filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Навстречу Великому Посту...

Христос посреди нас!


Приближается самая благодатная пора года – Великий Пост. Время, в которое мы, если немного постараемся, станем способны более внимательно себя разглядеть в подобии некоторой тишины и это, заново в себе увиденное, хотя бы и не в должной мере, изменить и привести в приглядный вид.

Предваряя многочисленные грядущие рассказы о постных яствах, о непоедании людей и временах особых, делающих излишним наше возможное поприще, постараюсь с помощью Божьей донести до вас, братья и сестры, некоторые свои рассуждения и малый опыт.

Иоанн Грозный и юродивый Никола Салос
(Иоанн Грозный и юродивый Никола Салос)


Необходимое средство

- В Пост можно есть что угодно, главное не есть людей! Пост не цель, не стоит фарисействовать.

Такие слова мы слышим, по меньшей мере, четыре раза в год и от тех, кто никогда и в храм не наведывался, и от воцерковленных знакомых и даже случается от священства. Что на это ответить и как к таким словам относиться?

Ну, во-первых, следует согласиться с тем, что пост это и правда не цель, а средство для достижения цели. Эту вторую часть утверждения отчего-то многие забывают присовокупить. Пост сам по себе нас к Богу не приближает, а иногда может и отдалять. Пост даже может быть мерзким для Бога, например, если мы будем поститься постом иудейским или сидеть на иогической диете. Потому очень важно понимать ту цель, ради которой ты начал поститься. Но определившись с целью, надо наметить и дорогу к ней. А начало этой дорожке как раз и будет пост. Не вступишь в поприще – считай, и не начал движение к цели.


«Изгнан бысть Адам из рая снедию»


изгнание Адама и Евы из Рая
(изгнание Адама и Евы из Рая)


Средство то он средство, но и даже как таковое, в посте есть и духовное содержание.

В первую очередь, это послушание Церкви. Без послушания вообще практически никакое дело не случается добрым , а уж как без оного в таком деле? Осознавая себя членами Его Церкви, мы как бы говорим:

- Не знаю, нужно это мне или так бы обошелся, но раз Господь основал Церковь и если Церковь мне говорит о необходимости поста, то хотя бы и сам я не полагал пост за необходимость, но окажу послушание.

Во вторую очередь, оказывая послушание Церкви, мы растождествляем себя с Адамом, ослушавшимся Бога и пренебрегшим Его заповедью:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16-17).

Не вовсе с Адамом (Да не будет!), а с тем, когда он оказал непослушание.
В богослужении Всенощной в стихирах на стиховне слышим:

«Изгнан бысть Адам из рая снедию».

И хотя бы и не в пище содержалась причина изгнания, но через нее произошло, потому и запрещаем себе в пост некоторую пищу, как символ того, что снедь не довлеет над нами.

Так что, братья и сестры, пост он, конечно, средство, однако не без духовного смысла это средство. Это важно.


Две опасные крайности


Лукавый не может спокойно смотреть на то, как рушится его дело и человека, вступившего-таки на подвиг, старается вывести из равновесия, чтобы подвиг обесценить, а если получится, то и во вред обратить. И смотря по нашему внутреннему состоянию, он пытается нас склонить в одну или иную пагубные крайности.

Первая из них – это фактически магическое отношение к посту. Пост становится некоторым «кодом», который если по какой-то случайности или недогляду нарушить, все дело сотворит пропавшим и обратит в прах. Человек, который на подобную уловку поддался, будет в панике, если узнает о том, что случайно съел сухарик или печенье, в котором, согласно содержанию могли присутствовать «следы молочных продуктов или яичного порошка». А необходимость отведать что-то не постное ради того, чтобы не обидеть невоцерковленного пожилого родственника становится для него просто невозможной.

И даже исповедовав свой тягчайший грех и получив разрешение от священника, он все равно будет сокрушаться, что в этот раз пост прошел без пользы, т.к. с ним произошла подобная оказия. Разумеется, это называется просто – магия обыкновенная. Бороться с ней надо в себе с гневом и гнать как можно дальше.

Вторую крайность нам приготовляют всевозможные православные и околоправославные ресурсы, которые щедро публикуют изысканные рецепты постных блюд, от которых и в обычные дни слюни текут.
И начинает подобный «постник» запасаться постными майонезом, сыром, мясом и прочими формально постными продуктами, чтобы потешить беса гортанного и чревного.
Кстати, первый и второй случай могут сочетаться в одном человеке!

Смысла, разумеется, в подобном посте нет. Помните же, что пост это средство, начало дороги, которое ведет в цели. А куда ведет дорога, начинающаяся с услаждения себя вкусом и красивыми для глаз блюдами? Явно, не в нужном направлении….

Иногда, помню, едешь постом с работы домой и минуя какой-нибудь магазин, вдруг ловишь себя на мысли:

- Надо обязательно остановиться! Так хочется квашеной капустки с лучком! А доме нет, закончилась…

В подобных случаях надо четко понимать, что сегодня для тебя квашеная капуста да еще с луком – блюдо вовсе не постное. Для всех, кто не испытывает сильного желания к нему оно сегодня постное, а для тебя нет. Это очень важно осознавать – то, что я очень хочу, это скоромное. Ведь в пост нам надо, коли мы о пище говорим, насытиться, а не гурманствовать.


Присовокупить к правилу


Покуда мы говорили о снеди, то надо бы немного и о молитве сказать…
Мы не редко читаем и слышим в проповедях о том, что время Великого Поста это время усиленной молитвы. А что значит усиленная молитва?
Тут не обойтись без рассуждения.

Мы все люди разные, силы у нас разные, устроение тоже не одинаковое. И опыт разнится. Потому что для одного смерть, для другого будет так, семечки погрызть. Потому нет большего худа, чем друг другу без рассуждения советовать свои собственные подвиги повторять. Хорошо, если это просто окажется бесполезным и не причинит обоим большого вреда.

Если человек вовсе никогда или почти никогда не утруждал себя чтением утреннего и вечернего правила, то стоит ли ему рекомендовать в качестве молитвенного правила на пост читать в день половину Псалтыри? Полагаю, что нет. Для такого человека, мне думается, разумным и полезным было бы понудить себя ежедневно утром и вечером читать краткое правило преподобного Серафима Саровского. И каждый человек это почти уникальный случай, потому не о самом правиле (которое для каждого разное полезно) хотелось бы сказать, а о том – что значит усиленная молитва?

Первые дни в храмах читают Великий покаянный канон прп. Андрея Критского. Лучшего начала посту и придумать невозможно - как же все в Церкви премудро устроено! И эти четыре драгоценные службы постараться посетить надо всем. Они и тон задают всему посту. Вод ведь как получается – редко когда мы в году в будние дни посещаем богослужение. Ну, если только Праздник какой выпадает, да еще Великой Седмицей. А тут мы идем почти все. Многие. Вот и первое мы вынесли из этого – постом надо выкроить дополнительно к обычному время для молитвы.

Теперь важно – как и чем это дополнительное время заполнить, на какой подвиг себя подвигнуть. Это может быть многое что – и поклоны, и дополнительные молитвы к правилу или дополнительные главы Евангелия…лишняя кафизма, канон. Но это что-то не то, что для нас является повседневным правилом, а что-то сверх правила. Важно что-то присовокупить – вот это и будет усиленная молитва, подвиг на время поста.
Всегда лучше, если это не самочинно, а по совету с духовником происходит. Но если такового нет, то можно ведь и у любого священника спросить, верно? Но и прежде чем спрашивать, или (если особые какие обстоятельства), если спросить не у кого, надо помнить, что те гантельки что мы собираемся потягать, должны нас укреплять, а не травмировать. Да, читая в патериках, в житиях о подвигах святых, мы восхищаемся их аскезе и молитвенному деланию, но сомневаюсь, чтобы кто, приходя в спортивный зал, мчался к помосту тягать двухсоткилограммовую штангу. Вес надо выбирать по силам, чтобы и усталость была, но и чтобы не случилось растяжений и разрывов. И оптимально – с тренером.

Мы говорили о молитве в основном, но это не обязательно только молитва. И милостыня в большем объеме (если не все сэкономленные на питании средства откладывать на летний отдых, а только часть) и какая-то деятельная помощь родственникам, соседям, нуждающимся…
Главное – чтобы это было что-то сверх обычного.


Пост это война


Бернардо Парентино, искушение святого Антония
(Бернардо Парентино, искушение святого Антония)


Надо понять, что поприще поста это как военные действия, где с одной стороны мы, стремящиеся духу подчинить плоть, а с другой гнездящиеся в нас страсти. А на войне в зависимости от обстоятельств, иногда требуется решительный штурм, иной раз осада, а бывает, для достижения общей победы, где-то разумнее и отступить на время. И для благополучного ведения сражений, нам потребуется вооружиться рассуждением.

Святитель Иоанн Златоуст предлагал на время поста вооружиться против какой-нибудь одной своей страсти, какого-то одного греха особо тщательно.
У каждого из нас есть на что вооружиться. И есть одна страсть, которая одолевает сегодня практически каждого – страсть осуждения.

Отчего бы нам не постараться ополчиться против этой страсти? Не клевать друг друга. Хотя бы, не клевать сильно.… Напротив, увидев что-то (реальное или мнимое), что нам представилось чем-то не тем, чем надо, не вонзать свои когти в жертву и не требовать тотчас же к ней самого страшного суда, желательно анафемы на все времена (сами то мы уже такую вынесли, но еще требуем и остальных вынести приговор, иначе и им анафема!), а постараться найти слова оправдания и несколько найти причин для смягчения приговора, как бы оказывая некоторую милость, помятуя, что и сами судимы будем равным нашему суду.

грех осуждения


Сейчас не сложно осуждать – всегда найдутся подсказчики, подглядыватели, науськиватели, повокаторы… Да и вполне ныне безопасное это дело - намеченная жертва не в той же комнате и не даст сдачи за наше свинство. Не вызовет на поединок.…Да часто и не будет оправдываться, потому что в отличие от нас обладает смирением.

Кстати, пару слов о врагах... Мы все знаем, что Господь призывал нас любить врагов. Но что сие означает мы часто не задумываемся и не понимаем - как это так, любить врага? Что же я, должен лобызаться с ним, когда я и видеть его не могу и слышать не желаю?

Но любить врага вовсе не означает, что ты должен быть к нему привязан как к другу. Тут о разной любви говорится... Вот, охраняешь ты пленного врага своего, а подвода в провизией медлит и не приезжает...А кушать хочется. И ему тоже. Ну, вот и отрежь ему от своей буханки. Сколько? Ну, сколько...сколько по силам. Святой он бы, полагаю все отдал или почти все. А ты - по силам. Ну, кусок. Вот и будет любовь ко врагу.

Да и с домашними нашими тоже самое выходит - любить, это не цветы и обнимашки или дружеские братания. Это понуждение на что-то много высшее, это понукание себя к жертве: "Любишь жену - помой посуду"!

Но мы отвлеклись...
Гораздо сложнее ныне оправдывать. Потому что это не быть в тренде, как ныне водится говорить. Тут недолго и тех, кто ранее тебя поддерживал и разделял твои взгляды настроить против себя. Но и если подобное произойдет, уже польза. Не быть с осуждающими других и не участвовать в вынесении скорого и жестокого приговора – значит не быть соучастником совета беззаконного. По нашим временам уже почти подвиг. И быть может Господь призрит на наши попытки и вознаградит нас в славный и Светлый Праздник Воскресения.

Ему же, Господу нашему Иисусу Христу слава и держава подобает со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий


Tags: Великий Пост, Размышления, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments