
Жизнеописание
В 1921 году в семье жителей Коницы[1] Михаила и Елены Патерасов родилась дочка. Во крещении ей дали имя Марина-Эрикетти. Михаил и Елена были верующими, благочестивыми и весьма состоятельными людьми. У них были дома, земельные участки и поля. Отец зарабатывал много денег своей торговой деятельностью.
Маленькая Марина-Эрикетти, которую все звали Кети, была способным ребёнком. Она с лёгкостью окончила среднюю школу. Девушка была воспитана в страхе Божием и атмосфере традиционного греческого благочестия. Но и сама она с детства всем сердцем возлюбила Христа и Церковь. По её собственным словам, «Сколько себя помню, я всегда любила Божественную литургию и другие церковные службы». Однажды, ещё в начальной школе на праздник святого Феодора, она без разрешения ушла из школы на службу и причастилась Божественных Тайн. Когда вернулась на занятия, учитель за самовольный отгул высек её розгами.
Когда в Коницу пришли итальянские оккупационные войска, большинство сельчан ушло в горы. Кети осталась рядом с престарелой бабушкой и родителями, которые отличались слабым здоровьем. Итальянцы взяли их в плен и отправили в город Бари. С собой Кети взяла лишь корзинку, где лежала бутыль с крещенской водой, иконы и Синопсис. На корабле, который, в отличие от многих других, не утонул, а благополучно дошёл до Италии, Кети всех просила молиться. Многие издевались и посмеивались над девушкой, но спустя время сами просили её за них помолиться. Среди пленных была и роженица, беспокоившаяся о том, в какой обстановке ей предстоят роды. Кети захотелось помочь этой женщине. Она поставила на столик икону, взяла стакан, из заколки смастерила держатель для лампадки, из ватки сделала фитилёк, зажгла лампадку и стала молиться, совершая земные поклоны. Женщина благополучно родила, но у неё не было молока. Кети дала младенцу Святой воды и позаботилась, чтобы для него нашли подходящую пищу. Ей удалось сохранить ему жизнь.
Однажды зашёл один итальянский офицер, который, увидев лампадку, спросил: «Кто это сделал?» — «Я», — дерзновенно отвечала Кети. Он приказал ей следовать за ним и отвёл на какой-то склад. Там стояли большие ёмкости с маслом. «Когда будешь нуждаться в масле — приходи за ним сюда», — заключил офицер. Кети было 22 года, и она опасалась за своё целомудрие. Позже она вспоминала: «Если бы я почувствовала угрозу своей чистоте, предпочла бы броситься в море, чем запятнать себя».
Шёл Великий пост, а им давали скоромную пищу. Кети не ела ничего, кроме хлеба. Она постилась и говорила, что готовится причаститься на Благовещение. Женщины над ней только посмеивались. Но она с уверенностью говорила, что до наступления этого праздника они вернутся в Грецию. На самом деле, вскоре состоялся обмен военнопленными, и Кети причастилась Святых Христовых Тайн на Благовещение.
Возвратившись из плена, Кети устроилась добровольцем в детский дом города Коница. Там было двести пятьдесят детей, потерявших родителей во время оккупации. Уполномоченная греческой королевы Фредерики Амалия Ликурезу попросила у мэра Коницы помощи девушек из хороших семей. Среди первых, откликнувшихся на призыв, была и Кети. Она была согласна на любую работу, лишь бы по воскресениям её отпускали на Литургию.
На рассвете праздника Рождества Христова 1947 года партизаны[2] захватили Коницу. Всю ночь шли ожесточённые уличные бои. Детей спрятали в подвале детского дома. Кети попросила их встать на колени, и все вместе они стали читать Канон Пресвятой Богородице. Молились даже те, кто раньше не верил в Бога. Внезапно Кети услышала, как к двери подошли двое партизан. Один хотел взломать дверь и забрать детей, другой ему возражал: «Что мы с ними будем делать ночью в такую холодину? Город-то мы взяли, заберём их на рассвете».
Когда Коница была занята уже правительственными войсками, Кети открыла дверь и увидела двух убитых партизан, лежавших на земле. Королева наградила медалями весь персонал детского дома, единственной без награды осталась Кети.
Неутомимая служительница Господа
Боголюбивая Кети не хотела пропускать ни одной Вечерни и Литургии. Она желала ходить на службу каждый день, поэтому искала храмы, где Литургия совершалась и в будни. Она жертвовала своим сном, совершала многочасовые пешие переходы, лишь бы не пропустить Божественной литургии.
Ночью она уходила с работы, а рано утром возвращалась. Замечания и выговоры начальства Кети не останавливали. Она любила детей и ответственно относилась к своим служебным обязанностям. Поэтому начальство смирилось с этой её «странностью». Однажды ночью, когда Кети брела в поисках храма, где будет совершаться Литургия, она прошла через минное поле. Господь хранил её, ни одна из мин не взорвалась.
В 1950 году Кети стала работать медсестрой в детском городке в местечке Зиро. Вспоминает её сослуживец: «Когда я впервые увидел Кети, большое впечатление на меня произвёл её весёлый характер, чувство юмора и светлая по-детски невинная улыбка на лице. График, по нашим мирским представлениям, она иногда нарушала. По ночам часто отсутствовала. Поэтому её перевели на перевязку.
В детском городке она учила детей церковному пению, брала их с собой на клирос. Убирала в храме, заботилась о том, чтобы найти батюшку, и сама привозила его на воскресные службы».
Кети старалась познакомиться со священниками всех соседних селений, чтобы была возможность приглашать их отслужить Литургию. Чаще ходила в храм Пантанассы[3]. Ночью переходила реку Лурос по верёвочному мостику. Часто зимой он покрывался льдом, а у Кети всегда было по несколько сумок с продуктами для бедняков.
Один раз, когда мост снесло водой, на другой берег ей помог перебраться один старый пастух. Порой ей доводилось (приходилось) проводить в пути много часов. Однажды на Кети напали собаки, в другой раз она встретила медведя, но звери не причинили ей никакого вреда.
Трудно описать всё, что случалось с Кети. Телефонов тогда не было. Как-то раз никто из знакомых иереев не предупредил её о Литургии. После работы Кети всё же отправилась в путь. Сначала дошла до Филиппиады. Затем побывала в селениях Камби, Пантанасса, Святой Георгий. Но нигде службы не было, а тем временем стемнело. Кети (по-прежнему пешком) отправилась в Керасово, а оттуда в Вулисту, где к ней присоединилась сестра батюшки. По дороге они оступились и упали в яму. Женщины по колено провалились в асбест. Привели себя в порядок и отправились на Литургию. Всего за вечер и ночь Кети прошла расстояние 30 километров. И так бывало нередко.
В Коницу Кети ходила регулярно. Она навещала свою пожилую маму, которая жила одна. Однажды в храме Кети упала со стула, на который забралась, чтобы зажечь лампадки. У неё случился перелом бедра. Она попала в больницу, где ей был прописан постельный режим. Но как она тогда смогла бы посещать службы? Хромая, она вышла из госпиталя, остановила машину и поехала в храм святого Георгия селения Филиппиада, где служил её знакомый — отец Василий Залакостас. Там она легла в храмовом притворе. Двадцать дней и ночей она провела в церкви. Ежедневно приезжал священник и совершал Божественную литургию.
Однажды зимой случилось сильное ненастье. Ветер с корнем вырывал деревья. Но и это не стало препятствием для Кети. Ни секунды не сомневаясь, она отправилась на Литургию, но обратно долго не возвращалась. Коллеги в волнении ждали Кети. Наконец, она показалась. Её лицо радостно сияло, хотя все ноги (насколько они были видны под её длинным платьем) были в крови. Она объяснила, что опоздание связано с тем, что ей приходилось перелезать через поваленные деревья, встречавшиеся у неё на пути.
Так, что же всё-таки чувствовала Кети во время Божественной литургии? Наверное, это было что-то необъяснимое, если она, превозмогая все трудности, делала всё возможное и невозможное, чтобы попасть на службу. Она сама пела, одаривала священников, носила с собой тяжёлые богослужебные книги.
Иногда она ходила на ночную службу, а утром спешила ещё на одну Божественную литургию. А потом, навещая своих знакомых и слыша, как по радио транслируют службу, становилась на молитву в третий раз. Она вставала на колени и творила земные поклоны. Никакой шум не мог её отвлечь. Такова была её любовь к богослужению!
Кети много молилась не только в церкви. «Она часто оставалась у нас дома, — вспоминает одна её знакомая, — и настаивала, что будет спать на кухне. И именно на тесном диванчике, сорок сантиметров в ширину. Сколько она спала — не знает никто. Свет горел всю ночь. Кети читала каноны и Псалтирь. После каждой Литургии читала «Феотокарий»[4]. И мне говорила: «Ты не читаешь Феотокарий? А что ты тогда делаешь?»»
