filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Дела минувшие...вопросы и ответы ( ч.16)

Христос посреди нас!

часть шестнадцатая.
Часть первая тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/12230.html

Вопрос 122: Решает ли человек хоть что-то сам или же любые его действия/мысли случаются только потому что на то воля Божья?

Ответ: Человек имея свободную волю может прикладывать свои силы к реализации любых своих замыслов.
И добрых и злых.
Однако, от Боли Божией зависит- будут ли они, как и когда реализованы.
Если человек задумал злое, то Господь может дать ему реализовать задуманное, при этом зло, которое человек совершает Он обращает в добро.
Пример простой- злу людей, отправляющих христиан на мучения Господь попустил совершиться, но это зло обернулось во благо- пример мученической смерти вдохновил тысячи людей принять христианство.

Надо помнить только то, что тем фактом, что Бог обратил зло в добро сам человек, совершающий зло не оправдывается.

Вопрос 123: В чём заключалась жертва Христа ?

Ответ: Прошу прощения, что не имею времени сам на эту тему написать, но вот тут очень хорошо написано:

Жертва в Новом Завете - Подвиг Богочеловека Иисуса Христа, заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти, принятый Им мир ради искупления грехов мира. На Голгофе Господь добровольно совершил спасение человечества. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал пострадать. Он Сам допустил над Собою совершиться временному торжеству неправды. Его страдание не было необходимостью, но было проявлением Божественной Любви. Святой Григорий Нисский сказал, что Христос не стал ждать, когда Он будет вынужден к Своей жертве предательством Иуды, злобой священников, неразумием народа: «Он предварил эту волю зла, и до того, как был к тому вынужден, вольно отдал Себя накануне Страстей, в Великий четверг, даровав Свою плоть и кровь». Именно поэтому говорится о Христе как об Агнце, «предопределенном прежде основания мира» (1 Пет. 1:19) и даже «закланном от создания мира» (Откр. 13:8).

Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва - Он Сам. В этой Жертве - вся любовь Бога Отца, - «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). В этой жертве - вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин.15:13). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно, явлена нам на Литургии, потому что на Литургии является нам Сам Христос - Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.
(http://azbyka.ru/dictionary/07/zhertva-all.shtml).

Вопрос 124: О какой жертве отца тут идёт речь, если сын как и отец являются бессмертным существом? И на третий день тот самый пожертвованный сын отличненько воскрес. В чём тут подвиг? Во временных неудобствах?

О каком искуплении грехов идёт речь? Если это грехи перед богом, так он мог их в любой момент списать (он же всемогущ), так зачем ему понадобилось шоу с жертвоприношениями? На что это повлияло, почему праведники из ада до этого не могли попасть в рай, а после вроде как смогли. Почему их нельзя было забрать оттуда просто волевым усилием? Значит ли это, что бог не всемогущ?

Ответ: Для ответа на этот вопрос надо обратиться к православному учению о искупительной жертве Спасителя на Кресте.
В царстве нравственном есть столь же необходимые законы, как и в мире физическом. Как жизнь и благоустройство внешней природы держатся на необходимых законах: так бытие и порядок нравственного царства держится на своих законах, столько же для него необходимых, как законы физические для природы, и без которых невозможно никакое нравственное устройство. Таков закон правды, требующий, чтобы все и каждое нравственное существо за заслуги получало воздаяние, за вину подвергалось наказанию. Закон этот условливает самое бытие нравственного царства.

Итак, человек согрешив и нарушив данную ему заповедь отпал от нравственного закона и поселил в себе семя зла. Всеянное в природу человеческую семя зла быстро возрастает; и человек решительно не имеет никакой возможности не только искоренить из себя силу зла, но даже с успехом противиться ей. Даже при любви к добру и при ненависти к злу, человек непреодолимо отторгается от добра и любимого, и влечется к злу и ненавидимому. Апостол Павел говорит то, что каждому говорит собственное сознание и опыт:

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
(Рим. 7: 19-24).

Если сила греха проникла все существо человека, то совершенное уничтожение этой силы означает то-же, что обновление, воссоздание человека; следовательно, есть дело невозможное для ограниченной твари.
Воссоздателем человека мог быть только его Создатель, Который один только мог обновить и восстановить в человеке Свой образ, помраченный и искаженный грехом. Точно также одно только Божеское всемогущество могло уничтожить все естественные следствия человеческого греха, смерть и зло физическое, возвратить человеку бессмертие, потерянное грехом, а природе совершенства, отнятые у нее проклятием, возвести ее в первобытное состояние красоты и благолепия, в достойное жилище человека искупленного, спасенного и примиренного с Богом.
Спасителем человека мог быть один только Бог. Но и Бог не мог спасти человека одним только действием Своего всемогущества:

Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? (Числ. 23: 19).

Создав человека свободным, Бог, как неизменяемый в Своих советах, и непреложный в Своих дарах, не хотел лишить человека свободы, или насильно подчинять ее Своей, хотя и всеблагой, воле.

Это, кстати, совершенно конкретный ответ на Ваши сомнения во Всемогуществе Господа. Господь мог Сам спасти человека, но не хотел лишать его свободы воли, ведь насильное спасение было бы именно действием, ограничивающим волю человека, а он, человек, не таким было Создан Богом, но Создан был с волей свободной.
Человек злоупотребил свободой, пал, и своими силами не мог восстать. Бог в Своей бесконечной премудрости нашел средство восстановить человека; но восстановление человека не должно было стеснять его свободы, совершаться против его воли, и без его воли. На первый взгляд представляется странным, чтобы в свободе падшего человека могло быть нехотение предлагаемого ему спасения, отречение от него. Но в том-то и открывается великая сила греховного растления, что грешник не только не ищет спасения, но даже может чувствовать ненависть к святым и благодати:

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7: 6),

и благочестие представляется ему мерзостью, как выражается сын Сирахов:

В сокровищницах премудрости - притчи разума, грешнику же страх Господень ненавистен (Сирах. 1: 25).

Это мы, кстати, тоже в избытке видим на форуме, верно ?
Болезнь греховная не похожа на болезни телесные. Больной телом ищет врачевства, и жаждет выздоровления: но больной грехом почасту любит свою болезнь, услаждается ее развитием, не ищет врачевства, не хочет выздоровления. На его испорченный вкус горечь греха представляется сладостно. В его растленном сердце нестроение греховное ощущается, как вожделенное благосостояние.
Скажи блуднику, что он грешит и тем уязвляет свою душу и тело- что мы услышим в ответ ? Вот, об этом и говорится, что больной грехом часто не ищет врачевства.

Спасти человека без его хотения, против воли, насильно, было бы недостойно и Бога, даровавшего человеку свободу, и человека, как существа свободного. К чему бы тогда была и сама свобода. Бог, насильно влекущий человека ко спасению, разрушил бы Свой собственный дар свободы, и человек, насильно увлекаемый к блаженству, был бы и неспособен к блаженству и недостоин его. Св. Ефрем так рассуждает о сем: милость Божия может и насильно соделать человека праведным, но она не уничтожает в нем силу ума, хотя и знает, что может сделать человека праведным. Не употребит над нами насилия Бог, когда сам Он дал человеку свободу. Кто хочет, чтобы вели его насильно, тот недостоин милости.

На вопрос: почему спасение людей не совершено одним Божьим мановением, так-же, как одним мановением Бог создал мир из ничего, св. Афанасий Великий дает такой ответ:

Древле, когда еще вовсе ничего не существовало, для создания вселенной потребно было одно мановение и изволение. Когда же человек создан, и нужда требовала уврачевать не то, чего не было, но что уже сотворено: тогда Врачу и Спасителю следовало прийти к сотворенному уже, чтобы уврачевать существующее. Посему-то соделался Он человеком, и в действие употребил человеческое орудие — тело. В спасении имело нужду не что-либо несуществующее, — для чего достаточно было бы одного повеления; напротив того, растлен был и погибал сотворенный уже человек. Посему-то Слово справедливо и прекрасно употребило человеческое орудие.

Вот и подошли мы к самому первому Вашему вопросу- что же за жерства это, когда Господь знал, что через три дня воскреснет?
Да в том то все и дело, что Иисус Христос это полноценный человек, хоть и сочетающий в себе две воли- волю человеческую и волю Божию. Единородный Сын Божий, единосущный Богу Отцу, приемлет на Себя человеческую природу, соединяет ее в Своем лице с Божеством неслитно и нераздельно, и таким образом, восстановляет в Себе человечество чистое, совершенное и безгрешное, какое было в Адаме до грехопадения. В Своем безгрешном человечестве Богочеловек всей Своей земной жизнью и всеми Своими делами открывает совершеннейшее послушание воле Отца, с полным отречением от Своей воли:

ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6: 38),

терпит все, присужденные человеку правдою Божиею, скорби, страдания и самую смерть, и такою жертвою вполне удовлетворяет Божескому правосудию за все человечество падшее и виновное пред Богом.
Таким образом страдания, испытываемые Иисусом Христом были самые настоящие человеческие, что мы и исповедуем в Символе Веры:

Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.

Между падением Адама и его восстановлением видно полное соответствие: за гордое стремление человека к равенству с Богом — всемилосердое нисшествие Божества до немощей человеческих, до уничижительного зрака раба; за дерзкое неповиновение человека Богу — смиреннейшее послушание Богочеловека; за неизбежные страдания человека — пришествие Господа на вольную страсть; за необходимую смерть Адама, смерть преслушания — добровольная смерть Христова, смерть послушания:

Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего (Ин. 10: 18).

Правда Христова служит оправданием всех людей. Так же, как вина Адамова делает всех людей виновными пред Богом. Адам, как глава человечества, передает всем своим потомкам и свой грех и все его следствия. Христос, восстановивший в себе чистое и безгрешное человечество, соделался новою благодатною главою человеков; посему и называется вторым Адамом или вторым человеком.
Нераздельно соединив в лице Своем восприятое человечество с Божеством, Богочеловек полагает основание теснейшего единения между Богом и людьми; Своим совершеннейшим послушанием воле Божией заглаждает непослушание Адама; Своим уничижением — его горделивую мечту о равенстве с Богом, и тем примиряет человека с Богом; наконец, Своими вольными страданиями и Своею крестного смертью приносит совершеннейшее удовлетворение Божескому правосудию, или искупляет человека от вечной смерти, потому что, и мгновение смерти Богочеловека, по соприсутствию вечного Божества, равняется вечности.

Вопрос 125: рб Дмитрий, каким образом Бог может влиять на реализацию замыслов?

Ответ: Не совсем понимаю, что Вы под замыслами понимаете...
Мысль человеку может быть внушаема от трех источников: собственная мысль самого человека, мысль, внушаемая ангелом и мысль от лукавого.
Выбор человек делает самостоятельно- тут Бог дает человеку свободу.
Гогда доходит до реализации, то все зависит от того- чью волю человек избирает.
Если это Воля Бога, то человек преуспевает в совершении дела.
Если это противно Воле Бога, но Промыслом Божиим возможно совершение такого дела. В этом случае последствия этого дела будут негативны для самого человека, либо его злое произволение будет обращено на наказание другого зла (или предотвращение), при этом сам человек не освобождается от ответственности за замысленное им зло. Либо Бог не даст совершиться злому делу, но при этом злобный помысел также вменяется в вину человеку.
По этому святые отцы говорят, что главная задача человека это понять Волю Божью и творить во всем сообразно этой Святой Воле.

Вопрос 126: рб Дмитрий, каким образом Бог можеть помешать совершению злого дела?

Ответ: Своею Волею, например так:
Посему так говорит Господь о царе Ассирийском:

"не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь.
Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего".
И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые.
И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии
(4 Цар. 19: 32-36).

Вопрос 127: рб Дмитрий, а можно немного подробнее описать механизм противодействия воли Бога злым деяниям на каких-нибудь конкретных примерах, желательно из современности ну или хотя бы не из священных текстов. Хочется всё-таки документальных примеров.

Ответ: Добрый человек, это происходит постоянно в нашей жизни. Часто случается и с Вами, надо только повнимательнее вглядываться в происходящее.

Как часто мы слышим о том, что в результате оперативных действий предотвращен терракт или иное преступление. Такие разработки всегда проводятся по поступившей информации и не всегда (и не часто) это информация из ожидаемого источника- этот источник может быть, как это называется - "случайным".

Как часто "в последний момент" удается что-либо сделать, что б предотвратить трагедию, несчастный случай, случайную смерть человека (кто-то пришел на помощь, вытолкнул из-под грузовика, проходил мимо и услышал крики о помощи и т.п.).
Как часто статистика говорит о том, что самолет, который разбился, был загружен меньше, чем загружены обычные рейсы. Мы слушаем рассказы чудом спасшихся, что кто-то неожиданно проспал, застрял в лифте, попал в пробку, заболел и т.п.
Это происходит всегда и постоянно.

С любовью,
рБ Дмитрий

продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/80391.html
Tags: Вопросы и ответы, Православие, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments