filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Старец Лука Филофейский: Нельзя сегодняшний день посвящать греху, а зыбкое завтра обещать Богу...

Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/643801.html



- Геронда, сама сложившаяся в обществе система подталкивает нас к самолюбию и эгоизму. Ведь мы должны подняться по карьерной лестнице, добиться профессионального признания…

На монастырском огороде Филофея
(На монастырском огороде Филофея)

– Когда человек хочет подняться вверх, руководствуясь мирскими критериями, он теряет почву под ногами. Господь для того и пришёл на землю, чтобы вернуть нам ту уверенность, которую мы потеряли.

Будучи Богом он воплотился и ходил по земле! Но не все узнали в нём Господа, а только те, кто оказались с ним на одной волне – волне смирения. Те, кто был на частоте гордости видели в нём лишь человека.

Когда Пилат судил Спасителя, он спросил Его: “ты Царь?” “Царство Моё не от мира сего[1], - отвечал ему Господь. Тем самым говоря: “Я не такой как земные цари. Царство моё в сердцах людей”. И действительно, на протяжении человеческой истории невозможно исчислить и пересчитать людей, в сердцах которых царствовал, царствует и будет царствовать Христос. Это будет открыто лишь в день Страшного Суда.

У всякого, кто начинает жить по воле Божией, Христос царствует в сердце. А тот, в ком живёт Господь, сильнее целого мира, пусть даже внешне кажется что мир его побеждает.

– Здесь он будет страдать, а награду получит в Вечности?


– Не обязательно. Часто Господь прославляет человека и в его земной жизни. Не все ведущие праведную жизнь прославляются или остаются безславными, также и грешники не все в совокупности получают наказание в земной жизни или остаются безнаказанными. Божественное Провидение устраивает всё таким образом, чтобы насильно не подталкивать человека к творению добра. И у лукавого есть свои приёмы, чтобы соблазнить человека, но и у и добра есть своя красота, также влекущая его. В конце концов он идёт к тому, что возлюбит в большей степени: к свету или к тьме.

Вполне естественно, что всё связанное с Богом должно обладать некоей сложностью, требовать для своего достижения определённых усилий. Катиться под горку и грешить – просто. Чтобы подняться вверх и встретиться с Богом надо потрудиться. Благодать Божия преизобилует, но если она будет дана человеку даром, без подвига с его стороны, он её растеряет и не сможет удержать.

В зависимости от того куда мы идём, меняется и наше поведение. Идём простым путём, путём греха – всё время теряем себя. Выбирая всё время лёгкое – опустошаемся от всего доброго, что у нас было и становимся рабами своих страстей.

Если решим покаяться – Бог даст нам силы. Наша задача избавиться от всего того, что делало нас связанными, несвободными – то есть от своих грехов. С помощью Благодати Божией, полученной в таинстве покаяния, мы имеем все предпосылки для того, чтобы вести успешную борьбу со своими слабостями и страстями.

Видите, какая во всём есть взамосвязь? Перед нами стоит конкретная задача – мы должны прийти в себя. Сейчас мы пребываем вне себя: находимся под влиянием мира, зависим от того, что говорят о нас люди. Мы не живём с Богом. А ведь чем теснее будет наша связь с Богом, тем более явным и очевидным будет присутствие силы Божией в нашей жизни. Но если мы не соберёмся, не сделаем чего-то достойного Бога, как к нам тогда придёт сила и Благодать? Мы даже её не почувствуем и не распознаем.

Лишь встав на путь восхождения человек обретает себя. Попробуйте изобразить внутренний мир грешника: кроме черноты и грязи у вас что-нибудь получится нарисовать? А святых мы изображаем на иконах, именно потому, что они стали образами первообраза, в них отразился Христос. Каждый христианин – икона Христа, которая становиться видимой и изобразимой по мере того, как он очищается от страстей.

Итак, покаяние возвращает нас к себе, от самомнения и высокомерия, от всего того, что искажает нашу истинную природу. Покаяние всегда идёт в сочетании с исповедью. И здесь медлить нельзя, чем больше проходит времени тем больше зло усиливается, укореняется в нас. Что мы сеем – то и пожинаем. Чем раньше мы покаемся и насадим в себе добро – тем больше дадим возможности ему в себе развиться. Нельзя сегодняшний день посвящать греху, а зыбкое завтра обещать Богу. Пора проснуться из этого беспорядочного и гибельного состояния. Да поможет нам в этом Господь.

– Геронда, в России многие не имеют постоянного духовника. Правильно ли это?

– Духовник является одновременно судьёй и врачём. Как судья он именем Христовым разрешает прегрешения, основываясь при этом на духе Евангелия и Святых отцов. Поэтому если человек принесёт чистосердечное покаяние, и священник прочитает над ним разрешительные молитвы – он уйдёт прощённым.

Но человек имеет нужду не только в том кто отпустит ему грехи, но и в духовном враче. Тут-то и возникает проблема: все священники являются судьями. Но далеко не все врачами.

Здесь можно провести параллели с медициной. Разве не благоразумнее иметь постоянного лечащего врача, который будет знать историю болезни пациента и наблюдать как его организм реагирует на предложенное лечение? Неужели правильно каждый раз идти к новому доктору?

Тоже самое и в духовной жизни. Духовник должен знать человека, который пришёл к нему на исповедь, наблюдать за его духовной бранью и исправлением. Помогать его перерождению от смерти во грехе к жизни в Боге.


– Многие аргументируют своё обращение каждый раз к разным священникам поисками «опытного» и «подходящего» духовника…

– Преподобный Косма Этолийский, святой подвизавшийся в нашей обители, часто говорил своим слушателям: «найдите хорошего духовника»[2]. Это действительно та цель, к которой стоит стремиться. Но нельзя чтобы этот поиск превратился в бесконечный процесс.

В подавляющем большинстве случаев причина, по которой люди не имеют постоянного духовного наставника, до банальности проста: мы не хотим меняться сами, а желаем, чтобы духовник изменил своё отношение к нам.

Но это неправильно! Меняться и исправляться должны мы сами. Отрекаясь от «ветхого человека», становиться обновлёнными во Христе. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя»[3], – говорит Спаситель. Ведя постоянную духовную брань с лукавым мы каждый раз будем приходить на исповедь пусть немного, но обновлёнными.

Знаете, почему люди обычно ходят на исповедь к разным священникам? Стесняются каяться снова и снова в одних и тех же повторяющихся грехах.

Когда покаяние происходит без «духа сокрушенного, сердца сокрушенного и смиренного»[4] Благодать Божия не придёт к человеку. Недостаточно как покаяния без исповеди, так и исповеди без покаяния.

Радуга над монастырем Филофей, Афон
(Радуга над монастырем Филофей, Афон)


Господь «щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив»[5]. «Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ни по грехом нашим воздал есть нам»[6]. Бог ожидает покаяния от каждого. Ждёт, что мы попытаемся разорвать окутавшие нас сети зла. Но потокание своим слабостям и компромисс с мирским духом это никакое не покаяние. Нельзя бесконечно злоупотреблять любовью Божией!

___________________________________
Примечания:

[1] Ин. 18:36.

[2] Равноапостольный Косма Этолийский «Слова». Стр. 136.

[3] Мф. 16:24.

[4] Пс. 50:19.

[5] Пс. 102:8.

[6] Пс. 102:10.
(по материалам: http://agionoros.ru/docs/224.html)

Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/663930.html

Tags: Афон, Афонские старцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments