filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

23 января (05 февраля) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Память святых отцов VI Вселенского Собора.
Сщмч. Климента, епископа Анкирского, и мч. Агафангела Римлянина (312); мчч. Северина и супруги его Акилы Кесарийских (303/304; Афр.); прп. Саламана молчальника (ок. 400).

Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565); Собор Костромских святых; перенесение мощей свт. Феоктиста, архиепископа Новгородского (1786); прп. Мавсимы Сирина, пресвитера (IV); прп. Саламана молчальника (ок. 400); свт. Павлина Милостивого, епископа Ноланского (431); воспоминание VI Вселенского Собора (680–681); прп. Дионисия Олимпийского, Афонского (1541; Греч., Албан.); прп. Варлаама Чикойского (1846; Сибир.).

Прмч. Серафима (Булашова), игумена; прмцц. Евдокии Кузьминовой, Екатерины Черкасовой, послушниц, мц. Милицы Кувшиновой (1938).

Святые дня, молите Бога о нас!


VI Вселенский Собор



икона Шестой Вселенский собор. Император Константин Погонат, Петр патр. Александрийский, Епифаний Ефесский; Балканы. Сербия. монастырь Высокие Дечаны, XIV в
(икона Шестой Вселенский собор. Император Константин Погонат, Петр патр. Александрийский, Епифаний Ефесский; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)

Шестой Вселенский собор был созван в 630 г. в Константинополе при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе только одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов. На Соборе присутствовало 170 епископов.

Тропарь святым отцам Вселенских Соборов

Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.


Священномученик Климент и мученик Агафангел

Священномученик Климент и мученик Агафангел

Священномученик Климент родился в Галатийском городе Анкире в 258 году от отца язычника и матери христианки. В младенчестве лишился отца, а на двенадцатом году - и матери, которая предсказала ему мученическую кончину за веру во Христа. Усыновившая его женщина, София, воспитывала его в страхе Божием. Во время страшного голода в Галатии некоторые язычники бросали своих детей, не имея возможности их прокормить, и София собирала несчастных к себе, питала и одевала их, а святой Климент помогал ей в этом. Он учил детей и готовил их к принятию святого Крещения. Многие из них впоследствии скончались мученически за веру во Христа.

За добродетельную жизнь святой Климент был поставлен в чтеца, а затем в диакона, в восемнадцать лет получил сан пресвитера, а в двадцатилетнем возрасте был рукоположен во епископа Анкирского. Вскоре вспыхнуло гонение Диоклитиана (284 - 305) на христиан. По доносу привлечен был к ответу и епископ Климент. Правитель Галатии Дометиан пытался склонить святого к поклонению языческим богам, но епископ Климент твердо исповедовал веру Христову и мужественно претерпел все мучения, которым подверг его лютый наместник. Его вешали на дереве, резали тело острым железом так, что видны были кости, жестоко били палками и камнями, вертели на колесе и жгли на медленном огне. Господь хранил Своего страдальца и чудесно исцелял его истерзанное тело. Тогда Дометиан послал святого в Рим к самому императору Диоклитиану с донесением о том, что епископ Климент был жестоко мучим, но оказался непреодолим. Диоклитиан, увидев мученика совершенно здоровым, не поверил донесению и подверг его еще более жестоким пыткам, а затем заключил в темницу.

Многие из язычников, видя мужество святого и чудесное исцеление его от ран, уверовали во Христа. К святому Клименту в темницу стекались люди для наставлений, исцелений и Крещения, так что темница превратилась в храм. Многие из них по доносу были казнены императором. Диоклитиан, пораженный удивительным терпением святого Климента, отослал его в Никомидию к своему соправителю Максимиану.
По дороге, на корабле, к святому присоединился ученик его Агафангел, избежавший казни с другими исповедниками и желавший пострадать и умереть за Христа вместе с епископом Климентом.

Император Максимиан отдал святых Климента и Агафангела правителю Агриппину, который подверг их таким нечеловеческим истязаниям, что даже в зрителях-язычниках вспыхнуло чувство сострадания к мученикам и они побили камнями мучителей.
Получив свободу, святые исцеляли жителей города возложением рук, крестили и наставляли людей, стекавшихся к ним во множестве. Снова схваченные по распоряжению Максимиана, они были отправлены на родину в город Анкир, где князь Анкирский Куриний вновь подверг их мучениям, а затем отослал в город Амисию к наместнику Дометию, отличавшемуся особой жестокостью.

В Амисии святые мученики были брошены в кипящую известь, пробыли в ней сутки и остались невредимы. С них сдирали кожу, били железными палками, клали на раскаленные железные кровати и поливали серой. Святым всё это не вредило, и они были отправлены в Тарс для новых мучений. По дороге в пустыне святому Клименту, по его молитве, было дано откровение, что он еще 28 лет будет страдать за Имя Христово. Претерпев множество мучений, святые были заключены в темницу.

После смерти Максимиана святой Агафангел был усечен мечом. Святого Климента освободили анкирские христиане из темницы и отвезли в пещерный храм. Там, после совершения Литургии, святой возвестил верующим скорое окончание гонений и свое близкое отшествие. Святой мученик действительно вскоре был убит воинами города, ворвавшимися в храм. Святому отсекли мечом голову во время принесения им Бескровной Жертвы (+ ок. 312).

икона_свмч_климент_анкирский_мч_агафангел

Тропарь священномученика Климента, епископа Анкирского
глас 4
Лоза преподобства и стебль страдальчества,/ цвет священнейший и плод Богоданный,/ верным, всесвященне, присноцветущ, даровался еси,/ но яко мучеников сострадалец/ и священноначальников сопрестольник,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Климента, епископа Анкирского
глас 4
Лозы был еси честная розга Христова,/ многострадальне Клименте всехвальне, явлься,/ со страждущими же взывал еси:/ Ты мучеников, Христе, светлое радование.

Ин кондак священномученика Климента, епископа Анкирского
глас 4
Сад благоцветущ израсте во отечествии своем,/ красен плод прозябе по вселенней во время страданий твоих,/ темже память твою чтим, преподобне Клименте./ Сего ради источаеши миро, веселящее души наша.


Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

Память 23 января, 19 августа (обрет. мощей) и в Соборе Ростово-Ярославских святых.

В миру Григорий, родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским. По его благословению, Григорий направился в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому и принял от него пострижение с именем Геннадий. Вместе со святым Корнилием Геннадий перешел в костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера, около 1529 года, возникает обитель Преображения Господня, названная впоследствии "Геннадиевым монастырем". Став игуменом, преподобный Геннадий не ослаблял монашеских подвигов, вместе с братией выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи и пек просфоры. Любимым занятием преподобного было писание икон, которыми он украшал свою новую обитель. Он постоянно носил на себе тяжелые вериги.

За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Приехав по монастырским делам в Москву, в доме боярина Романа Юрьевича Захарьина он предрек его дочери Анастасии, что она будет царицей. И, действительно, царь Иоанн Грозный выбрал ее себе в супруги. Преподобный Геннадий исцелил от смертельной болезни вологодского епископа Киприана.

Преподобный Геннадий написал "Наставления духовного старца новоначальному иноку" и "Духовное завещание".
Скончался преподобный Геннадий 23 января 1565 года.

Житие преподобного Геннадия написано учеником его игуменом Алексием между 1584-1587 годами. В нем помещено духовное завещание, продиктованное самим преподобным Геннадием, где он заповедует соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их. Преподобный призывал: "Стремитесь к свету, а тьму оставляйте".
19 августа 1646 года совершилось его церковное прославление.

Тропарь преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского
глас 4
Яко пустыннолюбивая горлица, / от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, / чистотою и говением, молитвами и труждением / прославил еси Бога в душе и телеси своем. / И тако благочестно пожив, / явился еси, преподобне Геннадие, пустыни Любимоградския украшение, / иноком честнаго жития образ / и теплый молитвенник за всех, / притекающих к тебе с верою.

Кондак преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского
глас 3
Молитвою и постом, труждением и терпением/ умертвивый всякое плоти мудрование,/ чистоты сосуд благолепен,/ Божественных даров и чудес причастник,/ иноком же доблий наставник был еси,/ сподвизаяся блаженному Корнилию, отче Богомудре./ Сего ради вопием:/ молися ко Господу,/ да молитвами твоими дарует мир и спасение душам нашим.

Молитва преподобному Геннадию Костромскому и Любимоградскому

Избранниче Божий и чудотворче, преподобный отче Геннадие! От юности твоея исполнен сый Духа премудрости и разума, Духа благочестия и страха Господня, и приим вся оружия Божия, препоясав чресла твоя истиною, оболкся в броня правды и обув нозе во уготование благовествования мира, над всеми же восприим щит веры, возмогл еси, яко добр воин Христов, вся стрелы лукаваго разжженныя угасити. Сего ради водворяяся днесь с ликами Безплотных сил в обителях Отца Небеснаго, неувядаемым венцем увязен еси и, предстоя Престолу Царя славы, Господа сил, имаши дерзновение возносити к Нему моления и благохваления твоя. Мы же, окаяннии, возводя из глубины зол очи и сердца наша к Горнему Сиону, Жилищу Бога Иаковля, молим тя, преподобне Геннадие: буди заступником и ходатаем нашим пред Богом и Господем нашим, Судиею праведнейшим, Егоже выну прогневляем, согрешающе пред Ним. И якоже во дни плоти своея дивная и преславная совершил еси, отче всехвальне, тако и ныне, прешед от нас в обители Отца Небеснаго, удиви ходатайством своим милость Господню на нас. Да, отбегше нечестия и мирских похотей, Богови же благоугодивше, обрящем помощь Его во время благопотребно и благословение на ны и на дела рук наших, и да сподобит нас наследити Царство Небесное и с лики святых славити и воспевати пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Преподобный Мавсима Сирин

Преподобный Мавсима Сирин жил в Сирии, близ города Кира или Кирфа. Ради спасения души он принял на себя добровольную нищету и посвятил свою жизнь служению ближним. Двери его жилища всегда были открыты для всякого, кто имел в нем нужду. В его хижине постоянно стояли два сосуда: один с хлебом, а другой с маслом. Каждый нуждающийся приходил к нему и получал пищу из его рук. Сосуды при этом не оскудевали. Скончался преподобный в конце IV века.


Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский

Святитель Павлин Милостивый, епископ


Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский, происходил из благородной и богатой семьи города Бордо (Франция). Благодаря высокой образованности, двадцатилетним юношей был избран в римские сенаторы, затем стал консулом и, наконец, губернатором области Кампании в Италии. В двадцатипятилетнем возрасте вместе со своей супругой он был обращен ко Христу и крестился. После этого он совершенно изменил образ жизни: продал всё свое имение и роздал вырученные деньги нуждающимся, за что ему пришлось терпеть презрение друзей и слуг.
Не имея детей, благочестивые супруги усыновляли бедных сирот и воспитывали их в страхе Божием. В поисках уединенной жизни святой Павлин ушел в испанский город Барселону.
Слава о его подвижнической жизни распространилась, и в 393 году его упросили принять сан пресвитера. Вскоре он оставил Испанию и ушел в город Нолу (Италия), где был избран епископом.

Когда вандалы напали на Италию и увели многих жителей в Африку, в плен, то святой епископ Павлин употребил церковное имущество на выкуп пленных. Однажды, не имея средств выкупить сына одной бедной вдовы, он сам пошел в рабство вместо него. В одежде невольника начал святой Павлин служить вандальскому князю.
Вскоре тайна его раскрылась, и он не только сам получил свободу, но исходатайствовал ее и всем пленникам, вместе с которыми возвратился на родину. Человеколюбие и сострадательность ко всем бедным и нуждающимся составляли отличительную черту его характера. Святой Павлин известен и как храмостроитель и христианский поэт. Скончался 78 лет 22 июня 431 года. От него осталось несколько гимнов и писем, содержащих различные нравственные наставления, проникнутых глубоким благочестием, Мощи его хранятся в Риме, в храме святого апостола Варфоломея.

Частица мощей святителя Павлина находится в Московской Школе Звонарей Ильи Дроздихина при храме свт. Николая Мирликийского в Сабурово.

храм свт. Николая Мирликийского в Сабурово
(храм свт. Николая Мирликийского в Сабурово)

Тропарь святителю Павлину Милостивому
глас 4
Угодниче Божий милостивый, / святителю отче наш Павлине, / воистину добровольно зрак раба приим / и тем Самому Христу последуя, / положил еси душу твою за люди своя, и от злаго пленения тех избавил еси. / Свободи и нас молитвами твоими / от пленения страстей наших / научи нас милостивны к ближним своим быти, / да пребудет чрез то милостив и к нам Господь, / спасаяй души наша, яко благ и человеколюбец.


Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский

Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский


Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский, до получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его Владыкой, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского. Главной заботой владыки Феоктиста было восстановление и постройка храмов. Он сам освятил соборы во имя святых Бориса и Глеба и во имя святых отец I Вселенского Собора. При нем была благоустроена обитель на Валааме. В 1307 году по слабости здоровья святитель удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия. Прославление святого Феоктиста, вследствие чудесных исцелений от его мощей, совершилось в 1664 году. В 1786 году мощи святителя были перенесены в Юрьев, где архимандрит Фотий устроил в местном соборе в честь его придел.

Во время проведения реставрационных работ в 2014 году в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря Новгорода археологами найдена гробница святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского.

Свято- Юрьев монастырь, Новгород
(Свято- Юрьев монастырь, Новгород)

- Ученые подготовили гробницу для вскрытия, но для того, чтобы открыть ее, необходимо благословение Русской Православной Церкви. Пока такого благословения исследователи не получили, — прокомментировал событие представитель музея-заповедника.

Тропарь святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго
глас 3
Божия Слова Премудрости изрядный служитель,/ Ангельскаго жительства истинный подражатель,/ Божественныя чистоты рачитель,/ архиереом сопрестольниче, преподобным сожительниче,/ пастырская красота,/ Великому Новуграду похвала,/ святителю пречестный Феоктисте, отче наш,/ Емуже, Слову Божию, в житий сем послужил еси,/ моли спастйся душам нашим.

Кондак святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго
глас 8
Архиерейское украшение,/ Великому Новуграду Богодухновенное удобрение,/ сущия бо в нем люди на пажитех живоноснаго закона Господня упасл еси,/ и сего ради в лице святых водворятися сподобися,/ и святую твою память многими леты сотвори неоскверненну,/ в нейже, тя почитающе,— радуйся,— от души вопием ти,/ святителю отче Феоктисте,/ Великому Новуграду похвала и утверждение.


Собор Костромских святых

Собор Костромских святых

Соборный праздник святых Костромской земли был установлен в 1981 году, по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Празднование было определено на 23 января - день памятьи преподобного Геннадия Костромского. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Они принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство; построили 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых.
В Собор Костромских святых входят:

• Прп. Авраамий Галичский, Чухломской, Городецкий, игум. (+ 1375, память 20 июля)
• Прп. Пахомий Нерехтский, Сыпановский, Костромской, чудотворец (+ 1384, память 21 марта, 15 мая)
• Свт. Дионисий Суздальский, архиеп. (+ 1385, память 26 июня, 15 октября)
• Блгв. вел. кн. Димитрий Донской (+ 1389, память 19 мая)
• Прп. Макарий Писемский (+ XIV в., память 10 января)
• Прп. Кирилл Белозерский, игум. (+ 1427, память 9 июня)
• Прп. Павел Комельский (Обнорский) (+ 1429, память 10 января, 7 октября)
• Блгв. кн. Димитрий Красный, Галичский (+ 1441, память 23 сентября)
• Прп. Григорий Пельшемский, Вологодский, игум., чудотворец (+ 1442, память 30 сентября)
• Прп. Иаков Железноборовский (+ 1442, память 11 апреля, 5 мая)
• Прп. Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1444, память 25 июля)
• Прп. Варнава Ветлужский (+ 1445, память 11 июня)
• Прп. Паисий Галичский, архим. (+ 1460, память 23 мая)
• Свт. Иона Московский, митр., чудотворец (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
• Прп. Иаков Брылеевский (+ XV в., память 11 апреля и в день Св. Духа)
• Прп. Никита Костромской (+ XV в., память 15 сентября)
• Прп. Иаков Галичский (+ XV-XVI вв., память 4 апреля, 30 мая)
• Прп. Тихон Луховский, Костромской, чудотворец (+ 1503, память 16 и 26 июня)
• Прп. Кирилл Белый, Новоезерский (Новгородский) (+ 1532, память 4 февраля, 7 ноября)
• Прп. Александр Вочский, Галичский (+ нач. XVI в., память 27 марта, 30 августа)
• Прп. Геннадий Костромской, Любимоградский (Любимский) (+ 1565, память 23 января, 19 августа)
• Блж. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый (+ 1584/1586, память 10 мая, 4 ноября)
• Прп. Ферапонт Монзенский, Галичский, чудотворец (+ 1597, память 27 мая, 12 декабря)
• Прп. Герасим Луховский (+ XVI в., память 7 июня)
• Прп. Фаддей Луховский (+ XVI в., память 7 июня)
• Прп. Феодосий Монзенский (+ 1602)
• Прп. Адриан Монзенский (+ 1610)
• Свт. Феодорит Рязанский (+ 1617, память 10 сентября)
• Свт. Митрофан Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
• Прп. Тимон Надеевский, старец (+ 1840, память 10 января)
• Прп. Макарий (Глухарев), архим., миссионер (+ 1847, память 18 мая)
• Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867, 30 апреля)
• Сщмчч. Иосиф Смирнов и Владимир Ильинский пресвитеры, Иоанн Касторский диакон, и мч. Иоанн Перебаскин) (+ 1918, память 22 февраля)
• Царственные страстотерпцы император Российский Николай II Александрович, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексей Николаевич и царевны Анастасия, Мария, Ольга и Татиана (+ 1918, память 4 июля)
• Прмч. вел. кн. Елисавета Феодоровна, Алапаевская (+ 1918, память 5 июля)
• Сщмч. Димитрий (Добросердов), архиеп. Можайский (+ 1937, память 8 октября)
• Сщмч. Василий (Разумов), иерей (+ 1937, память 9 сентября)
• Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской (+ 1938, память 8 августа)
• Исп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июля)

Тропарь Собора Костромских святых
глас 4
Днесь град Кострома вельми вами хвалится:/ в пределех бо земли Костромския,/ яко звезды светозарныя, возсиявше,/ чудесы своими вся озарили есте/ и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие,/ Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями/ за град Кострому и всяк град, и страну, и люди,/ верою и любовию вас почитающия,/ и о спасении душ наших.

Кондак Собора Костромских святых
глас 8
Костромского края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся,/ отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас,/ священный ваш собор почитающих/ и с любовию вопиющих:/ радуйтеся, отцы предивнии, Костромского края и всея России похвале и утверждение.


Преподобномученик игумен Серафим
(Булашов Николай Семенович, +05.02.1938)

прпмч_игумен_Серафим_балашов


Преподобномученик Серафим – в миру Николай Семенович Булашов – родился в Москве в 1872 году и происходил из семьи торговых людей. С именем Серафим он принимает монашеский постриг. Мы знаем, что он был возведен в сан игумена, а на момент ареста служил в церкви села Яковлево (Орехово-Зуевский район Московской области). Арест состоялся 25 января 1938 года. 2 февраля тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила игумена Серафима (Булашова) к высшей мере наказания . 5 февраля 1938 года на Бутовском полигоне приговор был приведен в исполнение через расстрел.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года преподобномученик Серафим был причислен к лику святых.


Преподобномученица монахиня Евдокия
(Кузьминова Евдокия Петровна, +05.02.1938)

Преподобномученица Евдокия Кузьминова


Преподобномученица Евдокия родилась 17 августа 1884 года в городе Истре Московской губернии в семье мещанина Петра Кузьминова. После открытия в 1909 году в Москве Марфо-Мариинской обители, которую возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна, Евдокия поступила в обитель и несла в ней послушание сестры милосердия. Когда обитель была закрыта, она вернулась на родину в Истру. За пребывание в Марфо-Мариинской обители власти лишили ее гражданских прав. В 1934 году Евдокия подала заявление о восстановлении в правах, но власти ей в этом отказали.

Во время гонений на Церковь в конце тридцатых годов соседи по улице, где жила Евдокия, по требованию сотрудников НКВД подписали против нее лжесвидетельства, в которых, в частности, сообщалось, что та говорила: «Заключенных в лагерях заставляют работать день и ночь, по пояс стоять в воде, хлеба им дают по двести граммов, люди умирают сотнями от голода и холода, вот вам демократия и сталинская конституция, а людей арестовывают больше, чем когда бы то ни было». На основании подобного рода свидетельств, а также того, что она до последнего времени является «ярой церковницей», НКВД принял решение об аресте Евдокии, и 19 января 1938 года она была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.
Допросы начались сразу же после ареста.

— Следствием точно установлено, что вы, являясь ярой церковницей, среди населения города Истры проводили контрреволюционную деятельность. Подтверждаете вы это?
— Да, я являюсь ярой церковницей, но контрреволюционной деятельностью я не занималась.
— Вы лжете, в октябре 1937 года вы высказывали контрреволюционные террористические настроения по адресу руководителей партии и советского правительства. Требуем прекратить запирательства и дать правдивые показания.
— Повторяю, контрреволюционных террористических настроений я нигде не высказывала.
— Вы также обвиняетесь в том, что высказывали гнусную клевету по адресу советского правительства и советских законов.
— Никакой клеветы по адресу законов и советского правительства я не высказывала.


Допросы продолжались в течение двух суток, сопровождаясь угрозами и, по-видимому, пытками. Но на все усилия следователей заставить Евдокию признать себя виновной она отвечала неизменно: «Не признаю».
26 января 1938 года Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Сестра Марфо-Мариинской обители Евдокия Кузьминова была расстреляна 5 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.


Преподобномученица монахиня Екатерина
(Черкасова Екатерина Михайловна, +05.02.1938)


Преподобномученица Екатерина (Екатерина Михайловна Черкасова) родилась 4 декабря 1892 года в селе Кашино Волоколамского уезда Московской губернии и происходила из крестьянской семьи. Она окончила церковно-приходскую школу в родном селе и в 1915 году поступила послушницей в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь в деревне Акатово (Клинский уезд Московской губернии). Екатерина подвизалась в монастыре до 1922 года, а затем, в связи с гонениями, как и многие сестры закрытого монастыря, была вынуждена поселиться в селе Мокруша Истринского района Московской области. Сестры обители старались и в миру поддерживать строго-уставную жизнь, принятую в их монастыре, трудились при храме и на мирских службах. Будущая преподобномученица перед арестом работала уборщицей парикмахерской РОКК.

В декабре 1937 года на Екатерину (Черкасову) были оформлены лжесвидетельские показания, на основании которых был выписан ордер на арест, который состоялся в ночь на 20 января 1938 года. Три дня Екатерину Михайловну беспрерывно допрашивали пять следователей, сменявших друг друга. Но ни угрозы, ни зачитывания показаний лжесвидетелей, ни допрос "беспрерывным конвейером" не заставили ее признать себя виновной в приписываемой ей контрреволюционной деятельности, роспуске провокационных слухов о войне и гибели советской власти. 26 января тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила Екатерину Михайловну (Черкасову) к высшей мере наказания. Она была расстреляна на Бутовском полигоне в ночь с 4 на 5 февраля 1938 года.


Мученица Милица
(Кувшинова Милица Ивановна, +05.02.1938)

Мученица Милица Кувшинова

Мученица Милица родилась 23 ноября 1891 года в селе Улиновка Кобелянского уезда Полтавской губернии в семье чиновника, служившего на железной дороге, Ивана Кувшинова. Образование Милица получила в гимназии. В начале тридцатых годов она поселилась в городе Истре Московской области. Жила одиноко и вела отношения лишь с монахинями, которые поселились в городе после закрытия монастырей. Она была человеком глубоко церковным, почему, собирая о ней сведения для ее ареста, сотрудники НКВД охарактеризовали ее как бывшую монашку и ярую церковницу, однако на следствии Милица Ивановна сказала, что в монашеском постриге никогда не была.
Допрошенный 15 января 1938 года лжесвидетель показал, будто Милица Ивановна говорила: «Это не советская власть, а изверги, закрыли все церкви, полное гонение на верующих, всех верующих арестовывают ни за что. Вот вам и сталинская конституция!»

22 января 1938 года Милица Ивановна была арестована, заключена в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день следователь допросил ее.

— Вы арестованы за контрреволюционную агитацию, дайте показания по этому вопросу.
— Контрреволюционной агитацией я никогда не занималась.
— Следствие предлагает вам быть правдивой и дать ваши показания о контрреволюционной агитации.
— Повторяю, что я контрреволюционной агитацией не занималась.


Допрос продолжался весь день и ночь, до следующего дня, менялись только следователи.

— Следствием установлено, что вы в октябре 1937 года высказывали террористические настроения по адресу партии и руководителей советского правительства, — и следователь зачитал показания лжесвидетеля. — Дайте показания по этому вопросу.
— Я такого разговора не вела.
— Следствие предлагает вам быть правдивой и дать правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности.
— Контрреволюционной деятельностью я не занималась и показания я даю правдивые.


23 января 1938 года следствие было закончено, и 26 января тройка НКВД приговорила Милицу Ивановну к расстрелу. За день до расстрела сотрудники НКВД сфотографировали ее. Милица Кувшинова была расстреляна 5 февраля 1938 года и погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислена к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания постановлением Священного Синода 26 декабря 2001 года.

Tags: Вселенские Соборы, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments