Мученик Дим (Димитрий) Смирнский, рыбак
Родился в окрестностях Адрианополя в 1738 году. Служил рыбаком у одного турка, которому принадлежал рыбный садок недалеко от Смирны. Условия работы были тяжелыми, и между хозяином и работником случился конфликт. Раздосадованный турок оклеветал святого Дима, заявив, будто тот выражал желание принять ислам. Святой Дим ответил, что это ложь, и исповедал себя христианином. Приведенный на суд, он перенес бичевание, но остался тверд в вере. За это его заковали в ножные кандалы, в которые для усиления боли были забиты кирпичи и другие острые предметы, и бросили в темницу. Один человек с острова Лесбос по имени Николай посетил святого Дима в заточении, чтобы поддержать его и укрепить в решимости.
Трижды вызываемый из темницы на допрос, Дим остался непоколебим. Он был обезглавлен 10 апреля 1763 года. После казни мученика христиане выкупили его честные останки и с честью погребли в храме святого Георгия. Его могила вскоре сделалась местом паломничества и источником исцелений для смирнских христиан.
Преподобномученик Хрисанф Ксенофонтский (греч. Ξενοφωντινός), Афонский
Монах Афонского Ксенофонтского монастыря.
Мученически пострадал в Константинополе в день Пасхи, 10 апреля 1821 года, был обезглавлен турками.
Святитель Мильтиад (Мельхиад, папа Римский
Уроженец Африки, потому известен также под именем Мельхиада Африканского. Взошёл на Римский папский престол 2 июля 311 года, став последним римским епископом эпохи гонений. Уже в начале его первосвятительства стало возможно обращаться к префекту города с прошением о восстановлении ранее конфискованной церковной собственности, на что папа уполномочил римских диаконов Стратона и Кассиана. Затем знаком кардинального поворота жизни Церкви в Римской империи стал дар, полученный папой от императора Константина Великого - Латеранский дворец, который с тех пор сделался папской резиденцией.
Время его понтификата совпало с внутрицерковными разногласиями, связанными с донатистскими спорами, для разрешения которых в 313 году был созван Латеранский Собор, проходивший под председательством папы. На Соборе Мильтиад поддержал Кекилиана, благодаря чему ересь донатистов была осуждена, а сам Донат - анафематствован.
По воле епископа Мильтиада честные останки его предшественника, святого Евсевия, были перенесены в Рим и положены в катакобмах Каллиста.
Скончался 10 или 11 декабря 314 года.
Память
По кончине папа Мильтиад был погребён в катакомбах Каллиста и почитался святым. В IV веке, согласно "Иеронимову мартирологу", Римская Церковь отмечала его память 10 января.
"Liber Pontificalis" - вероятно ошибочно - приписывает ему введение запрета поститься по четвергам и воскресеньям, а также правила распределять освящённый папой Святые Дары по всем церквам Рима. Одно время в "Римском мартирологе" указывалось, что святой Мильтиад был умучен при императоре Максимине, что, однако, противоречит известной дате кончины папы. Именно эта версия, будучи внесена в греческие синаксари, стала причиной изображения святого Мильтиада как мученика на греческих иконах.
На начало XXI века "Британская энциклопедия" писала, что "Мильтиад считается мучеником за страдания, понесенные ранее при римском императоре Максимиане"; Римо-католическая церковь в официальных материалах о его мученичестве не упоминала. В новой редакции римо-католического "Римского мартиролога" память его значилась под 10 декабря.
Мученики Терентий, Помпий, Африкан, Максим, Зинон, Александр и Феодор
Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249 - 251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.
Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями - Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.
Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: "Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей". Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.
После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.
Тропарь мученикам
Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.
Кондак мученикам Африкану, Публию и Терентию
глас 2
Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и дружины его./ Темже убо стецемся, да приимем исцеления,/ сии бо благодать от Бога прияша Духа Святаго// исцеляти недуги душ наших.
Преподобномученица Анастасия Угличская, игумения Угличского Богоявленского монастыря и иже с нею
(Образ святых блаженных убиенных игумении Анастасии, двух иереов, двух чтецов, тридесяти пяти инокинь, двухсот дев, шестидесяти жен)
Память 19 марта (вероятно, день убиения), 10 апреля и 22 декабря (дни тезоименитства), в Соборе Ростово-Ярославских святых, в субботу мясопустную и 14 мая
(общая панихидная память убиенных в Угличе в годы польско-литовской интервенции)
Сведения о ней содержатся в «Угличском летописце» (XVIII в.). В Смутное время при разорении Углича польско-литовские отряды разграбили и сожгли Угличский Богоявленский монастырь, а его насельницы - 35 инокинь и с ними 2 иерея, 2 чтеца, 200 дев и 60 жен - были замучены, их останки были погребены на Благовещенском погосте.
До начала XIX в. могила «убиенныя игумении с дружиною» находилась на Благовещенской улице, вблизи Благовещенской и Флоровской церквей. В 1870-х гг. могила прмц. Анастасии оказалась во дворе одного из домов. Могила была обнесена палисадником, на ней стоял памятник из белого камня и крест, в который была вставлена икона Божией Матери «Страстная». Жители поддерживали горение лампады и обращались к игумении за помощью, существовала рукописная молитва преподобномученице Анастасии.
В настоящее время на территории Угличского кремля, где находился прежде Богоявленский монастырь, установлен памятный крест.
Пророчица Олдама (или Олдана)
Жила в первой половине VII в. до н.э., была женой Шаллума, хранителя одежд, современница пророков Иеремии и Софонии, может быть в начале их пророческого служения.
Когда священник Хелкия нашел список с книги Закона, чтение которого встревожило царя Иосию, то пророчица Олдама, к которой по повелению царя обратились за разъяснением за царя, за народ и за всю Иудею о словах найденной книги, произнесла замечательное пророчество о судьбе Израильтян (4 Цар. 22:14-20, 2 Пар. 34:14-28).
«сé, áзъ наведý злáя на мѣ́сто сié и на обитáющихъ въ нéмъ вся́ словесá, я́же пи́сана сýть въ кни́зѣ прочтéннѣй предъ царéмъ Иýдинымъ,
занé остáвиша мя́ и кадя́ху богóмъ чужди́мъ, да прогнѣ́ваютъ мя́ во всѣ́хъ дѣ́лѣхъ рýкъ свои́хъ: и разгорѣ́ся я́рость моя́ на мѣ́сто сié и не угаси́тся» (2Пар. 34: 24-25).
Пользуясь высоким уважением при жизни, она и по смерти была почтена особою честью, так как, по преданию раввинов, была похоронена в стенах самого Иерусалима.