filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Дела минувшие...вопросы и ответы ( ч.17)

Христос посреди нас!

часть семнадцатая.
Часть первая тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/12230.html

Вопрос 128: Каким образом дьявол искушал Христа, что за абсурдная ситуация когда божье создание искушает бога (всемогущее существо), на что он при этом рассчитывал?

Ответ: И действительно- как можно искушать Иисуса Христа, если это Сам Бог ? А Бог Безгрешен по Существу Своему:
Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин.1: 5),
и в общем то сатана зря старался.

Однако, если сатана искушал Иисуса Христа, значит, была у него некоторая надежда на то, что Христос ему подчинится. На чем же была эта надежда основана и вообще- что произошло в то время в пустыне, когда дьявол приступил к Сыну Божьему?

Надо сказать, что в первом веке в Иудее стали одни за другим сбываться ветхозаветные пророчества и многие люди ожидали появления Мессии. Ждал и дьявол с понятной целью- помешать исполнить Ему свою миссию, а, может, если получится и убить. Мы знаем, что ослепленный ненавистью часто пытается совершать совершенно дикие и непонятные поступки для решения своих проблем. Понятно, что проблема таким образом не будет решена, однако, ослепленный ненавистью человек все равно старается и совершает заведомо не приводящие к решению проблемы действия. За примером далеко ходить не надо- можно вспомнить недавний расстрел в офисе одним клерком своих сослуживцев. При этом человек этот вполне вменяем с точки зрения врачей.

Уже пытался дьявол убить Богомладенца руками Царя Ирода и, возможно, он повторил бы эти попытки, если бы не был сокрыта миссия Его до времени (мы помним, что Иисус Христос вышел на служение в возрасте тридцати лет).
И первое,что сделал Сын Божий выйдя на служение,- принятие крещения от Иоанна Предтечи, всеми почитаемого пророка и праведника. Такое крещение не носило еще силы Таинства, каким оно стало в христианстве. Омовение в водах реки Иордан (не какой-то особенной в ту пору, а просто единственной большой реки в Иудее), которое предлагал Иоанн, неспособно было на самом деле очистить человека от греха. Оно даже не отменяло принесения храмовой жертвы за грех, необходимой по ветхозаветному Закону. Однако омовение на глазах у всех, практически публичное признание: "Я согрешил пред Тобою", безусловно, помогало человеку раскаяться и бороться с грехом, чтобы не повторять его в будущем.
Крещение (омовение), которое совершил Иоанн над Иисусом было особым. На Сыне Божьем не было никакого греха, в отличие от тех людей, что приходили прежде и Предтече и крестились. И совершая публичное омовение, как простой человек, Господь, не имеющий в себе никакого греха, берет на себя все грехи мира, чтобы в последствии искупить их на Кресте.

Крестившись
Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4: 1-2).

Дьявол приступает к искушению по прошествии сорока дней, а не раньше. Это понятно - сорок дней Христос был погружен в молитву, и прервать Его разговор с Отцом не смог бы никто — если бы не человеческая природа Господа, нуждавшаяся в пище. Святитель Василий Великий пишет:

"По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, если б чрез алкание не снизошел до человеческой немощи. И только когда дала о себе знать человеческая природа Иисуса Христа, дьявол сумел приступить к искушению."

Надо понимать, что сатана не мог понимать и знать о тайне Боговоплощения, по крайней мере - разбираться в том- что на самом деле произошло, дьявол не мог и быть уверен, что Иисус — это действительно Мессия. Поэтому, как только Христос удалился в пустыню, дьявол принял решение лично прийти, увидеть — и победить.
Первое поражение он потерпел не смея приступить к Нему все сорок дней поста и молитвы (это, кстати, и всем нам еще одно напоминание о необходимости соблюдать посты и молиться усердно- сим отгоняется лукавый дух).

Итак, как сатана искушает Иисуса?

Надо сказать, что действует он также, как и в случае, когда искушал Еву. Он не говорит: "сделай то-то и то-то ", но он лукаво, как бы издалека говорит ей:

подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3: 1).

То есть- не обманул ли Вас Бог? Не сильный ли запрет наложил- ни от какого дерева не есть?
То есть он подводит человека к тому, что б последний вступил с ним в диалог.

Так и в случае с искушением Иисуса Христа, дьявол начинает издалека:

И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4: 3).

Сатана не мог быть до конца уверен, что Иисус Сын Божий,
припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему с словами сомнения (свят. Иоанн Златоуст).

Он нарочно не упоминает о том, что Христос голоден, но льстит Ему и коварно напоминает о Его достоинстве: "если Ты Сын Божий..." Дьявол, искушая Христа, предлагает Ему употребить Свою Божественную силу, чтобы насытиться, совершить чудо для одного Себя — и заодно ловко проверить, есть ли предел всемогуществу Бога.

Как же отвечает Иисус? А Он отвечает так, как должна была бы ответить Ева - не вступая в разговор сослаться на Заповедь, данную им с Адамом.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (Мф. 4: 4).

Эта фраза взята из библейской книги Второзакония (8:3) и была, конечно, на слуху у всех иудеев со времен Моисея. По сути, Господь не стал ни слушаться дьявола, ни заявлять о Своем достоинстве — Он просто отверг искушение, даже не вступая в спор с сатаной. Так должна была поступить и Ева.

Не получив ответа на свой вопрос о том - кто же такой Иисус и подлинно ли Он Мессия, дьявол не отступает и по другому выбирает свой путь борьбы. Услышав из Уст Иисуса Христа ссылку на Закон, сатана пытается действовать также приводя текст из Ветхого Завета:

Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею
(Мф.4: 5-6).

Интересно повторяющееся обращение сатаны ко Христу — если Ты Сын Божий,- он не оставляет попыток узнать- кто перед ним- подлинно ли Мессия?
Второе искушение — это попытка сыграть на честолюбии. Броситься на глазах у всех с Иерусалимского Храма, чтобы ангелы подхватили Его в полете — что могло бы ярче доказать Божественную природу? Дьявол, уверенный в своем умении лгать, призывает человека Иисуса (напомним, что сатана еще не уверен, что это — Христос) проверить, выполняет ли Бог Свои обещания, буквально испытать Писание на себе — явятся ли ангелы, спасут ли?

Но Христос не поддается и на эту уловку и вновь отвечает текстом из Второзакония:

Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4: 7).

Есть некоторая разница между тем, когда Господь приводит текст из Писания в первый раз и во второй. Во втором случае добавляется слово "также". Это указание нам на то, что не следует выдергивать отдельные фразы из Писаний и трактовать их как нам вздумается, как нам выгодно. Писание следует рассматривать целиком, в контексте времени, места и обстоятельств.

Вот как этот эпизод разбивается в толковой библии под редакцией Лопухина:
В первом искушении мысль, которую диавол внушал Спасителю, была собственной мыслью диавола и потому естественно, если она была опровергнута словами Священного Писания. Употреблять тот же метод опровержения во втором искушении значило бы опровергать Священное Писание. Текст, выбранный диаволом, был сам по себе верен; верно было и его приложение к людям и к Самому Спасителю, хотя и не при тех обстоятельствах, в каких Он находился. Неправильность заключалась в том, что этот текст выставлен был как орудие искушения. Поэтому Христос, не опровергая слов диавола самих по себе, указывает только на характер его поступка или действия. Словами Священного Писания неправильно искушать Бога, давшего это Писание и сообщившего ему Свой Божественный авторитет. Поэтому в данном случае «прибавка» Иисусом Христом «выражения из Писания есть квалификация и толкование его, но не опровержение«(Элфорд, 1863) (http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_51=4).

Наконец дьявол, посрамленный уже трижды (первый раз, напомню- не смея приступить к Спасителю во время поста и молитвы) прибегает к последнему оружию своему - подкупу.

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне
(Мф. 4: 8-9).

Предлагая первые два искушения, дьявол еще сомневается, что Иисус — это Спаситель. Но в третий раз отец лжи уже не спрашивает Его ни о чем, а просто и грубо предлагает "взятку". Предать Отца, поклониться сатане — и получить мировое господство, получить и власть над людьми, которую можно использовать в том числе и для того, чтобы всех спасти… Как просто было бы так поступить, и не понадобился бы даже Крест — вот, дьявол сам предлагает Христу взять Самому в руки власть над миром, предать Бога, и ценой этого пусть даже притворного предательства облегчить изначально трудную, и при этом еще и смертельно опасную задачу по спасению мира. Наверняка тут была и попытка сыграть на таких элементарных человеческих грехах, как жадность и жажда власти. А еще поклон перед дьяволом означал бы, что Христос признал, будто бы зло непобедимо, будто сатана и вправду всемогущ и правит миром по праву сильнейшего.
Но не будем забывать, что дьявол был рабом. Поклониться рабу- а именно это предлагал Спасителю отец лжи, было логически несостоятельно и Сын Божий отвергает эту несостоятельность:

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4: 10).

Иисус Христос и в третий раз отвечает сатане текстом из Второзакония. На этот раз Он уже прямо призывает дьявола с ее помощью вспомнить, Кому на самом деле принадлежит все творение. Христос призывает падшего ангела снова поклониться Себе, как истинному Господу и Богу. И тем более в этот момент становится очевидной ложь врага, ведь тот предлагает Христу власть в обмен… на признание собственной власти. Но разве можно стать владыкой чего-либо, склонившись перед другим "владыкой"? Эта ложь легко проявляется Спасителем и дьявол уходит посрамленный:

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4: 11).

И еще раз напомню, что то, как отвечал Господь на искушения сатаны было и исправлением ошибки первых людей в Эдемском Саду. Адам и Ева не смогли устоять перед искушением — и мир для них стал враждебной пустыней. Но Христос, как новый Адам, исправляет ошибку первых людей. Он уходит в пустыню и там побеждает все те же самые искушения дьявола — чтобы разрушить власть тьмы и снова вернуть нас в Царство любящего Отца.

Вопрос 129: Некий Кураев говорит, что там (в аду) были и праведники. И только после жертвы Христа эти праведники смогли попасть в рай. Собственно вопрос почему?

Ответ: Это говорит не только Кураев, но и вся православная христология.
Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды
(1 Пет. 3: 18-20),

говорит святой апостол Петр с проповедании Слова Божьего во аде Господом Иисусом Христом.

Святой Климент Александрийский рассуждая над словами ап. Петра писал так:

Разве не показывают (Писания), что Господь благовествовал и погибшим в потопе, лучше же — скованным и содержавшимся в темнице и узах?.. Делает, думаю, и Спаситель Свое спасительное дело. Он и совершил его, всех возжелавших уверовать в Него — где бы те ни находились — через проповедь привлекши ко спасению. Если же Господь сходил во ад не с иной целью, кроме как чтобы благовествовать, — а Он (действительно) сходил (туда), — то благовествовал Он всем или только одним евреям? (Против ересей),

И приходит к выводу что спасутся все уверовавшие, даже если они были из язычников, исповедуя (Господа) уже там, в аду.

Ранее же этого было сделать нельзя по той причине, что ад ( шеол) был вместилище всех умерших душ - и праведников и грешников. И те и другие оказывались в шеоле. Правда, праведники не испытывали мучений, находясь в особом месте - на Лоне Авраама, но и райских блаженств там, конешно, не было - было мучительное ожидание Спасителя.
Как я уже писал Выше- Бог не желал нарушить Им же основанные законы нравственности, а т.к. человек сам себя спасти не мог, то все попадали в шеол- по действующему закону, т.к. никто не был без греха.
Но Господь - Он был без греха и сойдя во ад он разрушил его оковы. И теперь Он мог вывести и зада всех, кто желал за Ним идти и исповедал Его Господом. Потому что закон был изменен, но не Господь его изменил, а сатана, руками иудеев приговоривший Иисуса Христа к казни и руками римских воинов Его казнивший. Но, как мы знаем, все умершие должны были попасть в шеол - по закону, и Христос, до конца исполняя закон, так же сошел во ад. Но по закону во ад принимал всех , кто имел на себе грехи, а Христос грехов на себе не имел. Тем самым, сатана сам первым нарушил закон.

Очень образно сошествие во ад описывает протоиерей Андрей Ткачев:

«Богач, превратившийся в последнего нищего, — это бледная тень того изменения, которое произошло с нашими прародителями. С высоты легко упасть, но на высоту трудно подняться. И наши прародители, утратившие блаженство, стали так же жалки и беззащитны, как птенец, упавший из гнезда.

Они ещё не знали, что это не последняя точка падения, что им придётся падать ещё, дальше, глубже, до самого ада. Их длинная жизнь, проведённая в ожидании спасения, подошла к концу, и они, отделившись душами от тел, сошли в мрачное и безрадостное место.

Шеол. Так называли евреи то царство теней, где души, потерявшие плоть, но сохранившие память и веру, ожидали Мессию. Там не было радости, песен, псалмов, но только тьма и долгое, тягостное ожидание. Лучшие из лучших тоже сходили туда. Моисей, с которым устами к устам разговаривал Бог, опустился во мрак. Самуил, Давид, Давидовы дети сходили туда же. Каждого вновь прибывшего встречали вопросом: Он пришёл? Ты видел? Ты дождался?

— Нет, — отвечали один за одним нисходившие в ад и присоединялись к ждавшим.

Псалом 90-й заканчивается так: «Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое». Эти слова исполнились на праведном Симеоне-Богоприимце. Он увидел Спасителя, он не умер раньше, чем произошло Его благословенное Пришествие. И Симеон умер, как и было ему предсказано, с миром. Он, насыщенный днями, первый опустился в Шеол, чтобы сказать «я видел». Его руки помнили тепло Иисусова тела, его глаза смотрели на Сына Божия. Бог явил ему «спасение Своё». Об этом узнали узники ада, и ждать стало легче.

Но время в Шеоле тянулось не так, как на земле. Там, где нечем развлечься, где нет никаких утешений, ожидание — это настоящая пытка. Долгих тридцать лет прошло до тех пор, пока не спустилась в ад чистая душа Предтечи, омытая кровью мучения. Его слова были ещё радостнее.

— Мессия проповедует. Он исцеляет и воскрешает. То, что пророки говорили о Нём, исполняется. Спасение близко.

— Его убьют, — сказал Исаия. — Мне было открыто, и я говорил о Нём, что Он — муж скорбей и изведавший болезни.

— И я в псалмах пел о том, что Ему пронзят руки и ноги и что о Его одежде будут метать жребий, — сказал Давид.

— И мы с Ильёй видели Его на Фаворской горе, — отозвался Моисей, — мы говорили с Ним о Его страданиях. Вы правы.

Голоса пророков раздавались громче и громче. Каждый из них что-то знал о Христе, каждому была открыта Духом Святым какая-то грань Его подвига.

Родился в Вифлееме, Мать Его непорочна, Он въедет в Иерусалим на осле, Его предадут за ничтожную сумму денег. Шеол никогда не слышал такого оживления. Как вдруг затворы адовы затрещали. Всё пришло в движение, и раздался голос: «Поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!» — «Кто сей Царь славы?» — спросили перепуганные адские стражники. — «Господь сил, Он — Царь славы», — раздался ответ (см. Пс. 23), и густая, вековая тьма озарилась ярчайшим светом. Господь, совершивший победу, грозный и милующий одновременно, сошёл в преисподнюю. Его схождение вспороло аду брюхо так, как нож кухарки вспарывает брюхо пойманной рыбе, и теперь все, кто ждал его, — свободны. Но не толпой, а по порядку устремились праведники к Спасителю. Вначале они расступились, и Христос, внимательно всматриваясь вглубь, сказал слова, однажды уже звучавшие: «Адам! Где ты?»

— Я здесь, Царю мой и Боже мой, — сказал тот, кто в раю говорил: «я наг и скрылся». Праотец с праматерью смотрели на Христа с трепетом, в любую секунду готовые опустить глаза. Ведь это они — виновники всемирной трагедии.

Господь протянул им руки и, когда их ладони встретились, с силой повлёк их наверх. Их и их детей ждал рай. Уже не земной, но новый — небесный. И он уже не был пуст. Там уже был благоразумный разбойник, не отмычкой, но покаянием открывший себе двери в страну блаженства
» (Возвращение в рай).

С любовью,
рБ Дмитрий


Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/84744.html
Tags: Вопросы и ответы, Православие, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments