filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Архимандрит Андрей (Конанос) (из бесед с радиослушателями)... Божьи богатства (ч.1)

Продолжение…
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/803038.html


Архимандрит Андреас (Конанос) родился в 1970 году в Мюнхене (Германия), с 1977 года живет в Афинах. Окончил классический лицей и богословский факультет Афинского университета. В 1990 году рукоположен в диакона, а 2000-м - в иерея, позже был возведен в сан архимандрита. С 2006 года отец Андреас ведет передачу "Невидимые переходы" ("Αθέατα περάσματα") на радио Пирейской митрополии. Его приглашают для чтения лекций и бесед во многие города Греции, Кипра и США. Тексты его радиобесед были опубликованы в виде двух сборников на греческом языке; готовится издание сборников на английском и болгарском языках.

Божьи богатства

архимандрит Андреас Конанос 2
(Архимандрит Андрей (Конанос))


Несколько дней назад ко мне на исповедь пришел молодой человек, боксер. В конце исповеди он спросил:

— Я боксер. Грех ли это?

Я ответил ему:

— Нет, ведь ты исповедался.

А он, начав исповедоваться, так плакал, что никак не мог закончить свою исповедь. И когда другие боялись его из-за его силы, он на исповеди, перед священником и Церковью, так рыдал о своих грехах, что не мог перечислить их все. Потому я и сказал ему:

— Иди с Богом, но только не совершай больше тех грехов, в которых ты уже покаялся!
— Я хочу вам рассказать и о других своих грехах, но не могу!
— Расскажешь мне о них в следующий раз. Но вот о чем я размышляю: каким образом ты изменился? что произошло в твоей жизни?


Я было подумал, что он расскажет мне, как его изменило какое-нибудь событие или то, о чем я уже слышал, но он, повернувшись ко мне, произнес:

— Пришел Господь и меня нашел. Он меня нашел. Летом, когда мне нечего было делать, я зашел в Интернет и, как обычно, стал искать какие-нибудь интересные сайты. В этот раз мне попалось письмо старца Паисия Святогорца, а я и не подозревал даже, что такое существует. Начал его читать — и заплакал. Моя душа была так потрясена, что с тех пор я переменился и теперь постоянно думаю о Христе.

Слушая его, я помыслил: «Ведь насколько же богат наш Господь! Только Бог — без меня, без тебя, без людей, которые думают, что они делают что-то великое, — может изменить душу человека». Заглянул ты в Интернет — и с одним текстом в твое сердце входит голос, который ты не ожидал услышать, одно невидимое прикосновение к твоей душе полностью тебя изменяет. Насколько же богат Господь — и нас Он хочет сделать столь же богатыми, и нам хочет дать Свое богатство — а мы так бедны. Ведь мы могли бы совершать великие дела в жизни. В жизни есть много скрытой радости, и это очень большое счастье для тебя, что есть святость Бога. Бог праведен, благодаря Ему ты появился на свет — не для того, чтобы мучиться, а чтобы сделаться радостным, счастливым, довольным, утешенным, насыщенным. Где это богатство? Почему же мы ощущаем скудость нашей жизни, почему мы несчастны?

Недавно я прочел книгу архимандрита Ефрема Филофейского «Мой старец Иосиф, исихаст и пещерник» — очень рекомендую и вам ее прочитать. В ней автор рассказывает, что старец Иосиф перед смертью имел видение о рае. Он умер 15 августа — о чем просил Пресвятую Богородицу, и Она исполнила его желание. Итак, перед своей кончиной старец Иосиф имел видение, он был исхищен из этого мира, а когда вновь обрел ощущение реальности, его спросили:

— Батюшка, где ты был сейчас? Что ты увидел?

А он ответил:

— Я увидел богатство Господа!
— А еще что-нибудь видел?
— Я видел, как велико богатство Господа, а наследников — мало.


Или, иными словами: Бог может дать нам многое, но мы этого не принимаем. Ты мог бы быть очень счастливым, но есть тайна, тебе не ведомая. Ты не знаешь, где та кнопка, на которую надо нажать, чтобы стать счастливым. А ведь тебе определено большое счастье. Бог хочет делиться с нами Своим богатством. И очень печально, что мы живем такой жалкой, несчастной жизнью, в то время как у нас есть Бог — наш Отец, Который очень богат.
Это как если мой отец торгует одеялами, а я мерзну, и он мне говорит: «Вот мой магазин — он и твой магазин. Так возьми одеяло и согрейся!»


Старец Иосиф Исихаст

Старец Иосиф Исихаст
(прп. Иосиф Исихаст)


Это как если мой отец кондитер, а у меня во рту нет рецепторов, распознающих сладкий вкус; и вот он говорит: «Чадо мое, это твоя кондитерская. Приходи и угощайся. Приходи — и поймешь, как подсластить свою жизнь!»

Удовлетворяемся малым, а теряем многое. Мы делаем маленькие шажки в духовной жизни, в то время как, живя, могли бы творить в своей жизни чудеса — великие чудеса. Сегодня никто не услышит меня, потому что и не стоит слушать человека, ведь если сильно чувствовать Бога в своей душе, по молитве к Нему происходили бы такие чудеса, что не надо было бы надеяться еще на кого-нибудь. Из-за этого мы страдаем. Мы считаем, что кто-то другой нам поможет, но Господь нам говорит:

— Попробуйте припасть к Источнику, то есть ко Мне. И не полагайтесь на человеческое, потому что снова возжаждете. Снова разочаруетесь, раните себя.


Некоторые люди, святые, возлюбили с малых лет богатство Господа, с детства возревновали о нем. Старцу Порфирию было 12 лет, когда он стал задумываться о том, о чем я сейчас толкую, и он говорил себе: «Вот ведь Иоанн Кущник достиг святости, так почему же я не смогу? Он смог, а я разве не смогу? Он достиг таких высот, так почему же я не достигну?» И трижды втайне от своих родителей он пытался попасть на Афон, но все три раза что-то случалось, и он возвращался обратно домой — будучи 12-летним ребенком! И старец Иаков из Эвбеи, с которым я встретился в 1990 году, говорил: «О чем ревновал я с малых лет, так это о рае, ревновал о великом, а не о малом! Много денег прошло через мои руки. Многие люди давали мне деньги, но я к ним был равнодушен. Я ревновал о святости, ревновал о Божиих чудесах, и этому я хотел подражать, к этому прикоснуться!»

Почему мы не богаты? Все просто, и много говорить об этом не нужно: мы ленивы — потому и бедны. Не подвизаемся, поэтому легко приходит расслабление. Да, легче отдыхать, сидеть и слушать кого-нибудь; и гораздо легче разговаривать, чем молиться. Скажет мне кто-нибудь, может ли он молиться столько времени, сколько тратит на разговоры? Как долго можешь проговорить — полчаса, час? А молишься ты полчаса, один час? И вместо того чтобы меня слушать, сможешь ли ты молиться столько же времени? Не можем мы этого — трудно. Поэтому мы не развиваемся — потому что не боремся; все для нас теория, только слова; «хотел бы» — но не делаем следующий шаг.

Избегаем трудностей, которые Господь нам посылает, чтобы подарить нам Свое богатство, и поэтому не развиваемся.

Если прочтете ту книгу, о которой я рассказывал, будете потрясены, узнав, что делали эти люди в афонской пустыни. Они молились каждую ночь, уделяли молитве по восемь часов — зимой и летом. Когда им хотелось спать, они выходили на улицу, чтобы их освежил ветер и дождь; чтобы взбодриться, они брызгали в лицо холодной водой; делали поклоны, строго постились, и тогда Бог изливал водопады Своей любви, ниспосылал в их души благодать. Они молились и творили чудеса. Господь их слышал; они отдавали кровь своего сердца, и Бог отвечал — Бог дает, когда ты на деле отдаешь Ему свое сердце. Не в какой-то теории, а когда что-то сделаешь.

Приведи в движение свои ноги, тело, душу, чтобы подвизаться. Все, о чем я вам говорю, — это Божий дар, идущий сверху дождь. Только одно мы можем сделать во время дождя. Не ты, а Бог посылает дождь, но ты можешь подставить свои ладони, чтобы собрать воду. Если ты не сделаешь этого простого движения, повернешь свои ладони вот так, вниз — Бог не сможет наполнить их водой. Он посылает дождь, но ты сделай так, чтобы собрать в руки эту воду. Знаете ли, как называется в Церкви это движение? Называется просто — подвиг, который мы должны совершить. Мы говорим, что этот человек — аскет. Кто такой аскет? Он все время старается превратить свою душу в сосуд, в который может собраться Божья благодать.

Нельзя по-другому. Если ты не сделаешь что-нибудь, не подставишь свои руки, то не войдет в тебя Божия благодать. Те из вас, кто читал церковные книги, Октоих, знают, что в одном месте говорится: стань, моя душа, крупным купцом. В своей жизни можешь иметь лавчонку, но в душе своей не открывай лавки, ты должен открыть большой магазин, ты должен стать оптовиком. И святой Исаак Сирин говорит: когда стоишь пред Богом, не проси у Него малого, но великого, потому что Он велик, — это как если стоишь перед кем-то очень богатым, перед самым богатым человеком в мире, который тебя спрашивает: «Что хочешь, чтобы я дал тебе?» — а ты ему отвечаешь: «Дай мне пару килограммов картофеля!» — «Да его везде найдешь! А я могу дать тебе что-нибудь другое — очень большое!»

Однажды я представил себе, кем бы я стал, если бы был богат молитвами и молился бы все время. Представьте только, как бы было прекрасно, если бы сегодня я молился с утра до вечера и чтобы не было моментов в моей жизни, в которые я не помнил Бога, — как прекрасна была моя жизнь! Но в моей жизни есть такие моменты — огромные пробелы — потому что я не молюсь тогда. Я беден, очень беден в молитве. Как хорошо было бы, если бы я молился и в мое сердце было вписано это имя — Иисусе мой, Христос мой. Если бы кто-то заглянул в твою голову, как думаешь, что бы он увидел там? Какое богатство ты сейчас имеешь? Сегодня у всех нас что-то есть, и мы чем-то занимаемся. Чем мы занимаемся? Ищем ли мы Христа или же занимаемся своими ежедневными делами — суетой, светскими делами, грехами? То, чем ты занимаешься, и есть твое богатство. Если твоим богатством будут сорняки и ложь, то в твоей душе останется огромная пустота. И будешь чувствовать неудовлетворение. Мы читаем о святых, что они постоянно молились. А мы так мало молимся.

Прочитал человек «Добротолюбие» и говорит себе:

— Вот, я прочел, что в «Добротолюбии» говорится о непрестанной молитве.
— И что из того, что ты об этом прочитал? Ты что делаешь?


Как было бы хорошо чувствовать в своей душе богатство божественной благодати, иметь внутри себя Божию благодать, Божию милость. Бог может дать нам многое. Один математик, ученик старца Паисия, рассказал мне, что ему говорил его духовный учитель:

— Однажды старец Паисий сказал нам, что Бог может сделать нас очень богатыми, но мы не готовы это богатство сохранить. Мы готовы его потерять.

И сказал Господь:

— Если он его потеряет, не стоит давать ему его еще раз! Подожди, оставь его. Пусть он сначала сам его поищет, пусть сначала он поплачет, пусть сначала он помолится, пусть сначала он попросит, немножко смирится, а потом Я исполню то, о чем просит.

Потому что много раз мы просим у Бога, чтобы Он нас обогатил, но мы не остаемся рядом с Ним. Принимаем Его подарок, но бежим от него, исчезаем и забываем о нем. Потому Бог сказал: «Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам». «Постучите в Мою дверь». Как долго ты молишься о том, что тебя занимает? Как долго?

Однажды мне позвонила женщина — как это нравится мне, что некоторые слушают мою радиопередачу, понимают все то, что я говорю, и делают все наоборот тому, о чем я рассказывал по радио, — они такие же, как и я. Поэтому мы встречаемся и находим общий язык. Так вот, она позвонила мне по телефону, а я между прочим однажды в своей радиопередаче сказал: «Не утомляйте сильно священников, говорите им самое основное. Только то, что вас беспокоит. Приходите к священнику и говорите: „Батюшка, я сделал то, то и то“. Говорите лаконично. „Все, я закончил, благословите, простите, но мне надо уже идти!“ Не говорите о том, что не имеет смысла».

Женщина позвонила мне по телефону. После долгих поисков она меня нашла и теперь говорит:

— Батюшка, очень правильно то, что вы сегодня сказали, что не надо утомлять священников. Не нужно утомлять священников! Вот послушайте, я расскажу коротко о главном, не буду сильно утомлять!

И проговорила со мной по телефону 35 минут. Рассказывала мне о своем наболевшем. Хотя введение было очень хорошим — про то, чтобы не утомлять меня.
Я ей сказал:

— Вот уже 35 минут мы беседуем. И вы говорите, что нашли утешение. Подумайте теперь: а если бы вы 35 минут молились Богу о своем супруге — потому что у нее были проблемы с супругом, — если бы 35 минут вы просили Бога: «Господи, помоги ему! Соедини нас, помоги нам, чтобы мы полюбили друг друга, простили, поговорили!» Не надоел ли вам телефон за эти 35 минут?

Она мне в ответ:

— Батюшка, вот как быстро пролетело время… Было так приятно!
— А как же с Христом?
— Ой, я не могу молиться 35 минут — это убийственно! А с друзьями, с людьми, со священниками время проходит так незаметно!
— Потому мы и не видим чудес,
— сказал я ей.

Поэтому я не могу творить чудеса — я разговариваю с людьми и не обогащаюсь, поэтому я бедный — и ты бедный. Мы соединены нашей бедностью и остаемся по-прежнему бедными.
Ведь это Бог нами управляет… только Он может нас сделать богатыми в жизни и позволит увидеть чудеса.
Вспомнилась женщина, у которой был рак. Это реальный случай. Женщину звали Афина. Она мать мальчика, которого я исповедаю. Она ходит на химиотерапию. Заболела она внезапно, неожиданно; вернее — она болела, но не знала об этом. А я как-то подумал: «Мог бы кто из нас — и я в том числе — так помолиться об Афине, чтобы, когда утром она пойдет в больницу сдавать анализы, ей там сказали: „Госпожа Афина, вы принесли не свои анализы. Вы здоровы! У вас анализы хорошие!“?»

Вы это сейчас слушаете и говорите про себя:

— Ну, это… крайности, это преувеличение, это может случиться один раз на тысячу.

А Христос говорил:

— Я пришел не для того, чтобы сделать вас Моими учениками — такими, что это будет один случай на тысячу. Это и вы сами могли сделать. Я сделал вас такими Моими учениками, чтобы это происходило постоянно.
(Перевел с болгарского магистр богословия Виталий Чеботар)

Продолжение следует…
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/850723.html


Tags: Греция, Православие, рассказы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments