Священномученик протоиерей Зосима
(Трубачев Зосима Васильевич, +26.02.1938)
Священномученик протоиерей Зосима Васильевич Трубачёв родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга на Северной Двине Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская область), в семье сельского диакона. У Зосимы было ещё три брата. Все они получили образование в духовном училище Никольска, но только Зосима продолжил обучение в Вологодской Духовной Семинарии, а по окончании её в 1914 году был направлен в Московскую Духовную Академию.
Душевные качества Зосимы — доброта, отзывчивость, любовь к храму и церковному Богослужению, рано предопределили его священническое призвание. Наделённый от природы музыкальным слухом и певческим голосом, он ещё в Семинарии овладел навыками управления хором и замещал регента. Годы обучения в М. Д. А. (1914-1918) окончательно определили пастырскую направленность, воспитали преданность Православию в его святоотеческой традиции. Он прошёл через старческое руководство духовников Троице-Сергиевой Лавры и Смоленской Зосимовой пустыни. В общении с любимыми преподавателями Академии архимандритом Иларионом (Троицким) и священником Павлом (Флоренским) укрепилось его стремление жить благодатной жизнью Церкви и послужить Ей. Юноша особенно любил поучаться святоотеческому богословию, заключённому в словах богослужебных песнопений. Он глубоко почитал праведного отца Иоанна Кронштадтского, особенно близкого ему по родному северному краю.
В студенческие годы Зосима был одним из лучших регентов в Академии, управлял вторым академическим хором. За год до окончания Академии в 1917 году Зосима обвенчался с Клавдией Санковой, дочерью благочестивого жителя Сергиева Посада, венчание совершил отец Павел Флоренский.
Под руководством отца Павла студент Зосима Трубачёв написал в 1918 году кандидатское сочинение на тему: «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам». Участие отца Павла в судьбе отца Зосимы имело и дальнейшее продолжение: в послевоенные годы семьи их породнились, а внук отца Павла и отца Зосимы — ныне игумен Андроник (Трубачёв) стал продолжателем священства обоих родов.
В апреле 1918 года Зосима Трубачёв был рукоположен во священника Святейшим Патриархом Тихоном в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. В первые годы священства отец Зосима служил в селе Подосиновец Великоустюжской епархии, что в 50-ти верстах от станции Пинега, настоятелем Богородице-Рождественского храма. Служение в сельском храме и знание трудовой крестьянской жизни сблизило его с народом, а смыслом и содержанием его жизни стали отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей, проповедь слова Божия. Он посещал больных в отдалённых селениях прихода, устраивал воскресные беседы с народом, обличал сектантов.
Батюшка взял на воспитание 13-летнюю сироту Наташу Груздеву, дочку утонувшего помора, которая впоследствии всюду следовала за его семьёй.
В 1922 году, в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей, батюшку впервые арестовали и отправили в Великий Устюг, откуда он через месяц вернулся и продолжил своё служение.
В годы начавшихся расколов, оторванный от Москвы, батюшка, не зная истинного положения церковных дел, обращался за советом к отцу Павлу Флоренскому. Его письма исполнены ревности идти до конца за истиной: «Как быть, где правда, за кем идти и вести вверенное мне Богом малое стадо, чтобы не погубить их и самому не заблудиться?», — так вопрошал он отца Павла.
В сентябре 1924 года отца Зосиму перевели в Ивановскую епархию, где некоторое время он служил в Кохме — рабочем предместье Иванова, где снова, на короткое время, был арестован.
В 1926 году отец Зосима совершил паломничество в Саров на празднование обретения мощей преподобного Серафима. Он взял с собой семилетнего сына Сергия. Побывали они и в Дивеево у блаженной Марии Ивановны. Она ласково простилась с путниками. Неизвестный юродивый предсказал нечто отцу Зосиме о нём и об открытии недостроенного собора. Паломничество это укрепило отца Зосиму на вскоре предстоящее ему тяжёлое церковное послушание.
В 1926 году батюшка был назначен настоятелем Введенского (так называемого «красного» храма) в самом Иванове, где он совершал поистине подвижническое служение в сане протоиерея до осени 1928 года. Отцу Зосиме, в условиях тяжелейшего противостояния обновленцам, приходилось отстаивать и защищать вверенный ему храм, который требовал больших работ по внутреннему убранству: усилиями батюшки был установлен красивый деревянный резной иконостас, восстановлена деревянная колокольня и установлен ежедневный уставный звон. Батюшка настойчиво преодолевал всякую небрежность в отправлении чинопоследований, отстаивал обиходные традиции церковного пения, несовместимые с концертностью, проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним и других священников. В 1928 году он бесстрашно провёл последний в советское время в Иванове Пасхальный крестный ход. С трудом верным прихожанам удалось с помощью охраны ивановских рабочих избежать боя с дюжими хулиганами, поджидавшими их на улице.
В 1928 году, вскоре после ареста правящего архиерея (Владыки Августина), Введенская церковь была закрыта, а батюшка арестован. Его и других священнослужителей обвинили в «контрреволюционной деятельности», которую усмотрели в том, что ими собирались подписи и посылались в Москву петиции с просьбой вернуть из ссылки на епископство Владыку Августина. Отец Зосима, «как один из наиболее рьяных тихоновцев» (так говорилось в доносе), был выслан на три года в Вологодскую губернию.
Ссылку батюшка отбывал в городе Вельск (120 вёрст от железной дороги). Служить ему не разрешали. В 1929 году ссылку ужесточили, отправили в лагерь на лесоразработки в район станции Коноша-Няндома Северной железной дороги. Однако, слабое здоровье отца Зосимы не выдержало тяжёлых условий работы, и его перевели на перевозку лесоматериалов к станции Коноша.
В 1932 году батюшке разрешили переезд в Юрьев Польский, но без права церковного служения. Там он работал в совхозе, а в свободные дни руководил клиросным пением в храме во имя святых безсеребреников Косьмы и Дамиана. Сын же его Сергей прислуживал в алтаре и пел в хоре.
Летом 1934 года закончился срок ссылки, ограниченный проживанием без права выезда и служения, и отец Зосима поспешил навестить свою мать — она жила в Архангельске. Затем он приехал в Москву для устройства своего церковного служения. В том же году вернулся — из второй уже ссылки в лагерь на реку Свирь — Преосвященный Августин, которого митрополит Сергий назначил на Калужскую кафедру. В Москве произошла встреча отца Зосимы с любимым архипастырем, и Владыка предложил ему служение в Малоярославце. Отец Зосима с радостью согласился на предложение Владыки. Он служил в Малоярославце настоятелем Казанского собора и благочинным до своего последнего четвёртого ареста.
(Собор Казанской иконы Божией матери - Малоярославец)
Отец Зосима был арестован 26 января 1938 года. После допроса, состоявшегося 29 января, отец Зосима был обвинён в «контрреволюционной деятельности», которая заключалась в том, что в церкви, где он служил, проводились сборы в пользу детей недавно арестованного Владыки Августина (Владыка был из вдовых священников). После допроса батюшка был переведён в Таганскую тюрьму. В обвинительном заключении по словам свидетелей приводились такие высказывания отца Зосимы: «Коммунисты путём ареста хотят запугать народ. Мы должны умереть, но защитить веру Христову от антихристов-коммунистов... Вокруг советской власти сдвигаются тучи грозные — Япония завоевала весь Китай и готовится воевать против Советского Союза. Германия в союзе с Польшей и Италией тоже приготовилась для войны с советской властью — и когда они пойдут против советской власти, наш долг помочь им уничтожить варваров-коммунистов...» По всем этим обвинениям батюшка себя виновным не признал.
(Протоиерей Зосима Трубачев. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год)
Постановлением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области, отец Зосима 19 февраля 1938 года был приговорён к расстрелу на основании обвинения в «контрреволюционной агитации».
13 (26) февраля 1938 года отец Зосима был расстрелян и погребён в общем могильнике Бутовского полигона под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года, для общецерковного почитания.
Священномученик протоиерей Леонтий
(Гримальский Леонтий Стефанович, +26.02.1938)
Священномученик Леонтий родился 10 июля 1869 года в селе Лодыженка Уманского уезда Киевской губернии в семье псаломщика Степана Гримальского. В 1892 году Леонтий Степанович окончил Киевскую Духовную академию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Русаловка Уманского уезда. В 1893 году он женился. 31 июля 1894 года Леонтий Степанович был рукоположен во священника ко храму в селе Песчаново Звенигородского уезда Киевской губернии. В 1914 году был переведен в храм в селе Роги Уманского уезда Киевской губернии, где служил до 1931 года. В 1922 году отец Леонтий был возведен в сан протоиерея, в 1928 году — награжден палицей. В 1931 году он переехал в село Жигалово Московской области, где его зять, священник Николай Хорьюзов, служил в Никольском храме. Здесь отец Леонтий исполнял должность псаломщика с правом священнослужения.
4 апреля 1932 года отец Леонтий был назначен в храм святых апостолов Петра и Павла в село Лыткарино Ухтомского района Московской области. В 1935 году протоиерей Леонтий был награжден наперсным крестом с украшениями. В июле 1937 года он был переведен служить в храм в село Ильинский погост Солнечногорского района. 31 октября назначен служить в Успенский храм в село Гжель Раменского района, где был арестован незадолго перед этим переведенный сюда служить священник Николай Хорьюзов.
(Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Гжель)
26 января 1938 года был арестован и заключён в тюрьму в городе Коломне. 30 января следователь допросил священника.
— Где сейчас находится ваш зять, Харьюзов? — спросил он.
— Мой зять, Харьюзов, арестован органами НКВД. За что он арестован, я не знаю.
— Какая у вас была с ним связь?
— Я был с ним в дружеских отношениях, мы часто навещали друг друга и оказывали друг другу материальную помощь. После ареста Харьюзова его жена живёт у меня.
— Следствие располагает сведениями о том, что вы имеете сан протоиерея. Скажите, в каком году вы получили данный сан?
— В сан протоиерея я возведён в 1922 году, и по настоящее время я состою в данном сане. В протоиереи я возведён за долголетнюю службу.
— Какие суждения вы имели с гражданами о выборах в Верховный Совет?
— Разговоров на эту тему я не имел. Ко мне с вопросами на эту тему никто не обращался, и я лично советов своих никому не давал.
— Какие вы вели разговоры о международном положении и, в частности, об опасности войны?
— Разговоров о международном положении и вообще на политические темы я не вёл, потому что ко мне никто не обращался с такими разговорами, а я ещё и умышленно уклонялся от этих разговоров.
9 февраля 1938 года следователь вновь допросил отца Леонтия.
После допроса следователь дал отцу Леонтию подписать документ об окончании следствия.
(Священник Леонтий Гримальский. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год)
21 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Леонтий Гримальский был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2001 года для общецерковного почитания.
Священномученик иерей Иоанн
(Косинский Иван Владимирович, +26.02.1938)
Священномученик Иоанн родился 12 апреля 1887 года в Москве в семье священника Владимира Алексеевича Коссинского и его супруги Евдокии Федоровны. Иван окончил Перервинское духовное училище и с 1909 года был учителем в церковноприходской школе; в 1914 году он был рукоположен во диакона. В 1919 году диакон Иоанн был мобилизован в тыловое ополчение Красной армии, где его поставили выполнять тяжелые черные работы. В 1920 году он был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Заворово Бронницкого уезда Московской губернии.
В первый раз отец Иоанн был арестован в 1927 году по обвинению в нарушении 168-й статьи уголовного кодекса, грозившей лишением свободы до двух лет за «присвоение, то есть удержание с корыстной целью, чужого имущества, вверенного для определенной цели...». В данном случае отец Иоанн судим был за то, что продал принадлежавшую ему корову, описанную властями за неуплату налогов. Священника приговорили к одному месяцу исправительно-трудового лагеря. Вторично отца Иоанна арестовали в 1930 году, обвинив в антиколхозной агитации. После двух с половиной месяцев, проведенных под стражей, он был освобожден и до своего последнего ареста служил в Троицкой церкви.
В декабре 1937 года милиционеры, бывшие когда-то учениками отца Иоанна, предупредили его об аресте и советовали на время куда-нибудь уехать. Отец Иоанн, поблагодарив за предупреждение, сказал, что ему, православному священнику и отцу семейства, не пристало бегать и прятаться, и никуда не поехал.
В начале 1938 года священники-осведомители, служившие в храмах в селе Салтыково и в селе Давыдово Бронницкого района, дали сотрудникам НКВД требуемые показания и затем, когда отец Иоанн был арестован, выступили в качестве лжесвидетелей, подписав приготовленные следствием протоколы.
Отец Иоанн был арестован 26 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Почти сразу же начались допросы.
– Следствию известно, что вы занимаетесь антисоветской агитацией, направленной против колхозов. Признаете себя в этом виновным?
– Антисоветской агитацией, направленной против колхозов, я не занимаюсь, этого факта не было, виновным себя не признаю.
– Следствию известно, что вы занимаетесь антисоветской агитацией, восхваляя врагов народа. Скажите, верно ли это и признаете ли вы себя в этом виновным?
– Я уже сказал, что антисоветской деятельностью я не занимаюсь, таких фактов, чтобы я восхвалял врагов народа, не было, виновным себя не признаю.
– Во всех данных вами ответах вы лгали, так скажите правду, признайте себя виновным в антисоветской агитации!
– Виновным себя в антисоветской агитации не признаю, таких фактов не было, – повторил священник.
11 февраля тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Косинский был расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
Священномученик иерей Василий
(Горбачев Василий Григорьевич, +26.02.1938)
Священномученик Василий родился 4 апреля 1885 года в селе Нарышкино Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Василий окончил церковноприходскую школу и до двадцати лет жил с родителями. В 1905 году умерла мать, и отец хотел женить сына, так как в семье не стало хватать рабочих рук, но Василий не захотел жениться и ушел в Иверский Страстной монастырь в город Саратов, а оттуда попал в Москву в Свято-Данилов монастырь, где был в течение восьми лет певчим на клиросе.
В 1913 году епископ Верненский Иннокентий (Пустынский) пригласил Василия Григорьевича в город Верный, и в течение года он был экономом при архиерейском доме. В 1914 году он был назначен псаломщиком Александро-Невской семинарской церкви в городе Ташкенте. В 1915 году Василий Григорьевич был мобилизован в армию и служил псаломщиком при полковой походной церкви.
В 1917 году, когда он ехал в поезде, исполняя какое-то поручение полкового священника, поезд был остановлен бандитами, которые, распознав по внешнему виду в Василии Григорьевиче церковнослужителя, хотели его расстрелять. Василий Григорьевич взмолился ко Господу, чтобы Господь помиловал его. В это время вблизи появились части регулярной армии, и бандиты, оставив псаломщика, скрылись.
В 1918 году Василий Григорьевич женился на девице Вере Трофимовой и в августе того же года был рукоположен во диакона.
В 1936 году отец Василий был переведен в Никольскую церковь в село Парфентьево Коломенского района.
Осенью 1936 года был арестован священник Никольского храма и, поскольку служить было некому, храм был закрыт; прихожане упросили диакона Василия принять сан священника, и в октябре 1937 года он был рукоположен во священника и в храме возобновилось богослужение. Власти, однако, не оставляли намерения закрыть храм, и в начале 1937 года храм все же был ими закрыт. 13 января 1938 года отец Василий был назначен в Преображенскую церковь в селе Большие Вяземы Звенигородского района.
(Церковь Спаса Преображения - Большие Вязёмы)
В начале февраля сотрудники Можайского НКВД допросили свидетелей, которые показали, что по случаю годовщины смерти священника, служившего раньше в Преображенской церкви, состоялись поминки у его вдовы, где был священник Горбачев, диакон, церковный староста и кое-кто из верующих. «На поминках вдова священника стала плакать и обижаться на жизнь и говорила: “Это не власть, а грабители, жить невозможно”. На что Горбачев, также расплакавшись, сказал: “Вы будьте осторожны и не называйте их грабителями, а то ведь знаете, какое время сейчас, моментально заберут”».
Отец Василий был арестован на праздник Сретения Господня вечером 15 февраля 1938 года. Священника после службы пригласили совершить требы в домах прихожан. Когда он вернулся домой, его уже ждали сотрудники НКВД, которые устроили обыск, но ничего не нашли, так как у священника только и было, что несколько книг богослужебных и с нотами церковных песнопений. Супруга предложила ему одеться для тюрьмы в светскую одежду, но отец Василий на это сказал: «Нет, я пойду в рясе. Я этому посвятил всю свою жизнь». Уходя, он надел зимнюю рясу и скуфью и сказал супруге, чтобы она нигде его не искала, и если он будет жив, то подаст о себе весточку. Отец Василий был заключен в можайскую тюрьму и здесь сразу же допрошен.
– С кем вы поддерживаете связь? – спросил его следователь.
– Я лично прибыл в Большие Вяземы только в январе и не смог познакомиться ни с кем из граждан указанного прихода, в настоящее время связь ни с кем не поддерживаю, знаю только церковного старосту, ныне арестованного органами НКВД.
– Вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью и распространяете клевету против советского правительства. Требую от вас правдивого показания по предъявленному обвинению.
– В предъявленном обвинении в контрреволюционной деятельности и распространении клеветы в отношении советского правительства виновным себя не признаю.
На этом допросы были закончены. 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москву. Священник Василий Горбачев был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Семья ничего не знала о судьбе отца Василия. Дети, ожидая его возвращения, часто смотрели на дорогу. Иногда им казалось, что идущий по ней старичок их папа. Они подбегали ближе, но видели, что это не он. О его судьбе они узнали лишь в 1989 году.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года для общецерковного почитания.
Священномученик иерей Парфений
(Грузинов Парфений Васильевич, +26.02.1938)
Священномученик Парфений родился 30 января 1874 года в селе Рязанцы Богородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Василия Грузинова, прослужившего тридцать лет в Троицкой церкви в Рязанцах. Он умер, когда Парфению исполнилось одиннадцать лет. После смерти мужа мать Парфения, Параскева Петровна, стала работать просфорницей в Пятницкой церкви при Троице-Сергиевой Лавре. Восьми лет Парфений был отдан учиться в городское училище. В 1890 году он окончил Перервинское духовное училище, в 1896-м – Вифанскую Духовную семинарию, а в 1900-м – Московскую Духовную академию.
В 1901 году Парфений Васильевич был направлен псаломщиком в один из храмов Москвы; с этого времени и до 1933 года он служил в московских храмах псаломщиком. В 1933 году он был рукоположен во священника к одному из храмов Москвы, а в 1935 году был направлен служить в Михаило-Архангельский храм в село Михайловское Звенигородского района Московской области.
Во второй половине 1937 года снова начались массовые аресты, и сотрудники НКВД стали вызывать свидетелей для дачи показаний.
На основании подобного рода показаний была составлена справка на арест священника, и 15 февраля 1938 года отец Парфений был арестован, заключен в тюрьму в городе Можайске и на следующий день допрошен. Рассказав о своей деятельности как церковно- и священнослужителя, отец Парфений добавил:
– Всего без перерыва прослужил в разных церквях тридцать семь лет.
– Скажите, с кем вы поддерживаете связи? – спросил следователь.
– Связи я ни с кем не поддерживаю, за исключением высшего духовенства и благочинного.
– Вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью и распространяете клевету против проводимых партией и советской властью мероприятий. Требую от вас правдивых показаний по предъявленному обвинению в контрреволюционной деятельности.
– В предъявленном мне обвинении в контрреволюционной деятельности и распространении клеветы относительно мероприятий, проводимых правительством, я виновным себя не признаю.
Этим допросом следствие было закончено, и 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Парфения к расстрелу. Священник Парфений Грузинов был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В 1939 году сотрудники Звенигородского отделения милиции, в том числе и те, кто участвовал в осуждении отца Парфения, были арестованы и по обвинению в фальсификации уголовных дел приговорены к различным срокам лишения свободы. В качестве вещественного доказательства, среди прочих, было рассмотрено дело по обвинению священника Парфения Грузинова. Военный трибунал войск НКВД 13 марта 1940 года определил пересмотреть это дело. Однако постановлением следственной части НКВД было принято такое решение: "учитывая социальное лицо осужденного к высшей мере наказания Грузинова… решение тройки… оставить в силе".
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.
Священномученик протоиерей Василий
(Триумфов Василий Александрович, +26.02.1919)
Священномученик Василий (Василий Александрович Триумфов) родился в 1848 году. В 1870 году он окончил Псковскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника ко храму Покрова Пресвятой Богородицы в селе Бежаницы Новоржевского уезда Псковской губернии. Бежаницкий приход насчитывал в то время до тридцати деревень, в которых проживало более семи тысяч православных. Покровский храм был построен в 1791 году помещиками Философовыми, имевшими в Бежаницах два имения.
В 1894 году отец Василий организовал в своем приходе первое в Псковской губернии Общество трезвости, при котором была открыта чайная, выстроенная местными помещиками. Каждое воскресенье он проводил в чайной беседы на религиозно-нравственные темы. При чайной была устроена библиотека, в которой была как религиозная, так и сельскохозяйственная литература. В 1905 году отец Василий стал преподавать Закон Божий в церковноприходской школе и вскоре был назначен ее заведующим. Он был членом уездного отделения Епархиального училищного совета и членом благочиннического и попечительного советов. За беспорочную и усердную службу отец Василий в 1911 году был возведен в сан протоиерея.
20 февраля 1919 г. в Новоржевском уезде вспыхнуло вооруженное народное восстание, поводом к которому послужило решение губернского съезда представителей продовольственных отделов об уменьшении хлебного пайка. Вооруженные народные массы нескольких волостей объединились, начались бои, в которых с обеих сторон были убитые и раненые. Повстанцы были разбиты с помощью присланных из Пскова регулярных войск.
Для устрашения народа оперативно образованный Временный военно-революционный комитет 26 февраля 1919 г. постановил расстрелять содержавшихся в тюрьме Новоржевского рабочего дома 16 «контрреволюционеров», в т. ч. священников Василия (который уже был приговорен к расстрелу губ. ВЧК) и Гавриила Стефановича Преображенского. Приговор ввиду военного положения был приведен в исполнение незамедлительно.
Протоиерей Василий Триумфов был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода РПЦ от 30 июля 2003 г.
Священномученик протоиерей Иоанн и преподобномученица Анна
(Покровский Иван Семенович, Корнеева Анна Алексеевна, +26.02.1938)
Священномученик Иоанн родился в 1874 году в селе Аксиньино Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Семена Покровского. Окончил Московскую Духовную семинарию и в 1897 году был рукоположен во священника. В 1916 году отец Иоанн был назначен настоятелем Покровской церкви в селе Чиркино. За безупречное служение возведен в сан протоиерея и назначен благочинным храмов Малинского района.
27 января 1938 года власти арестовали протоиерея Иоанна, а 13 февраля – помогавшую ему в церкви послушницу Анну Корнееву, заключив их в тюрьму в городе Кашире.
На следующий день после ареста священника состоялся допрос.
– Следствие располагает материалами о том, что вы среди населения высказывали враждебность к советской власти.
– Я не могу припомнить разговоров, в которых были бы слова, враждебные советской власти, за исключением слов, обращенных к верующим, чтобы они молились за невинных людей, заточенных в тюрьму советской властью.
– Вы среди верующих говорили, что советская власть притесняет Церковь и служителей культа, при этом гнусно клеветали на советское правительство.
– Я говорил верующим, что по приходу ходить не разрешают, а раньше было свободно; с одной стороны, пишут, что религиозные отправления свободны, а с другой стороны, этой свободы мы не видим.
– Привожу вам выдержки из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной антисоветской деятельности. Признаете, что вы это говорили?
– Я это отрицаю, так как я ни с кем и ни при каких обстоятельствах это не говорил.
– Следствием установлено, что вы группировали вокруг себя бродячих церковников и монашек Малинского и других районов. Признаете это?
– Признаю, что ко мне часто приходили церковники Малинского, Коломенского и других районов.
16 февраля следователи снова допросили священника.
– Следствие располагает данными, что вы среди колхозников сел Чиркино и Щербинино выказывали враждебность к советской власти.
– Никакой антисоветской агитации среди колхозников с моей стороны не было; я лишь каждую службу в церкви говорил, чтобы верующие молились за лучших людей, которые заключены советской властью в тюрьму.
– Признаете ли вы себя виновным в антисоветской агитации среди колхозников и в организации контрреволюционной группы в селе Чиркино?
– Никакой антисоветской агитации среди колхозников не было, я был лишь недоволен тем, что советская власть не разрешает ходить по приходу.
На этом допросы были закончены. Уже после того, как священник подписал протокол, следователь в том месте, где было написано показание отца Иоанна, что священник Фаминцев сказал: «надо терпеть и переносить все тяжести, придет время, станем жить лучше», от себя поверх строки надписал: «когда придет Гитлер».
Преподобномученица Анна родилась в 1880 году в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Алексея Корнеева. В 1895 она поступила послушницей в Решемский Макарьевский монастырь в Костромской губернии, где пробыла до 1902 года и вернулась на родину. 13 февраля 1938 года послушница Анна была арестована и сразу же допрошена.
21 февраля Тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "систематическую антисоветскую и контрреволюционную агитацию, направленную на развал окружающих колхозов, распространение гнусной клеветы против совправительства, активную религиозную пропаганду".
26 февраля 1938 года члены церковного совета Анна Корнеева, Домна Котова, староста Наталья Фигурина и протоиерей Иоанн Покровский были расстреляны и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислены к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2001 года для общецерковного почитания.
Преподобномученица Ирина (Хвостова), послушница
(священномученик Сергий Лебедев и преподобномученицы Наталия (Ульянова), Ирина (Хвостова), Матрона (Алексеева) и Мария (Цейтлин))
В миру Хвостова Ирина Михайловна.
Память 13 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Бутовских новомучеников, в Соборе новомучеников Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря (мест., в обители).
Родилась в 1882 году в деревне Агинтово Константиновской волости Сергиевского уезда Московской губернии в семье крестьянина. Окончила сельскую школу и поступила послушницей в Новодевичий монастырь в Москве.
Обитель советской властью в 1922 году была закрыта. В зданиях монастыря разместились различные организации, часть помещений была занята под жилье. В обители послушница Ирина прожила до 1932 года, а затем уехала в село Никульское Сергиево-Посадского района.
В ходе массовых гонений на Церковь и верующих власти решили арестовать послушницу Ирину. 23 января 1938 года следователь НКВД вызвал двух человек на допрос, чтобы они дали необходимые для её ареста показания. Один из лжесвидетелей, двадцативосьмилетний колхозник, проживавший в селе Никульское, рассказал, что в декабре 1937 года слышал, как Ирина возле своего дома говорила колхозникам: "Не работайте в колхозе, все равно будете сидеть голодными, так как Бог от вас отказался и урожая хлеба хорошего не дает и не даст до тех пор, пока не будете признавать Его и веровать в Него". Другой лжесвидетель, двадцатитрехлетний колхозник, рассказал, что слышал от Ирины, как она говорила в декабре 1937 года в разговоре с колхозниками: "Вот Бог какое наказание создал вам, работаете в колхозе день и ночь, а сидите голодные. Вы лучше бросили бы работать, а молились бы Богу, и то сытнее было бы. Вот тогда бы коммунисты осознали бы, как вы сидели голодными, а то они живут за вашей спиной и беспощадно грабят".
31 января 1938 года была арестована и заключена в Загорскую тюрьму. В этот же день она была допрошена. Следователь, поинтересовавшись её происхождением и социальным положением, спросил:
– Обвиняемая Ирина Михайловна Хвостова, признаете ли вы себя виновной в распространении антисоветской агитации и в разложении работы колхоза?
– Виновной себя в антисоветской агитации, высказывании гнусной контрреволюционной клеветы против советской власти не признаю, но поясняю, что в декабре 1937 года я действительно говорила, что сейчас в СССР идет война, Япония уже пришла на территорию СССР, а поэтому коммунисты хороших людей арестовали и сослали в ссылку, сейчас ввиду этого и не пропускают писем. Я виновной себя признаю в том, что я среди населения проводила антисоветскую пропаганду, а именно: "Бог есть, и Он существует, и нам надо полагаться на Него".
На этом допрос был окончен.
19 февраля 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".
26 февраля 1938 года была расстреляна на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
Почитание
Была причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
В соответствии с ходатайством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 24 марта 2006 года, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в Московском Новодевичьем монастыре было установлено ежегодное празднование Соборной памяти святых новомучеников Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря в субботу перед Неделей святых жен-мироносиц. В их число вошли священномученик Сергий Лебедев и преподобномученицы Наталия (Ульянова), Ирина (Хвостова), Матрона (Алексеева) и Мария (Цейтлин). 6 мая 2006 года в этой обители был впервые отмечен праздник. К этой дате была написана икона святых мучеников и издана брошюра, с описанием житий святых.