filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Архимандрит Илия (Раго) - путь из католичества в православие...(ч.1)

...безусловно, люди высокой духовной жизни есть и за пределами Православия. Но настоящие Божии люди есть только в Православии!

(Архимандрит Илия (Раго))

Архимандрит Илия (Раго): «Я опытно пережил истинность Православия»

Разговор с французом, чьи поиски Бога и святости привели его к служению духовника в православной женской обители.

Архимандрит Илия родился в семье практикующих католиков и с детства искал ответ на вопрос, как стать святым. Поиски привели его сначала в Румынию, потом на Афон, где он провел год у ног старца Эмилиана. На родину, во Францию, он вернулся с тем, чтобы основать православный монастырь...

Архимандрит Илия (Раго)
(Архимандрит Илия (Раго))

Шансы стать Папой таяли на глазах...


— Отец Илия, каким был ваш путь в Православие?


— Я не всегда был православным: до 30 лет исповедовал веру отцов. Родился я в религиозной семье истовых, как у нас говорят, практикующих католиков. С малых лет я уже искал возможности прикоснуться к святости, так как уже тогда понял: чтобы познать Бога, нужно самому в ту или иную меру стать святым.

— А как становятся святым в католичестве?


— Меня этот вопрос тоже интересовал с детства. Я даже донимал им своих школьных учителей, мы с ними беседовали на теологические и духовные темы. И к какому выводу я пришел? Чтобы стать святым в католичестве, нужно стать, во-первых, священником, потом епископом и, наконец, Папой. Если ты стал Папой — ты непогрешим. А я в школе был учеником весьма посредственным, так что шансы стать Папой таяли на глазах...

Но вопрос святости для меня был на самом деле прагматическим: как познать Бога? Если Ты, Господи, существуешь, — а я в это свято верил, — значит, мы можем Тебя познать! Все, что происходит в моей жизни дальше, убеждает меня: если Бог хочет, чтобы что-то реализовалось, то ничто человеческое, даже весь ход предыдущей истории, этому уже не в силах помешать.

За три года до того, как я уже было намеревался все-таки стать католическим священником, в моей жизни произошло духовное вмешательство, в результате которого я оказался в монастыре Преображения Господня в Обазине. Здесь католические монахи в поисках подлинного духовного опыта обратились к византийской богослужебной традиции.

Монастырь Преображения Господня в Террасоне
(Монастырь Преображения Господня в Террасоне)

— Значит, католик перешел в Православие через Византию?


— Да, но это уже был не тот пышный обряд, каким его застали посланцы князя Владимира в Святой Софии Константинопольской. Я очутился в очень бедном монастыре, это был четвертый год его существования. Монахи жили в шалашиках. Нас было пятеро. Здесь я впервые увидел на лицах отблески света, какие, мне казалось, можно встретить разве что на иконах византийского письма. Для вас, в России, это нормально, а в современной Франции найти себя вдруг среди святых — ошеломляет. У нас тоже 1000-летняя, как и в России, история православного исповедания Христа, и уже тогда, в 1970-х, мы чаяли вновь обрести свои православные корни.

— Но вы обрели их все-таки не в Русской Православной Церкви, пусть и Зарубежной, а в Константинопольском Патриархате?


— Когда встал вопрос о присоединении к Православию, мы, к сожалению, из-за политической зыбкости режима в вашей стране тех лет не могли себе позволить присоединиться к Русской Православной Церкви. Мы часто об этом жалеем, потому что именно русские эмигранты вновь спустя столетия просветили Францию православной верой.

Эмиграция — это своего рода пусть и вынужденное, но отшельничество, уход от мира, очищение. Если бы не было русского исхода после революции в 1917 г., лично я не стал бы православным священником[1]. То, что произошло в России начала XX века, отразилось на моей жизни так, что я воспринимаю эти исторические перипетии не иначе как Промысл Божий обо всем мире.

В России, конечно, происходило ужасное: кощунства, убийства, разорение храмов и монастырей — но по молитвам Новомучеников Бог, принимая их жертву, даже последствия этих жутких злодеяний обратил в радость всему миру ко спасению многих людей.


Драма самоуничтожения


— Злодеяния и сейчас происходят повсеместно: на Украине, в Сирии, вообще на Ближнем Востоке. Многие задаются вопросом: как Бог попускает это?

— Виноват не Бог, а мы сами. Даже если я не воюю ни с кем напрямую, но негатив распирает меня изнутри, я уже создаю напряжение, которое, конденсируясь из множества таких же ментальных заторов, прорывается затем в этот мир военными конфликтами. Гибнут люди. Мы Священным Писанием предупреждены, что этот мир будет деградировать и деградировать.

— В чем же тогда смысл жертвы Новомучеников?


— Своей жертвой они свидетельствуют: все, что говорит Евангелие, — правда. Бог не безучастен! Он сделал и делает все, чтобы нас из этой драмы самоуничтожения извести. Весь Ветхий Завет говорит о том, что для этого было необходимо, а Новый Завет — о том, что Господом уже сделано для нас. Бог настолько тронут тем, что происходит на земле, что посылает Сына Своего Единородного в человеческом теле все эти муки пройти.

Христос Телом Своим умирает на Кресте. Как можно уверовать в то, что Он воскрес, не испытав потрясения от того, что Он умер? После всех трагедий Господь дарует воскрешение и нам. Новомученики осуществляют этот великий переход, собственно Пасху Царства.

Во всех обстоятельствах важно помнить, что Бог после Своего Воплощения — тоже Человек, пусть и Богочеловек, но Он нашими глазами видит все наши страдания. И если мы веруем в Него — преображает нас.

Даже если мы совершили ошибку, упали, Он проводит нас через испытания. Наша сила в том, чтобы покаяться, тогда нас вытолкнет в новый опыт: внутренний, исторический.


Как монахи-цистерцианцы жили на Афоне


— Как вы все-таки перешли из католичества в Православие?


— Однажды мой игумен отец Плакида (Дезей) отправил меня в Румынию на один месяц одного. А Бог меня привел там к старцам: архимандриту Клеопе (Илие), его все знают, а также к отцу Богиану (Софиу) из Бухареста и уехавшими потом на Афон отцам Петро и Паули. В общении с ними стало очевидно: Истина, искомая мною, — это жизнь с Господом, такая, какой она открылась мне в их сердцах. Так просто я и узнал Православие. Тогда уже я твердо решил, что стану православным. Еще не знал, когда это произойдет, но уже не сомневался: это то, что мне нужно.

Архимандрит Плакида (Дезей)
(Архимандрит Плакида (Дезей))

— В то время вы уже присутствовали на православных литургиях?

— Конечно, я до сих пор помню литургию в одном из монастырей Бухареста: Божия милость открыла мне тогда глаза и позволила увидеть то, чего я прежде никогда не видел. У меня такие же глаза, как у всех: я могу увидеть только то, что могу увидеть. Но, оказывается, Бог может нам открывать Себя. В тот момент я пережил опытно: православная вера истинна, это, если можно так сказать, самый центр Богопознания, все остальное — около. Безусловно, это был полученный мною ответ от Бога на мою детскую интуицию и все мои последующие искания и терзания. Теперь все, чего я смутно чаял и, как мог, себе представлял, нашло свое ясное подтверждение.

Обо всем этом я, вернувшись во Францию, рассказал своему авве, и через год он предпринял такое же путешествие, которое совершил я. Он пообщался со всеми теми же старцами, с которыми ранее встретился я.

— Можно ли сказать, что старцы есть только в Православии?

— Прекрасный вопрос, но на него очень трудно ответить. Если вы хотите, чтобы я ответил из глубины своего сердца и моего, может быть, ограниченного кругозора, то и тут я должен признать: безусловно, люди высокой духовной жизни есть и за пределами Православия. Но настоящие Божии люди есть только в Православии! Я знаю очень многих католиков, которых невозможно ни в чем упрекнуть. Жизнь их безукоризненна. Они любят Бога и очень глубоко знают духовную традицию. Но только у православных старцев ощутима харизма жизни Духа Святого в Церкви, есть живое общение во Христе. Здесь это не интеллектуальный багаж и предчувствие, а сама жизнь. Замечательных людей полно и в других конфессиях. Но это люди — и только. Скорее их можно назвать пророками. А зачем ждать, что обетования осуществятся когда-то, если Царство Божие в силе уже пришло в Православии?

__________________________
Примечание:
[1]
- Схиархимандрит Плакида (Дезей) был знаком с известными русскими богословами-эмигрантами архимандритом Киприаном (Керном) и Владимиром Лосским, которые во многом определили его путь в Православие. Впервые присутствовал на православной литургии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.
(по материалам: http://agionoros.ru)

Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/662860.html

Tags: Праведники, Православие, католицизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment