Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (107).
Сщисп. Варсимея, еп. Едесского (114); мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297); мчч. Сильвана епископа, Луки диакона и Мокия чтеца (312); свт. Валерия, еп. Трирского (2-я пол. III в./ок. 320; Герм.); пПрп. Гильды Премудрого (ок. 570; Галл., Кельт. и Брит.); блгв. Ашота Куропалата, царя Тао-Кларджетского (829; Груз.); свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского (1194);сСвт. Игнатия, еп. Смоленского (1210); свтт. Герасима (ок. 1441-1467), Питирима (1455) и Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских; мч. Димитрия Хиосского (1802; Греч.).
Сщмчч. Иоанна и Леонтия пресвитеров, Константина диакона и с ними 5 мучеников (1920).
Собор Екатеринбургских святых.
Святые дня, молите Бога о нас!
Собор Екатеринбургских святых.
Празднование нового памятного дня Святейшим Патриархом Кириллом благословлено в день образования Екатеринбургской епархии — 11 февраля.
В состав собора включены имена 63 святых XVII-XX веков, подвижническая и мученическая жизнь которых непосредственно связана с Екатеринбургской епархией.
Возможно, что в их честь в ближайшее время будет освящен и один из новых храмов Екатеринбургской епархии.
Собор Екатеринбургских святых
• страстотерпцы царь Николай, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (4/17 июля 1918);
• преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (5/18 июля 1918);
• праведный Симеон Верхотурский (†1694; прославление — 18/31 декабря, перенесение мощей из Меркушино в Верхотурье — 12/25 сентября, второе обретение святых мощей —12/25 мая);
• преподобный Василиск Сибирский (29 декабря/11 января 1824);
• преподобный Зосима (Верховский) (24 октября/6 ноября 1833);
• преподобный Илия (Чеботарев) (30 ноября/13 декабря 1900);
• преподобный Арефа (Катаргин) (15/28 мая 1903);
• блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (10/23 июня);
• блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (10/23 июня).
Святые, прославленные в Соборе новомучеников и исповедников Российских (по уездам, в которых они совершали свое служение на момент кончины):
• священномученик Аркадий (Ершов), епископ Екатеринбургский (21 октября/ 3 ноября 1937).
Екатеринбургский уезд:
• священномученик Иосиф Фомич Сиков, священник Знаменской церкви Верхне-Тагильского завода Екатеринбургского уезда (14/27 июня 1918);
• священномученик Петр Симеонович Смородинцев, священник Иоанно-Предтеченской церкви с. Кочневского Екатеринбургского уезда (23 июня/6 июля 1918);
• священномученик Павел Иванович Чернышев, священник Успенской церкви Ново-Уткинского завода Екатеринбургского уезда (7/20 июля 1918);
• священномученик Иоанн Степанович Плотников, диакон Сретенской церкви Пышминского завода Екатеринбургского уезда (30 июля/12 августа 1918);
• священномученик Владимир Павлович Холодковский, священник Николаевской церкви села Тупицынского Камышловского уезда (после революции — Пышминского района) (31 июля/13 августа 1937);
• священномученик Вячеслав Георгиевич Луканин, диакон Преображенского собора Невьянского завода Екатеринбургского уезда (3/16 августа 1918);
• священномученик Петр Иванович Иевлев, священник Спасо-Преображенского собора Невьянского завода Екатеринбургского уезда (26 августа/ 8 сентября 1918);
• священномученик Иоанн Всеволодович Вишневский, священник церкви во имя святого Прокопия Устюжского села Федьковка Екатеринбургского уезда (19 ноября/2 декабря 1920).
Верхотурский уезд:
• преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) (14/27 января 1961);
• священномученик Сергий Александрович Увицкий, священник Выйско-Николаевской церкви поселка Нижнее-Тагильский завод Верхотурского уезда (27 февраля/12 марта 1932);
• священномученик Константин Стефанович Богоявленский, священник Михаило-Архангельской церкви села Меркушинского Верхотурского уезда (14/27 июля 1918);
• священномученик Николай Александрович Удинцев, священник Вознесенской церкви села Коптеловского Верхотурского уезда (25 июля/7 августа 1918);
• священномученики Иоанн Иоаннович Шишев и Иоасаф Степанович Панов, священники Георгиевской церкви села Мироновского Верхотурского уезда (13/26 августа 1918);
• священномученик Павел Иванович Фокин, священник Сретенской церкви села Мурзинского Верхотурского уезда (27 августа/ 9 сентября 1918);
• преподобномученик Аполлинарий (Мосалитинов), иеромонах Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (30 августа/12 сентября 1918);
• священномученики Петр Федорович Дьяконов и Алексий Николаевич Кузнецов, священники Иоанно-Богословской церкви Верхнесалдинского завода Верхотурского уезда (18 сентября/1 октября 1918);
• преподобномученики Иакинф (Питателев) и Каллист (Опарин), монахи Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (17/30 октября 1918);
• преподобномученик Вениамин (Зыков), архидиакон Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (19 ноября/2 декабря 1937).
Ирбитский уезд:
• священномученик Алексий Петрович Кротенков, священник Николаевской церкви села Ницинского Ирбитского уезда (5/18 апреля 1930);
• священномученик Константин Виссарионович Словцов, священник Пророко-Ильинской церкви села Егоршинского Ирбитского уезда (20 июля/2 августа 1918);
• священномученик Платон Горгониевич Горных, священник Покровской церкви села Покровского Ирбитского уезда (27 июля/9 августа 1918);
• священномученик Стефан Григорьевич Хитров, священник Богоявленской церкви села Краснослободского Ирбитского уезда (3/16 августа 1920);
• священномученик Константин Иванович Попов, священник Вознесенской церкви села Лягушинского (Клепининского) Ирбитского уезда (13/26 августа 1918);
• священномученик Александр Нилович Медведев, диакон Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда (28 августа/ 10 сентября 1918);
• священномученик Петр Андреевич Снежницкий, священник Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда (7/20 сентября 1918);
• священномученик Николай Петрович Пономарев, диакон Николаевской церкви села Шогрышского Ирбитского уезда († 1918).
Камышловский уезд:
• священномученик Василий Владимирович Победоносцев, протоиерей Свято-Троицкого собора Каменского завода Камышловского уезда (10/23 июня 1918);
• священномученик Петр Иоаннович Корелин, священник Свято-Троицкого собора Каменского завода Камышловского уезда (16/29 июня 1918);
• священномученик Василий Степанович Милицын, священник Спасо-Преображенской церкви села Алексеевского Камышловского уезда (25 июня/8 июля 1918);
• священномученик Аркадий Николаевич Гаряев, священник Николаевской церкви села Боровского Камышловского уезда (1/14 июля 1918);
• священномученик Александр Иванович Попов, священник Введенской церкви села Травянского Камышловского уезда (8/21 июля 1918);
• священномученик Константин Николаевич Лебедев, священник Спасской церкви села Уецкого Камышловского уезда (9/22 июля 1918);
• священномученики Стефан Васильевич Луканин, священник Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда, Георгий Платонович Бегма и Нестор Иоилевич Гудзовский, диаконы той же церкви (10/23 июля 1918);
• священномученик Василий Иванович Инфантьев, священник церкви во имя святителя Димитрия Солунского в селе Таушканском Камышловского уезда (12/25 августа 1918);
• священномученик Николай Васильевич Бирюков, священник Спасо-Преображенского женского монастыря Каменского завода Камышловского уезда (20 августа/2 сентября 1919);
• священномученик Алексий Степанович Меркурьев, священник Вознесенской церкви села Корюковского Камышловского уезда († 1918);
• священномученик Константин Николаевич Алексеев, священник Свято-Троицкой церкви села Троицкого Камышловского уезда († 1918).
Новомученики и преподобные, подвизавшиеся на территориях других епархий, которые ныне относятся к Екатеринбургской епархии:
• священномученик Феодор Иванович Распопов, священник Михаило-Архангельской церкви села Туринская Слобода Туринского уезда Тобольской губернии (8/21 июля 1918; с 1923 года — Екатеринбургская епархия);
• священномученик Лев Евфимиевич Ершов, священник Свято-Троицкого собора города Красноуфимска Пермской губернии (20 августа/2 сентября 1918; в 1919-1923 и с 1943 года — Екатеринбургская епархия);
• священномученик Александр Иванович Малиновский, священник Введенской церкви села Верх-Суксунского Красноуфимского уезда Пермской губернии (20 августа/2 сентября 1918; в 1919-1923 и с 1943 года — Екатеринбургская епархия);
• священномученик Алексий Иванович Будрин, протоиерей Свято-Троицкого собора города Красноуфимска Пермской губернии (28 августа/10 сентября 1918; в 1919-1923 и с 1943 года — Екатеринбургская епархия).
Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца
Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. В своих семи письмах он запечатлел для нас апостольскую эпоху.
Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.
Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67-107 гг..) В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.
В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее.
По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.
В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».
После того как святой священномученик Игнатий, по повелению императора Траяна (98 - 117), был в Риме брошен на растерзание зверям и скончался в 107 году, христиане собрали его кости и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение - в самый город Антиохию - совершено было в 438 году. После взятия города Антиохии персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году). Священномученик Игнатий ввел в церковное Богослужение антифонное пение. Он оставил семь архипастырских посланий, в которых наставлял в вере, любви и добрых делах, призывал хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещал повиноваться епископам и чтить их, "смотря на епископа как на Самого Христа".
"Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам... Крещение пусть остается с вами, как щит; вера - как шлем; любовь - как копье; терпение - как полное вооружение".
Тропарь священномученика Игнатия Богоносца
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Игнатие./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Игнатия Богоносца
глас 3
Светлых подвиг твоих светоносный день/ предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго:/ Сего бо жаждая от любве насладитися,/ потщался еси от зверей снеден быти,/ сего ради и Богоносец нареклся еси,// Игнатие всемудре.
Святые мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий
Святые мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий пострадали в 297 году, в период гонения Диоклитиана (284 - 305), в городе Самосаты (в Сирии, на реке Евфрате). Они бесстрашно обличали безумие идольского служения и были схвачены и преданы разным тяжким мучениям - их тела строгали железом, подвесив им на шеи тяжелые железные оковы; их заключили в темницу и, наконец, повесив, пригвоздили головы их ко кресту.
Святые мученики Сильван епископ, Лука диакон и Мокий чтец
В царствование римского императора Нумериана было великое гонение на христиан; к правителю города Эмезы поступил тогда донос на местного епископа, святого Сильвана; святитель вместе с диаконом Лукою и чтецом Мокием, связанные, предстали пред судьей. Убедившись, что они исповедают Христа Бога истинного, идолов же не почитают и поносят.
Правитель пришел в ярость, не в силах будучи склонить исповедников Христовых к идолопоклонству льстивыми речами, судья подверг бичеванию, после чего заключил в темницу; долго томились там святые, пока правитель не потребовал их к себе вторично. Он приказал томить страстотерпцев голодом и жаждою, после чего приговорил отдать их на растерзание зверям.
Когда святые мученики приведены были на место казни, и на них выпущены были разные звери, воины Христовы помолились, чтобы здесь Господь послал им кончину. Молитва их была услышана, и Господь приял святые их души; к честным их останкам приблизились звери, но не коснулись их; христиане же ночью тайно взяли мощи святых мучеников и предали их погребению, вознося благодарение Богу.
Преподобный Лаврентий, затворник Печерский
После искушения, постигшего преподобных затворников Печерских Исаакия и Никиту, приобрел известность подвизавшийся в том же святом Печерском монастыре блаженный Лаврентий, который также возымел дерзновение, как добрый воин Христов, одними собственными силами вести борьбу с противоборствующим душе губителем-дьяволом, врагом подвижников. Он пожелал посвятить себя молитве в строгом затворе, утвердившись в той мысли, что именно о затворническом житии Господь говорит в словах: "когда ты молишься, войди в дом свой, затвори за собою дверь и помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:6). Но преподобные отцы решительно не советовали ему делать это в святом Печерском монастыре, где дьявол наиболее строил козни спасающимся отцам. Они вспоминали, как здесь враг одолел Исаакия и Никиту, боровшихся с ним наедине, в затворе; их обоих, едва лишь после многих молитв, привели в чувство. Тогда Лаврентий, простившись с братией, отошел в монастырь святого великомученика Димитрия, построенный князем Изяславом, и там подвизался в затворе. Он начал вести самую строгую жизнь и проявлять величайшую ревность о своем спасении, предпринимая с каждым днем все большие труды, умерщвляя все страстные вожделения воздержанием и голодом, искореняя их мечом духовным, то есть - силою молитвы, и угашая разожженные стрелы врага водою своих слез. Так, по благодати Божьей, он не только сам избежал бесовских стрел, но и получил от всещедрого Господа дар чудесно исцелять различные язвы и недуги людей, а равно изгонять бесов.
Раз к преподобному Лаврентию, среди многих других, был приведен из Киева для исцеления один человек, одержимый бесом, настолько свирепым и сильным, что то дерево, которое с трудом могли понести десять человек, он один брал легко и отбрасывал вдаль. Блаженный затворник, желая прославления благодатью своему духовному отечеству, святому Печерскому монастырю, повелел отвести этого человека туда. Тогда бесноватый начал вопить:
- К кому ты посылаешь меня? Я не смею даже приблизиться к пещере, так как в ней почивает много святых. В самом же монастыре есть тридцать святых черноризцев, которых я боюсь, - а с прочими я веду борьбу.
Когда бесноватый поведал это о благодати, почивающей на святом Печерском монастыре, блаженный снова повелел отвести его туда насильно, чтобы лучше удостовериться во всем, сказанном им. Ведшие бесноватого, зная, что он никогда не бывал в Печерском монастыре и никого не знает там, спрашивали его:
- Кто эти подвижники, которых ты боишься?
В это время всех братий в Печерском монастыре было сто восемнадцать.
Бесноватый перечислил по именам тридцать из них и сказал:
- Все они одним словом могут изгнать меня.
Тогда ведшие его сказали ему снова:
- Мы хотим заключить тебя в пещере.
Он на это ответил им:
- Какая мне польза вести борьбу с мертвыми? ибо они имеют гораздо большее дерзновение молиться Богу о своих черноризцах и о всех приходящих к ним. Если же вы хотите видеть мою способность вести борьбу, то ведите меня в монастырь: кроме указанных тридцати мужей, я могу бороться со всеми остальными.
Затем он начал показывать свои способности, произнося речи по-еврейски, по-римски, по-гречески, словом - на всех языках, которых он никогда и не слышал. Провожавшие его устрашились и много дивились изменению его речи и способности говорить на разных языках. После этого, прежде чем они вошли в монастырь, нечистый дух оставил бесноватого; исцелившийся начал со смыслом рассуждать, и бывшие с ним пришли в радость. Затем, все вместе, они вошли в святую чудотворную Печерскую церковь воздать хвалу Богу. Узнав об этом, игумен пришел со всею братией в церковь. Исцеленный не знал ни игумена, ни кого-либо из тех тридцати мужей, именами которых называл во время беснования. Тогда стали спрашивать его:
- Кто исцелил тебя?
Он, взирая на чудотворную икону Пресвятые Богородицы, ответил:
- С нею встретили нас святые мужи, числом тридцать, и я исцелился.
При этом имена всех их он помнил, а в лицо не знал ни одного.
Тогда они все вместе воздали хвалу Богу. Его Пречистой Матери и святым угодникам его.
Так прославилось святое место Печерской обители по благо устроению Божьему, возвещенному блаженным затворником Лаврентием, который, по прошествии некоторого времени оставил Печерскую обитель и был возведен на Туровскую кафедру. По блаженной кончине святого Лаврентия, тело его было перенесено в Киево-Печерский монастырь и с честью положено в пещерах, в которых и доселе его чудотворные мощи пребывают нетленными, в честь видящего втайне, но воздающего затворникам явно, прославляемого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь.
Тропарь святителя Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах
глас 8
Всеблаженне Лаврентие, / затворивый себе Господа ради в месте тесне / и в нем многа лета трудолюбне поживый, / молися о нас ко Господу, / яко да и мы от всякаго греха чувства затворше, / получим отверзение дверей милости Господни в День судный.
Кондак святителя Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах
глас 6
Усердие Лавре Печерстей желая от чудес прославления,/ себе же самаго смиряя,/ отреклся еси онаго,/ бедне диаволом мучима, исцелити,/ отслав его ко пещере,/ идеже он исцелившися,/ блаженне Лаврентие,/ прослави с тобою Господа,/ прославляющаго святых Своих.
Святители Герасим, Питирим, Иона, епископы Великопермские, Устьвымские
Святители Герасим, Питирим, Иона были епископами Велико-пермскими и Устьвымскими. Святой Герасим - третий епископ зырянского народа, достойный последователь святителя Стефана, просветителя Пермского. На Пермскую кафедру возведен после 1416 года, когда только часть зырян была обращена в христианство. С великой ревностью он заботился о своей пастве, страдавшей от непрестанных набегов новгородцев и язычников-вогулов. Он безбоязненно входил в станы вогулов, убеждая их прекратить грабить беззащитных пермяков-христиан. Во время одной из таких поездок скончался мученической смертью - был убит (по преданию - задушен омофором) своим слугой-вогулом в 1441 году. Погребен был в Благовещенской церкви села Усть-Вымь, недалеко от города Яренска, на реке Вычегде (память 24 января). Преемником святителя Герасима был ученый архимандрит Питирим. И в его время вогулы не переставали нападать на мирных зырян, населявших Пермскую страну. Епископ Питирим, так же как и его предшественники, стал заступником своих пасомых. В 1447 году он в Москве лично просил великого князя об оказании помощи зырянам. Святитель часто посещал свою паству, рассеянную на огромной территории, наставляя ее Словом Божиим и приходя на помощь в ее бедствиях. Для просвещения язычников-вогулов он предпринимал далекие путешествия, во время которых жизнь его нередко подвергалась опасностям, так как ему приходилось терпеть всевозможные лишения. Но святитель не жалел своих сил, просвещая людей и поучая в домах, храмах, на открытых местах.
Своей проповедью он обратил в христианство многих вогулов, живших по притокам реки Печоры. Этим он возбудил страшный гнев предводителя вогулов - Асыки, который убил святителя на поле во время совершения им молебствия. Произошло это недалеко от Усть-Выми 19 августа 1455 года. Святитель Питирим составил житие святителя Алексия и канон на обретение мощей его.
После святителя Питирима на Пермскую кафедру вступил епископ Иона. Он обратил в христианство остальную часть Великой Перми, то есть языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме, Чусовой и другим. Его стараниями были истреблены идолы и на их местах сооружены храмы, при которых святитель открывал училища. К новообращенным из Усть-Выми были переведены опытные пастыри, которые проповедовали и преподавали в этих училищах.
Преставился святитель Иона 6 июня 1470 года. Мощи его почивают вместе с мощами святителей Герасима и Питирима в Благовещенском храме в Усть-Выми (в Вологодской области).
Общая память святителей является признанием их апостольской деятельности в восточных пределах России.
Тропарь святителей Герасима, Питирима и Ионы
глас 8
Равноапостольному святителю Стефану наследовавшии/ и Православия светом страну Зырянскую озарившии,/ святителие Христовы Герасиме, Питириме и Ионо,/ Престолу Пресвятыя Троицы ныне предстояще,/ молитеся пастве вашей от врагов ненаветованней быти/ и всем православным людем в мире спастися.
Ин тропарь святителей Герасима, Питирима и Ионы
глас 4
Первопрестольницы Пермстии/ и истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии,/ благочестия учителие, Пермстии наставницы,/ Герасиме, Питириме и Ионо,/ Владыку всех молите мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Ин тропарь святителей Герасима, Питирима и Ионы
глас 8
Православия наставницы,/ благочестия учителие и милости сокровища,/ архиереом украшение,/ души своя за паству свою положивший,/ Герасиме, Питириме и Ионо,/ святителие Церкве Пермския,/ со равноапостольным Стефаном молите Христа Бога/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Кондак святителей Герасима, Питирима и Ионы
глас 4
Во святителех благочестно поживше/ и Пермския люди к Богоразумию наставивше,/ добре Богу угодисте./ Сего ради Устьвымь и земля Зырянская хвалятся,/ имеюще мощи ваша/ яко источник исцелений/ всем, с верою притекающим к вам,/ вы бо чудесы прославистеся,/ яко ученицы Божия благодати.
Священноисповедник Варсимей, епископ Эдесский
Святитель Варсимей, епископ Эдесский, огласил и крестил брата и сестру Сарвила и Вевею, будущих святых мучеников, за что и предстал пред судом правителя Лисия. Святитель исповедал свою веру во Христа, после чего Лисий приказал воинам нещадно бить нещадно его, а потом бросить в темницу. Вскоре после этого гонения на христиан на какое-то время были приостановлены, и святой был отпущен на свободу.
Скончался мирно в 114 году.
Святитель Валерий, епископ Трирский
Второй епископ Августы Треверов (Трирский) в IV веке, наследник святого Евхария и предшественник святого Матерна согласно Трирским епископским спискам. Кроме приблизительной датировки ко второй половине III века о жизни и деятельности Валерия ничего не известно.
Почитание
Мощи святых Евхария и Валерия покоятся в Трире, в церкви святого Евхария монастыря святого апостола Матфея. Почитание Валерия распространилось в Трире и Линце.
(Аббатство Св. Матфия, Бенедиктинский монастырь, мощи двух первых епископов Трирских Евхариуса и Валерия)
В Трирской хронике имеется житие святого Евхария, где время жизни Валерия было датировано апостольскими временами. Согласно этому повествованию он был диаконом, учеником апостола Петра, и был послан вместе со священником Евхарием и иподиаконом Матерном проповедовать в Галлию. По прибытии в Эльзас Матерн скончался, и двое товарищей поспешили ко святому Петру в Рим, чтобы тот воскресил мертвого. Тот дал им свой архиерейский посох, которым святой Матерн был воскрешён 40 дней после кончины. Спутниками была основана Трирская кафедра, на которую вначале взошел Евхарий, по его преставлении Валерий, епископствовавший пятнадцать лет, а затем святой Матерн. Валерий и Матерн были затем умучены властями за верность Христу.
Преподобный Гильда Премудрый (Gildas Sapiens), игумен, церковный писатель кельтской Британии
(Святой Премудрый Гильда Бадоник, памятник недалеко от деревни Grand-Mont)
Святой Премудрый Гильда Бадоник (Gildas Badonicus) родился примерно в 520 году .
Гильда, возможно, родился в нижней части долины Клайдсайда (Clydeside) в Шотландии. Его часто называют Бадоником, потому что он родился в тот год, когда англичане победили саксонцев при Басе (Bath).
Его отец был из правящей семьи маленького королевства на границах Нортумбрии со столицей в Дамбартоне (Dumbarton). Но он был послан с берегов Клайда в монастырь Лланильтут (Llaniltut), или Ллантвит (Llantwit) в южном Уэльсе, где он обучался под руководством Святого Илльтыда (Illtyd, память 6 ноября) вместе со Святым Самсоном (память 28 июля) и Святым Павлом Аурелианом (Paul Aurelian, память 12 марта), хотя он был намного моложе.
Известные Ирландские монахи, включая Святой Финниана (Finnian, память 12 декабря), стали его учениками.
Сразу после рукоположения в сан священника отправился в Ирландию проповедовать христианство, на столетие раньше святого Патрика, и оказал значительное влияние на развитие Ирландской церкви.
Затем Гильда Бадоник возвратился на Север Англии, чтобы учить и проповедовать на родной земле. Его успешное служение сделало его известным, и Анмерик (Ainmeric), Король Ирландии, пригласил его назад в Ирландию для служения Литургии в монастырях,
Гильда Бадоник время от времени он преподавал в Школе Армы (Armagh).
В течение некоторого времени он жил как отшельник на острове Флэтхольм (Flatholm) в Бристольском заливе, где он переписал молитвослов для Святого Кадока (Cadoc, память 25 сентября) и, возможно, написал " De excidio ".
Гильда предпринял паломничество в Рим, и по пути он посетил Кадока. Он принес с собой кожаный мешочек, и когда он открыл его, то там был колокольчик в виде квадратной чашечки. Звонок был сделан из кованого металла, смеси серебра и меди, и имел очень приятное звучание. Так что Кадок возжелал его для монастыря, который он строил в то время. Гильда, однако, сказал ему, что колокольчик был предназначен для Святого Петра в Риме, но когда он представил его Римскому папе по своему прибытию в Святой Город, колокольчик вообще не издавал никаких звуков. По пути назад он снова посетил Кадока и дал ему колокольчик, который теперь звучал слаще, чем когда-либо. После этого события Гильдла понял, что ему надлежит трудиться среди своих собственных сограждан.
После возвращения из своего паломничества в Рим Гильда основал монастырь на острове около Рюйса (Rhuys), или Рюиса (Rhuis), или Морбигана (Morbihan), что в Бретани, который стал центром его почитания. Хотя он жил какое-то время на крошечном острове в Морбиганском заливе, он собрал вокруг себя учеников, хотя вел отшельническую жизнь.
Место, где Святой Гильда основал монастырь, нынче называется Сан-Жильда-де-Рюй. Согласно Питеру Абеляру (Abelard), который позже был его игуменом, это место не было очень целительным. Могила Святого Гильды располагается позади алтаря существующей церкви, его мощи имеются также в Ризнице. Его имя содержится в ранних мартирологах, таких как Молитвослов Леофрика (Leofric Missal), относящийся приблизительно к 1050 году, а также англо-саксонские календари 9 — 11 веков.
Святого Гильду изображают с колокольчиком.
Незадолго до своей смерти, он удалился на остров Houat (Morbihan), где он умер в 569/570 году
Подробное Житие святого Гильды вы можете прочитать тут:
http://alchevskpravoslavniy.ru/knigi/zhitie-svyatyx/svyatoj-premudryj-gilda-badonik.html
Сщмчч. Иоанна и Леонтия пресвитеров, Константина диакона и с ними 5 мучеников (1920)
Священномученик Константин (Константин Иванович Зверев) родился в 1881 году, окончил Верненскую классическую гимназию и Ташкентскую учительскую семинарию. Он был рукоположен во диакона и служил в Николаевском храме в селе Талгар Верненского уезда.
11 февраля 1920 года, во время начавшихся безбожных гонений, протоиерей Иоанн был арестован большевиками по обвинению «в контрреволюционных выступлениях против советской власти... и в укрывании запасов хлеба». Во время ареста мучители вырвали у священника бороду и перед расстрелом выкололи ему глаза и цепью наперсного креста пилили шею. Во время пыток священник закричал, обращаясь к православным: «Не отрекайтесь от Бога!»
Увидев, сколь жестоким мучениям подвергается пастырь, за него вступился диакон Константин и тут же был изрублен шашками. Останки священномученика палачи сложили в мешок и бросили в овраг рядом с кладбищем, где проводились расстрелы.
Священномученик Иоанн (Иван Михайлович Гранитов) родился в 1875 году. Он был рукоположен во священника; со временем возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Николаевской церкви в станице Талгар Верненского уезда Семиреченской области.
Протоиерей Иоанн Гранитов был расстрелян в ночь с 11 на 12 февраля 1920 года.
Священномученик Леонтий (Клименко) родился в 1887 году и служил в селе Евгеньевка Верненского уезда Симереченской области. Во время начавшихся гонений на Церковь он был обвинен безбожниками в контрреволюционных выступлениях, в насмешках над партией коммунистов, в хранении боевых припасов и в отказе молоть хлеб коммунистам. Он был расстрелян в ночь с 11 на 12 февраля 1920 года вместе с протоиереем Иоанном Гранитовым и еще 5-ю мучениками. Тела зверски убитых святых были погребены в безвестной могиле близ станицы Талгар.