Её любовь к богослужению была такова, что часто, засыпая, она шептала: «Церковь. Церковь…»
Тайная подвижница
Кети была настоящей подвижницей в миру. Она достигла больших высот. О себе она вообще не заботилась. Из своей зарплаты не тратила ни на себя, ни на одежду и еду ни копейки. Дочь богатых родителей, она носила простую одежду и ботинки, которые ей пожертвовали.
Она ни разу не наелась досыта — хотела молиться не на полный желудок. Никогда не готовила для себя, но никогда не оставалась и голодной. Иногда она приходила к сестре Старца Паисия[5], Христине Эзнепиду, и просила её испечь что-нибудь. «Это царская еда», — говорила Кети. На работе она никогда не обедала со своими коллегами в столовой. Одна её знакомая заботилась о том, чтобы отложить для неё немного фруктов или чего-нибудь постного. Мясо она вообще не вкушала, а после смерти матери стала воздерживаться от яиц и молочных продуктов. В воздержании с ней никто не мог сравниться, она была очень выносливой. Несколько дней могла питаться только просфорой, которая всегда лежала у неё в сумке. Её обычной пищей были овощи, маслины, рис, а на праздники — рыба. Кофе она пила без сахара. Ложась отдохнуть, Кети никогда не накрывала ног, чтобы крепко не заснуть и не проспать Литургию. В конце жизни она уже не ложилась на кровать, а дремала на стуле или в кресле. Колени у неё были чёрные из-за постоянных земных поклонов и многочасового коленопреклонённого стояния на службах и во время домашнего правила.
Источник милости
С самого детства Кети посвятила себя служению Богу, аскезе и помощи ближнему. Она была так милосердна, что все средства и блага, которые ей предоставляли родители, раздавала нищим. Когда они хотели этому воспрепятствовать, Кети заворачивала продукты в простыню и спускала их на верёвке вниз, так, чтобы мать с отцом этого не видели. Это было сложное время, и в Греции было много бедняков, вдов, сирот и беженцев. Плату за аренду участков, которую семья получала в натуральном виде (пшеницей, кукурузой и т. д.), Кети относила соседке, а оттуда уже с лёгкостью могла распределять эти продукты нуждающимся. Так она сохраняла свои благодеяния в тайне и не расстраивала родителей.
Кети была главной помощницей Старца Паисия в организованной им благотворительной деятельности. Дело Старца она продолжила и после его отъезда из Стомио. Её добрые дела были неисчислимы. Она отдавала бедным всю зарплату, раздала всё своё имущество, и даже сама стала попрошайкой, чтобы помочь нуждающимся.
Когда она работала в детском городке, Кети уходила с работы немного пораньше. Из столовой она брала положенный ей обед и спешила отнести еду одной многодетной семье, проживавшей в соседнем селении Пантанасса. Девять бедных и голодных детей, вечно пьяный отец… Так как на выходе из детского городка учиняли проверки, Кети шла туда в обход через лес по едва проходимой горной тропе. Вечерами она забирала с кухни остатки еды и относила их бедным. Скольких детей она накормила! Скольких одела в одежду, которая пылилась на складах детского городка.
В немногие свои свободные минуты, она ходила по деревням, делала уколы больным людям, носила продукты нуждающимся. Чтобы не видны были сумки с едой, Кети специально надевала на себя длинное пальто.
О себе она совсем не заботилась. Думала только о других. Она не говорила о милосердии, а просто творила добрые дела. Кети давала деньги приходскому священнику Мелиссопетры, чтобы он распределял их среди нуждающихся семей. Она стала крёстной многих детей, помогая им духовно и материально.
В Ризовуни Кети до последних дней заботилась об одной брошенной престарелой женщине. Она ухаживала за ней как за собственной матерью. В селении Святой Георгий жила другая старуха, которой Кети каждый вечер носила еду. Она заботилась о ней до самой её смерти: стригла ей ногти, мыла, кормила, утешала.
Эрикетти заботилась об одной бедной многодетной семье. Родители ждали ещё одного ребёнка, но, принимая во внимание свою бедность, решили сделать аборт. По дороге в больницу они встретили Кети и честно рассказали ей о своих намерениях. Та вознегодовала, подняла крик. Уговорила их вернуться домой, обещав взять всю заботу о ребёнке на себя. Она стала его крёстной матерью и обеспечивала мальчика вплоть до его совершеннолетия, пока он сам не стал работать.
В другом соседнем селении жила бедная семья. Двое детей в ней были больны средиземноморской анемией. Кети очень жалела их и взяла под своё покровительство. Но отец семейства злоупотреблял её милосердием. Однажды, когда Кети пришла навестить детей, в доме был дым коромыслом: ревела музыка, все танцевали и выпивали. Отец нанял музыкантов и гулял на полную катушку. Это вынудило Кети прекратить свою помощь семье этого человека.
В 1960 году благоговейнейший отец Василий Залакостас решил построить себе дом в селении Святой Георгий. Но когда строительство приближалось к завершению, деньги у него закончились. И тут на помощь пришла Кети: она купила целую машину досок. Благодаря этому удалось покрыть крышу, сделать пол и потолок. Отец Василий был одним из немногих, кто по достоинству оценил Кети. Он хорошо её знал. Она была крёстной его дочери Марии. В конце жизни батюшка взял к себе домой мать Кети. «Ты не знаешь, кто такая Эрикетти», — говорил отец Василий своей матушке. Он был убеждён, что её жизнь особая, не такая, как у других людей.
Кети часто совершала поездки в Коницу и Афины, чтобы навестить свою мать и братьев. Хотя у неё и были деньги на билет, она предпочитала добираться автостопом, а не ехать общественным транспортом. На сэкономленные деньги она помогала бедным. Однажды весь день она простояла: никто так и не остановился, чтобы её подобрать, и она смиренно вернулась домой. В другой раз она вошла в автобус со своим стульчиком. Когда контролёр спросил, есть ли у неё билет, Кети отвечала: «И билета у меня нет, и места мне не нужно». Так, на своём стульчике она доехала до самих Афин. Потом она говорила: «На деньги, потраченные на билет, я могу купить 2–3 килограмма риса и помочь какой-нибудь семье, которая голодает. Почему так не сделать?» Её волновала людская беда, а не комфорт, с которым она путешествует.
В монастыре Дурахани, где Кети прожила последние годы своей жизни, она собирала оставшиеся после крестин украшения[6], продавала их, а вырученные средства раздавала. Многие, видя её бедно одетой и худой как скелет, давали ей милостыню. Она принимала деньги с радостью, чтобы кому-нибудь помочь. Кети радовалась, когда её называли нищенкой и попрошайкой. Но всю свою немногочисленную одежду она содержала в идеальном, опрятном состоянии.
Она просила одежду и ботинки якобы для себя, а на самом деле раздавала их нуждающимся. Один врач, видя её больные ноги, подарил Кети пару мягкой обуви. Она очень обрадовалась подарку, но себе не оставила. Незадолго до этого она видела какого-то священника, на котором были ветхие ботинки. Кети обменяла подарок врача на пару новых мужских ботинок, которые отдала батюшке. Она не находила себе покоя, если кому-то не оказывала помощи и поддержки.
Из монастыря в Суроти по распоряжению Старца Паисия Кети в качестве благословения ежегодно получала свечи, маслины, книги. Она была очень рада этим подаркам, продавала их, а деньги раздавала нуждающимся.
Кети очень заботилась о благолепии церквей. На её деньги был отреставрирован и украшен храм Святителя Николая в селении Святой Георгий. Она пеклась даже о закупке для него лампадного масла. Кети заботилась о чистоте и порядке всех посещаемых ею церквей и призывала всех женщин заботиться о своём храме больше, чем о собственных домах.
Всю свою недвижимость Кети отдала монастырю в Стомио, а свой дом в Конице пожертвовала митрополии. Сейчас там располагается епархиальный дом престарелых. К благотворительности Кети призывала и свою сестру с племянницей: «Как вы попадёте в вечную жизнь? С пустыми руками?» — говорила она им.
Примечания:
_________________________
[1] – Коница — небольшой город на Севере Греции, рядом с которым находится монастырь Рождества Богородицы Стомио, где несколько лет подвизался Старец Паисий Святогорец.
[2] – Речь идёт о событиях Гражданской войны в Греции.
[3] – Храм посвящён иконе Божией Матери «Всецарица», по-гречески — Пантанасса.
[4] – Автор «Феотокария» (от греческого «Феотокос» — Богородица) — прп. Никодим Святогорец. Книга содержит 62 канона Пресвятой Богородице. На русский язык эта книга, к сожалению, не переведена.
[5] – Житие, «Слова» и некоторые другие произведения Старца Паисия (Эзнепидиса) опубликованы Издательским Домом «Святая Гора».
[6] – В Греции во время Крестин храм принято украшать.
Продолжение следует…
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/844007.html