Преподобный Григорий, чудотворец Печерский, в Ближних пещерах

Преподобный Григорий был пострижен в иночество в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии. Много времени святой уделял чтению книг, которые были единственным его достоянием. Преподобный умел вразумлять похитителей. Несколько раз к нему в келлию и в сад пробирались грабители, но святой кротко вразумлял их; воры раскаивались, исправлялись и начинали с тех пор вести честную жизнь.
Однажды, когда преподобный шел к Днепру за водой, отроки отправлявшегося в поход князя Ростислава, увидев старца, начали смеяться над ним и грубо ругать его. Святой ответил им: "Дети, вам надлежало бы сокрушаться и просить у всех молитв, ибо над вами уже решен суд Божий. Вы все вместе с вашим князем найдете смерть в воде". По приказу разгневанного князя Ростислава преподобный был связан по рукам и ногам и с камнем на шее утоплен в Днепре. Однако предсказание его сбылось. Ростислав не вернулся из похода. В том же 1093 году двадцатилетний князь на глазах у своего брата, Владимира Мономаха, утонул, спасаясь бегством от половцев.
Тропарь
глас 3
Великих дарований приемниче и великих чудес силою Божиею творителю, пречудне отче Григорие, яко велие дерзновение имея ко Христу Богу, непрестанно о нас молися Ему, да грехов оставление подаст душам нашим.
Кондак
глас 7
Запрещая беззаконнующим беззаконновати, ввержен был еси теми в струи речныя, досточудне Григорие, идеже блаженную восприем кончину. Ныне со Ангелы предстоя Престолу Владычню, молися о душах наших.
Преподобный Григорий, затворник Печерский, в Дальних пещерах

Преподобный Григорий, затворник Киево-Печерский, жил в XIV веке. В "Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих" говорится, что пищей преподобного Григория всю жизнь служила невареная трава. Он давал эту траву приходившим к нему, и больные исцелялись.
Тропарь преподобного Григория, чудотворца Печерского
глас 1
Пещерный житель и в телеси Ангел и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Григорие, постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящим ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Григория, чудотворца Печерского
глас 6
Велием воздержанием и нощными молитвами, преподобне чудотворче отче Григорие, приял еси от Бога дар чудотворения исцеляти недужныя, с верою к тебе притекающия, темже и наша многия болезни исцели, молимся.
Святитель Аттик, архиепископ Константинопольский

(Свт. Аттик. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.)
Память 8 января, 11 октября и в Субботу сырную
Родился в городе Севастии, что в Армении. С юных лет воспитывался в монастыре; из пресвитеров клира Константинопольского возведен на первосвятительский престол 8 января, по смерти святого Арсакия, управлял Церковью с 406 по 425 год.
Аттик был давним оппонентом святителя Иоанна Златоуста. После своего назначения, он приступил к радикальной чистке всех сторонников последнего. Все такие епископы и клирики были низложены. Даже все давшие им приют подверглись конфискации имущества и многие отправлены в ссылку.
У архиепископа Аттика храмы не были полны народом, a в неразрешенных молитвенных собраниях вне города (за столбами застав, εξω κιονων) участвовали густые толпы. Сам Аттик по смерти императора Аркадия в 408 году поневоле счел нужным относиться терпимо к упорствующим и этим вовлек часть их в официальную церковь. Но часть населения и большинство епископов не шло на примирение.
Позднее (не ранее 415 года) Аттик, желая покончить с расколом "иоаннитов", включил в диптихи имя Иоанна Златоуста и увещевал святого Кирилла Александрийского письмами, в которых просил его поступить так же.
Скончался 10 октября 425 года.
Сократ Схоластик:
Он... при великом образовании, был муж благочестивый и мудрый. От того-то и церкви при нем значительно умножились. Своим благоразумием он не только держал в союзе правоверных, но изумлял и еретиков, и никак не решался мучить их; если же иногда и стращал, то после в отношении к ним опять выказывал свою снисходительность. Не пренебрегал он также и наукой, ибо много занимался сочинениями древних и просиживал над ними ночи, от того философы, или софисты не удивляли его. Да и в разговорах бывал он приятен и привлекателен, и обнаруживал сострадание к скорбящим, словом, по Апостолу, был всем вся. Прежде, еще в пресвитерстве, заучивал на память им же предварительно составленные слова и сказывал их в церкви, а впоследствии с трудолюбием приобретши и смелость, говорил уже без приготовления самые торжественные проповеди. Впрочем слова его были не таковы, чтобы могли заставлять слушателей заносить их на бумагу.
Труды
От него сохранились четыре письма (Минь, «Patrologia», series graeca, т. 65, 637 и след.).
Преподобный Северин Норикский, Готтвейгский (Severin), игумен

Родился в Северной Африке, в семье римских аристократов. Вероятно, во время великого переселения народов после смерти царя гуннов Аттилы в 453 году он оказался в качестве странника в Норике, области между Пассау и Веной, среди местного римского населения, противостоящего на востоке и севере натиску германских народов. Это было время военных действий и грабежей, полной неустойчивости и страха, голода и хаоса. Северин заступался за население, особенно бедствовавшее из-за наступающих германцев. Учреждением монастырей, которые должны были покрыть всю страну как сеть, он надеялся, что приостановит распад страны и людей. Он сам основал монастыри Бойотрум (Boiotrum) в Пассау и Фавианис, нынешний Маутерн (Mautern) около Кремса или Хейлигенштадт-Вена (Wien-Heiligenstadt), которые он поначалу возглавил сам.
Жизнь Северина описана также в историческом источнике придунайских стран, "Vita sancti Severini". Она была составленна его спутником Евгиппием, который был настоятелем монастыря в крепости Лукулла (Castrum Lucullanum) около Неаполя, куда были пренесены мощи Северина при исходе римлян из Германии.
Скончался в 8 января 482 года в своём монастыре Готтвейг (Göttweig), в Фавианисе (Favianis).
Св. Северин особенно почитаем в Граце, Линце, Пассау, Зальцбурге, Санкт Пёльтене (St.Pölten), Вене. Он считается покровителем Баварии.
Праведная Гудула Брюссельская

Наряду со св. Жери считается покровительницей города Брюсселя. Она воспитывалась в Нивельской обители под руководством св. Гертруды. После ее смерти вернулась в родительский дом и упражнялась в молитве и делах милосердия, оставаясь девственницей, но не считая себя, однако, достойной монашеского звания.
Скончалась в 712 году.
Еще при жизни она была широко известна своими аскетическими подвигами и помощью всем нуждающимся, а после смерти прославлена многочисленными исцелениями.
Священномученик Виктор Усов, пресвитер

Виктор Семенович Усов родился 19 марта 1876 года во Всесвятском (Орловском) погосте Устюжского уезда Вологодской губернии и происходил из семьи диакона. После окончания Вологодской Духовной Семинарии Виктор Семенович женился и был рукоположен во иерея, служил в Троицкой церкви в селе Вознесенском (Вохма). В 1913 году он был переведен в Богородице-Рождественскую церковь в селе Леваш Тотемского уезда. Отец Виктор вел активную проповедническую и пастырскую деятельность, которую не уменьшил и в годы гонений.
13 мая 1935 года отец ВикторУсов был вызван на допрос и обвинен в «контрреволюционной работе» среди населения. Виновным себя он не признал. В тот же день уполномоченный Тотемского отдела НКВД выписал постановление на принятие дела к производству, в котором сообщалось, что «контрреволюционные действия» священника выразились «в срывании революционных лозунгов, находящихся в квартирах граждан с. Леваш Нижнепеченского сельсовета, внушении школьникам не писать революционных лозунгов, а имеющиеся в квартирах убрать и заменить их антисоветскими с религиозной наклонностью» (основанием для обвинения был совет, данный отцом Виктором девочке села Леваш: заменить висевший у нее дома плакат «Попы - враги рабочих и крестьян!» на надпись: «Где совет - тут и свет, где любовь - тут и Бог»).
Священник был арестован и заключен в тюрьму в Тотьме. На допросах он отказался назвать имена «единомышленников» и родственников (4 брата отца Виктора служили священниками).
9 июня следствие было закончено. Отца Виктора обвинили в «контрреволюционной пропаганде», а также в том, что он вовлекал учеников школы в отправление религиозных обрядов (школьники во время крестных ходов носили иконы). На заседании специальной коллегии Северного краевого суда 11 сентября 1935 года отец Виктор подтвердил, что посещал дома школьников и наставлял детей в вере, советовал обращавшимся к нему крестьянам не вступать в колхозы, все другие обвинения он отверг. Священномученик был приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ и 8 октября отправлен этапом в Вологду. Видимо, он отбывал срок в системе Беломоро-Балтийского ИТЛ. 27 октября он был доставлен в лагерный пункт близ города Сокола.

20 января 1937 года священник Виктор Семенович Усов скончался в лагере и был погребен в безвестной могиле в Соколе. Священномученик Виктор включен в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года.
Мученик Михаил Новоселов

Михаил Александрович Новоселов родился в 1864 году в селе Бабье Тверской губернии. Его мать и отец были из священнических семей. Отец — известный педагог, под руководством которого Михаил получил хорошее образование. К моменту окончания историко-филологического факультета Московского университета, будущий мученик был горячо увлечен идеями Л. Н. Толстого, с которым был знаком еще с детских лет через своего отца.
В дневниках и письмах Л. Н. Толстого часто встречается фамилия Новоселова, который был любимым учеником писателя. Будучи идеалистически настроенным, искренним и восторженным, Михаил решает на практике осуществить пропагандируемый Толстым образ жизни — жить на земле трудом своих рук. Он на свои деньги покупает землю и создает одну из первых в России толстовских земледельческих общин, которая просуществовала два года и показала нежизнеспособность подобных идей. К 30-ти годам Новоселов преодолел соблазн толстовства и вернулся в Церковь. Этому способствовала дружба с В. С. Соловьевым. В ходе своего дальнейшего духовного развития Михаил сближается с отцом Иоанном Кронштадтским, со старцами Оптиной и Зосимовой пустынь. Обретя истину и Бога в лоне Православной Церкви, он всю свою дальнейшую кипучую деятельность посвятил ей.
27 декабря 1887 Михаил Александрович был арестован в Москве за организацию нелегального кружка и издание нелегальной литературы. В то время власти плохо разбирались в отличиях между религиозными и революционными сообществами, поэтому часто собиравшаяся у Новоселова молодежь и размножение гектографическим способом брошюры Толстого «Николай Палкин» — о бесчеловечности царствования Николая I, найденной при обыске, грозило ему ссылкой в Сибирь. Этого удалось избежать благодаря вмешательству Л. Н. Толстого. В начале февраля 1888 года Новоселов был выпущен под гласный надзор полиции без права проживания в столицах.
Новоселов был членом Временного Совета объединенных приходов города Москвы. В феврале 1918 года этим Советом была выпущена листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств богоборческой власти. Михаил Александрович продолжает работать в области духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов.
Издательская деятельность продолжалась до революции. Всего вышло 39 выпусков «РФБ», кроме этой серии вышло около 20 непронумерованных книг, в которых разбирались более специальные вопросы. Новоселов издавал еще и «Листки РФБ», которые выходили двумя сериями: первая («Семена царствия Божия») состояла из писаний святых отцов; вторая («Русская религиозная мысль») содержала размышления о вере и религиозной жизни выдающихся русских писателей и ученых (всего вышло более 80 листков).
С 1922 по 1927 годы, когда церковь была вне закона и оцепеневшая от страха страна погрузилась в глухое молчание, Новоселов пишет «Письма к друзьям». В то время за горячее слово в вере можно было заплатить не только свободой, но и жизнью. «Письма» Новоселова распространялись в самиздате.
12 августа 1922 года в Москве была произведена попытка ареста Михаила Новоселова, ордер был подписан заместителем председателя ГПУ Генрихом Ягодой. Но Михаил Александрович находился в тот момент в Оптиной Пустыни. Обыск не дал желаемых властям результатов. 19 марта 1923 года дело было прекращено и сдано в архив.
Последующие годы, до ареста в 1928 году, Новоселов жил на нелегальном положении, продолжая работать на церковной ниве. В 1928 он был арестован как один из организаторов и идеологов движения «непоминающих». 17 мая 1929 особым совещанием при коллегии ОГПУ Михаил Александрович Новоселов был осужден по статье 58.10 на 3 года лишения свободы. 12 сентября 1931 года срок был продлен на 8 лет, а 7 февраля 1937 года за контрреволюционную деятельность Михаил Александрович был осужден еще на 3 года лишения свободы. Известно, что как особо опасный элемент он отбывал срок не в лагере и оба добавочных срока получал в тюрьме, не выходя на свободу.

17 января 1938 Михаил Новоселов был приговорен к расстрелу в Вологодской тюрьме, но сведений о приведении приговора в исполнение нет. Дальнейших документальных сведений о его судьбе тоже не имеется. По неподтвержденным сведениям, которые приводит в книге протоиерей М. Польский, Новоселов в 1938 году был отправлен этапом в Сибирь.
По другим данным Михаил Новоселов был расстрелян 20 января 1938 года в вологодской тюрьме и погребен в общей безвестной могиле.
Священномученик Димитрий (Плышевский)

Родился 26 октября 1883 года (по другим данным, 1880 года) в селе Дубинец Пинского уезда в семье потомственного священнослужителя Иоанна Плышевского. По окончании в 1905 году Минской Духовной Семинарии был рукоположен во иерея и стал служить в церкви Покрова Пресвятой Богородицы деревни Острожанки Мозырского уезда Минской губернии. В 1908 году отец Димитрий был перемещен и приписан к церкви во имя священномученика Георгия села Лядец того же уезда, а в 1915 году — к церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Омговичи Бобруйского уезда. В 1917 году священник был награжден набедренником. После революции служил в церкви села Узляны Игуменского уезда.
Первый его арест состоялся в Узлянах в 1930 году. Причиной стала неуплата повышенного налога на храм. Продержав священнослужителя в тюрьме несколько недель, власти отпустили его. Быть может, это произошло благодаря тому, что матушка священника — Александра Павловна — обошла всех его прихожан и собрала подписи в защиту арестованного пастыря. Отец Димитрий вышел из тюрьмы с единственным зубом во рту — его неоднократно избивали, требуя, чтобы он снял с себя иерейский крест, однако этого не произошло.
После того как церковь в Узлянах закрыли, отец Димитрий перешел служить в Свято-Николаевский храм деревни Смолевичи Борисовского уезда Минской губернии. Служил вторым священником. По воспоминаниям очевидцев, он выполнял пастырские обязанности с редкой самоотдачей, не только в храме, но и вне его никогда не снимал подрясника, в кругу семьи говорил, что никакие притеснения со стороны властей не заставят его отречься от Церкви.

(Приходская церковь Святителя Николая в Смолевичах на фото начала ХХ века. Церковь не сохранилась)
Вновь отца Димитрия арестовали 26 сентября 1937 года, формально — по обвинению в участии «в контрреволюционной повстанческой шпионской организации». Истинным же поводом для ареста стало то, что отец Димитрий давал читать знакомым жития святых, которые приравнивались в те времена к литературе антисоветского содержания. Еще одним основанием для взятия под стражу послужило близкое знакомство отца Димитрия с епископом Филаретом (Раменским), находившимся в это время в тюрьме НКВД.
На допросах (а их было всего два) отец Димитрий Плышевский держался с достоинством. Об этом свидетельствует, к примеру, протокол его допроса за 25 октября 1937 года:
- Вы обвиняетесь в том, что состояли участником контрреволюционной повстанческой шпионской организации. Расскажите следствию правду!
- В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
- Следствием установлено, что Вы были завербованы в контрреволюционную организацию, еще раз требую откровенно рассказать о своей контрреволюционной деятельности!
- Я ни в какую контрреволюционную организацию завербован не был и контрреволюционной деятельности не проводил.
- Это наглая ложь! Вы были завербованы в контрреволюционную организацию епископом Филаретом (Раменским).
- Этого никогда не было, меня Раменский и вообще никто в контрреволюционную организацию не вербовал.
Вместе с отцом Димитрием тогда же были арестованы прихожане смолевичской церкви: Адам Семенович Попкович (из деревни Николаевичи Заболотского сельского совета), Григорий Францевич Розум (из деревни Черниковщина), Родион Васильевич Якубицкий (из Смолевич). Все они входили в церковный совет, за что и были арестованы. Каждого из них приговорили к десяти годам заключения в концлагере.
19 ноября 1937 года Особой тройкой НКВД Белорусской ССР священник Димитрий Иванович Плышевский был приговорен к расстрелу. Он был убит в Минске 19 января 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.
Священномученик Димитрий был прославлен к местному почитанию определением Синода Белорусской Православной Церкви от 28 октября 1999 года. Архиерейский юбилейный Собор РПЦ 2000 года внес имя отца Димитрия в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Священномученик Владимир Пастернацкий, пресвитер

Священномученик Владимир родился 2 июля 1885 года в селе Дудичи Игуменского уезда Минской губернии в семье священника Илариона Пастернацкого, настоятеля Покровской церкви в селе Дудичи. Окончив в 1908 году Минскую Духовную семинарию, Владимир Иларионович женился на дочери священника Феофана Сосиновского Наталье; впоследствии у них родилось восемь детей.
В 1908 году Владимир Иларионович был рукоположен во священника ко храму первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Песочное, где служил его тесть, который в это время тяжело заболел, слег и в течение семи лет, до самой смерти, не поднимался с постели. В этом храме отец Владимир прослужил до 1932 года. В 20-х годах он был назначен благочинным и возведен в сан протоиерея. В 1931 году семье священника было предложено заплатить налог, который был для них столь велик, что они не смогли собрать нужную сумму, и у них забрали корову. В 1932 году отец Владимир был переведен в Спасо-Вознесенскую церковь в город Копыль.
В 1933 году все храмы в Копыльском районе были закрыты, а священники арестованы; оставалась лишь Спасо-Вознесенская церковь. Отца Владимира все чаще стали вызывать в НКВД и, угрожая расправой, требовать, чтобы он публично снял с себя сан. Взамен обещали обеспечить постоянной работой, например, в качестве бухгалтера, но священник это предложение категорически отверг. Власти, желая сломить его волю, потребовали от него уплаты такого налога, о котором заведомо знали, что уплатить его священник не сможет, и исключили из школы его детей. На семейном совете священник, поддержанный супругой, сказал детям: «Бог послал нам это испытание, и мы его должны безропотно нести». Оказавшись единственным священником в районе, отец Владимир с утра до вечера ездил по требам, крестил новорожденных, отпевал умерших.

(Спасо-Вознесенская церковь, Копыль, Минская обл.)
В марте 1936 года протоиерей Владимир был арестован по обвинению в присвоении власти административного лица, так как он вел запись имен всех крещаемых и тех, кого пришлось отпевать. 24 марта 1936 года он был приговорен к двум годам заключения и отправлен в исправительно-трудовую колонию № 1 в селение Хальч Гомельской области.
Наталья Феофановна осталась одна с тремя несовершенно¬летними детьми без средств к существованию. Но помогали, кто чем мог, прихожане.
В 1936 году Наталья Феофановна с детьми переехала в город Рославль Смоленской области. В декабре 1937 года отца Владимира освободили, и 12 декабря он приехал к семье. Однако через день он был вновь арестован по обвинению в том, что «вел активную контрреволюционную агитацию о войне и гибели советской власти... о якобы существующем голоде в Советском Союзе и притеснении религии со стороны советской власти».
Был допрошен хозяин квартиры, где жила семья священника; на вопрос следователя, что ему известно о контрреволюционной деятельности священника, он ответил:
«Пастернацкий среди нас проводил контрреволюционную агитацию, которая выражалась в том, что он говорил, что он сидел в тюрьме совершенно напрасно, что советская власть притесняет всех граждан, соблюдающих религиозные обряды, а особо попов всех сажает в тюрьмы».
23 декабря 1937 года следователь допросил отца Владимира, особенно интересуясь тем, чем занимался священник во время гражданской войны.
– В 1920 году в нашем местечке находились белополяки, 12 июня 1920 года во время отступления белополяков красные партизаны стреляли по автомобилю польского полковника. В результате наше местечко было оцеплено польскими войсками, и белополяки взяли человек сорок крестьян заложниками, и вместе с этими крестьянами был взят и я. Когда я находился у белополяков, то у нас выпытывали, кто стрелял по автомобилю. После чего нас освободили.
– Следствием установлено, что вы являетесь агентом немецкой разведки, то есть имели тесную связь с немецкой комендатурой. Дайте правдивые показания.
– В 1918 году в местечке Песочное находились немецкие войска, и в моем доме в течение девяти месяцев находилась немецкая комендатура. Агентом немецкой разведки я не являлся и не являюсь.
– По показанию свидетелей вы достаточно изобличаетесь в том, что, будучи враждебно настроены по отношению к советской власти, среди окружающего населения проводили контрреволюционную агитацию. Признаете ли себя в этом виновным?
– Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.
– Следствием установлено, что вы 13 декабря 1937 года, находясь в квартире, где присутствовали хозяева данного дома и квартиранты, среди них проводили контрреволюционную агитацию и говорили, что советская власть всех притесняет и не дает соблюдать религиозные обряды; говорили, что советская власть просуществует недолго, то есть явно предсказывали гибель советской власти. Признаете ли вы себя в этом виновным?
– Виновным себя в этом не признаю.
5 января 1938 года тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Протоиерей Владимир Пастернацкий был расстрелян 21 января 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.
Впоследствии, в 1958 году, Наталья Феофановна, хлопоча о реабилитации мужа, писала властям: «Прошу реабилитировать моего мужа... Я в корне не согласна с тем положением, в котором погиб мой муж. Он был не вор, не хулиган, не убийца и не враг народа, ревностный проповедник Евангельской истины, благовествующей мир и любовь между людьми».
Канонизирован в лике местночтимых святых деянием Синода Белорусской Православной Церкви 28 октября 1999 г. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.