filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

23 декабря (05 января) 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III).

Свт. Феоктиста, архиепископа Новгородского (1310); прп. Нифонта, епископа Кипрского (IV); прп. Павла, епископа Неокесарийского (IV); мч. Давида Двинского, Армянского (ок. 703); прп. Эгберта Ратмельсигийского (729; Кельт. и Брит., Нидер.); св. равноап. Наума, просветителя Болгарского (910; Болг.).

Сщмч. Василия Спасского, пресвитера, прмчч. Макария (Миронова) и Иоанна (Смирнова), иеромонахов (1938).


Святые дня, молите Бога о нас!


Мученики Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид, Еварест Критские

мученики Критские


Святые десять мучеников Критских пострадали за Христа на острове Крите в III веке во время гонений на христиан, воздвигнутых императором Декием (249—251).

Соименный императору правитель Крита Декий жестоко преследовал Критскую Церковь. В числе других христиан пред ним предстали десять доблестных мужей из разных городов Крита — святые Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест. Все они мужественно исповедали веру во Христа, обличили Декия и всех язычников, поклонявшихся бездушным идолам, которые олицетворяли человеческие страсти.

Святые мученики 30 дней подвергались жестоким истязаниям и всяческим поруганиям, но остались непоколебимыми. 23 декабря при большом стечении народа был устроен суд. Декий уговаривал святых принести жертвы идолам, а когда они отказались сделать это, стал грозить им лютой смертью. На это мученики отвечали, что не боятся мук и с радостью, как на великое торжество, пойдут на смерть за Господа Иисуса Христа. «Если и десять тысяч раз надо будет умереть за Христа, умрем охотно»,— говорили они судье. Святые мученики были приговорены к усечению мечом. На месте казни они молились о просвещении светом истинной веры своих гонителей, как и Господь Иисус Христос молился за Своих распинателей (Лк. 23, 34). После молитвы они с радостью приняли смерть и предстали пред Господом в венцах мучеников.

Тела мучеников были погребены христианами недалеко от места казни, в местечке Алоние. После прекращения гонений епископ города Гортины Павлин обрел их мощи нетленными и с честью перенес в свой город.

Тропарь мучеников иже в Крите
глас 3
Многочудный Крит почтим,/ процветший честныя цветы, Христовы бисеры,/ мучеников сорасленых,/ десять бо суть числом, блаженнии,/ иже весь идольский народ посрамиша,// темже и венцы прияша, добледушнии.

Кондак мучеников иже в Крите
глас 4
Денница возсия мучеников честное страдальчество,/ предозаряющее нам в вертепе Раждаемаго,// Егоже Дева безсеменно роди.


Святитель Феоктист Новгородский, архиепископ

Святитель Феоктист Новгородский, архиепископ

Память 23 января, 23 декабря.

До получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его архиереем, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского.

Главной заботой владыки Феоктиста было восстановление и постройка храмов. В 1301 году, по его благословению, заложен был каменный храм святого архангела Михаила и через 2 года освящен. Он сам освятил соборы во имя святых Бориса и Глеба и во имя святых отец I Вселенского Собора. При нем была благоустроена обитель на Валааме.
В 1305 году принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским.
В 1307 году по слабости здоровья святитель удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия.
Скончался 23 декабря 1310 году.

Прославление святого Феоктиста, вследствие чудесных исцелений от его мощей, совершилось в 1664 году. В 1786 году мощи святителя перенесены были из упраздненного Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и положены были в храме, подле стены, у иконостаса. Архимандрит Фотий устроил придел в честь святителя Феоктиста.

Юрьев мужской монастырь - Великий Новгород (Юрьев)
(Юрьев мужской монастырь - Великий Новгород (Юрьев))

Есть основание предполагать, что мощи были уничтожены во время фашистской оккупации Новгорода.


Преподобный Нифонт Кипрский, епископ

Преподобный Нифонт Кипрский, епископ


Преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV), родился в Пафлагонии, образование получил в Константинополе. В детстве он был кротким и добрым, часто посещал церковную службу. Но в юности он стал вести разгульную и греховную жизнь. Временами, приходя в себя, он ужасался глубине своего падения, но, полагая, что ему уже не получить прощения, продолжал нечестивую жизнь. Однажды он встретил своего друга, который долго с удивлением смотрел на его лицо. На вопрос Нифонта, чему он удивляется, друг отвечал: «Я никогда не видел ранее у тебя такого лица, оно черное, как у эфиопа». Эти слова показали Нифонту глубину его падения, и он стал взывать к Божией Матери, прося Ее заступничества.

После долгой молитвы он увидел, что Лик Божией Матери на святой иконе просветлел и Она улыбнулась.
С тех пор Нифонт непрестанно молился Царице Небесной. Если он впадал в грех, Лик Богоматери от него отворачивался, а после покаянных слез и молитвы опять милостиво взирал на него. Наконец, Нифонт полностью изменил свою жизнь, стал проводить время в молитве и покаянии. После болезни, от которой получил исцеление помощью Божией Матери, он приобщился Святых Тайн, затем принял иноческий постриг и усилил свои подвиги, изнуряя тело в борьбе со страстями.

Эта борьба была долголетней, на святого Нифонта много раз нападали бесы, но с помощью Божией он преодолевал их. От Господа он получил дар различать происки лукавых духов и побеждать их, а также видеть исход душ после смерти. Уже в старости, придя в Александрию, он был в видении указан Патриарху как достойный принять епископский сан. Его поставили во епископа города Констанции на Кипре. Однако епископом он пробыл недолго. О времени своей смерти святитель Нифонт узнал за три дня. Перед кончиной его посетил святитель Афанасий Великий. На смертном одре святой сподобился увидеть Ангелов и Пречистую Божию Матерь.


Преподобный Павел Неокесарийский, епископ

Преподобный Павел Неокесарийский, епископ


Преподобный Павел, епископ Неокесарийский, пострадал при императоре Ликинии (307 – 324). Твердо исповедав на суде свою веру во Христа, святой Павел подвергся побоям. Его мучили голодом, но он оставался непреклонен. Тогда ему сожгли руки раскаленным железом и заключили в тюрьму, стоявшую на берегу Евфрата.

После казни Ликиния в 324 году, когда император Константин I стал единодержавным правителем Римской империи и находившиеся в тюрьмах христиане получили свободу, святой епископ Павел вернулся к своей пастве. Он был участником I Вселенского Собора в Никее, состоявшегося в 325 году, на котором были обличены ариане и принят Символ веры. По окончании Собора император Константин с почестями принял участников Собора и приложился к сожженным рукам епископа Павла. После долгих лет управления паствой святитель Павел мирно преставился к Богу.


Преподобный Эгберт Ратмельсигийский, Линдисфарнский (Egbert, Ecgberht), епископ


Память 24 апреля, 23 декабря (Кельт. и Брит., Нидер.)

Англ родом из Британии. Был монахом Линдисфарна в Англии. Затем переселился в Ирландию и жил в Ратмельсиги в Коннахте со своим другом святым Эдильгуном. Однажды монастырь поразила чума, братия поумирали или рассеялись по разным местам; потом и Эгберт с Эдильгуном заболели этой болезнью. Тогда Эгберт стал молить Бога чтобы ему позволено было не умереть, пока он не искупит бездумных грехов детства и юности и не сотворит во множестве добрые дела. Он также поклялся, что будет жить в странствиях и никогда не вернется на родной остров; что в добавление к ежедневно читаемым псалмам он будет каждый день читать во славу Божью весь Псалтирь, если не помешает болезнь; что каждую неделю он будет голодать один день и одну ночь. Бог услышал молитву святого. В ту же ночь Эдильгун умер, а Эгберт излечился и жил еще долгое время, добившись достойными деяниями сана епископа.

Приносил благо не только своему народу, но и шотландцам и пиктам, среди которых жил. В монастыре Ратмельсиги он подготовил нескольких монахов для проповеди Евангелия в Германии. Побывал в Ионском монастыре в Шотландии где убедил братию принять православную дату празднования Пасхи.
В жизни проявил великие смирение, доброту, воздержание, простоту и справедливость. Он служил людям примером своей жизни, чистотой своего учения, властностью, с какой осуждал пороки, и щедростью, с какой раздавал полученное им от богачей. В добавок к обетам, данным во время болезни чумой, во время Великого поста он никогда не ел более раза в день, вкушая в небольшом количестве только хлеб и разбавленное молоко: обычно он наливал свежее молоко в сосуд, на другое утро снимал сливки и пил то, что оставалось, заедая маленьким куском хлеба. Такую же умеренность он проявлял в течение сорока дней перед Рождеством и сорока дней после Пятидесятницы.

Преставился в 729 году, в возрасте 90 лет.


Мученик Давид Двинский, Армянский

Сурхан, в крещении Давид, происходил из персидского княжеского рода Хорасана и появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Феодора Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658-661 гг.). Сурхан участвовал в походе арабов на Армению в VII в. при патрикии Армении Григоре Мамиконяне (661-685 гг.) и католикосе-халкидоните Анастасии (661-667 гг.), приемнике и бывшим постельничим св. Нерсеса Строителя.

Согласно Мученичеству, в Армении Сурхан пришел к великому князю Григору просил его дать ему Христово крещение. Великий князь, став восприемником его от воды святой купели, назвал его именем своего отца Давида и пожаловал ему во владение селение Дзаг Котайкской области.
Св. Давид мученически пострадал от востикана Абдаллы «после того, как сарацины овладели страной Армянской», т. е. примерно в 703 г., когда армянских наместников или правителей впервые сменили арабские востиканы. Абдалла истязал св. Давида страшными побоями, оковами и тюрьмой за веру в Христа. Но непокорившийся и мужественно устоявший святой старец был распят на кресте и, пронзенный стрелой, скончался.

Мученическая смерть Давида Двинеци датируется 22 января 703 г. Дата уточнена И. Абуладзе на основе содержащегося в грузинской рукописи X в. перевода Жития Давида, который был сделан с древнеармянской рукописи VIII в.
В западных православных календарях св. Давид упоминается как Давид Эчмиадзинский.

Вагаршапат. Здесь находится  Эчмиадзинский монастырь, Армения
(Вагаршапат, Армения. Здесь находится Эчмиадзинский монастырь)

Мученичество Давида Двинского является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Исторические и побочные источники позволяют установить лишь приблизительное время возникновения Мученичества. Самое раннее упоминание о нем встречается у Ованеса Драсханакертци. Оно также было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. – Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Свидетельством существования «Мученичества Давида Двинского» ранее X века является также грузинский перевод.


Преподобный Наум Охридский, равноапостольный


Преподобный Наум Охридский, равноапостольный

Память 20 июня, 23 декабря на преставление, в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых

Ученик святых Кирилла и Мефодия и сотрудник святителя Климента Охридского. Вместе со святителем Климентом они были прозваны "новыми Моисеем и Аароном". В Германии их схватили и заключили в тюрьму, но по Божиему мановению темница потряслась, цепи спали с узников и они свободно покинули место своего заключения.
Впоследствии, когда Климент нёс святительские труды в Охриде, святой Наум выстроил Архангельский монастырь на южном берегу Охридского озера, который на века стал источником крепости и прибежищем для бедных и увечных. Вокруг него собралось множество иноков, потому что он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. Он неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык.

Святой Наум преставился 23 декабря 910 года и был погребён в устроенном им монастыре. От мощей святого Наума доныне совершаются чудеса.

Тропарь Кириллу, Мефодию, Клименту, еп. Охридскому, Науму, Савве, Горазду и Ангеляру (Болг.)

Венцы хваления увенчаим седмочисленники славныя, / Кирилла со Мефодием, Климента, Наума со Саввою / и Горазда со Ангеларием, / яко светила возсиявшия / и Триединаго Бога нам благовестившия, / столпы незыблемыя Церкве Болгарския / и богодухновенныя поборники слова нашего, / бесовское идолом поклонение упразднившия / и Христу Богу молящияся, / Церковь нашу утвердити / и душам нашим даровати / мир и велию милость.


Священномученик Василий Спасский, пресвитер


Память 23 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.


Родился в 1878 году в д. Козьма Демьяна (Козьмодемьянский погост ?) Тверского уезда и губернии в семье священника.

По окончании духовной семинарии был рукоположен во священника, служил в храмах Тверской епархии.
В 1929 г. был арестован, приговорен к 6 месяцам заключения и штрафу.
В 1931 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», приговорен к 3 годам ссылки.
Вернувшись в 1934 году, служил в храме села Холохольни близ города Старицы.
2 января 1938 года арестован, заключен в тюрьму города Зубцова. Виновным в предъявленных обвинениях себя не признал. На вопрос следователя о предыдущих судимостях подтвердил, что был судим дважды, но заявил, что причина второй судимости ему неизвестна.

31 декабря 1937 года тройкой УНКВД по Калининской области приговорен к расстрелу.
5 января 1938 года расстрелян в Калининской области.
16 марта 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Преподобномученик Макарий (Миронов), иеромонах

Память 23 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в 1878 году в селе Филино (Дорогобужский район Западной обл.).
Принял монашество. Рукоположен в сан иеромонаха.
21 декабря 1937 года был арестован в селе Завидовская Горка Кесовогорского района Калининской области по обвинению в "антисоветской деятельности". 30 декабря тройкой при УНКВД по Калининской обл. был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 5 января 1938 года.
16 марта 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.


Преподобномученик Иоанн (Смирнов), иеромонах

Преподобномученик Иоанн родился в 1870 году в деревне Леоново Талдомского района Московской области в семье Афанасия Смирнова. На момент ареста иеромонах Иоанн проживал в деревне Большое Михайловское Нерльского района Калининской области.

Отец Иоанн был арестован 24 декабря 1937 года. Уже 30 декабря он был осужден тройкой при УНКВД по Калининской области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к высшей мере наказания. Иеромонаха Иоанна (Смирнова) расстреляли 5 января 1938 года.

16 марта 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.


Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments