой избавление наше по Бозе полагающим.
Кондак Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Избавительница»
глас 8
Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавшии с верою притекше, заступлением Твоим избавитися от злых, но яко Матерь Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся, Избавительнице наша от всех бед.
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Избавительница»
О, Мати Божия, помоще и защита наша, егда попросим, буди избавительнице наша, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тя призываем: умилосердися и помози, пожалей и избави, приклони ухо Твое и наши скорбныя и слезныя молитвы приими, и якоже хощеши, успокой и обрадуй нас, любящих твоего Безначального Сына и Бога нашего. Аминь.