Преподобный Илия (Ганжа), схимонах, местночтимый святой Донецкой епархии
Память 4 апреля и 15 мая (обретение мощей) (Донецк.)
В миру Илья Яковлевич Ганжа, родился в 1837 году в поселке Макеевка Миусского округа Области Войска Донского (ныне город Макеевка Донецкой области Украины).
Сведений о жизни подвижника, полученных из рассказов очевидцев, немного - да и то они касаются последних 19 лет его жизни.
В пятнадцатилетнем возрасте он покинул отчий дом, как он сам однажды сказал: "Пошел искать святые места…".
О том, где преподобный принял монашеский постриг и как провел 90 лет своей жизни, сведений не сохранилось.
О своей подвижнической жизни он никогда не рассказывал. Лишь однажды поведал, что была у него келья в очень труднодоступном месте и еду туда нужно было подавать на верёвке.
Известно, что долгие годы схимонах Илия подвизался в Ильинском скиту на Афоне, откуда предположительно в начале XX века перебрался в Киево-Печерскую лавру. В настоящее время найдены документальные подтверждения нахождения схимонах на Святой Горе.
В 1927 году схимонах Илия вернулся в родную Макеевку и посещал в то время Свято-Троицкий храм села Калиново на окраине города, а после закрытия храма в 1936 году перебрался в город.
Проживая в городе, старец почти до конца жизни не имел собственного жилья, из имущества имел только иконы и книги Священного Писания. Его приютом становилась то одна, то другая семья верующих макеевчан. В некоторых домах он проживал подолгу, а в других по два, по три дня. Вызвано это было тем, что к нему многие приходили за советом, наставлениями, что вызывало раздражение богоборческой власти.
Старец был делателем молитвы и главным в жизни считал молитву. Сам он молился много, молился и по ночам: ежедневно читал Евангелие, акафисты, Псалтирь. На ночную молитву поднимал и домочадцев, причём часто и детей. Когда отдыхал на лавочке перед домом, пел псалмы. Учил он молиться и тех, кто приходил к нему, и тех, у кого жил. Кроме того, неукоснительно ходил в храм. "В воскресенье и праздники дома не сиди, в храм иди - и всё будет у тебя хорошо!" - наставлял он.
С некоторого времени рядом с ним находились послушницы, которые ухаживали за ним, находили ему кров, готовили и убирали. Это были нищая больная девица Фёкла, странница Паша и вдова Мария с дочерью Еленой.
По описанию очевидцев, "старичок", как он называл сам себя, был красив, одевался в светлый подрясник, всегда выстиранный так, что казался совсем новым. Один глаз его был всегда прикрыт веком так, что многие считали - одного глаза у него не было. Однако на фотографии у него были открыты оба глаза. Как-то его спросили о причине, и он ответил: "На этот мир достаточно смотреть и одним глазом". Видимо поэтому и шторки в келии старца были всегда задёрнуты. Ходил отец Илия быстро, опираясь на палочку. Молодые люди должны были ускорять шаг, чтобы идти с ним в ногу.
Нрава старец был доброго. К нему постоянно приходили люди, и никогда, даже будучи больным, он не отсылал никого без слова утешения и помощи. За духовной поддержкой к нему шел народ не только из Макеевки, но и из близлежащих городов. Не будучи сам священного сана, схимонах принимал у себя священников из Киева и Москвы. Они причащали его, когда храмы были закрыты, привозили ему новые подрясники, книги.
В тяжёлые военные годы старец стал духовной опорой для многих мятущихся душ. Когда мужчины уходили на фронт, верующие (а иногда и неверующие) шли за благословением к отцу Илии. Многим он говорил слова утешения, предсказал грядущие события.
Даже в самое отчаянное время схимник не благословлял покидать город Макеевку. Он говорил: "Не бойтесь, в Макеевке сильных боёв и разрушений не будет". "Как же не будет, когда немец в город пришёл?" - удивлялись люди. А схимонах отвечал: "Как пришёл - так и уйдёт, тихо, как прошлогодний снег". И, действительно, в течение всей войны в городе не было ни сильных боевых действий, ни бомбёжек, ни крайнего голода, ни разрушений. Даже попытки немцев поджечь некоторые дома не осуществились.
И во время, и после войны старец окормлял макеевчан. Были случаи исцелений неизлечимо больных, которым есть множество свидетельств.
После войны у старца наконец-то появился свой угол. В небольшом домике, средства на покупку которого ему собрали духовные чада, он прожил до самой своей кончины. Всё это время старец не переставал помогать людям, учить их православной вере.
В безбожные времена старец предсказал будущий расцвет Православия в Макеевке, что казалось тогда почти невероятным после практически полного уничтожения храмов в городе. Известным пророчеством старца, сбывшимся спустя полвека после его кончины, стало строительство в центре Макеевки Свято-Георгиевского собора и храмов, число которых уже дошло до двадцати четырёх.
(В Свято-Георгиевском соборе (г. Макеевка) состоялось прославление в лике святых схимонаха Илии (Ганжи))
"Господь будет хранить Макеевку до скончания века! Засияет она многими храмами! В самом главном, большом, златоглавом восстанет Троицкий храм. Ходите в него: его Господь благословит, в нём будет благодать Божия!" - эти слова старца бережно хранились его духовными чадами и в точности сбылись к радости православных макеевчан.
Схимонах Илия скончался 17 апреля 1946 года, в возрасте 109 лет. Был погребён неподалёку от Старо-Рабочего городка в Макеевке.
Со временем почитатели макеевского подвижника, в памяти которых сохранились его слова и чудеса, обустроили его могилу, сделали новый красивый памятник, облагородили место вокруг. По благословению схиархимандрита Зосимы (Сокура), который глубоко почитал макеевского старца, были собраны свидетельства очевидцев и материалы о его жизни и чудесах, которые впоследствии вошли в книгу о нём "Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая".
8 мая 2012 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации схимонаха Илии (Ганжи) в лике местночтимых святых Донецкой епархии.
28 мая того же года в Макеевке состоялось обретение мощей схимонаха Илии. Непродолжительное время мощи святого пребывали в Святогорской Лавре.
23 сентября 2012 года в Свято-Георгиевском соборе города Макеевки состоялось прославление преподобного. Мощи святого ныне покоятся в этом храме.
Тропарь
От юности мира суету оставив, / на Афонскую гору пришел еси, / идеже ангельское житие являя, / Богу неленостно служаше, / дары благодатныя от Него восприяв. /Во отечество же свое пришедши / многим путь во спасение был еси, / чудотворец предивный и утешитель малодушных являяся, / граду Макеевке похвало и утверждение,/Илие преподобне, /моли Христа Бога / о верою и любовию чтущих тя.
Короткое видео о прославлении преподобного Илии Макеевского можно посмотреть тут:
Преподобный Иаков Галичский
(Преподобные Паисий и Иаков Галичские, XVII век, северные врата Успенского собора Паисиево-Галичского монастыря)
Память 23 января в Соборе Костромских святых, 4 апреля, 30 мая.
Подвизался в XV-XVI веках в Галичском Староторжском монастыре. Преподобный Иаков скончался схимником и был погребен под алтарем монастырского храма в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
Сведений о святом подвижнике крайне мало, и разные источники указывают на дни его памяти без указания на связь с событием в жизни святого или Церкви.
Прославился посмертными чудотворениями.
Образ его пишется подобно образу преподобного Зосимы Соловецкого.
Святитель Исидор Севильский, епископ
(свтт. епископы Браулио Сарагосский и Исидор Севильский)
Исидор родился в Картахене. Отец Исидора, Севериан был, видимо, римлянином, но служил при дворе визиготских королей. У Исидора было два брата, Леандр и Фульгенций, и сестра Флорентина.
Леандр, бывший намного старше Исидора, занимался его воспитанием и делал это довольно сурово. По преданию, Исидор в конце концов убежал из дому, подальше от упреков и зубрежки, казавшейся неподъемной. Оказавшись на свободе, мальчик присел посмотреть на то, как равномерно падающие капли выбивают в камне лунку. И вдруг ему пришло в голову, что человек должен походить на эти капли, так же сосредоточенно бить в одну цель. Исидор вернулся домой, полный решимости продолжать учение. Леандр, однако, принял меры, чтобы мальчик впредь физически не мог убежать.
Брат его был епископом Севильи, и, вероятно, Исидор помогал ему управлять епархией. После смерти брата Исидор стал его преемником и возглавлял кафедру 37 лет, завершив обращение визиготов из арианства. Переведённые на их язык богослужебные тексты составили основу для Мозарабского обряда.
Он прославился как один из самых ученых людей своей эпохи - на соборах его даже сажали выше архиепископа Толедо, исключительно в силу его личных заслуг. По настоянию Исидора в каждой епархии Испании организовали школу при епископском соборе, причем круг предметов включал в себя греческий, свободные искусства, медицину, право, изучение Аристотеля.
Епископ составил знаменитую в Средние века энциклопедию “Этимологии” (“Истоки”), словарь синонимов, трактаты по астрономии, географии, сборник биографий великих людей, историю готов. До самой смерти в возрасте почти 80 лет он не оставлял аскетических подвигов, а в последние полгода жизни стал раздавать милостыню так щедро, что день и ночь в доме толпились бедняки со всей страны.
Римско-католической церковью он был канонизирован при папе Римском Клименте VIII в 1598 и объявлен учителем церкви при папе Иннокентии XIII в 1722. С начала 2000-х гг. среди католиков распространилось почитание св. Исидора как покровителя пользователей сети Интернет.
Нет подробной информации о почитании еп. Исидора в Православной Церкви, его имя включено в некоторые православные святцы, содержащие имена западных святых (до отпадения Рима).
Святого Исидора изображают как пожилого епископа с принцем у его ног. Его также иной раз изображают с пером и книгой, зачастую с его Этимологией, с пчёлами, подчёркивая его ораторский дар, с братьями и сестрой.