filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

20 марта (02 апреля) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Священноисповедник Никодим (Милош), епископ Далматинский и Истрийский Буковинской Митрополии, канонист


Священноисповедник Никодим (Милош)

Память 20 марта (местн. в Далмации) в день преставления, 21 сентября (местн. в Далмации) в день перенесения мощей из Дубровника в Шибеник в 1930 году

В миру Николай Милаш, родился 16 апреля 1845 года в городе Шибенике в Далмации, Австрийская империя (ныне Хорватия). Получил начальное и гимназическое образование в родном городе, а затем окончил Карловацкую духовную семинарию. Впоследствии слушал лекции на философском факультете Венского университета.
В 1867 году по благословению своего духовного отца епископа Стефана (Кнежевича) поехал в Россию и поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в 1871 году со степенью кандидата богословия. В том же году он был удостоен степени магистра богословия за работу "Достоинства Православной Церкви до XIV века."

В 1873 году, на Рождество Христово, в Киеве стал рясофорным монахом, а в 1875 принял постриг в мантию с именем Никодим. Далее был рукоположен во иеромонаха, а затем возведен в сан архимандрита.
Возвратившись на родину в 1874 году, стал преподавателем церковного права и практического богословия в Задарской духовной семинарии.
Со временем получил степень доктора богословия на православном богословском факультете Черновицкого университета.

В 1886 году по приглашению сербского правительства принял участие в преобразовании Белградской духовной семинарии, ректором которой был назначен. После года на этой должности, возвратился в родную Далмацию, где на протяжении 16-ти лет был ректором Задарской семинарии.
В 1890 году по смерти епископа Стефана (Кнежевича) был хиротонисан во епископа Далматинского и Истрийского. Став архиереем, был вынужден направить все силы на противостояние навязыванию унии. Помимо выступлений с призывами хранения верности Православной Церкви он проследил судьбу Православия в Далмации с 55 по 1849 годы в своей монографии.

Вокруг епископа постоянно плелись интриги по его смещению и в результате, 21 декабря 1911 года, он был вынужден подать прошение об отставке, которое было удовлетворено. Последние годы жизни провёл в Дубровнике.
Скончался он в Великий Пяток, 2 апреля 1915 года.

Почитание


Владыку первоначально похоронили в Дубровнике. В 1930 году останки чтимого владыки были перенесены в храм Преображения Господня в его родном Шибенике.

В 1975 году епархиальное управление Далматинской епархии решило открыть в своем центре - городе Шибенике - музей, посвященный памяти епископа-канониста.
2 октября 2012 года за Божественной Литургией был прославлен местночтимым святым Далматинской епархии в лике священноисповедников. Службу возглавлял Фотий (Сладоевич), епископ Далматинский.

прп. Иустин (Попович) Чилийский, свт. Николай (Велимирович) Сербский и священноисповедник Никодим (Милаш)
(прп. Иустин (Попович) Чилийский, свт. Николай (Велимирович) Сербский и священноисповедник Никодим (Милаш))


Тропарь
глас 8
Златогласна трубо Православља, мачем вере сакрушио си подле јереси; винувши се у несагледиве висине богословља, одбранио си веру истиниту. Медоточни проповедниче нераздељне Тројице, богоглаголиви Никодиме, моли Христа Бога, да спасе душе наше.

Кондак
глас 2
Наслађујући се, богомудри, на извору вере Православне, и медоточно изливши у списима својим истине њене, као рајско дрво живота процветао си оче Никодиме.


Мученик Арчил II, царь Иверский

Мученик Арчил II, царь Иверский

Память 20 марта в день кончины, 21 июня вместе с царём Луарсабом II.

Сын Стефана II (Стефаноза), князя Картли, династии Хосроидов. Прямой потомок святого равноапостольного царя Мириана.
Когда арабский полководец Мурван-Ибн-Масальма, прозванный за свирепость и беспощадность грузинами «кру» («глухой»), вторгся в Грузию, в Картли (Восточная Грузия) царствовал старший брат царя Арчила – Мир. Кровавый захватчик сжигал и разрушал всё на своем пути. Венценосные братья переехали в Западную Грузию и, усердно молясь Господу Богу и Пресвятой Богородице, готовились к сражению. Господь внял мольбам праведных: однажды ночью святому Арчилу явилась Пресвятая Дева и сказала: «Восстань и борись с неверными, ибо Ангелы Божии будут вашими путеводителями и Бог будет с вами!»

Мир и Арчил с немногочисленным войском напали на вражеский лагерь и чудусным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана при сражении при реках Абаша и Цхенисцхали. От сильнейшей бури река, по которой переправлялось отступавшее арабское войско, вышла из берегов и потопила всех. Оставшиеся в живых отступили к морю, направляясь в Константинополь, но утонули в морских водах.

Раненный в бою царь Мир вскоре занемог и перед смертью завещал царство своему брату – Арчилу. Двенадцать лет восседал Арчил в Кутаиси и всячески пытался восстановить грузинское царство. Он восстановил город Нухпатис, возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию Христианства многими горскими племенами. Освободив Картли, он принялся за присоединение Кахети, Мтианети, Эгриси, Абхазии и Самцхе-Джавахети. Фактически господство арабов не распространялось дальше окрестностей Тбилиси и Мцхета.

Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию – неожиданному вторжению Джиджум-Асима (Хузаим-Бин-Хазима), тогдашниего калифского наместника Армении. Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама, он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира.
Джиджум-Асим с почестями принял царя Арчила, обещал покровительство, но требовал принять ислам. Как повествует "Летопись Грузии" помазанник Божий ответил:

«Если послушаюсь тебя, то после смерти должен мучиться навеки. Бог наш и Спаситель принёс себя в жертву для нашего спасения, потому и я не боюсь смерти. Если ты и убьешь меня, то я воскресну, как Господь наш, и вновь буду славить Его!»

Разгневанный Джиджум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру.
В это время перед Джиджум предстал некий армянин-мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где захоронили клад Карталинский царь и император Ираклий. Джиджум-Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал:

«Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом – на временное мое царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда император Ираклий путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой еще при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости».

Разъярённый Асим спросил: «Ты был там, когда арабы были истреблены в Абхазии?» Святой Арчил бесстрашно ответил: «Бог животворящий, творец Неба и Земли сошел с Небес на землю для спасения человечества и смертью своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их». Эти слова так разгневали Джиджум-Асима, что тот приказал: «Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мертвого, то погибни в мучениях!»

20 марта 744 года царя вывели на казнь. Святой попросил немного времени для молитвы, он молил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом. Ночью преданные грузины-христиане тайно вывезли тело святого царя-мученика в Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем.

Почитание


Память святого Арчила творится не только в день его кончины, но и 21 июня, вместе с царём-мучеником Луарсабом II Карталинским. Хотя царей разделяет друг от друга почти 1000 лет, Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе), отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет «У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание». Он же сетовал что а могила царя Арчила забыта почти всеми, что знают о ней лишь немногие.


Преподобная Феодора Артская, перенесение мощей


Преподобная Феодора Артская


Святая Феодора жила в XIII веке, она была правительницей, а стала небесной заступницей Арты. Происходила Феодора из Сербии, из аристократического рода Петралифов, приходилась дочерью Иоанну, правителю Македонии и Фессалии. А супруг Феодоры – Михаила, герцог Комнинский, был правителем Эпирского княжества. Жизнь святой Феодоры связана со вторым по значимости после Янины городом Эпира – Артой. После смерти мужа в 1267 году Феодора приняла монашеский постриг в монастыре святого Георгия в Арте, но еще более десяти лет правила Эпиром. Даже на вершине власти она оставалась подвижницей и истиной христианкой, жертвенно отдававшей себя делам милосердия. Почила Феодора в конце 70-х годов XIII столетия и вскоре была причислена к лику святых.
Главная достопримечательность и прославленный памятник архитектуры Арты – храм святой Феодоры, где хранятся ее мощи и чудотворный образ. Святая почитается покровительницей города, поэтому дни ее памяти – 11 и 20 марта, а также третье воскресенье после праздника Пятидесятницы отмечаются с особой торжественностью.

Крестный ход в Праздник святой Феодоры Артской
(Крестный ход в Арте в Праздник святой Феодоры Артской)

Обычно крестный ход сопровождают дети и взрослые в исторических костюмах, звучит греческая народная музыка и церковные гимны. В шествии принимают участие все общественные и благотворительные организации города, педагоги и учащиеся школ, музыкальные коллективы, администрация и военные.

Tags: Грузия, Православие, Святые дня, Сербия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments