filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

О покорности властям...или отчего не следует толковать Писание самому.

В одном из диалогов, по видимому с протестантом, получил от последнего заявление, что дескать мы, православные, должны всегда и во всем подчиняться любой власти без ограничений:

"Ещё раз цитирую апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению». Рим. Гл. 13;
Это было сказано в то время, когда власть в Иерусалиме принадлежала Римлянам, которые преследовали христиан. Это библейская аксиома, которой должен следовать каждый христианин, а не ставить себя выше апостолов, противопоставляя себя Богу или переиначивая Библию на свой лад.
"

Слова прозвучали в ответ на мое разъяснение:

" православный должен подчиняться властям, но лишь до того, как власти не заставят его нарушить Заповеди. То есть, послушание, но есть предел послушанию.
"

В чем же ущербность логики подобных "толкователей"?
Да ровно в том, что они не пытаются осмыслить Писание в целом, а выдергивают отдельные цитаты из него и тем самым, не в силах оказываются восприять текст неискаженным. Потому-то и требуется обращаться к толкованиям святых отцов, которые были исполнены Духа Святаго и оттого видели смысл незамутненно.

Но в указанном примере логика протестантская не проходит проверку даже и при простом исследовании...

Сказано Господом:

" отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22: 21).

Кесарь - это власть. Власть может потребовать того, что принадлежит Богу. И в этом случае мы уже не можем повиноваться этой власти или в противном случае, мы будет противниками Богу, т.к. от нас Он требует обратного - отдавать Ему то, что Его.

А что у нас Божье? а Божьи у нас Его заповеди к нам. И это то, чего мы не можем отдать кесарю, потому как уподобимся тем, кто слушает Его слово и не исполняет. А надобно напротив, ибо иначе привяжемся мы более в власти, нежели к Богу.

"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф. 10: 37).

Вот и ограничение нашего повиновения властям - до тех пор, покуда, оказывая повиновение, мы не нарушим заповедь Его (возлюбим власть более, чем Господа).

Тому мы находим пример в подтверждение и в Деяниях апостолов:

"Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
......
Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего; но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.

Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
Мы не можем не говорить того, что видели и слышали
" (Деян. 4 1:20).

Таким образом и апостолы подтверждают, что послушание наше власти имеет ограничение.

Но можно было, конечно, просто обратиться к толкованиям у убедиться, что апостол Павел рассуждает не вообще о любом начальнике, а о власти вообще, как о понятии.

"Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

"Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? - Не то говорю я, - отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве. Что есть начальства, что одни начальствуют, а другие подчинены, и что нет смешения между высшими и низшими, это я называю делом премудрости Божией. Ибо не сказал: нет начальника, но нет власти не от Бога. Поэтому, говорю, рассуждает о самом Предмете, о начальстве. " (блаж. Феофилакт Болгарский, Римлянам, толкование).

И правда, если бы речь шла вообще о всяком начальнике, то по логике подобных господ повинен пред Богом был бы всякий, кто не примет на себя печать антихристову...
Вот такая беда. А ведь как просто - не толкуй Писание сам, доверься святым отцам и Церкви и будешь иметь направление к спасению неложное...

Помоги нам всем Господь!

Tags: Размышления, догматическое богословие, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments