Заканчивается первая подготовительная неделя к Великому посту – неделя о мытыре и фарисее. И уж, думается, каждый почти православный притчу сию не раз слышал, кто-то и толкование святых отцов читал, а некоторые даже проповеди и слова. Однако, тяжкая болезнь воинствующего мытырства продолжает чинить серьезный урон всем нам, православным братьям и сестрам. Что же это за болезнь такая, результатом которой стало рождение целого пласта несгибаемых мытарей и гордящихся своей греховностью «кающихся» грешников?
В основании этой болезни как это не редко происходит, положены все те же два тяжелых недуга и одни из самых агрессивных идолов современного мира – «бог в душе» и «бог, который всех любит и всех простит». А корень, благодаря которому эти два идола прочно укореняются в человеке, это крайнее себялюбие, которое постепенно, если с ним не бороться, превращает человека из иконы – образа Божьего в кумира, где в извращенном пространстве эгоизма на верху иерархической пирамиды встает сам человек, как эдакий пуп Земли или даже всей Вселенной. И покуда там, на вершине, места двум не находится, то Бог низвергается вниз, как существо бесполезное до времени (пока вроде бы как жив, а там все равно спасет, потому как любит) и неудобное (напоминающее о том, что себя надо бы как то изменять, а это трудно и не нужно – см. свойство бесполезности выше).
1. Но не признавать Бога и такой человек редко в силах, и тогда на помощь приходит ему притча о мытаре и фарисее…
- Смотри! – говорит он, - Господь нам явно показывает, что ваши богослужения, посты, бдения и аскеза Ему противны. Все это исполнял фарисей, однако был осужден. Поэтому надо быть всем как мытари и отвергнуть эти ваши обряды и условности… Надо жить, как живешь - Бог всех любит!
Разумеется, что не в толкованиях такой «мытарь» все это почерпнул, но убеждение имеет стойкое. И не пробиться через стену нежелания осознать, что притча то вовсе не о том, что вынес из нее подобный толкователь. Для начала надо вспомнить, что дела фарисея вовсе не были Богу противны, напротив, Господь и Сам проповедовал о необходимости исполнения подобных дел для того, чтобы человек способен был наследовать Царство Небесное.
«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11-12).
Это благодарение фарисея… а вот иное – разъяснение Господа некоторому молодому иудею:
«Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» (Мк. 10: 17-19).
То есть, Господь предлагает творить все то, что и фарисей исполнял. И обращаясь к первой притче, мы при внимательном прочтении не можем не заметить, что Господь не осудил фарисея, а лишь заметил, что именно мытарь вышел оправданным более:
«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк. 18: 14),
присовокупив и причину:
«ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (там же).
Причина не в том, что творимое фарисеем было Господу неугодно, а в устроении сердца. Ведь именно то, что сердце его не имело в себе сокрушения о своих грехах, что оно преизобиловало осуждением других, а не себя, что оно оказалось горделиво, лишило в общем то весьма праведного по делам иудея изобильной милости Божьей, хотя и не оставило вовсе без нее. А то, что каждому, желающему быть достойными наследниками Царства Божьего следует творить именно богоугодное, а не умножать беззаконие подобно мытарям и грешникам, Господь не устает нам напоминать:
«итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23: 3).
В другом месте творящие злые дела стоят даже особым образом, как те, с кем следовало бы и общение свое сильно ограничить:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17).
Беда современного воинствующего мытаря в том, что из бездонного кладезя Евангелия он не смог вынуть подлинное сокровище, а вытянул извращенное понимание, сообразное своему устроению. А ведь рассматриваемая притча должна нас подводить к простому выводу: Творить надобно те дела и трудиться надо подобно фарисею, а сокрушение о грехах своих и осознание своего падшего и погибающего состояния и делание перемениться и стать другим, лучшим, иметь как у мытаря. И если от понимания отпадает первое или второе, то и Великий пост оказывается не нужным…ведь при устроении сердца гордом такая аскеза будет лишь на потеху лукавому, а при отрицании необходимости потрудиться ради спасения (помните же «бог, который всех любит и всех простит») аскеза не имеет смысла, чему, не стоит сомневаться, дух лукавых также возрадуется. Не станем же кормить тангалашку подобными сытыми пирогами со стола своего нерадения.
2. Нередко случается, что на призыв к человеку постараться переменить себя и начать слушать Церковь и пробовать поступать сообразно ее советам, человек отвечает:
- Мы живем, никому плохого не делаем, о себе думайте лучше. Вы, наверное, забыли, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7).
Последний раз я подобное слышал от представителей одного движения, которые себя позиционировали как православные и некоторые проводили мероприятия вполне приличные. Но одновременно случалось зазывали к себе гостей, чтобы вдоволь предаться разного рода дурным занятиям, начиная от непосещения всенощной в субботу вечером и Литургии утром Воскресным, а взамен того попотчевать себя шумными шоу с блудодеянием, языческими песнопениями и прочим непотребством.
И «подсказчик», который внушал им оправдание подобного рода действий, был как раз упомянутый выше «бог в душе» - злобный идол, шепчущий человеку что он и так спасется, оставаясь таким, каков он есть.
- Странно, - говорю им, - разве кающийся грешник не устремляется в храм Божий?
- Вспомни о мытаре и фарисее, - отвечают. – Бог любит мытарей, а не таких как вы, фарисеев!
- Но коли вы вспомнили сию замечательную притчу, то не припомните ли, где и с какой целью оказались оба?
«два человека вошли в храм помолиться» (Лк. 18: 10).
Разве не в храм устремляется человек, которого постигло хотя бы самое начало покаяния? Разве не к Отцу своему он стремглав движется?
Еще немного времени пройдет, и начнется вторая подготовительная неделя к Великому посту, и мы будем читать притчу о блудном сыне. Но и сегодня мы вспомним, что происходит с человеком, когда он прозревает о себе самом и испытывает нужду в покаянии и жаждет возвращения в дом Отчий, из которого был изшед своим своеволием и своими грехами:
«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15: 17-20).
Вот, поистине дело, для подражания всем нам: «Встал и пошел»!
- Отчего же вы, на словах называя себя кающимися грешниками, не встаете и не идете? Но и это половина беды. Вы еще приглашаете и других прийти и возлечь с вами…
Молчат…
Ну, молчат, то уже не так плохо.… А лучше бы, конечно, встать и пойти.
3. Иные, закореневшие в мытырстве, готовы стали приводить к ответу кого угодно, лишь бы не себя, любимого. Вот ведь как устроено дело – если человек поддается и движется по полозьям осуждения, не стараясь упираться ножками, ручками и всем, что ни попадется под руку, то ровно и тихонечко скользить он не будет – страстная сила в краткий миг разгонит его сани до таких сверхскоростей, что недолго и голову сломать. И не остановится, пока либо не положит начало добрым помыслам о людях, либо не сломает себя и не погибнет окончательно.
Пишет такой человек или говорит о других, выискивая с иезуитским коварством что-нибудь, что могло бы подвести поступок другого под нарушение какого-нибудь правила или канона и найдя (или думая, что нашел) тут же с яростью набрасывается и старается исклевать.
Эх, горе ты человеке… я вот, рассматривая даже поверхность своей греховности – глубже то и не вижу, убогий, и то нахожу столько канонических прещений, что по акривии меня к Чаше подпускать до смерти невозможно. А мы идем под епитрахиль и надеемся быть прощенными Господом и разрешенными через священника от наших мыслимых и немыслимых деяний скверных. И получаем! И дерзаем принимать Святые Христовы Таинства!
Отчего, добрый человек, себе самому ты не выставляешь такой меры? Не ужасаешься, читая:
«суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2: 13). ?
Тут до меня дошла информация, что в некоторых храмах особо ослепленные втихую люди пытаются подговорить подписи собирать о непоминовении святейшего патриарха Кирилла. И даже среди священства… Что же вы сотворяете, добрые люди, опомнитесь! Ну, свою душу вы еще можете губить, ваша воля, Господь не насилует. Но ведь пестунствуя раскол вы обрекаете на погибель еще и тех, кого соблазните!
А ведь сколько таких, кто подпитывает, кто подбрасывает лучины осуждения, чтобы огонь не угасал, а только разгорался…
Я вот уже писал, что саночки с ускорением движутся, ровнехонько не получается – и появились, кто уже не просто обличает, а еще и обращения пишет. Да не абы кому, а всем архиереям всех Церквей! Эвон оно как…
И что за обращения – не просто, мол, с праздником вас всех поздравляю там, или с благодарностью…нет. С призывом к их покаянию!
Такие вот дела….
Неделя о мытаре и фарисее подходит к концу, и мое короткое повествование подходит к концу. И хочется всем нам напомнить в завершение:
- Добрый люди! Давайте мы уж как-то себя немного устремим в святоотеческое, а не в похоти своей самости. Постараемся обличать грех, но не грешников, из которых мы сами первые и есть. Постараемся добрыми помыслами сокрушать свою жажду осуждения – глядишь, и утолимся – Бог увидит наши старания и поможет страсть сию маленько прибрать к рукам. Помыслим хотя бы сердце свое уподобить сердцу мытыреву, пришедшего в храм помолиться в сокрушении о своих грехах, а делами своими и поступками будем походить не на него, а на фарисея, не забывая о том, что Господь от нас требует его праведности и остерегает:
«если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).
Ему же, Господу нашему Иисусу Христу слава честь и держава со Отцем и со Святым Духом всегда ныне и во веки веков! Аминь.
С любовью,
рБ Дмитрий