Святитель Леандр , архиепископ Севильский

Память 27 февраля (Греч.), 13 марта (Греч., Испан.), 13 мая (Испан.-мозараб.), 1 ноября (вместе с мучеником Ерминингельдом Готфским)
Родился около 534 года в испанском городе Картахене. Родителями Леандра, двух его братьев - святителей Исидора и Фульгентия, и сестры - преподобной Флорентины были Севериан и Туртура. Севериан, представитель коренного населения Испании - испаноримлян, занимал важный государственный пост военного префекта. Туртура происходила из знатной семьи, была дочерью остготского короля Теодориха, покорившего Италию.
В связи с завоеванием византийцами восточного побережья Пиринейского полуострова (554 год) юный Леандр вместе с родителями, братьями и сёстрами переселился на юго-восток, в Севилью. С детства отличавшийся красноречием и легко располагавший к себе слушателей, в Севилье он завершает свое личностное становление. Вероятно, на него повлияло обращение матери из арианства в Православие. Потеря родителей сделала Леандра воспитателем младших братьев и сестёр. Позднее, став свободным от своих воспитательских обязанностей, он поступил в бенедиктинский монастырь.
В 578 году избран епископом Севильским.
Епископ Леандр основал Севильскую богословскую школу, которая стала известным центром науки и православной веры. Святитель сам занимался подготовкой священнослужителей и стал великим защитником веры, борцом против арианской ереси.
В тот период Пиренейский полуостров был разделён на три части: северо-западная принадлежала королевству свевов, которые со времени проповеди святого Мартина Думийского (550-580 гг.) исповедовали Православие; большая часть полуострова принадлежала арианам-вестготам, а юг был под властью Византийской империи.
Когда святой Леандр был епископом Севильи, вестготский король Леовигильд направил в этот город своего сына принца Ерменингельда, которого сделал своим соправителем. Ерменингельд по рождению был арианином, но его молодая супруга принцесса Ингунда, будучи дочерью православного франкского короля Сигиберта Реймсского и Брунехильды, исповедовала Православие. Святитель Леандр подружился с принцессой Ингундой и помог ей обратить мужа в Православие. Кроме того, святой Леандр состоял в родстве с Ерменигельдом, поскольку тот был сыном первой жены Леовигильда Феодосии, а она, в свою очередь, - двоюродной сестрой Леандра. Будущий король готов Рекаредо был также сыном Леовигильда от первого брака и приходился святому Леандру родственником.
Ерменигельд стал покровительствовать Православию в той области, которая была под его властью на юге Испании. Он отправил Леандра во главе посольства в Константинополь собирать помощь для борьбы против ариан, которые притесняли православных. Леандр пробыл в Византии с 579 по 582 год. Там он познакомился с легатом папы Пелагия II, будущим папой Римским святителем Григорием Великим, с которым они стали добрыми друзьями. Именно Леандр вдохновил Григория написать свое знаменитое толкование Книги Иова, названное "Моралью". Многие годы Григорий и Леандр продолжали переписываться. Григорий сопровождал письма Леандру своими сочинениями, а за год до смерти Леандра вместо рукописи Григорий подарил ему паллиум, объяснив, что паллиум был даром кафедры благословенного Петра и что он воздал должное "старинному обычаю, заслугам короля и величию епископа". До Григория было только три случая, когда Римский епископ дарил паллиум (Симмах в 513 г., Вигилий в 545 г. и Пелагий II).
Вернувшись из Византии, святитель Леандр подвергся преследованиям короля-арианина Леовигильда и был выслан из страны. Это время он посвятил написанию двух антиарианских сочинений.
Леовигильд был разгневан обращением своего сына в Православие, выступил против него с военным походом и победил. Видя нежелание сына принимать арианство, он приговорил святого Ерминигельда в 585 году к смерти , а в 589-м умер сам. В конце жизни Леовигильд, для которого арианство имело, вероятно, в большей степени политический смысл, покаявшись в несправедливости по отношению к святому Леандру, вернул его из ссылки и даже попросил стать наставником наследника престола - своего второго сына принца Рекаредо.
Святитель Леандр положил много трудов для отвлечения вестготов от арианской ереси. Он проявил себя настолько искусным в вопросах веры, что сумел обратить в Православие даже предводителей ариан. Со временем вся Испания стала православной: король Рекаредо, его министры и наместники, бывшее арианское духовенство. Меньше чем через год после своего восшествия на трон Рекаредо объявил о своём намерении отвергнуть арианство. Было несколько выступлений и даже вооружённых восстаний против власти, но все они были подавлены Рекаредо. Это укрепило намерения короля, и в 589 году он созвал Третий Толедский Собор, самый значительный для Церкви из всех, собиравшихся в Испании. Инициатива созыва великого Собора исходила от святителя Леандра Севильского и Евтропия, настоятеля монастыря Сервитано, - двух выдающихся священнослужителей, связанных с Византией, известных своей приверженностью соборным традициям Восточного христианства. Леандр и Евтропий считали, что такое событие, как принятие вестготами Православия и их вступление в Церковь, ввиду своего исключительного исторического значения, должно было произойти с особой торжественностью и по определённому порядку. Только Собор епископов королевства соответствовал грандиозности события. На Соборе было торжественно провозглашено обращение Рекаредо и вестготского народа в Православие. Своим величием и размахом Толедский Собор вполне мог сравниться с выдающимися Соборами Восточной Церкви. В своей заключительной речи святитель Леандр не столько провозглашал победу над ересью, сколько подчеркивал мысль о единстве, мире и любви.
На Соборе с целью духовного назидания народа было принято решение произносить на воскресных литургиях вслух всем собранием молящихся Никео-Цареградский Символ.
Святитель Григорий Великий настолько обрадовался обращению вестготов, что направил святому Леандру поздравительное послание и возвёл его в сан архиепископа.
Господь, видя ревностное житие Своих чад, попускает им порой испытывать больши́е страдания, да получат бо́льшее воздаяние в Царствии Небесном. Святитель Леандр терпеливо переносил многочисленные болезни. Наибольшие страдания приносила ему подагра ног. Святой папа Григорий, также страдавший от неё, писал ему: "Неприятная болезнь, которая заставляет нас стяжевать небесную награду и быть спокойными, дает нам возможность больше посвящать времени чтению и молитве".
Святитель Леандр скончался 13 марта 600 или 601 года (по другим данным, в 596 году) в Севилье. Мощи его покоятся в Королевской часовне Кафедрального собора Севильи.
Леандру Севильскому принадлежит авторство чина испанской Литургии, которые позднее был скорректирован святителем Исидором Севильским и известен под названием Мозарабского чина. Святой Леандр написал два небольших сочинения "Против ариан", "Похвала и триумф Церкви" (ныне утраченные) и дошедшее до нас сочинение "Наставления девам и о презрении к миру".
Тропарь
Злосмра́дие ариа́нское победи́вый,/ Правосла́вие утверди́вый/ и язы́ки го́тфские и све́вские ко Христу́ приведы́й,/ целому́дрие храни́л еси́ и де́вство в чистоте́ соблю́л еси,/ Кре́ст трудо́в и боле́зней до конца́ претерпе́л еси́,/ тве́рдый Правосла́вия испове́дниче,/ святи́телю о́тче Леа́ндре,/ моли́ Ми́лостиваго Христа́ Бога́ на́шего/ и Засту́пницу усе́рдную// спасти́ся душа́м на́шим.
Святитель Макарий I, епископ Иерусалимский

Начало его епископствова в Иерусалиме (именовавшемся тогда Элия Капитолина) датирется приблизительно 312-314 годами. Участник I Вселенского Собора в Никее в 325 году, он присоединился к осуждению ереси Ария, за что последний злословил его как "еретика и невежу". Святитель Макарий отчасти направлял работы по возведению храмов на вновь открытых святых местах Иерусалима.
По традиции именно он принял участие в обретении и воздвижении Креста Господня.
Макарий рукоположил Максима на кафедру Диосполя (Лидды), но, вняв воле паствы, оставил его при себе в качестве помощника и наследника. Скончался святитель Макарий в 333 или 334 году в Иерусалиме.
В иконописной традиции святитель Макарий изображается в середине иконы Возвдвижения Креста Господня.
Мученик Геласий лицедей, Илиопольский

[Геласин; греч. Γελάσιος, Γελάσινος], пострадал в г. Илиополь в Сирии (Гелиополь, совр. Баальбек, Ливан).
Согласно самым ранним сведениям о мученике, которырые находятся в Хронике Иоанна Малалы (VI в.), Геласий, названный здесь и в др. памятниках до IX в. Геласином, пострадал в правление имп. Максима Лициниана (хронист смешивает Максимина Дайу (305-313) и Лициния (308-324) - 2 правителей Римской империи). Геласий был 2-м мимом (μῖμος δεύτερος), т. е. актером, исполнявшим вторые роли, как правило шутовские, в небольших театральных представлениях пародийного характера. Однажды он изображал христианина, принимающего Св. Крещение. В эту минуту на него снизошла благодать Божия и он уверовал во Христа. Тут же, в театре, Геласий исповедал себя христианином. Разъяренная языческая публика выволокла его за стены театра и забила камнями. Родственники похоронили мученика в его родной дер. Мариамма недалеко от Дамаска, где впосл. был воздвигнут храм в его честь. Тот же рассказ о Геласии с некоторыми вариациями появляется в визант. «Пасхальной хронике» VII в. и копт. хронике Иоанна Никиуского кон. VII в., сохранившейся в переводе на эфиоп. язык. Составитель «Пасхальной хроники» делает уточнения относительно времени страдания мученика, исправляя неточную хронологию Иоанна Малалы и указывая, что Геласий пострадал при имп. Диоклетиане, в 5-е консульство Максимиана Геркулия и 2-е Максимиана Галерия, т. е. в 297 г. (Chron. Pasch. / Ed. L. Dindorf. Bonn, 1832. P. 513-514). Хотя хроника Иоанна Малалы сохранилась лишь в поздней редакции, маловероятно, что сообщение о мученике - позднейшая вставка (напр., из «Пасхальной хроники»), т. к. в этом рассказе имеется хронологическая неточность относительно нач. IV в., свойственная Малале. Остается неясным, пользовался ли он несохранившимся письменным памятником о мученичестве Геласия или опирался на устную традицию, бытовавшую в VI в. в Сирии.
Несмотря на мнение В. Вайсмана, выступившего с критикой исторического существования Геласия Илиопольского, имя к-рого рассматривалось как описательное наименование профессии мима (от греч. γελασῖνος - смеющийся), рассказ об обращении мима и о его мученической кончине не является уникальным для визант. истории и лит-ры. Относительно имени Геласий можно также высказать предположение, что оно является греч. эквивалентом сир. имени Дахак (см. ст. Вакх Новый). То, что христ. таинства часто служили предметом пародий мимов, отмечает свт. Григорий Богослов (IV в.): «И мы стали общим посмешищем (θέατρον)... без малого для всех дурных людей и во всякую пору, во всяком месте, на площадях и попойках... Уже и показывали нас со сцены, и, что я едва не плача говорю с разнузданнейшими людьми, нас высмеивали, и нет ничего веселого для слушающего или смотрящего, как христианин осмеивается» (Or. 2: Apologet. 84 // PG. 35. Col. 489). Возможно, что отголоски истории об обращении Г. мима мы находим у блж. Феодорита Кирского ок. 430 г. (Graecarum affectionum curatio. 8 // PG. 83. Col. 1032-1033). «Слышал же я, что некоторые, кормившиеся от сцены, внезапно причислялись к страстотерпцам, и соделались достойными победы, и получили венцы, и после публичного исповедания отгнали демонов, которым были подвластны прежде».
Однако контекст, в к-ром появляется эта фраза, представляет собой общие рассуждения блж. Феодорита о том, что мученики Христовы были из людей разного социального положения и рода занятий. К истории Геласия мима больше имеют отношение слова блж. Августина (De baptesimo. 7. 101 // PL. 43. Col. 242) о мимах в контексте обсуждения действительности таинства Крещения, данного с притворством (cum simulatione). О возможности невольного принятия крещения Августин говорит: «Следует также поразмыслить, должно ли признавать Крещение, которое принято тем, кто его не принимал». Учитывая, что в лат. агиографии есть похожий рассказ об обращении мч. Генесия Мима в Риме (BHL, N 3315-3326), также пародировавшего Крещение и пострадавшего при Диоклетиане, сообщение блж. Августина скорее должно относиться к нему, нежели к Геласию Илиопольскому. Однако, как отмечают совр. исследователи К. ван дер Ворст и Ж. Норе, история Генесия Римского является не более чем переработкой истории об обращении Геласия Илиопольского.
Кроме хроник мы находим сведения о Геласии миме в неск. более поздних визант. литургических памятниках, где этот мученик фигурирует под именем Геласий, а не Геласин, как у хронографов, но, несомненно, речь идет об одной и той же личности. Канон Г. (до сер. IX в.) сохранился в 4 рукописях XI-XIII вв., найденных в Юж. Италии (AHG. T. 6: Canones Feb. Р. 411-418). Имя автора в каждой из рукописей указывается по-разному: Феофан, Иоанн, Иоанн монах (и одна анонимная). Разнятся и дни памяти Геласия: 26 и 29 февр., 31 марта, 31 июля. В этом каноне, где содержится рассказ обо всех перипетиях страданий Геласия, появляется сюжет, к-рого нет в ранних источниках: после крещения Геласий раздал имущество бедным. Вероятно, имеет место смешение Геласия мима с др. мч. Геласием (пам. 6 июня), о к-ром говорится, что он по принятии Крещения раздал имущество, служил христ. узникам в темнице и впосл. был обезглавлен.
Смешение 2 одноименных мучеников продолжалось и далее. В 9-й песни канона февральским святым Христофора Митилинского (XI в.) о Геласии миме также сказано, что он был обезглавлен. Известны также 2 ямбических стиха того же автора в честь Геласия Илиопольского, вошедшие в стишные синаксари, где сказано, что Геласий мим был обезглавлен, а не побит камнями. Такое смешение содержится и в позднейших памятниках, и в греч. богослужебных Минеях. В визант. агиографии подобная история чудесного обращения мима ко Христу появляется в мученичестве Порфирия, мима из Эфеса, пострадавшего в Кесарии Каппадокийской (пам. 15 сент. и 4 нояб.).
В визант. календарях память Геласия отмечается под разными числами: под 26 февр. - в Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 492), под 28 февр.- в ряде синаксарей (напр., Paris. gr. 1589, XII в., и Oxf. Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.), под 29 февр.- в Петровом Синаксаре 1249 г. (РНБ. Греч. 240). В греч. стишных синаксарях память Геласия указана под 27 февр. (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.
Преподобные Асклипий и Иаков Сирийские

(Прп. Асклипий Сирийский)
Асклипий Сирийский, преподобный, жил в V веке и был учеником преподобного Полихрония Сирийского. Проводил жизнь подвижническую и воздержанную в родном селении и не потерпел никакого вреда от постоянного общения со многими людьми. У него было много подражателей и последователей. Одним из них был блаженный Иаков, заключивший себя в небольшом домике близ селения Нимузы.
О святом Асклипии рассказывает блаженный Феодорит Киррский.
Иаков Сирийский, преподобный, жил в V веке. О нем рассказывает блаженный Феодорит, епископ Кирский. Одним из учеников прп. Асклипия был блаженный Иаков, заключивший себя в небольшом домике близ селения Нимузы. До конца своей 90-летней жизни подвижник не выходил из затвора, давая ответы приходившим через небольшое отверстие, просверленное в стене наискось, так что никто не мог его видеть. Он никогда не употреблял огня и не возжигал светильника.