filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

17 февраля (01 марта) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Авксивий Кипрский (Αὐξίβιος), епископ Солийский


Авксивий Кипрский (Αὐξίβιος), епископ Солийский


Святитель Авксивий родился в Риме в богатой семье. Воспитывался он вместе со своим братом Темпстагором. С раннего возраста его отличали незаурядные способности. В школах Рима он легко изучил светские науки. Родители хотели женить сына. Узнав об этом, юноша тайно покинул Рим и отправился на Восток. Достигнув острова Кипр, он поселился в местечке Лимнитис, недалеко от города Солона. Промыслом Божиим он встретился со святым апостолом и евангелистом Марком (память 27 сентября, 30 октября, 4 января, 25 апреля), проповедовавшим Слово Божие на Кипре. Апостол Марк поставил Авксивия епископом в городе Солоне, а сам отправился для благовестия в Александрию. Святитель Авксивий пришел к западным воротам города и поселился около языческого храма Зевса. Постепенно он обратил в христианство местного жреца и других идолопоклонников. Однажды к святителю Авксивию пришел святой Ираклид, ранее поставленный апостолом Марком епископом Кипра, и посоветовал открыто проповедовать Евангелие Христово. В один из дней святитель Авксивий пришел на торговую площадь и стал проповедовать народу о Христе. Многие, видя чудеса и знамения, совершаемые святителем, уверовали во Христа. Среди обращенных было много народа из окрестных сел. Один человек, по имени Авксиний, остался у святителя Авксивия и помогал ему в служении до конца жизни.

Через некоторое время из Рима прибыл брат святителя Авксивия, Темпстагор. Вместе с женой он крестился, принял пресвитерский сан и служил в одном из храмов. Святитель Авксивий управлял епископией 50 лет и мирно преставился в 102 году, оставив на кафедре своего ученика Авксиния.


Святитель Финан Линдисфарнский (Finan), епископ

Святитель Финан Линдисфарнский (Finan), епископ


Святой Финан был ирландцем, который стал монахом в монастыре святого Колумбы в Ионе и прославился святой жизнью и дисциплиной. Когда умер епископ Айдан и монахи Линдисфарна (Lindisfarne) послали в его старый монастырь за кем-нибудь, кто бы мог его заменить, выбор пал на Финана, как на достойного преемника.
Его десять лет в качестве епископа Нортумбрии был более мирным правлением, чем времена Айдана. Король Освиу осознал свой грех в убийстве Освина, короля Дейры, чьё королевство он захватил, и Финан поощрял его к основанию монастырей и церквей как знаков раскаяния. Наиболее известный из них был в Стриншелче (Streaneshalch), на мысе, возвышавшемся над гаванью. Теперь он известен как Уитби (Whitby), которому предстояло стать великим христианским центром.
Он крестил двух следующих королей Саксонской Гептархии, Зигберта (Sigbert), короля Восточных саксов, и Пенду (Penda), короля Мерсии, и послал проповедников в их королевства, чтобы установить там Святую Веру. Он освободил святого Седа (Cedd) от его трудов в Мидлендсе и хиротонисал его во епископа Уэссекского. Во епископа Мерсийского был хиротонисан Диума (Diuma), ирландский монах.

В дополнение к окормлению обширной Нортумбрийской епархии, которая простиралась до южной Шотландии, Финан поощрял строительные работы в Линдисфарнском монастыре. Он построил просторный собор кельтского образца, выполненный из дерева и покрытый грубой морской травой, называемой полевица (bent grass), которая в изобилии растёт на острове, закрепляя песок своими корнями. В этот собор он перенёс тело своего предшественника, святого Айдана. Когда святой Финан преставился в 661 году, его тело было положено рядом с телом первого епископа.


Мученик Михаил Мавроиди, Адрианопольский (греч. Μιχαήλ ο Μαυροειδής από την Αδριανούπολη)

Мученик Михаил Мавроиди, Адрианопольский (греч. Μιχαήλ ο Μαυροειδής από την Αδριανούπολη)


Богатый и уважаемый житель города Адрианополя Михаили Мавроиди был ложно обвинен турками в оскорблении Магомета. Турецкий судья, хорошо знавший Михаила, не поверил клеветникам. Тогда фанатики нажаловались самому султану, и судья, испугавшись, приказал заточить святого в темницу, ожидая решения султана. Султан решил спор обычным для турков образом: христиан принуждали под страхом смерти отречься от Христа. Несмотря на обещания и угрозы, Михаил оставался непоколебим в своей вере, за что был обезглавлен в 1490 г.

Мученика Михаила Мавроиди нередко путают с мучеником Михаилом Солунским, Аграфским (память 10 марта, 21 марта), которого иногда ошибочно именуют Михаилом Маврудисом.


Мученик Феодор Византийский

Мученик Феодор Византийский

Память 17 февраля (Греч.), 30 апреля перенесение мощей (Греч.)

Родился в селении Неохори близ Константинополя в семье Хаджи-Анастасия и Смарагды, его братьями были Антоний и Георгий, будущий митрополит Адрианопольский (1830-1840).

Стал художником и работал во дворце султана, поэтому турки вынудили его принять магометанство. Но затем он раскаялся в содеянном и бежал на остров Хиос, где близко сошелся с преподобным Макарием (Нотарой). Там он ежедневно изучал жития святых мучеников и иные душеполезные книги готовя себя к подвигу мученичества.
Наконец, прибыв в Митилену, он открыто исповедал перед турками Христианскую веру и смело отверг магометанство. Обозленные турки схватили Феодора и бросили в темницу, где подвегали его порке и другим различным мучениям. Так, его за ноги привязали к дереву, повесили на шею тяжелую цепь, обмотали голову веревкой, подложив у висков куски кирпича, и палкой начали скручивать веревку, сдавливая голову, до тех пор, пока его глаза не вывалились из глазниц. Однако, воин Христов твердил лишь одно: "Я христианин, христианин, христианин!"

В субботу утром святой через одного христианина получил от епископа Святое Причастие, после чего с готовностью пошел к месту казни и был повешен. Случилось это в 1795 году.
Через три дня христиане забрали тело святого и похоронили в южной части храма Богородицы Хрисомаллусы (Златовласой). В 1798 году мощи его были перенесены в кафедральный собор Митилены.


Праведный Николай Планас, иерей Афинский


прав. Николай Планас, иерей Афинский


Святой Николай Планас родился на острове Наксос в 1851 году. У его родителей Иоанна и Августины был свой сад, а в саду – маленький храм во имя святителя Николая, куда он часто уходил молиться. Николай с детства отличался набожностью, благочестием и простотой в обращении. Дед же его был священником.
Отец Николая Планаса умер молодым, когда сыну было 14 лет; мать взяла Николая с сестрой, и они переехали в Афины. Их жизнь была тяжелой. Мать работала уборщицей, она всегда брала детей с собой, потому что боялась Афин.

Николай женился, но его супруга умерла вскоре после рождения сына. Николая Планаса рукоположили во диакона к храму Преображения в афинском районе Плака 28 июля 1879 года. После своей дьяконской хиротонии он поделил наследство со своей сестрой, а свое имение предложил в залог за дом разорившегося соседа. Как пишет составительница его жития инокиня Марфа: «И вот, освободившись от мирских и имущественных попечений, он всецело и беспрепятственно посвятил себя аскетическому образу жизни великих подвижников-пустынников, только посреди многолюдного града Афин». Через пять лет в 1884 году он был рукоположен во священника к храму пророка Елисея. Потом он получил назначение в храм великомученика Пантелеимона в афинском районе Неос Козмос. Это был небольшой храм, его приход состоял из 13 семей.
Затем о. Николая Планаса перевели в храм святого Иоанна Предтечи на улице Вульягмени. Приход этого храма насчитывал всего 8 семей. А на жалование священнику положен был кусочек мяса с масленицы или Рождества.

О. Николай был человеком простым, скромным и малообразованным, однако вскоре он стал любимым священником в Афинах. На протяжении более чем 50 лет о. Николай ежедневно служил с 8 утра до 3 дня, и в жару, и в снег, и в народные восстания, и даже во время англо-французской оккупации 1917 года. Он служил в открытых солнцу тесных храмах рядом с Акрополем, это в два часа дня, в июле. Литургию он поставил в центр своего пастырского служения. Его богослужения совершались в полном согласии с уставом, как в монастырях, и в то же время привлекали множество верующих из самых разных слоев общества, опровергая распространенные мнения о необходимости сокращения и упрощения богослужений.

Праведный Николай Планас, иерей Афинский 1


По великим праздникам он каждый день, до отдания праздника, служил праздничные молебны О. Николай ходил служить в другие храмы, например, в церковь пророка Елисея на улице Ареса. Отсюда вышли многие монахи и монахини, здесь пел на клиросе знаменитый греческий писатель Александр Пападиамандис (который описал о. Николая Планаса в своем произведении «Песни Божии»). Когда о. Николая спрашивали, не устал ли он и когда он отдохнет, он отвечал: «Пою Богу моему, дондеже есмь». Служил он и в деревенских церквах, зачастую полуразрушенных.
Молитва и богослужение занимали центральное место в жизни о. Николая Планаса. Он постоянно пребывал в молитве. Никогда не произнося пышных и длительных проповедей, он своим примером учил молитве и окружающих его людей.
От других о. Николай не требовал строгих постов, но к себе был очень строг. Он ел только вечером. Был у него свой «Крестовоздвиженский пост» с 1 по 14 сентября и «Архангельский» с 1 по 8 ноября.

О. Николая Планаса отличали удивительная скромность и простота, подлинное смирение. «Он был исключительно прост, словно малое дитя, но и в то же время разумен в своих ответах на различные вопросы» - пишет составительница его жития монахиня Марфа.
Часто люди не понимали смысла такого поведения священника, многим казалось, что он был слишком «обыкновенным», им пренебрегали. О. Николай все это терпел. Он говорил своей духовной дочери: «Я, детка, терпением преодолел очень много встречавшихся мне искушений». Он показывал своим духовным детям пример незлобивости и смирения, уклонялся от различных конфликтов.

О. Николая Планаса отличала совершенная нестяжательность. Когда он стал знаменитым священником, многие благотворители охотно жертвовали ему деньги, но они у него никогда не задерживались – сразу же расходились на милостыню. Известен такой случай: один прихожанин передал о. Николаю значительную сумму в запечатанном конверте, батюшка, даже не посмотрев, сколько там денег, сразу отдал их стоящей у входа нищей. У одной бедной женщины, которая продавала конфеты, не взял и пары карамелек, сказав: «Да чтобы не ввести тебя в расходы»
О. Николай оказывал помощь 11 семьям вдов и сирот, особенно помогал молодым вдовам. Он говорил, что «нищета толкает их к пороку». Он жертвовал деньги и на церковные нужды, так он смог восстановить свой храм. Также он снабжал деньгами девочек-сирот и оплачивал учебу бедным студентам.

Его прихожанами стали люди из разных слоев общества, круг знающих и уважающих о. Николая Планаса людей был очень широк. А он сам, «будучи изрядным знатоком людей, он не обращал внимания на общественное положение человека», как пишет монахиня Марфа. О. Николай смотрел прежде всего на внутреннее состояние человека, заботился о душе, «которая дороже всего мира».

Праведный Николай Планас, иерей Афинский 2

О. Николай Планас скончался 2 марта 1932 года. Люди нескончаемым потоком в течение трех дней шли проститься с ним, причем очень многие приезжали не только из Афин.

Святой Николай Планас был прославлен в лике святых Константинопольским патриархатом в 1992 году.
Мощи находятся в Греции, в Афинах в храме св. Иоанна Предтечи Вульягмени.

Tags: Греция, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments