Великий пост.
Мчч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая (Тимофея), Ромила, Александра, Александра (другого), Дионисия, Дионисия (другого) (303).
Сщмч. Александра Сидского (Памфилийского), пресвитера (270–275); мч. Никандра Египтянина (ок. 302); мч. Мануила Критского (1792) (Греч.).
Сщмч. Алексия Виноградова, пресвитера (1938); сщмч. Михаила Богословского, пресвитера (1940).
Икона Божией Матери: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Леушинская).
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий
Святые мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий пострадали при императоре Диоклитиане (284 - 305) в городе Кесарии Палестинской. Во время одного из языческих праздников христиан, отказавшихся принести жертву идолам, начали публично истязать и казнить. В это время мученик Тимофей (память 19 августа) был осужден на сожжение, а мученики Агапий и Фекла (память 19 августа) были отданы на растерзание зверям. Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа. В знак добровольного подвига они связали себе руки и явились к правителю Урвану. Видя их молодость, правитель пробовал уговорить их отказаться от своего решения, но тщетно. Тогда он вверг их в темницу, где уже находились двое христиан - Агапий, перенесший муки за веру во Христа, и его слуга Дионисий. Все эти святые были преданы страшным мукам и обезглавлены.
Священномученик Александр Сидский (Памфилийский), пресвитер
Священномученик Александр, иерей в Сиде, пострадал за Христа во время гонения при императоре Аврелиане (270 - 275). Святой был допрошен правителем Антонином и отдан на жестокие истязания.
Но чудесно хранимый Господом святой с удивительным терпением перенес все муки и, наконец, был обезглавлен.
Едва мучитель Антонин хотел сойти с судейского места, как начал бесноваться и погиб в неистовых конвульсиях.
Мученик Никандр Египтянин
(Никандр Египетский, мч. Северо-западный купол; Балканы. Сербия. Косово. Грачаница XIV в.)
Святой мученик Никандр пострадал в Египте при императоре Диоклитиане (284 - 305). Он был врачом и во время гонений посещал заключенных в темницах христиан, оказывал им помощь, приносил пищу, а умерших погребал.
Однажды он пришел к месту, где были брошены на съедение зверям тела убитых мучеников. Опасаясь хоронить их днем, он дождался ночи и под покровом темноты погреб тела. Святого Никандра заметили и подвергли страшным истязаниям: с него заживо содрали кожу, а затем обезглавили (+ ок. 302).
Преподобный Никандр Городноезерский
Память 15 марта, 4 ноября, в Соборе Новгородских святых.
Преподобный Никандр жил в XVI веке. Обладая истинным благочестием и ища уединенного иноческого жития, он поселился на берегу озера Городно в 47-ми верстах к северо-западу от города Боровичи.
Постепенно около него собиралась братия. Возникала обитель, которая стала называться по месту Гродноезерской, а по имени основателя – Никандровой. Братия построила церковь в честь Воскресения Господня.
Обитель не отличалась многолюдством. По описи 1581 года в Гродноезерском монастыре имелось: одна келлия игуменская и 10 келий братии. Из всех монастырей Новгородской земли Никандрова пустынь была одним из самых пустынных мест. Она в прямом смысле этого слова была пустынью (в еще большей степени это название относится к ней в наше время).
Преподобный Никандр дожил до глубокой старости и почил в 1603 году.
(могила преподобного Никандра Гродноезерского, фото XX века)
Господь прославил Своего угодника чудесами исцеления, происходящими у его могилы.
Над могилой преподобного Никандра в начале XVII века была построена церковь во имя Всемилостивого Спаса.
Постепенно Гродноезерский монастырь пришел в упадок и в 1764 году, при императрице Екатерине II, был упразднен, монахи переведены в другие обители.
Над могилой преподобного Никандра Гродноезерского на месте сгоревшей церкви была построена часовня, которая была действующей до 1930-х годов.
В 20-е годы XIX века началось строительство нового каменного храма и в 1831 году он был освящен во имя Святой Троицы. Причем храм был построен и содержался пожертвованиями местных дворян-землевладельцев: Апраксиных, Мякининых, Филипповых, Михель, Сиверс.
(Церковь Троицы Живоначальной - Никандрово)
К началу XX века осталась только одна церковь в честь Воскресения Христова с приделом в честь Никандра Гродноезерского. В безбожное время придел был разобран, но церковь устояла. Монастырь подвергся надругательствам безбожников, стал достоянием колхозников. На месте обители возникла деревня Никандрово Любытинского района Новгородской области.
В августе 1992 года о. Иосиф, настоятель Успенского храма в селе Внуто (в 10 км от Никандрово), по благословению Патриарха Алексия II перенес мощи преподобного Никандра Городноезерского в действующий храм села Внуто. На месте прежнего упокоения под камнем на Никандровском погосте хранятся частицы мощей преподобного угодника Божия.
(Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Внуто - Хвойнинский район - Новгородская область)
Постепенно оставленный храм рушился, осквернялись могилы. Священники и миряне мысленно прощались с храмом.
В августе же 2000 года в день канонизации Новомучеников Российских было обнаружено мироточение стоявшей в алтарной части храма иконы Владимирской Божией Матери. Крупные капли появлялись вновь и вновь, источая временами аромат, чем-то похожий на духи «Красная Москва». Символично, что эти духи до революции носили другое название и были духами императрицы Александры Федоровны, канонизированной в этот день. Вечером при чтении акафиста типографские краски иконы стали ярче, проступил розовый цвет края рукава одеяния Богородицы и хитона Богомладенца. Икона «плакала» в рушившемся храме, повергая прихожан в изумление и священный трепет.
Так началось восстановление храма. С лета 2002 года в храме Городноезерской обители совершаются регулярные богослужения и продолжаются восстановительные работы.
Мученик Мануил Критский, старший
Святой Мануил[1] родился в деревне Сфакия на Крите. Он был схвачен турками во время репрессий, последовавших за восстанием 1770 года, и насильно обращен в ислам. Ему удалось бежать и укрыться на острове Миконос, где он снова стал христианином и женился. По прошествии нескольких лет, узнав, что жена нарушает супружескую верность, он без гнева и ненависти забрал шестерых детей и переселился в другой дом.
В 1792 году, когда он возвращался с Самоса на корабле, груженном бревнами, на них напало турецкое военное судно. На его борту находился шурин Мануила, состоявший на службе у аги и смертельно ненавидевший зятя за то, что тот оставил его сестру. Увидев Мануила, он тут же донес на него как на отступника.
Его привели к aгe, и тот приказал христианину вернуться в ислам, угрожая страшнейшими пытками. Мужественный Мануил отвечал: «Об этом не может быть и речи! Я родился христианином и христианином хочу умереть!» Он остался непреклонным под пытками вплоть до прибытия корабля на Хиос, где стоял военный флот султана.
После допросов адмирал приказал его обезглавить. Услышав приговор, Мануил лишь воскликнул: «Слава Тебе, Боже!» С радостью склонил он шею перед палачом. А тот, вдруг испугавшись, бежал, вызвав среди собравшихся турок большой переполох. Святой же оставался недвижим, стоя на коленях.
Один из воинов схватил упавший меч и ударил им Мануила, однако не смог отрубить ему головы. В бешенстве он бросился на святого и перерезал ему горло, словно агнцу. На следующий день адмирал, опасаясь почитания, которое могли оказать мученику христиане, приказал выбросить его тело в море.
Примечение:
______________________
[1] Св. Мануил почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Священномученик протоиерей Михаил
(Богословский Михаил Константинович, +28.03.1940)
Священномученик Михаил родился 5 сентября 1883 года в селе Сошки Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика Константина Богословского. В 1905 году Михаил Константинович окончил Тамбовскую Духовную семинарию, в 1909-м – Санкт-Петербургскую Духовную академию и был направлен преподавателем нравственного и догматического богословия в Таврическую Духовную семинарию в Симферополь.
В 1921 году с приходом в Крым большевиков семинария была закрыта. Священник Николай Мезенцев, с которым Михаил Константинович, живя в Симферополе, подружился, устроил его преподавателем логики и педагогики в женскую гимназию Станишевской. Здесь он познакомился со своей будущей супругой. Однако светская карьера не прельщала его, и в 1921 году, исполняя горячее желание Михаила Константиновича, архиепископ Таврический Никодим (Кротков) рукоположил его во священника к Вознесенскому собору в городе Бердянске.
В двадцатых годах власти часто инициировали религиозные диспуты, давая возможность выступить на них и православным. Отец Михаил был активным участником таких диспутов и, будучи человеком весьма образованным, всегда побеждал своих безбожных противников. Это было отмечено властями, и в 1924 году священник был арестован. Однако следователям не удалось доказать его вину, и после непродолжительного пребывания в тюрьме он был освобожден. Вскоре отец Михаил был возведен в сан протоиерея.
(Вознесенский собор г. Бердянск, разрушен в 30-е годы прошлого века)
К середине тридцатых годов все храмы в Бердянске были или закрыты, или захвачены обновленцами, за исключением Покровского, где настоятелем был протоиерей Виктор Киранов, и отец Михаил стал его верным и активным помощником. Когда в 1936 году стало известно, что власти приняли твердое намерение закрыть и этот храм, отец Михаил помог настоятелю организовать собрание прихожан, которые 8 января 1937 года единодушно постановили храма не отдавать. Однако, несмотря на это, храм вскоре был закрыт, а священники Михаил Богословский, Виктор Киранов и Александр Ильенков – арестованы и заключены в тюрьму в Бердянске.
В тюрьме следователи жестоко пытали отца Михаила. Священник во время допросов сосредоточенно молился, время от времени осеняя себя крестным знамением. Следователь, видя крестное знамение, пришел в ярость и, размахивая наганом перед лицом отца Михаила, потребовал, чтобы он прекратил креститься. Но священник на это спокойно возразил: «У вас свое оружие, а у меня свое». На все вопросы следователя отец Михаил отвечал, что виновным себя не признает и никогда и никакой антисоветской работы не вел.
(священномученик Михаил в Запорожской тюрьме)
29 октября 1939 года тройка НКВД приговорила протоиерея Михаила к пяти годам заключения, и он был отправлен в исправительно-трудовой лагерь в Новосибирскую область. В заключении отцу Михаилу пришлось нелегко. Еще находясь в тюрьме, он тяжело заболел, так что всякий прием пищи вызывал у него труднопереносимую боль, а в лагере эта болезнь усилилась. Кроме того, некий преступник выбрал священника в качестве своей жертвы. Улучив удобный момент, он стал вырывать у него по волоску брови, ресницы и волосы. Надзиратель, увидев обезображенное лицо священника, ужаснулся и потребовал назвать имя мучителя, но священник отказался. Кротость и смиренное великодушие священника поразили мучителя, – он пришел к отцу Михаилу и, упав на колени, попросил прощения.
Протоиерей Михаил Богословский скончался 28 марта 1940 года в заключении и был погребен в безвестной могиле. Свидетель его кончины, его соузник протоиерей Виктор Киранов, писал после кончины пастыря своим родным: «Я жив и здоров по великой милости Божией и заступничеством угодников Его, в том числе считаю и нашего преподобного отца Михаила. Жизнь последнего была такова, что если вера наша не суетна, – а она без сомнения истинна, – то он, по аналогии со всеми святыми, без сомнения предстоит у Престола Всевышнего во всей славе своего славного жития».
Местное причисление его к лику святых последовало по решению комиссии по канонизации Запорожской епархии. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года причислил его как священномученика к Собору новомучеников и исповедников Российских и определил днём его памяти также день кончины 15/28 марта.
Священномученик протоиерей Алексий
(Виноградов Алексей Петрович, +28.03.1938)
Священномученик Алексий родился 28 декабря 1871 года в городе Москве в семье чиновника Святейшего Синода Петра Виноградова, впоследствии ставшего священником. По окончании в 1897 году Духовной семинарии Алексей Петрович три года работал учителем, а затем в 1900 году был рукоположен во священника. В 1928 году отец Алексий был назначен благочинным и в 1932 году возведен в сан протоиерея.
В 1937 году он служил в храме в селе Новотроицком Высоковского района Тверской епархии. 27 ноября 1937 года отец Алексий был арестован и на следующий день допрошен.
– Расскажите следствию о вашей контрреволюционной деятельности среди населения! – потребовал следователь.
– Никакой контрреволюционной деятельности среди населения я не проводил, – ответил священник.
– Следствие имеет точные данные о вашей контрреволюционной деятельности и требует от вас правдивых показаний, – повторил следователь.
– Как я уже сказал выше, никакой контрреволюционной деятельности я не проводил.
На этом допросы были закончены, и следователь допросил трех лжесвидетелей, священника и двух крестьян, которые дали необходимые следствию показания, и 5 декабря 1937 года отец Алексий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. До отправки в лагерь он находился в тюрьме в городе Ржеве.
9 февраля 1938 года один из заключенных ржевской тюрьмы, осужденный за убийство, направил заявление уполномоченному НКВД, в котором писал, что 22 декабря 1937 года он был переведен в камеру № 9, где находилось пятьдесят семь человек осужденных по 58-й статье, и среди них священник Алексий Виноградов, который, несмотря на то, что осужден по 58-й статье, «до настоящего момента настроен против советской власти, агитирует за то, что придет время, работники НКВД во главе с наркомом Ежовым будут отвечать за нас... Сталинская конституция является только как написанный документ, и пользы в жизни от нее нет никому».
В тот же день было начато новое следствие, и на следующий день следователь допросил священника.
– Расскажите о проводимой вами контрреволюционной пропаганде среди заключенных тюрьмы города Ржева! – потребовал следователь.
– Никакой контрреволюционной пропаганды я среди заключенных не провожу и виновным себя в этом не признаю, – ответил отец Алексий.
Были допрошены лжесвидетели, автор заявления и юноша, воспитанник детского дома, оказавшийся по выходе из детского дома в тюрьме, и в своих показаниях следователю они оклеветали священника.
10 февраля 1938 года следствие было закончено. 25 марта тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Виноградов был расстрелян 28 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.
Икона Богородицы «Аз Есмь с вами и никтоже на вы» (Леушинская)
Леушинская икона Похвалы Божией Матери ныне известная под названием «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», являлась главной святыней Леушинской обители. В начале 1860-х. гг. ее пожертвовал в храм св. Иоанна Предтечи в Леушино гатчинский купец Гавриил Медведев. В честь этой иконы Игумения Таисия воздвигла величественный Похвальский собор (1889 г.). С нее в иконописной мастерской монастыря под руководством монахини Алипии делались списки. Один из них находился в иконостасе Леушинского Подворья в Петербурге. Особый список был сделан для о.Иоанна Кронштадтского, на котором по благословению Игумении Таисии была сделана надпись «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Дорогой Батюшка сам освятил его.
Впоследствии о.Иоанн благословил этим образом купца Василия Муравьева, будущего старца Серафима Вырицкого, и предсказал, что он будет молиться пред образом за Россию 1000 дней. При этом о.Иоанн назвал этот образ - «Спасительница России». Старец Серафим исполнил благословение Иоанна Кронштадтского и вымолил победу России пред этой иконой. Ныне этот список, находится в Свято-Георгиевском монастыре Черниговской епархии. Наряду с Державной, Песчанской, Валаамской, Свято-Крестовской иконами Богоматери - Леушинская также является одной из икон последних времен, которыми Всемилостивая Заступница заступает за род христианский.
Кто же написал дивный образ, завершивший историю ХХ века? Недавно в Архиве Новгорода (ГАНО) прихожанка Леушинского подворья Тамара Федоровна Литвинова нашла новые материалы по Леушинскому монастырю, в том числе Формулярные списки леушинских сестер.
Один из них принадлежал монахине Алипии, которая несла послушание заведующей монастырской Иконописной мастерской. Идея создания мастерской возникла у Игумении Таисии в период возведения собора Похвалы Божией Матери (1886 - 1889), который надлежало весь расписать. Для этого настоятельница направила некоторых сестер для обучения в Академию художеств.
Самой способной из них была послушница Анна Ильинична Герасимова - крестьянская девочка, поступившая в Леушинский монастырь (тогда еще общину) в 1877г. в 9-летнем возрасте. Ее послушанием было клиросное пение и иконописание.
Икопописица участвовала в создании иконостасов Похвальского собора, церкви Спаса Нерукотворного - келейного храма Иг. Таисии, пустыньки Крестик, основанной Иоанном Кронштадтским в Леушино. В 1897 г. Анна Герасимова была определена в число послушниц, видимо к этому времени относится и назначение ее руководительницей Иконописной мастерской. 17 февраля 1906 г. духовником монастыря игуменом Иларионом послушница Анна была пострижена в монашество с наречением имени в честь прп. Алипия Киево-Печерского, первого русского иконописца. В Формулярном списке отмечено, что м.Алипия “качеств весьма хороших, способна и усердна”.
В качестве заведующей мастерской м.Алипия удостоилась в 1913 г. быть принятой Их Императорскими Величествами в составе депутации сестер. Матушки преподнесли Наследнику Цесаревичу сделанный в монастыре Великокняжеский Стяг.
В чем состояла благодатная сила леушинских икон?! Видимо, не только в профессионализме иконописиц, но и в том, что они создавались руками Христовых невест, неразлучных с молитвенными четками. К сожалению, главные труды Леушинских искусниц были уничтожены водами Рыбинского «моря». Но милостию Божией в куполе Петербургского подворья сохранились леушинские росписи: сонм святых, предстоящих Богоматери, которые предстоит еще восстановить.
Молитва Божией Матери пред Ея иконою «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»
О, Всеблагая Заступнице рода христианскаго, Мати Держащаго вся десницею Своею Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты его. И да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Сохрани истинную Святую православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей. И положи начало покаяния народа нашего. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный. Да поживем во благочестии и чистоте, всегда храними Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора; от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, иже и сам рече верным Своим: "Азъ есмь с вами, и никтоже на вы". Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Очень подробно об этой иконе можно почитать на сайте храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге и Мемориальной Квартиры-Музея св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте:
http://leushino.ru/index.html