filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

16(29) марта 2014 года. Святые дня,молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Святитель Серапион Новгородский, архиепископ

святитель_Серапион_Новгородский

Родился в подмосковном селе Пехорке и с юных лет стремился к иночеству. По воле родителей вступил в брак, принял сан священства, но через год овдовел и принял пострижение в Дубенском Успенском монастыре. За добродетельную жизнь был избран игуменом обители и так много потрудился для нее, что впоследствии она стала называться его именем — Серапионовой пустынью.
Желая предаться более строгим подвигам, святой слагает с себя настоятельство и переходит в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495 г. становится игуменом. Святой пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича, и известно, что по его ходатайству он помиловал троих осужденных на смертную казнь боярынь.
Присутствуя на Соборе (1504 г.), святитель горячо отстаивал церковные и монастырские имения, как средство благотворительности.
В 1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского. Во время большого пожара в Новгороде, в 1508 г., святитель своими слезными молитвами умолил Господа о его прекращении.
Много бед перенес святитель Серапион: в 1509 г. он был лишен кафедры и сослан в Московский Андроников монастырь. В 1511 г. св. Серапион переселяется в Троице-Сергиеву лавру, где в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы проводит последние годы жизни, сподобившись от Господа дара прозорливости и чудотворения.
Приняв схиму, святитель мирно скончался 16 марта 1516 г. Нетленные мощи его были обретены 7 апреля 1517 г. и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате, у Троицкого собора, в Троице-Сергиевой лавре.
Господь прославил воего угодника даром чудотворения как при жизни, так и по смерти: однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого, который много лет ползал на ногах и руках, опираясь на деревяшки.
В 1608 г., во время осады лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, пришедшего в храм помолиться о своей обители.

Тропарь святителя Серапиона, архиепископа Новгородского
глас 8
Твердый адамант воистину, отче, показался еси, во всем подобяся владыце своему святителю, неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси: темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа. Темже и мы, сошедшеся к раце мощей твоих, любовию вопием ти: моли о нас, пречестный архиерею Серапионе, отче наш!

Кондак святителя Серапиона, архиепископа Новгородского
глас 3
Яко венцем, пресветлым украсися днесь великий Нов град, и ликует в память пастыря своего и учителя, яко диадиму царскую возложши, великая же она лавра светло радуется, идеже прослави Бог Своего угодника, и прояви последнему роду нашему цельбоносныя мощи твоя, святителю Серапионе, и Церкви Божия веселитися созывающи на славословие, велегласно вопиющи: радуйся, граду твоему и обители похвала и всея Русския земли пресветлый светильниче!

Молитва святителю Серапиону

О великий святителю Божий отче Серапионе! Вонми моей слабой молитве, и предстани за мя, грешнаго и убогаго, пред Господем, и испроси твоими усердными молитвами множеству грехов моих прощение, да, получив помощь твою, поживу во исправление жития моего. Ты, яко исполненный живою струею от Приснотекущаго Источника воды живота вечнаго - Христа Иисуса, ороси сердце мое и возбуди желание любви моей ко Господу, да путь маловременнаго жития поживу в поучении заповедей Его и в покаянии сердечней. И, охраняемь твоими теплыми за мя молитвами, улучу от благосердаго Спаса Господа нашего Иисуса Христа благовременную в нуждах помощь и непостыдный христианский конец живота моего, прославляя Его со всеми, от века благоугодившими Ему, во веки веков. Аминь.

Мученики Трофим и Фал

В городе Лаодикии (не в том, что находится в Сирии, но в находящемся в Карии [1]), между малоазийскими реками: Ликосом и Меандром) было два священника,—брата по плоти, —Трофим и Еал.
Родом они были из Карии. из города Стратоника. Тот и другой были твердыми в вере мужами и проповедниками слова вожия. Желая обратить на путь спасения души заблуждших, они спорили с еллинами и неустанно укоряли их нечестие.
Однажды нечестивые идолопоклонники, не стерпя обличений святых, взяли их обоих и заключили в узы.
В то время, в царствование Диоклитиана и Максимиана, в Карию прибыл игемон Асклипиодот и поселился в городе, называемом Вофор, находящемся недалеко от Лаодикии.
Начальник воинской стражи в Лаодикии послал сказать игемону о двух, взятых под стражу, христианских священниках и спрашивал, как с ними поступить. Он получил ответ — побить обоих камнями.
Когда же святые мученики Трофим и Фал были выведены на убиение, их окружили христиане и защищали от камней, так что ни один камень, пущенный в них, не повредил им; наоборот, бросавшие каменья, против своей воли, поражали ими сами себя. Трудясь бесплодно долгое время и изнемогши, мучители окончили метать камни.
Узнав об этом, начальник воинской стражи отпустил обоих святых. Они же продолжали учить всех небоязненно вере Христовой и обличать неверие еллинов.
Спустя некоторое время, градоначальники опять взяли их под стражу и отправили к игемону в город Вофор, сказав при сем: "Этих людей мы, по повелению твоему, били камнями, но камни не прикоснулись им; поэтому мы отсылаем их к тебе".

Игемон приказал повесить святых и терзать без милосердия тело их острым железом.
Будучи мучимы, они взывали громким голосом:

- Мы христиане! Мы не поклонимся идолам и не послушаем нечестивого повеления царей земных!
После всех этих мучений игемон осудил их на распятие, сказав:

- Пусть они будут распяты, как и Тот обольститель, в Которого они веруют.

Затем святые были изведены из города на место, где им были уготованы кресты. Шли же они с радостью, благодаря и восхваляя Бога за то, что Он сподобляет их умереть такою смертью и через это уподобляет страдание их пречистым Страстям и распятию Господа Иисуса.
За ними следовало множество народа — мужей и жен, хотевших видеть их кончину.
Когда же они были приведены ко крестам, некоторые из христиан принесли им немного пищи и упрашивали их вкусить её.
Не желая огорчить просивших, они вкусили немного из принесенного; остальное же роздали окружавшим их.
Затем они были пригвождены железными гвоздями ко крестам и распяты по подобию Господа Иисуса.

Вися на кресте, они много говорили к народу, уча его познанию Бога и святой вере.
После того поднялся плач и вопль в народе: одни укоряли игемона за жестокосердие, за то, что неповинных ни в чем мужей он предал такой лютой смерти. Другие же взывали:

- Слава Тебе, Боже, потому что сила Иисусова засвидетельствовала себя и в наши времена!

Некая женщина, иудеянка, поклонилась святым, висящим на кресте и воскликнула:

- Блаженны матери, родившие людей сих!

Здесь же стояла и матерь их, с мужеством взиравшая на страдание двух сыновей своих.
Многие из числа предстоящих собирали каплющую от святых их честную кровь, причем одни омочали в крови сей свои платки, а другие перстни для исцеления своих болезней — душевных и телесных.
Мученики же Христовы, Трофим и Еал, помолившись Богу, предали Ему свои святые души, месяца марта, в 16-ый день; для погребения их верные приготовили чистые плащаницы и благовонные ароматы.
На место мучение пришел и страж темничный и, поклонившись мученикам Христовым, исповедал пред всем народом, что видел двух святых мучеников, восходящих на небо и трех Ангелов, сопровождавших их и беседовавших с ними.
После того народ отправился к игемону и просил его, чтобы он приказал снять с крестов святые тела мучеников и разрешил предать их погребению.
Игемон, выслушав эту просьбу, сначала разгневался и велел воинам своим бить пришедших. Но спустя некоторое время успокоился и сказал, что, кто хочет, может взять тела умерших.
После того святые были сняты со креста и положены в новом гробе. При этом между христианами возник спор о том, в каком месте предать честному погребению сии святые тела — одни хотели здесь, другие там.

Наступил вечер. Народ не отходил от телес святых мучеников, но всю ночь пробыл около них с возженными свечами и псалмопением.
Когда наступило утро, жена игемона принесла благовоние и ароматы и возлила их на тела святых мучеников. Затем она положила на гроб драгоценный покров и сказала во всеуслышание:

- Я в эту ночь видела во сне мужей сих, посланных Богом вместе с Ангелами наказать мужа моего за неповинное убиение сих страдальцев.

Многое и другое говорила она, укоряя своего мужа за жестокость и немилосердие.
Мать же святых мучеников и два честных мужа, Зосима и Артемий, сограждане святых мучеников, взяли честный гроб со святыми телами их и принесли его в город Стратоник, где и погребли святых с честью.

Между тем приближался день, в который нечестивые идолопоклонники праздновали рождение Диоклитианово.
Игемон, придя в Лаодикию, устроил здесь большое торжество в честь своего нечестивого царя.
Но его внезапно постигло наказание Божие за неповинно пролитую кровь святых мучеников: он вдруг упал на землю и метался как бесноватый, трепеща всеми членами своими.
Все, бывшие здесь и видевшие это, исполнились великого страха.

Игемон же взывал:

- Где бог Зевс? [2]
- Где бог Ираклий! [3]
- Где бог Гермес? [4]
- Где прочие боги и богини? Пусть придут и помогут мне!

Потом игемон сказал:

- Напрасно я поклонялся им! вот предаюсь я теперь огню вечному, посылаемому от живущего на небесах Бога и рабов Его, Трофима и Фала.

Говоря это, он кричал громким голосом, так что везде был слышен вопль его. От тяжести своих мучений он стал рвать зубами свое тело и кусать язык и, мучаясь так, испустил свою окаянную душу.
Мучитель с горьким плачем отошел к нечестивым богам своим, чтобы мучиться во аде; святые же мученики Трофим и Фал с радостью отошли к Господу и Богу своему, чтобы вечно царствовать на небесах, предстоя пресветлому престолу Отца, и Сына, и Святого Духа. Богу же слава во веки. Аминь [5].

Примечания:
1: Карие — мадоааийокая провинция, граничивщая на севере с Лидиею, на востоке с Фригиею
2: Зевс (или Юпитер) почитался у греков и римлян главным богом, — отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей
3: Ираклий (или Геракл, Геркулес), — бог, обладавший, по мнению язычников, большою физическою силою и совершивший, как повествует греческая мифология, множество разного рода подвигов, вроде победы над киферонским львом и т. под.
4: Гермес (или Меркурий) — языческий бог, по сказаниям греческой мифлогии, сын Зевса и Маии, дочери Атланта, рожденный на аркадской горе Киллене. Отличительною чертою его в греческой мифологии является его хитрость и изворотливость
5: Святые мученики Трофим и Фал скончались около 300 года
Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment