Сщмч. Власия Севастийского, епископа (ок. 316); блгв. кн. Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца (1138); прп. Димитрия Прилуцкого, игумена Вологодского (1392).
Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867); прп. Кедмона Уитбийского, монаха (ок. 680; Кельт. и Брит.); прп. Гобнеты Коркской (VI; Кельт. и Брит.); прп. Венедикта Анианского (821; Галл.); мч. Георгия Софийского Нового (1515).
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский

Память 11 февраля, 3 июня (сретение образа) и в Соборе Радонежских святых.
Родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.
В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.
Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Так был создан Вологодский Преображенский монастырь. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.
Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания.

(Спасо-Прилуцкий мужской монастырь - Прилуки - г. Вологда, здесь под спудом покоятся мощи прп. Дмитрия Прилуцкого)
Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии почитание его распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).
Тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского
глас 1
Свыше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Ин тропарь преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского
глас 1
Свыше от Бога преподобне, благодать приял еси, Димитрие преславне,/ и Того силою укрепляем, / Евангельски ходити изволил еси, / отонуду же и от Христа возмездие трудовом обрете, всеблаженне, / Егоже моли/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского
глас 8
От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.
Ин кондак преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского
глас 3
Жезлом, святе Димитрие, от Бога данным ти,/ люди своя упасе на пажитех закона живоносна,/ зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих,/ яко да в бедах тя тепла предстателя имамы.
Священномученик Власий, епископ Севастийский

Священномученик Власий, епископ Севастийский, известен своей праведной, благочестивой жизнью. Он был единодушно избран жителями и рукоположен во епископа города Севастии. Было это в царствование римских императоров Диоклитиана (284 - 305) и Ликиния (307 - 324) - жестоких гонителей христиан. Святому Власию приходилось укреплять своих пасомых, посещать заключенных, поддерживать мучеников.
Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан. Слуги донесли господину, что на горе скрываются христиане, и он повелел схватить их. Однако посланные нашли лишь севастийского епископа. Прославляя Бога, призывающего его на подвиг, святой Власий последовал за воинами.
По пути святой исцелял больных и совершал чудеса. Так, бедная вдова пожаловалась ему на свою беду: волк утащил единственное ее достояние - поросенка. Епископ улыбнулся и сказал ей: "Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен..." И, действительно, ко всеобщему изумлению, волк прибежал обратно и принес добычу невредимой.

Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.
На другой день святого опять подвергли мучениям. Когда же его вели обратно в темницу, семь женщин шли сзади и собирали капли крови. Их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте, после чего христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией, тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко. У одной из женщин было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.
Святой Власий снова был приведен к Агриколаю и вновь непреклонно исповедал веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя, и все, войдя в воду, немедленно утонули. Святой же, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег.
Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы. Перед смертью священномученик молился обо всем мире, особенно же о тех, кто будет чтить его память. Это произошло около 316 года. Мощи священномученика Власия были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их хранятся во многих странах Европы.
Тропарь священномученика Власия
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяния обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Власие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Власия
глас 2
Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/ лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/ верою чтущия память твою веселия твоего исполни,/ моляся непрестанно о всех нас.
Ин кондак священномученика Власия
глас 8
Священия помазанием и мучения кровию украсился еси, славне Власие,/ и сияеши всюду, в Вышних ликуя/ и нас назирая, в храм твой пришедшия/и в нем тебе непрестанно зовущия:/ всех нас соблюди.
Святой благоверный князь Всеволод Псковский

Святой благоверный князь Всеволод, в Крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088 - 1093 и 1095 - 1117 годах княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий (+ 15 апреля 1132). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении.
Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых - собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве (+ 1128);. В Уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквам. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином,. победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.
В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, Киевский князь Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха - Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, выступили против племянника. Не желая междоусобиц, святой князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был "вскормлен" ими и не должен был уходить от них. "Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, - отметил новгородский летописец, - а целовал крест новгородцам, сказав, "хочу у вас умереть"".
Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на Чудь и присоединил к новгородским владениям Юрьев. Но тяжелый зимний поход 1135 - 1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание: "изгнание претерпел еси от своих", - поется в тропаре святому. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, "пустиша из города".

(св. равноапостольная великая княгиня Ольга)
Всеволод вновь ушел в Киев, и дядя Ярополк дал ему в держание Вышгородскую волость под Киевом, где в Х веке, в годы правления своего сына Святослава, жила святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга (память 11 июля). Ольга, "градов Киева и Пскова изрядная доброто", защитила своего неправедно обиженного потомка: в следующем, 1137 году жители Пскова, помнившие походы новгородско-псковского войска под водительством князя, призвали его на псковское княжение, на родину равноапостольной Ольги. Это был первый Псковский князь, избранный по воле самих псковичей.
Славным деянием святого благоверного князя Всеволода-Гавриила во Пскове была постройка первого каменного храма во Имя Живоначальной Троицы, на месте деревянного, времен равноапостольной Ольги. На иконах святого часто пишут держащим в руке храм "об одном верху - Святая Троица".
Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод - 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха "на утверждение граду". По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили святого Всеволода в храме святого великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя - щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни "Чести моей никому не отдам".
27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел.
22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно перенесены в главный храм собора.
Никогда не нарушалась глубокая духовная связь города святой равноапостольной Ольги со святым князем: он навсегда остался Псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы (память 1 октября) святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди Небесных защитников Пскова.
Тропарь благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила
глас 4
Из млада явился еси, Богомудре княже Гаврииле,/ Божественный сосуд, избран Богови,/ благочестием воспитан, веру непорочну соблюд/ и многи святыя церкви устроив,/ изгнание претерпел еси от своих,/ якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение./ С нимиже предстоя Святей Троице,/ молися, стране нашей сохраненной быти/ и всем нам спастися.
Кондак благоверного князя Всеволода, во святом Крещении Гавриила
глас 8
Многомудренно преселився во град Псков, блаженне княже Гаврииле,/ плод благий Богови в жизни сей был еси,/ присноцветущ добродетельми и, якоже Давид, незлобием./ Того ради получил еси жизнь вечную на Небесех,/ всегда зря Святую Троицу./ Моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Праведная царица Греческая Феодора
Феодора (815 - 867), Восточная Римская императрица, праведная

Родилась в 815 году в селении Евесса в Пафлагонии в благочестивой семье друнгария Марина и добродетельной Феоктисты, известными своей преданностью Православной вере. Семья принадлежала к армянской знати. У Феодоры было трое сестер - София, Мария и Ирина - и двое братьев - Варда и Петрона.
В 830 году прибыла на царские смотрины. Передается легенда, о том что Феодора одержала верх над остроумной Касией благодаря своему смирению и благочестию. Так она вышла замуж за импертора-иконоборца Феофила. При этом царица продолжала чтить святые иконы, хотя ей приходилось прятать их в своем доме. Ее мать, Феоктиста, покинула дворец и удалилась в основанный ею же женский монастырь. Еще при жизни мужа святая царица стала играть значительную политическую роль в империи и защищать почитателей икон перед лицом супруга.
В 842 году Феофил умер, перед смертью назначив Феодору главой регентского совета при их малолетнем малолетнем сыне Михаиле III. Царица Феодора приняла на себя правление империей при поддержке своего брата полководца патрикия Варды; дяди магистра Мануила; каниклия и логофета дрома евнуха Феоктиста.
Первыми её действиями стали меры по восстановлению православного иконопочитания: освобождение из заточения и ссылки поборников икон, изгнание патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика и выборы в патриархи святителя Мефодия. При содействии императрицы Поместный Собор, состоявшийся 11 марта 843 года в Константинополе, восстановил почитание святых икон и богословских учений VII Вселенского Собора. В первое воскресенье Великого Поста того же года в Храме Святой Софии был проведен великий праздник восстановления иконопочитания, который с тех пор стал отмечаться как Торжество Православия.
Кроме дел веры Феодора деятельно занялась и управленческими и военными вопросами, связанными с вторжением арабов на Сицилию и в Анатолию; восстаниями славян на Пелопоннесе и павликиан в Анатолии; военными компаниями против арабов Крита, Сирии и Египта. Царица заботилась о распространении Православия среди болгар, и благодаря её дипломатии удалось предотвратить намечавшуюся с Болгарией войну. По общей оценке в период её регентства дела управления империей велись хорошо, положение государства упрочилось.
Вследствии её занятости, воспитанием юного императора в основном занимался ее брат Варда, развивавший в юном императоре непозволительную распущенность. Варда со временем настолько укрепился что уже осмеливался презрительно обращаться и даже угрожать самой царице Феодоре. Когда Варда совершил убийство своего соправителя Феоктиста, Феодора прокляла Варду и, представив сенату отчет о состоянии государственной казны, удалилась от дел в 856 году.
Впоследствии, её собственные сын Михаил и брат Варда приказали заключить благоверную императрицу вместе с дочерьми Анной, Феклой, Анастасией, Марией и Пульхерией в Монастырь Гастриев (Μονή των Γαστρίων) в Константинопольском районе Гипсомафиев (των Υψομαθείων, ныне Саматья), где они были пострижены в монахини. Там святая Феодора посвятила себя молитве и духовному совершенствованию, известно Евангелие писанное ее рукой. Святая мирно скончалась в 867 году.
Житие царицы и позднейшие летописцы представляют благоверную Феодору образцом супруги и христианской царицы. Однако, она была не чужда властолюбия и даже корыстолюбия.

(икона св. царицы Феодоры в кафедральном соборе Керкиры, Греция)
Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Керкиры (ныне Корфу). Честные останки были положены в храме Пресвятой Богородицы Спелеотиссы. Сейчас это Кафедральный Собор г. Керкиры.

(кафедральный собор Керкиры, о. Корфу, Греция)
Добавлю от себя, что в Греции, особенно на Корфу, где покоятся святые мощи Царицы Феодоры почитают её очень сильно. В дни празднования святой службу часто возглавляет Митрополит. Вот тут, например, служит Высокопреосвященнейший митрополит Корфу Нектарий:

Преподобный Кедмон Уитбийский (Caedmon), монах, поэт, религиозный писатель

(Святой Кедмон. Современный барьельф с памятника, установленного святому в Уитби)
Прп. Кедмон был пастухом при монастыре в Уитби. Согласно рассказу прп. Беды, он обрел свой поэтический дар чудесным образом:
До зрелых лет он жил в миру и никогда не учил ни одной песни. Когда на пирах, где для увеселения часто пели песни по очереди, ему протягивали арфу, он в смущении вставал посреди пира и шел домой. После одного такого случая он покинул дом пиршества и пошел в хлев к коровам, поскольку была его очередь сторожить их ночью. В скором времени он расслабил члены и уснул, и во сне некто подошел к нему, приветствовал и назвал по имени. "Кедмон, - сказал незнакомец, - спой мне что-нибудь". Кедмон ответил: "Я не умею петь; из-за этого я и оставил пир и пришел сюда". Тогда незнакомец сказал: "Все равно спой мне". "Что же мне спеть?" - спросил Кедмон. "Спой о начале творения", - сказал тот. И Кэдмон начал никогда не слышанными им прежде стихами петь хвалы Господу Создателю. Проснувшись, он вспомнил все, что пел во сне, и тут же сложил новые стихи в той же манере, восхваляя Бога подобающим стилем.
Узнав о чуде, игумения монастыря, прп. Хильда Уитбийская, постригла его в монахи, и он провел остальную часть жизни в монастыре в Уитби, сочиняя песнопения.
Предвидев время своей смерти, прп. Кедмон причастился и попрощался с братией, хотя на вид совсем не был болен, после чего в мире скончался.
Его гробница являлась объектом паломничества в аббатстве Уитби.
Его "Гимн творению" является наиболее древним поэтическим памятником англо-саксонской литературы:
Ныне восхвалим громко / Творца Небесного Царства, / Создателя всякой силы / с Его премудрым советом, / деяния Отца славы, / когда Он, предвечный Боже, / дал всем чудесам начало. / Сначала воздвиг Он небо, / укрыв им детей человека, / и после великий Хранитель / всего человечьего рода, / создал Всемогущий землю.

Крест Кэдмона. Нортумбрийский песчаник. Установлен в 1898 на кладбище монастыря Уитби (Whitby). Кэдмон изображен на нижней из четырех панелей креста. В его руках англосаксонская арфа. На верхней панели – Христос, на второй сверху – царь Давид, на второй снизу – настоятельница монастыря Святая Хильда. Надпись гласит: "To the glory of God and in memory of Caedmon the father of English sacred song fell asleep hard by 680".
Преподобная Гобнета Коркская (Gobnet, Gobnata), игумения

(Cвятая Гобнета - покровитель пчеловодов в Ирландии)
Ирландская игумения, ученица св. Аббана. Когда св. Аббан основал монастырь в Балливурни (Ballyvourney), что в графстве Корк (Cork), св. Гобнета стала его настоятельницей. Местный источник носит её имя.
Тропарь
глас 3
As a spiritual child of the God inspired Abban/ thou didst worthily guide many into monastic virtue, most holy Gobnet./ Wherefore we entreat thee to intercede for us/ that we may be guided aright/ and be found worthy of the great mercy of Christ our God.
Кондак
глас 5
Praise and honour are thy due/ O physician of bodies and souls,/ most pious Gobnet./ As thou, being blessed with the gift of healing,/ didst bring to many the wholeness and peace of Christ,/ pray now for us that our tormented souls/ may come to know the joy of godly healing.
Преподобный Венедикт Анианский, игумен

Гот, первоначально известный как Витица (Witiza), сын Эгульфа (Aigulf). Родился в Магелоне, что на юге Франции. Получил образование при дворе Пипина Короткого и остался на службе при дворе. Принял участие в итальянской кампании Карла Великого в 773 году. Однако, в 774 году, после спасения с опасностью для собственной жизни своего брата, утопавшего в реке, Венедикт оставил своего господина и посвятил себя жизни во Христе, постригшись в монахи.
Венедикт был принят в монастырь Сент-Секуан (Saint-Sequanus), где подвизался с усердием и усвоил монашеский устав святого Венедикта. По возвращении домой в 779 году, он основал неподалёку от Монпелье на своих собственных наследственных землях около небольшой реки Аниан (Aniane) монашескую общину, которая вскоре превратилалась в большой монастырь Аниан. Обитель стала образцом и центром проведения монашеской реформы по восстановлению строгомонастырской жизни во Франции, проводимой Людовиком Благочестивым. Святой Венедикт был главным советником короля в вопросах реформы.
Венедикт принимал участие в соборах, состоявшихся в Аахене в 816 и 817 годах, результаты которых были воплощены в важных решениях о восстановлении монашеской дисциплины, датированных 10 июля 817 года. Он был одним из лидеров этих соборов и сам преобразовал многие монастыри сообразно указанным постановлениям.
Чтобы он был поближе к королевскому двору, Людовик Благочестивый основал на Инде, речке неподалёку от Аахена, монастырь Корнелимюнстер (Cornelimünster), который должен был стать образцом для других монастырей и находиться под окормлением Венедикта.
В догматическом споре по адопционизму с Феликсом из Ургеля Венедикт занял православную позицию. Для продвижения реформ, он собрал воедино монашеские правила. Святой преставился 11 февраля 821 года в Корнелимюнстере.
Ученик Венедикта, монах Ардо, написал биографию великого игумена.
Мученик Георгий Новый, Кратовец, Софийский

Память 11 февраля в день кончины, 26 мая в день перенесения мощей и в Соборе Болгарских святых
Родился в конце XV века в благочестивой славянской православной семье на Балканах, в землях находившихся под владычеством турок.
О молодых годах Георгия существует два предания. По одному, он родился в знатной болгарской семье, жившей в столице Болгарии, городе Средце (ныне София). Святой Георгий был испрошен у Бога усердной молитвой его родителей, Иоанна и Марии, которые до преклонных лет оставались бездетными. Младенца крестили во имя святого великомученика Георгия. Родители его скончались, когда Георгию исполнилось 25 лет.
По другим данным, он был уроженцем Кратова, в десяти часах ходьбы от Штипа, в нынешней Македонии. Его родители Димитрий и Сара были людьми благочестивыми. Когда Георгию исполнилось шесть лет, родители отдали его учиться грамоте, и он учился с большими успехами. Затем Георгий освоил ювелирное дело. После смерти отца, он рано остался сиротой. Прекрасный лицом и статный юноша опасался оставаться в родном городе, чтобы его силой не взяли служить при дворе султана, что случалось тогда часто. Он отправился в Средец, где остановился в доме просвещенного и богобоязненного священника Петра. Ко времени вскоре последовавшего мученичества ему было 18 лет.
Свидетельства сходятся на том, что юноша Георгий получил хорошее образование, внимательно изучил Священное Писание, был благочестив и целомудрен. Он был высок ростом и строен, с высокими и густыми бровями, нрава смиренного и простосердечного. Он никогда не смеялся напрасно, не празднословил, ни чем не хвалился и никому ни в чем не завидовал.
Георгий был замечен магометанами, которым захотелось привлечь к себе такого примерного юношу. Они выбрали среди своих ученых людей – улемов - сообразительного человека для того, чтобы он поговорил с Георгием. Законник, заказав ювелиру работу, пытался привлечь юношу обещаниями богатой жизни, если тот обратится. В ответ Георгий обличил грязную жизнь мусульманских правителей, судей и начальников, указав неугодность Богу жертв от нечистого сердца. В противоположность он сказал о святых христианах и предложив законнику удостовериться в нетлении и мироточении почивающих с Средце мощей святого короля Милутина. Посрамленный законник ушел и стал подговаривать мусульман расправиться с Георгием, так как тот может многих обратить к Христианству. Местный мусульманский судья велел привести к себе Георгия, но не насильственно.
Однако, прийдя к нему, турки надели на голову святого тафью, - круглую шапочку, в которой мусульмане входят в свои молитвенные дома, - но Георгий сбросил её на землю. Турки с побоями и руганью повели мученика к судье. Георгий понял, зачем его зовут, но не хотел уклоняться от свидетельствования о Христовой истине.
Судья был поражен мужественным обликом и красотой лица святого Георгия и стал ласково убеждать его принять магометанство, обещая всевозможные почести и богатство от султана Селима. Но святой смело и твердо исповедал веру в Господа Иисуса Христа и порицал заблуждения магометанства. Присутствующие мусульмане стали требовать расправы и Георгий был заточен.
Священник Петр смог убедить начальника тюрьмы отпустить Георгия на короткий срок и убеждал юношу держаться твердо до конца и принять мученичество. Затем Георгий снова был возвращен в тюрьму, и снова угрозами был склоняем к исламу. Отказавшись отрекаться от веры, он был брошен закованным в темницу. Через неделю Георгий снова предстал перед судом, где снова обличил ошибки ислама и исповедовал Христа. После этого судья отдал мученика на растерзание толпы. Это случилось 11 февраля 1515 года, в мясопустую неделю.
Над святым издевались, а затем повели по городу под барабанный бой с криками: «Не ругай Магомета и не унижай веру мусульман». Когда мученик проходил мимо церкви святой Софии, священник Петр ободрил его, а Георгий попросил его молитв. Стражники отогнали священника, но он поднял христиан на молитву об укреплении Георгия в исповедническом подвиге.
Наконец, посреди города разожгли большой костер, чтобы сжечь святого Георгия, но он, ослабев от ран, упал на землю. Вновь отказавшись отречься от Христовой веры, он был брошен в огонь. Пребывая в молитве и укрепляемый Божией благодатью, святой держался твердо. Когда перегорели веревки, которыми были связаны его руки, он перекрестился и громко сказал: "Господи Иисусе Христе, в руки Твои предаю дух свой!"

(Страдание мч. Георгия Нового)
Тогда один из присутствовавших схватил полено и ударил им мученика по голове, после чего Георгий испустил дух. Сразу за этим, не смотря на то, что сияло солнце, на небе появилось облако, и хлынул дождь. Христиане прославили Бога и просили отдать им тело мученика, но мусульмане желали лишить их и святых мощей. Набросав на костер трупы животных, они намерились сжечь все без остатка. Хотя в костер подкладывали много дров, чудесным образом только тело мученика осталось несгоревшим.
С наступлением темноты место, где было брошено тело мученика, озарилось ярким светом. Ночью один христианин взял тело мученика и отнес в свой дом, а оттуда оно было перенесено в соборный храм великомученика Георгия. Затем и мусульманский судья позволил священнику Петру похоронить честные останки Георгия.
Почитание
Почитание святого мученика началось сразу же после его кончины, и его духовник составил ему церковную службу. Эснаф золотых дел мастеров в Средце, почитая память святого Георгия , установил сразу после его мученичества обычай праздновать 11 февраля как свой профессиональный праздник, и избрал святого Георгия Нового своим покровителем.
Спустя несколько месяцев, святые мощи были вырыты из могилы и митрополит Иеремия в сопровождении клира перенес их в Георгиевский кафедральный собор, где их поместили в раку. Это произошло 26 мая.
Однако, местные церковные власти медлили открыто прославить святого из-за страха турок. Поэтому формальное прославление мученика состоялось через 14 лет после его мученической кончины в Новгороде, состоявшем в торговых отношениях с Балканскими землями. По распоряжению архиепископа Новгородского святителя Макария была составлена служба и стала почитаться память Георгия Нового, вскоре распространившись по всей России. Житие святого было составлено около 1539 года русским монахом Илией.
Когда Болгария и Сербия освободились от турецкого ига, они стали пользоваться службой составленной в России, а составленная изначально в Софии долго оставалась достоянием библиотеки.
Служба святому мученику Георгию находится в Минее под 26 мая. В некоторых календарях даже возникает путаница, и "Георгий Новый" под 11 февраля различается с "Георгием Новейшим" под 26 мая.