filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

09 (22) октября 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Мученики Иувентин и Максим воины

Мученики Иувентин и Максим. Роспись ц. Успения Богородицы монастыря Грачаница. ок. 1320 г.
(Мученики Иувентин и Максим. Роспись церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница, ок. 1320 г.)


Святые мученики Иувентин и Максим воины пострадали при римском императоре Юлиане Отступнике, при котором они состояли в должности щитоносцев. Однажды Юлиан, придя в Антиохию, окропил идоложертвенною водою все продаваемые на рынке снеди и пития, желая таким образом сделать христиан участниками нечестивых своих жертв. В то время сии два раба Христовы, присутствуя на одном пиршестве с другими воинами, со скорбью беседовали с ними о беззаконии царя и повторяли слова святых трех отроков, некогда сказанные в Вавилоне: «И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле» (Дан.3:32).Один из пировавших передал наутро сии слова царю.

Тогда царь призвал святых воинов и спросил:

– Что вы говорили вчера на пиру?

Они отвечали истину и, повторяя те же самые слова, обличали царя и укоряли в беззаконном отступничестве.
Царь, пришедший в ярость, сначала велел беспощадно бить их и бросить в темницу; потом в полночь послал в темницу палача, который и умертвил их среди темничного мрака.


Преподобный Петр Галатийский, Константинопольский

В миру Леонтий, происходил из Галатии от родителей Феофила и Евдокии.
Он отличался прекрасною и величественною наружностью и большою телесною силою, за что и выбран был в царские комиты [1] и удостоен от императора различных воинских почестей.

Но недолго пробыл Леонтий на службе. Оставив все, он устремился к иноческому житию и принял монашество, с именем Петра, в монастыре, называвшемся Дафнеон [2]. Затем он отправился в Ольвию, обошел различные святые места, был в Лаодикии и Атталии, мужественно перенося трудности путешествия и опасности со стороны магометан, и потом опять возвратился в Ольвию.
Конец жизни он провел, уже в царствование Василия Македонянина, в обители св. Фоки в Константинополе.
Скончался мирно.

Известен и другой св. Петр Галатийский, Молчальник(429), память 1 февраля, 25 ноября.

__________________
Примечания:

[1]
– Комитами назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее спутники императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. Со времен Константина Великого это наименование стало титулом всех придворных и государственных чинов, хотя бы они и не принадлежали к императорской свите.
[2] - Монастырь Дафнеон находился около Антиохии Сирийской и получил свое наименование от предместья города Дафны, где был расположен.


Икона Богородицы Корсунская

Икона Богородицы Корсунская

Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.

Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне. Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре.

По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 г. поставила его в храме Божией Матери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления.

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец, где находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года.

В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме г. Торопца находится список с чудотворной иконы.

Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками – в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, г. Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и др.

Молитва

О, Всемилостивая Госпоже, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града нашего всемощная Заступнице. С верою и любовию припадаем и поклоняемся Тебе пред Святою и пречистою Твоею чудотворною иконою, Ею же дивные и преславные чудеса содеваеши. О, Всемилостивая наша Заступнице и непостыдное наше упование, благодарим Тя о всех благодеяниих от Тебе, бывших на нас от древних времен и до ныне.
И ныне мы грешнии, воспоминающе, дивное знамение Твоего заступления града нашего Изборска, явленное, во дни ратнаго на сей град нашествия, смиренно молим Тя: яко же древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси и люди изборския от бед спасла еси и многие знамения и чудеса являла еси, так и ныне, Преблагословенная Владычице призри на нас немощных и грешных раб Своих. Сподоби Твоего Матернего заступления и благопопечения, о еже избавитися нам от всякого зла.

Но, о, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадаем пред Честною иконою Твоею и умиленною душею и сокрушенным сердцем со слезами молим Тя: отврати от нас, Всемилостивая наша Помощнице и Заступнице, праведный гнев Божий на ны движимый и избави, нас, от глада, града, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани. Храм и град сей добре сохрани и верою живущих зде в мире соблюди. Буди нам Заступнице и Ходатаице пред Престолом Всевышнего, идеже предртоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Пресвятая Мати Дево! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Царице и Владычице! Под Твой Покров притекаем. Молитвами Твоими ниспосли Отечеству нашему мир, людем здравие и земли плодоносие, воздуху благорастворение. Избави нас от падений греховных, от навета злых человек, скорбей, бед и внезапный смерти. Вразуми нас, о Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития. Ты бо веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру зриши и упование видиши.
Даруй же нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховной жизни и оставление прегрешений. Укрепи в нас Православную веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости и смирения, дух любви и терпения, в добрых делах преуспеяние.
В Страшный же день суда Божия, Твоим молитвенным ходатайством и заступлением о, Пречистая Владычице, сподоби нас стать одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.


Икона Богородицы «Корсунская Прозренная» («Шпилевская»)

Икона Богородицы «Корсунская Прозренная» («Шпилевская»)

Главной святыней Спасо-Преображенского собора является Чудотворная Корсунская (Шпилевская) икона Божией Матери, именуемая «Прозренная».

Эта икона написана на листовом белом железе — список с иконы Богоматери, принесенной князем Владимиром из Корсуни после его крещения в Киев.В ХУШ столетии икона была собственностью одного крестьянского семейства в с.Романовка Сумского уезда. По преданию, в семействе владельца иконы была слепая от рождения маленькая дочь. Однажды, когда все члены семьи были заняты уборкой в доме, девочке поручили протереть иконы. Заметив разницу между иконой, писанной на тонком железном листе и писанными на досках, девочка усомнилась в том, что это – икона. На вопрос, обращенный к матери, — икона ли это – она получила утвердительный ответ. Тогда слепая с горечью сказала: « Может быть вы смеетесь надо мной – и, вздохнув, высказала давно таившееся в глубине сердца свое желание — Ах, если бы я сама своими глазами увидела, тогда бы не сомневалась». Лишь только она молвила это, ее глаза открылись и она в радости воскликнула: « Ой, верно вы говорите, сама теперь вижу!»

Вскорости исцеленная девочка видит во сне Божию Матерь такой же, какой Она изображена на иконе и слышит ее голос: « Отнесите икону Мою в церковь, что в селе Шпилевка». О сне девочка рассказала родителям и те отнесли икону в храм. Однако родители не рассказали священнику о чудесном исцелении своей дочери. Икона дважды необъяснимым образом покидала церковь и ее находили неподалеку в саду, под ясенем.

Хозяин сада – помещик Кондратьев, священник и староста церкви решили пойти к бывшему владельцу иконы. Услышав рассказ о происшедших событиях, крестьянин подробно рассказал пришедшим о чуде прозрения своей дочери. Слух об этом быстро распространился по окрестностям. На том месте, где под ясенем дважды находили икону, была поставлена церковь в которую и поместили Святой Образ. До 1859 года Корсунская икона постоянно находилась в Шпилевском Покровским храме. Вот как писали „Харьковские губернские ведомости” №11 за 14 марта 1859 года: „Господин Начальник губернии в предложении от 7 февраля за № 1361, изъяснил: ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, по ВСЕПОДДАННЕЙШЕМУ ДОКЛАДУ Обер-Прокурора Святейшего Синода в 10 день минувшего Января Височайше утвердить соизволил определение Святейшего Синода о разрешении находящуюся в селе Шпилевке Сумського узда Чудотворную икону Божий Матери, именуемую Корсунскою, переносить ежегодно в день явления, 9 Октября, в Преображенский Собор в г. Сумы, с тем, чтобы Икона сия была возвращена в с. Шпилевку на третий день Пасхи.
А 9 октября 1859 года „Харьковские губернские ведомости” в разделе — Известия из уездов – уже писали: „В 12 верстах от уездного города Сум, в приходской церкви селения Шпилевки есть Чудотворная Икона Божий Матери Корсунской. Перенесение этой Иконы из Шпилевки в Сумы на зимнее время издавна было заветным желанием сумских жителей, которое в настоящее время осуществилось в следствие Высочайшего в нынешнем году соизволения на перенесение ежегодно 9 октября Чудотворной Иконы из Шпилевки в сумской городской Преображенский собор и обратно в Шпилевку на третий день Пасхи. Таким образом в нынешнем году в первый раз совершено перенесение Чудотворной Иконы 9 числа текущего месяца Преосвященным Макарием (Булгаковым), Єпископом Харьковским и Ахтырским, с прочим духовенством, в присутствии Господина Начальника губернии и супруги Его Превосходительства, а также г. предводителя дворянства сумського узда, многих знатних особ обоего пола, городского и уездного начальства, при стечении многочисленного народа… В тот же день вечером Преосвященный в соборной церкви совершал всеношное бдение, а на другой день Божественную литургию, перед окончанием которой произнес приличное торжеству слово”.

Покровская церковь села Шпилевки построена в 1849 году стараниями прихожан и помещицы Варвары Римской-Корсаковой. После революции Корсунская ( Шпилевская) икона Божией Матери была изъята из храма и помещена в художественно-краеведческий музей. Во время пожара, случившегося в 30-х годах в музее, икона чудесным образом не пострадала. Этот случай произвел на сотрудников музея неизгладимое впечатление. Охваченные душевным трепетом, они решили возвратить Святой Образ в Божий храм. Поскольку Покровская Шпилевская церковь была к тому времени уже разрушена, икону перенесли в Спасо-Преображенский собор г. Сумы, где она пребывает и поныне.

Кафедральный собор Спаса Преображения - Сумы - Сумской район - Украина
(Кафедральный собор Спаса Преображения - Сумы - Сумской район - Украина)

Прерванная традиция Крестных ходов с Чудотворным Образом была возобновлена в 1995 году.Часовой колокол колокольни Спасо-Преображенского собора принадлежал ранее Покровской церкви с. Шпилевка. После уничтожения храма он оказался на севере нашей области и в начале 90-х годов чудесным образом попал в Сумской Кафедральный Спасо-Преображенский собор.

Tags: Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Корсунская, икона Божьей Матери Корсунская Шпилевска
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments