filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Кесарево кесарю, а Божие Богу...или размышления на окончание декабря...

Христос посреди нас!

Прогулялся до монастырской лавки за хлебом…
Покуда шел, слышал за забором (наш офис граничит с двумя крупными государственными учреждениями) звуки начавшихся корпоративов, и мне пришли на ум некоторые размышления о грядущих последних днях декабря. Ими, размышлениями этими, и желаю поделиться с вами…

Братья и сестры!

Так уж уготовано нам Господом, жить в такой век, когда информация обрушивается на нас почти в любом месте. Дома ли мы или гостим у кого-то, на работе ли с сослуживцами или просто идем по улице, дома ли пребываем с домочадцами или направляемся в храм – и там, если и не на богослужении, то после него новости разного свойства всенепременно нас подстерегают. А уж если включить телевизор или радио – то уж куда деваться-то…тут же обрушатся на нас с преизбыточной своей полнотой. Может быть, не так в монастырях, что далеко от городов, но тут мне затруднительно что либо с уверенностью сказать, потому как мирянин.

предновогодняя суета


Вот и ныне – грядет гражданский новый год, и от новости сей затвориться мы не в силах. А надо ли? И если надо, то насколько, чтобы если не получить пользу, то по крайней мере не повредить себе и ближним? Вот это и станет предметом сегодняшних размышлений…

1. Прежде всего, надо нам осознать, что по сути своей гражданский новый год, как дата календаря, не несет в себе никакого языческого или богоборческого подтекста. Я говорю о дне сегодняшнем, а не о той цели, с которой вводился новый календарь в России. Надо исходить из того, что значительно больше половины наших сограждан, даже из числа тех, кто называет себя православными, являются людьми нерелигиозными. Они обмирщвлены и видят в этом дне возможность либо собраться за столом, либо, нарушив привычный распорядок жизни, отправиться ночью на каток или гулять по городу или в гости к ближним – встряхнуться, забыть накопившееся раздражение за весь рабочий год и разрядиться так, как они это умеют. Не стоит сейчас полемизировать о том, что раздражение вовсе не следует копить, и что застолье не способ от него избавиться – это известно нам, худо-бедно воцерковленным, а им иное пока не понятно и не известно.
Для них не существует поста, им не ясен его смысл (разве что пока им думается, что пост близок к садо-мазо извращениям, или он сродни диете – это им более понятно) и излишняя нравоучительность будет ими в эти дни особенно, воспринята в штыки и пользы не принесет. А вред принести может. И не только им, но и нам.

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6: 17-18).

Как нам исполнить эти слова Спасителя?
Да вот прям в буквальном смысле: в дни, столь важные для наших нерелигиозных ближних, надо проявить нам смирение и разумение.
Разумение в том, чтобы самим не разделить с ними ночные пиршества, Богу не угодные, и громкие празднования, в дни поста неуместные.
Смирением в том, чтобы не предстоять перед ними с кислыми лицами, и не бубнить денно и нощно о заклятых большевиках, празднованием нового года изгладившими из сердец россиян памятование о смысле Рождества Христова, о недосягаемой высоте и важности этого Праздника.

Мне видится, что за лучшее будет и их поздравить с новым годом и даже и подарки подарить небольшие, как знак внимания, и может, даже, где это возможно, и присесть за стол на короткое время, сохраняя для себя пост, но делая это по возможности в тайне. Но сотворить все это так, чтобы и Богу угодить и не человекоугодничать.


2. «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
И говорит им: чье это изображение и надпись?
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
» (Мф. 22: 15-21).

Богу Богово а кесарю кесарево


Часто даже православные из нас уподобляются фарисеям из притчи, пытаясь уловить либо тех, кто рассуждает о том, что вовсе не грех в гражданский новый год разделить стол и развлечения с окружающими, либо тех, кто говорит о том, что любое упоминание о дне этом без ненависти к нему, есть предательство Христа.

Но мы имеем на тех и других слово Спасителя: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Мы все живем в миру, в своем отечестве. Пока еще земном…Бог даст - и в Небесное каждый в свое время переберемся по милости Его. Но покуда этого не произошло, мы должны помнить, что имеем над собой и кесаря.

Календарь гражданский нас не обязывает к тому, чтобы следовать всем его рекомендациям и с жадностью отмечать все красные его даты. Но и игнорировать его мы не в силах. Кто глаголет о том, что целиком освободился от гражданского календаря, тот лукавит, потому как без оного ни билеты не закажет, ни к вылету вовремя не прибудет, прогуляет дни рабочие и явится к закрытым дверям магазина.… Так что целиком от гражданского календаря мы освободиться не можем – это кесарево.

А Божие – это когда мы свою жизнь духовную сообразуем с календарем Небесным – церковным. Когда свой распорядок подстраиваем с Праздниками, с постами и днями памяти святых, с Причастием и с подготовкой к нему, сообразуясь с тем, как нам помогает это понять Церковь Мать.

Есть праздники гражданского календаря, участие в которых нам можно сказать категорически не рекомендуется, потому как дни эти несут открытый богоборческий и богопротивный характер. Простейшим примером будут международный женский день или годовщина кровавой революции 1917 года.

Но есть праздники нейтральные по своей природе – день защитника Отечества или день Конституции России. И праздник гражданского нового года также относится к тем, что в существе своем не имеют ничего греховного. Греховными их можем сделать мы сами своим не богоугодным к ним отношением. Или мы можем придать таковым дням добрый смысл.


3. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Но надо помнить - Богу полагается первая и лучшая часть.

«Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4:4).

Потому погрузиться в застолье и безудержное веселие в гражданский новый год, а после, уставшим и захмелевшим, перекрестив лоб, упасть в кровать, будет решением ошибочным.
Чтобы отдать Богу первородное и лучшее, надо бы вечером помолиться в храме на богослужении, помолиться и попросить благословения на дни грядущие. Да, для нас этот день в настоящем своем понимании, новым годом не является – наш новый год – индикт, мы празднуем первого сентября (14 н.ст.). Но мы должны понимать, что Церковь с уважением относится к государству. Так мы знаем, что брак, зарегистрированный государством, хотя и не является союзом, освященным Богом, но уже и не является блудным сожительством.


«Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве
» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).


Так же и гражданский новый год, хотя и не является для нас праздником, но проявляя уважение к государству, Церковь благословляет в этот день совершать благодарственные молебны и испрашивать благословения Божьего на гражданское новолетие.

В качестве миссии, как пример иного понимания праздника и иного, духовного наполнения его, Церковь на усмотрение настоятелей храмов благословляет ночную Литургию в день гражданского нового года. И надо сказать, что это очень наглядная миссия в первую очередь для тех, у кого в семье есть как воцерковленные, так и невоцерковленные православные (а таких семей в нашей стране, наверное, большинство).

Отдав Господу лучшую часть этого дня, и благословив ястие, уже не будет грехом для каждого из нас отдать и кесарю (в том числе и ближним) их часть, избегая для себя самих всех излишеств – как в еде, так и в веселии. Так мы и заповедь соблюдем, и проявим любовь к ближним своим и не соблазном для них явимся, а живым примером к назиданию.


новый год в храме


И не исключено, что через пару-другую лет, кто-то из тех, кто сегодня посмеивался над теми из православных, кто бой курантов встречал не с бокалом вина, а с Крестным знамением под возглас священника: «Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», станет рядом в храме и тем самым исправит стопы свои ко благоугождению Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава, честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом, и со Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий


Tags: Православие, Размышления, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments