filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Митрополит Лимасольский Афанасий в Сретенской Духовной Семинарии...(ч.3)

Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/675154.html


...виноват в том, что многие европейцы становятся мусульманами, Ватикан. Потому что он выгнал Бога из жизни людей, и Евангелие перестало быть для них опытом жизненным...
...Папа больше не является епископом Христа, он является всем, чем угодно, только не служителем Христа.

(митрополит Лимасольский Афанасий)


митрополит Лимасольский Афанасий 4
(митрополит Лимасольский Афанасий)


Простой тест на смирение

— Как отличить смиренного человека от того, кто пытается быть смиренным? И как в себе это отличить?

— Это очень просто. Если мы сердимся или гневаемся, это значит, что у нас абсолютно точно нет смирения. Хочешь увидеть, смиренен ли ты? Посмотри, сердишься ли ты. Или же, если тебя кто-то обидит, ты внутри начинаешь кипеть. Или, если другой не выполнит твою волю или что-то будет не по твоей воле, ты расстраиваешься. Или если в тебе кто-то усомнится, не согласится с тобой, скажет тебе, что ты говоришь глупости, то ты будешь реагировать на эти слова. Разве тебе нужен какой-нибудь пророк, который бы сказал, что тебе недостает смирения?

Старец Паисий говорил: «Смирение — это не сахар». Когда мы говорим: «Христе мой, помилуй мя», я должен быть смиренным, чтобы Он меня помиловал. Это не значит, что Он мне даст два килограмма смирения, но это значит, что Он возьмет немного благодати от брата, который будет говорить со мной строго, или отругает меня, или же будет игнорировать меня. И вот этим будет показано, проявил ли я смирение.

Однажды, когда старец Паисий был в монастыре в Конице, он шел в храм на Божественную Литургию и повстречался с медведем. У старца в руках было две просфорки. И он сказал: «Одну просфорку я дам тебе, а вторую отнесу в храм». И схватил за ухо медведя и повел за собой. Но прежде чем они дошли до деревни, он прогнал медведя и взмолился: «Господи, прошу Тебя, дай смирение моей душе!»

А в деревне все любили его. Священник деревенский считал его святым и относился к нему с большим благоговением. И вот старец пришел в церковь и, как всегда, ступил на солею, чтобы не быть вместе с мирянами. Священник, как только его увидел, очень рассердился. Остановил богослужение и начал кричать: «Уйди отсюда! И больше не заходи в алтарь! (старец зашел даже в алтарь, а не только на солею). Кто ты такой, что так о себе думаешь?» И он вышвырнул его из храма, выгнал. Он накричал на него так, что все вокруг слышали. Певчие прекратили пение. Старец потихонечку вышел. И всё вопрошал себя: «Что случилось?» А потом вспомнил, что попросил Бога дать ему смирение. И тогда он смирился и проговорил: «Хорошо со мной поступил священник! Он должен был меня выгнать из церкви! Кто я такой, что дерзнул войти в алтарь?» И стал плакать о своих грехах и благодарить в мыслях священника за это происшествие. А потом священник в облачении подошел к нему и земно поклонился, прося прощения и говоря: «Я не знаю, что такое со мной было». И старец в ответ сказал ему: «Не переживай. Так надо было для меня».

Вот такими ситуациями мы должны научаться смирению.


Найти «свой» монастырь...

— Как студенту, желающему принять монашество, понять, какой монастырь для него? Как найти «свой монастырь»?

— Что может сделать студент, который хочет стать монахом? Ну, во-первых, закончить семинарию. Быть хорошим студентом. И когда закончит, тогда и найдет монастырь. Но нужно быть внимательным. Не стать похожим на тех, которые хотят жениться, но всё ищут, ищут жену и не находят. И не потому, что женщины перевелись, а потому, что сам виноват, потому что у самого есть некие особенности характера.

— А как студенту достичь максимальных результатов в учебе?

— Заниматься.


Монах, который сменил обитель

— Как относиться к монаху, который ушел из одного монастыря в другой ради собственной славы? Как за него молиться?

— Если монах меняет монастырь без какого-то серьезного на это духовного повода и без благословения своего старца, то это очень опасно. Мы должны молиться за этого монаха с великой любовью, не осуждая его, чтобы Господь его оберегал, чтобы с ним ничего плохого не случилось. Во всяком случае, чтобы он хотя бы пошел в другой монастырь. Ну, а далее пусть Господь действует, как Он Сам знает. Но, безусловно, такие поступки опасны.


Молитва за падшего

— И еще: как молиться за монаха, который пал и упрямо не признаёт свое падение?

— Это касается монаха, который зависит от нас духовно? То есть это наш ученик, да? Тогда мы должны с великой любовью и великой болью в сердце молиться об этом монахе. Должны делать всё зависящее от себя, чтобы его душа склонилась к покаянию. Но мы должны вести себя очень деликатно и проявлять великое терпение, в таких случаях мы не должны волноваться и не должны паниковать. Мы должны иметь доверие любви Божией, мы должны считать, что мы тоже виноваты в том, что этот монах пал, и просить Христа и Богородицу, чтобы Они ему помогли и покрыли. Нужна большая молитва.


Можно ли снять с себя постриг?

— А может ли человек, будучи постриженным, получить благословение оставить монашество? На Архиерейском Соборе РПЦ, посвященном монашеству, обсуждался этот вопрос, и мнения архиереев разделились. У святых отцов нет ничего о таких случаях.

— Здесь, в России, не так много монахов, постриженных в великую схиму. В греческом мире и на Афоне все монахи имеют великую схиму через какое-то количество лет — как правило, после пяти лет, то есть еще в молодом возрасте. Великий схимник никогда не может стать мирянином, точно так же, как крещеный христианин никогда не может снять с себя крещение. Даже если он откажется от Христа и потом вернется в христианство, не надо его перекрещивать. Так же и монах: если он откажется от схимы и если он возвращается в монастырь, то пострига вновь не совершается. Я не знаю точно, что происходит в русском мире и сколько архиереев обсуждало этот вопрос, но я думаю, что сохранение своего монашества, своей схимы — это не канон, не правило. Но это вопрос свободы. Если кто-то ко мне придет и скажет, что хочет отказаться от монашества, от схимы, безусловно, я ему скажу, что от меня ты такого благословения не получишь, но этот человек это сделает, если он захочет. Я не могу насильно его задерживать, но я не могу дать ему на это благословение. Не знаю, ответил ли я на ваш вопрос.


«Священник должен быть врачом, а не волшебником»

О настоящем приходе

— Как вы могли бы охарактеризовать современную Церковь? И что можно сделать, чтобы обычный православный приход преобразился в настоящую христианскую Церковь, христианскую общину?

— Святые отцы по-разному характеризовали Церковь, но каждый день мы наблюдаем то, о чем я уже сказал раньше: Церковь — это духовная лечебница, больница, в которой мы все находимся. Есть врачи, медсестры, медбратья, есть больные, есть люди, находящиеся в реанимации. Это мы. Но главный Врач этой лечебницы — Христос. Самым великим чудом Церкви являются не какие-то сверхъестественные события и чудеса, но воскресение мертвой души человека, и это воскресение происходит внутри Церкви. И святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты хочешь, чтобы я показал тебе самое великое чудо, которое когда-либо произошло? Приходи в храм, и ты увидишь великое чудо: как в церковь входит волк — а выходит агнец, входит черный ворон — а выходит белый голубь, входит труп — а выходит молодым». Вот это и есть Церковь.

митрополит Лимасольский Афанасий 7
(митрополит Лимасольский Афанасий)

Хороший вопрос: как может приход превратиться, стать, действовать как настоящая Церковь? Ну, во-первых, должны правильно совершаться Таинства. И священник, пастырь должен быть в Церкви, принимать больных людей, посвящать время им, выслушивать их. Вести себя не как волшебник, но как врач. Врач занимается больным, посвящает ему свое время. А волшебник просто прочтет молитву и пошлет его домой.

Иногда мы, священники, думаем, что если мы прочтем какую-нибудь молитву из молитвенника — то всё: наше дело на этом закончено. Но мы должны заниматься людьми. И, конечно, для нас это всё означает великую жертву. У нас, в греческом мире, исповедь продолжается много часов. Исповедь только одного человека. Вот пришел ко мне на исповедь человек в пять вечера, а ушел от меня в шесть утра. Конечно, мы не просто истории какие-то рассказывали друг другу и не анекдоты. Человеку нужно было высказаться, нужно было о многом рассказать. А я должен был его выслушать. Я почти что ничего не говорил за это время. Но он мне сказал: «Спасибо тебе большое, ты мне очень помог». Но я очень мало что сказал ему. Просто его должен был кто-то выслушать. И это было для него исцеление. Если бы я ему сказал: «Перечисли мне свои грехи, и я прочту разрешительную молитву» — вполне возможно, что человек не получил бы никакой пользы. Всё может случиться. Всё возможно.


О поиске духовника и личной свободе христианина

— В продолжение темы духовничества. Должны ли мы искать себе духовника или Господь Сам пошлет его нам?

— Да, мы должны искать духовника. Как мы ищем хорошего врача. Духовник — это не всегда тот человек, которому мы исповедуемся. Я могу иметь духовного отца, но сегодня я нахожусь, например, в Москве и должен исповедоваться. Я не могу поехать на Кипр и вернуться утром, поэтому мне придется здесь исповедоваться, но мой духовный отец в другом месте. То есть можно, чтобы священник, который исповедует, и тот, который совершает духовное руководство, были разными людьми.

Но мы должны быть внимательны к одной очень тонкой детали. Одно — старец по отношению к монаху, и другую роль играет духовный отец по отношению к христианину, который живет в миру. И послушание тоже отличается: одно — послушание монаха старцу, и другое — послушание мирского человека своему духовнику.

— А в чем тут различия?

— Монах должен вопрошать обо всём. Если он будет готовить еду днем, он должен спросить своего старца, что ему готовить. Мирская женщина не может спрашивать своего духовника, что ей готовить на обед, она спросит своего мужа об этом. Монах спросит своего духовника: «Есть ли мне благословение поехать в Москву?» Но женатый человек не будет спрашивать своего духовника, ехать ему в Москву или нет, потому что в монашестве послушание абсолютно, а у христиан в миру сохраняется личная свобода. И у духовника есть власть только в тех вопросах, которые касаются духовной жизни человека. Духовный отец может сказать своему духовному чаду, мирянину, поститься, например, в какие-то дни, может посоветовать, какие молитвы совершать, когда он должен причащаться, но духовный отец не может сказать мирянину, какую машину ему покупать и какую одежду ему носить и поехать ли ему в путешествие или нет.

«Просто другой способ лечения»

Исповедь в греческой традиции

— В греческой традиции Таинства Причастия и Исповеди независимы друг от друга. В традиции Русской Церкви перед тем, как причаститься, исповедуются. Как отражается греческая традиция на духовном состоянии человека? Русским людям Причастие без исповеди кажется странным, нам сложно это принять.

— У нас просто меньше грехов! (Смеется.) У нас всего лишь другая традиция. Есть правила Церкви, каноны, перечисляющие грехи, которые по-настоящему являются препятствием к Причастию. Если таких грехов в человеке нет, тогда человек может причащаться без исповеди. Но, конечно, подразумевается, что человек исповедуется в какой-то другой момент. У нас люди исповедуются примерно три-четыре раза в год, за исключением тех случаев, когда есть какие-то особые проблемы. Но исповедь у нас отличается от исповеди здесь. Это не просто перечисление, каталог грехов, это многочасовая встреча с духовником, когда человек должен полностью открыть свое сердце. И должен коснуться всей своей жизни. Это просто другой способ лечения. Я не могу сказать, что это лучше, но вот такая у нас традиция.


Об «изъятой» из Евхаристического канона молитве

— Вопрос от архимандрита Антония из Грузинской Церкви: чем оправдывается изъятие молитвы 3-го часа из Евхаристического канона при освящении Святых Даров?

— Молитву 3-го часа «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим низпославый...» мы не произносим не потому, что мы ее изъяли, а потому, что мы ее не добавляли, так как в древнегреческих рукописях ее нет. Это прекрасная молитва, и это благословение тем, кто ее произносит. Но я не знаю, когда ее прибавили в русской традиции. В нашей традиции, в греческих рукописях, содержащих тексты Божественной Литургии, ее нет. Она появляется в некоторых списках с Литургией только в XVIII–XIX веках. И мы продолжаем анафору без других молитв.

Русские священники совершают Литургию замечательно. И хорошо, чтобы каждый уважал свою собственную традицию. Это естественно, что есть какие-то вещи, которых нет в Греции. Но также есть какие-то вещи, которых нет в России. Мы живые люди. Мы служим Богу живой душой, живым сердцем.


«Главной проблемой сейчас является ислам»

— Вопрос более политического направления: как вы считаете, есть ли опасность для Греции и Кипра в том, что они входят в Евросоюз? Не повредят ли европейские ценности православным грекам, а также другим православным народам, например украинцам, если Украина вступит в Евросоюз?

— Я не могу говорить об Украине, я никогда там не был, но я могу говорить о Кипре и Греции. Какие-то негативные черты Европейского Союза мы приобрели еще до того, как вошли в него. Поэтому мы ничего особо нового не заметили после того, как объединились. Мы в Европе. Безусловно, у нас есть большое влияние Запада. Но, возлюбленные мои братья, самая главная проблема в мире — это не Европа. Давайте выключим это.

Главной проблемой сейчас является ислам. И это опасность, угроза для всего мира, и поэтому мы должны молиться и должны быть готовы, потому что, вполне возможно, ситуация может дойти до мученичества. Не знаю, следите ли вы за тем, что происходит в мире, но каждый день убивают христиан. Убивают священников. Убивают прямо перед камерой. И трагично то, что это не азиаты делают, а европейцы, которые стали мусульманами. Они поддерживают джихад. Не волнуйтесь о Европейском Союзе — он сам собой распадется, осталось недолго. У нас сейчас есть намного большие проблемы. Это мое смиренное мнение.

— Как вы считаете, как быть и что делать с этой новой проблемой? Как к ней относиться?

— К сожалению, христианство мусульмане отождествляют с папизмом. Когда говорят о христианстве, у них в голове возникают папа и протестанты. Нас, православных, они даже не знают. Потому что всего несколько лет назад Россия была коммунистической страной, а мы очень маленькие страны и нас никто не знал. Они считают, что христиане — это западные люди, и поэтому у них такая ненависть против христиан. И виноват в том, что многие европейцы становятся мусульманами, Ватикан. Потому что он выгнал Бога из жизни людей, и Евангелие перестало быть для них опытом жизненным, Евангелие стало просто чем-то логическим. Вы знаете очень хорошо, в чем отличие учения святого Григория Паламы от того, что проповедовал Запад. Люди разочаровались в так называемых христианах. Смешно видеть француза или англичанина, который становится мусульманином. Но они ищут какой-то подлинный опыт. А христианство, которое они знают, их обмануло, разочаровало. Папа больше не является епископом Христа, он является всем, чем угодно, только не служителем Христа.


О грядущем Всеправославном Соборе Церквей

— В связи с этим следующий вопрос: как вы относитесь к грядущему Собору Православных Церквей, который в настоящее время готовится? Константинопольский Патриархат выступил инициатором этого Собора — VIII-го.

— Но это не VIII Собор. Если он будет, это будет просто Всеправославный Собор, но он не будет являться VIII или IX Вселенским Собором. У нас, у православных, есть и VIII Вселенский Собор и IX-й. Но чтобы эти Соборы были признаны, должен произойти еще один Вселенский Собор. А для того, чтобы состоялся этот Собор, к подготовке к которому призвали все патриархи, должны быть согласны между собой все Православные Церкви. Если хотя бы одна Православная Церковь не согласится, тогда этот Собор не может произойти. Поэтому не надо переживать.

Во-первых, Христос Господь не оставит Свою Церковь, и, во-вторых, Предстоятели Церкви и все епископы, которые будут принимать участие в Соборе, не сделают чего-то такого, что будет противоречить православной традиции. Даже если только одна Церковь не согласится, весь Собор будет распущен и не состоится. Не переживайте: я думаю, что его не будет.


«Только одна бабушка не согласилась»

Как принимают в православие католиков

— Вопрос о границах Церкви. Одни Поместные Православные Церкви принимают католиков через крещение, другие — через миропомазание. Есть случаи, в том числе и в России, когда принимают через покаяние. Если бы, скажем, вам довелось встретить священника из католиков, который был принят через покаяние, вы стали бы с ним сослужить как со священником? Он был принят через покаяние в сущем сане.

— Церковь выше всех нас. Конечно, Церковь руководствуется Евангелием и священными канонами. И Церковь справляется с какими-то ситуациями разными способами. Через акривию и икономию. Акривия заключается в том, чтобы все были крещены. Чтобы всех принимали через крещение: и протестантов и католиков — все должны быть крещены. Но икономия, которую проявляет Церковь в некоторых случаях по причинам, которые знает сама Церковь, — это принять некоторых из католиков, например, через таинство миропомазания. У нас, во всяком случае, я никогда не слышал, чтобы кто-то был принят из католичества через покаяние. Но если Церковь его приняла, несмотря на то, что я, может быть, придерживаюсь другого мнения и могу считать, что это ошибка; если этот клирик сослужит всей Церкви, кто я такой, я, пресвитер, если скажу, что не буду с ним служить? Мне кажется, это чересчур.

Лично у себя в епархии я всех без исключения принимаю в Православие через таинство крещения. И говорю, и объясняю католикам, что они должны быть крещены. И все это принимают, когда им объясняешь! Только одна бабушка не согласилась. Потому что она была при смерти и хотела стать православной. И чтобы ее душа не была потеряна, я позволил принять ее через таинство миропомазания. И она на следующий день умерла. Но во всех других случаях мы крестим. Но это совсем не означает, что я осуждаю тех людей, которые принимают католиков через таинство миропомазания. Я считаю, что это просто икономия.

Однако принимать католика через покаяние — это как-то странно. Впрочем, если Поместная Церковь так решила, для меня более безопасно будет проявить послушание Церкви, чем строить из себя правого и не быть в единстве с Церковью. Если бы я участвовал в Соборе, на Соборе я, безусловно, должен был сражаться за то, чтобы всё делалось правильно. Если так будет, то хорошо. Но если нет, то я не буду отделяться от Церкви. Схизма, отделение хуже всего остального.

Митрополит Лимасольский Афанасий в СДС. Фото В.Ходаков
(Митрополит Лимасольский Афанасий в СДС. Фото В.Ходаков" title="Митрополит Лимасольский Афанасий в СДС. Все фото В.Ходакова)


Церковь одна: как доказать?

— Что можно сказать человеку, который приходит в Православную Церковь и спрашивает: а почему я должен причащаться только у вас, когда есть столько других христианских церквей?

— Мы должны объяснить этому человеку то, что мы каждый день произносим в Символе веры: что мы верим «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Нет другой Церкви. Нет никакой ни второй, ни другой Церкви. Всё остальное — это ереси и схизмы. Такой человек прав в том, что задается этим вопросом, потому что Церковью называют себя и другие христианские церкви, это совершенно логично. Вот почему святые отцы в конце Символа веры, после исповедания Отца и Сына и Святаго Духа, поставили это провозглашение Церкви. Что вот эта Церковь едина, свята, что она Соборная и Апостольская. Нет никакой другой Церкви.


Почему наша Церковь истинна?

— Часто также спрашивают: а как вы докажете, что именно Православная Церковь истинна?

— Святыми, например. Святые являются самым большим доказательством того, что наша Церковь — Православная. Присутствие святых мучеников, святых мощей, чудеса Господни, которые совершаются в Церкви. Такого не происходит в других местах. Вы когда-нибудь видели святых среди еретиков? Ну, есть, конечно, хорошие люди, но не святые. Святость равна обожению. Обожение существует только в Церкви.
Tags: Афон, Афонские старцы, Сретенский монастырь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments