filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Митрополит Лимасольский Афанасий в Сретенской Духовной Семинарии...(ч.2)

Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/675154.html


Если человек выполняет волю Божию, где бы он ни был, он будет иметь мир. Но если человек не исполняет волю Божию, даже если он сядет на Гроб Господень в Иерусалиме, у него ничего не получится.
(митрополит Лимасольский Афанасий)

О старце Паисии и проповеди Христа в современном мире, о послушании, монашестве и браке, об истинной Церкви и ее предназначении...

Год назад в Сретенском монастыре побывал митрополит Лимасольский Афанасий, представивший свою первую книгу «Открытое сердце Церкви». В рамках своего пребывания в России владыка встретился с братией монастыря и студентами Сретенской духовной семинарии. Портал Православие.Ru предлагает своим читателям подборку ответов Владыки на вопросы, заданные ему семинаристами, но касающиеся так или иначе всех нас. Владыка рассказал о том, зачем человеку «огромный пост» перед молитвой, какова мера свободы в послушании духовнику, что является целью и смыслом брака, что должен в первую очередь оставить будущий монах, при каких обстоятельствах молчание — зло, а при каких говорить, не умолкая, — благо.

О главных опасностях нашего времени

— Как вы считаете, с какими главными проблемами приходится сталкиваться современному человеку, который хочет идти к Богу?

митрополит Лимасольский Афанасий 5
(митрополит Лимасольский Афанасий)


— Проблемы всегда были одними и теми же. Просто внешне они отличаются. Наша проблема — это ветхий человек, который имеет свои страсти, свои желания. Как мы избавимся от ветхого человека в себе и облачимся во Христа? Это на протяжении веков достигается разными способами.

В наше время есть много сложностей, но также есть и много хорошего. Ну, например, в России 40 лет назад такая встреча не могла бы состояться. Русские люди не могли бы читать столько духовной литературы, сколько имеют возможность читать сегодня.

Сегодня мы можем читать о чем угодно и получать информацию о чем угодно. Это великое благословение. Но это также может стать и проклятием, если мы не будем внимательны. Я думаю, что современная информация и количество этой информации является одной из главных опасностей для людей. Это можно использовать для хорошей цели, но можно и для разрушения себя. Не потому, что мы увидим много плохих вещей, а потому, что все эти образы, вся эта информация ведут к потере чистоты ума. Той чистоты ума, которая тех, кто жил до нас, обращала к молитве, когда они хотели помолиться. Современный человек, чтобы помолиться, должен совершить огромный пост. Не пост в смысле еды, но также оградить себя от разных электронных средств, откуда мы получаем информацию.

«Мы — медбратья и медсестры, Церковь — лечебница»


— Мы живем в эпоху, которая отходит от базовых христианских ценностей, и люди, приходящие в храм, не понимают евангельской истины. Как можно им говорить о Боге и правильном исполнении евангельских заповедей?

— Это естественно, что когда человек живет без Бога и не верит Богу, то живет во грехе. Грех — это болезнь. И человек, который грешит, болен душой. Человек, который болен, страдает. И каждый человек, который является рабом греха, испытывает боль и страдает. Поэтому Христос говорит, чтобы мы пришли к Нему, и Он упокоит нас. Грех не приносит радости человеку. И не приносит ему успокоения. Грех утомляет человека. И всё глубже погружает в нехорошее состояние. Когда человек понимает, что он несчастен вдали от Бога, тогда он внутри себя осознаёт, что должен обратиться к Богу и начать Его искать.

митрополит Лимасольский Афанасий 3
(митрополит Лимасольский Афанасий)

Мы, как люди Церкви, особенно пастыри Церкви, должны действовать, как действуют медсестры, медбратья в больницах, принимающие искалеченных людей. Мы должны за ними ухаживать, должны их распределять по палатам, укладывать на кровать. И затем звать Врача, чтобы Врач их исцелил. Ни у кого нет повода для отчаяния в лечебнице Церкви. Церковь — лечебница, в которой даже трупы могут оживать. Потому что Врач является Жизнеподателем, и Он воскрешает даже мертвых. Так что у всех есть надежда. Вот это мы должны делать. Врач-Бог всесилен, Он исцеляет и оживотворяет человека.


Зачем Церковь, если «Бог в душе»?

— Сейчас часто можно услышать такое мнение: «Неважно, верит ли человек в Бога или нет, главное, чтобы у него Бог был в сердце, чтобы он жил по совести, а Бог всё равно его спасет». Что вы можете сказать по этому поводу?

— Человек, думающий, что он может иметь Христа в сердце без Церкви, — это человек, который находится в великом заблуждении. Такой человек похож на больного, который хочет исцелиться без обращения к врачу. К сожалению, скорей всего он погибнет, если не пойдет к врачу. Если бы Церковь была не нужна для нашего спасения, Христос бы ее не основал и диавол ее не преследовал. Поскольку Церковь необходима для спасения, поэтому Христос стал Человеком, чтобы основать Церковь и спасти человека.


Благий Бог и «человекоубийца от начала»...


— В воскресной школе возник такой вопрос: человек привел цитату из Евангелия от Иоанна: «Диавол есть человекоубийца искони», то есть от начала. Ему возразили: Господь благ, Он создал доброго ангела от начала, который исполнял волю Господа. Приведший цитату настаивал на своем: вот, тут же написано «от начала». Как правильно ответить на этот вопрос?

— Этот вопрос очень логичен. Его задал маленький ребенок?

— Нет, его задал взрослый.

— Всё равно логичный вопрос. Что такое зло? Зло не имеет ипостаси. Зло — это отказ от добра. Точно так же, как тьма — это отсутствие света. Бог не сделал ничего злого. Мы не видели начала творения. Бог сделал всё благим и хорошим. Но свобода ангелов и человека дает возможность отказа от добра. Как только откажешься от добра, тут же появляется ипостась зла. Но Бог создал всё благим и хорошим, а человек может отказаться от этого добра и блага и всё сделать злом. И поэтому вот в этом смысле диавол является начальником зла: потому что он отказался от добра. И он был опустошен, свет Божий отошел от него, и на место света пришла тьма.


«Цель брака — не дети и не счастье...»

О том, зачем нужна семья

— Владыка, хотелось бы задать и вопросы о православной семье — они очень актуальны сейчас. Прежде всего, как нужно правильно понимать роль и место жены в современной православной семье?

— Безусловно, не только готовить. По-гречески таинство брака называется «Последование венчания». И мы говорим: «Венчается раб Божий Андрей рабе Божией Марии». Что это значит? Что он кладет ее на свою голову как венец. Конечно, не как терновый венец Христа. Но как красивый венец. Венец, которым он должен гордиться и которому он должен радоваться. В Древней Греции венцами венчались спортсмены, атлеты. И супруги являются один для другого венцом, который дал Бог. Потому что супруг (супруга) старается в жизни быть целомудренным и чистым. И перед Богом он (она) обещает, что со своим супругом или супругой будет ступать по направлению к Богу.

Цель брака не в том, чтобы родить детей. Это вторичная цель. Цель брака не в счастье: это тоже вторичная цель. И в брак вступают не для того, чтобы просто провести хорошо и радостно время. Целью брака является заключение вечного союза с Женихом-Христом — для этого совершается брак. Поэтому и апостол Павел говорит, что «тайна сия велика есть». И показывает нам брак Христа с невестой-Церковью. Если же эта первая цель от нас уйдет и всё вторичное займет первое место, тогда наш брак в опасности — он может распасться. Что, если у нас не будет детей в браке: выходит, брак не состоялся и мы неудачники? Или если у нас какие-то экономические сложности в браке, у нас нет дома или другие трудности: значит, брак не удался? Или жена заболеет и будет прикована к постели, или наш ребенок заболеет, или мы сами заболеем: что, это значит, что брак неудачен? Нет, совсем нет, наоборот! Это значит, что брак имеет больше возможностей для достижения своей главной цели.

Как-то к старцу Паисию пришла группа молодых студентов. Они попросили его: «Помолись, чтобы мы нашли хороших девушек и чтобы они были хорошими супругами». А старец много шутил. И он их спрашивает: «А вы церковные люди?» Отвечают: «Ну, мы стараемся». — «И вам не стыдно того, что вы хотите хороших девушек?» — «Старче, а кого же нам брать?» Он и говорит: «А что же будет с другими девушками, кто же их возьмет тогда? Мы их в консервную банку, как шпроты, что ли, засунем? Пусть хороших возьмут плохие, а хорошие возьмут плохих. И я буду молиться, чтобы вы нашли самых ужасных девушек, которые есть в мире». Конечно, половина из тех молодых людей после этого стала монахами.

митрополит Лимасольский Афанасий 6
(митрополит Лимасольский Афанасий)

Советы городскому монашеству


— Вот как раз вопрос о монашестве: какие советы по устроению своей духовной жизни вы можете дать братии Сретенского монастыря, живущей в центре столицы и не имеющей много активных послушаний?

— Я тоже думал, что, если я поеду в город и буду митрополитом, со мной случится что-то нехорошее. Внутри я вопрошал себя: как я смогу жить в миру? И вот я уже 16 лет митрополит — и ничего ужасного не произошло. Я ощущаю себя точно так же, как тогда, когда я был на Святой Горе, потому что важно не место жизни, но способ жизни, и очень важно жить в соответствии с волей Божией. Если человек выполняет волю Божию, где бы он ни был, он будет иметь мир. Но если человек не исполняет волю Божию, даже если он сядет на Гроб Господень в Иерусалиме, у него ничего не получится.

Конечно, везде нужно быть внимательным. Адам был в раю и пал. Иуда находился рядом с Христом и тоже пал. А разбойник был разбойником и первым попал в Царствие Небесное.

Так что нужно быть внимательными. Виновата не Москва, виновато не место расположения монастыря. Давайте делать то, что мы, как монахи, должны делать, — и ничто не сможет нам воспрепятствовать. Старец Порфирий жил в центре Афин, в самом неблагополучном, в самом плохом районе, и достиг таких духовных вершин.


Молчание в мегаполисе

— Святые отцы говорят о том, что нужно сохранять благоразумное молчание. И, по-моему, Иоанн Лествичник объясняет: потому что движение Духа можно понять только тогда, когда человек сомкнет уста и продолжит молиться Иисусовой молитвой. Исаак Сирин пишет: даже если тебя считают умалишенным, продолжай молчать. Для Господа дар исихии — высший дар, проявление милости, благости Божией, он даже выше чем любовь. Но в мегаполисе мы подвержены стихиям мира и растрачиваем себя, свои жизненные силы, силы своей души; мы не сохраняем молчание, которое предписывали святые отцы. К тому же, когда долго молчишь, начинаешь уже озлобляться на ближнего своего. Так где границы благоразумного молчания?

— Святые отцы Церкви в своих писаниях, во всяком случае, по-гречески, используют одно ключевое слово. Они говорят: «молчание благоразумное», «человек, практикующий исихию благоразумно», «постящийся разумно». Что это значит? Это значит, что молчание — это не просто внешнее действие, но это духовное действие. Святой Иоанн Лествичник пишет, что один человек, который говорит с утра до вечера, может быть более ценен, чем тот человек, который молчит с утра до вечера. Потому что один говорит о Боге и о любви к брату, а другой, который молчит неблагоразумно, молчит не ради любви ко Христу, но потому что игнорирует своего брата, или потому что он рассержен на своих братьев, или просто он не хочет с ними разговаривать, или просто не хочет уставать. Потому это не молчание. Или наоборот: бывает, что и когда мы говорим, это может принести нам вред.

Мы должны знать цель, ради которой мы молчим. Важна цель. Ты молчишь — зачем молчишь? От любви к Богу и молитве? Или же молчишь, потому что раздражен? Ты говоришь — почему ты говоришь? Потому что ты многословен или потому что твой брат нуждается в том, чтобы ты с ним поговорил? Вот это слово — «разумное» — здесь очень важно. Повторю: здесь важна цель, ради чего я это делаю.


Воля Божья о себе самом: как распознать?

— Вы сказали важную мысль: нужно следовать воле Божией. А как распознать Промысл Божий в своей жизни?

— Воля Божия одна. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и познали истину о Боге. Но то, как люди будут спасаться, — это вопрос нашей личной свободы. Кто-то выбирает монашество, кто-то выбирает брак. Кто-то решает стать миссионером в Африке. Кто-то выбирает еще какой-то другой образ жизни. И человек использует свою свободу ради этой цели. Просит Бога всем своим сердцем и следует тому пути, который избрал, и не должен больше беспокоиться. Достаточно того, что мы все будем соединены с Богом через Церковь. Всё остальное нужно предать в руки Божии.


Как воспитать в себе монаха

— Если человек склоняется к монашескому пути, какое главное качество он должен в себе воспитывать?

— Если человек хочет стать монахом, он должен делать то, что делает тот, кто собирается жениться: он выбирает жену, а всех остальных выбрасывает из головы. А монах должен думать только о Христе, а всё остальное выбросить из головы. В «Патерике» есть хорошие слова: «Истинный монах — это тот, кто не имеет ничего в этом мире, кроме Иисуса Христа». Если монах будет делать так, у него всё будет хорошо. Тогда Христос будет путеводить ему. Христос не будет несправедлив ни к кому.


О подвигах вообще и самом главном подвиге

— Как молодому человеку, настроенному аскетически, научиться себя не жалеть, полностью отдавать себя другим?

— Хорошо, чтобы у молодого человека был аскетический дух, чтобы молодой человек научился подвизаться добросовестно, поскольку в молодом возрасте бывает много разных страстей. Подвиг обязателен, необходим всем людям, но особенно молодым людям.

Однако в монашестве самым великим подвигом является не пост, не бдение и даже не молитва. Это всё легко делать. Самым главным подвигом является послушание, и святые отцы считают первой добродетелью в монашестве именно послушание. Именно в послушании проявляется настоящий монах. Монах не проявляется в своем посте или же в своем бдении. Даже если он много молится, это еще ни о чем не говорит. Подлинный монах виден и проявляется в послушании. Тогда он подражает Богу. Это то, чему нас учат святые отцы.
(по материалам: http://agionoros.ru/docs/1952.html)

Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/683365.html

Tags: Афон, Афонские старцы, Сретенский монастырь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments