filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

О том, почему Праздник Усекновения Главы Пророка Иоанна Предтечи постный день, о вине и о клятвах...

Христос посреди нас!

Сегодня мы празднуем день, когда Честная Глава славного пророка и Предтечи Иоанна была отъята от его тела, а сам блаженный Иоанн отправился с проповедью во ад возвещая скорое избавление праведников от уз и о предстоящем сокрушении врат и опор их и самого ада, этими вратами затворенного, грядущим Спасителем.


Усекновение_Главы_пророка_Иоанна_1


Но отчего в этот Праздник Церковью установлен строгий пост?
Я пытался найти ответ на этот вопрос в проповедях некоторых святых и известных духовников, однако, исчерпывающего объяснения не обнаружил.
В самом описании праздника сказано:

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Но ведь множество есть Праздников, когда нет поста, но была насильственная смерть. Таковы дни, когда мы воспоминаем мучения с славную кончину великомучеников Георгия Победоносца и Варвары, целителя Пантелеимона и Евфимии Всехвальной… святых Новомучеников и Исповедников Российских, святых Царственных страстотерпцев, Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары и многих и многих других. Во все эти дни, если они не попадают на дни постные, специально установленного поста нет.

В последовании службы усекновения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мы находим такое объяснение:

«Зри постнаго сего устава на усекновение честныя главы Предтечевы, древними святыми отцы в сей день завещаннаго.

Суть убо нецыи предают качеству быти тогда снедей, а не посту: о том бо не возмогохом ничтоже обрести написано в различных типицех. Но паче достоит в той день всяко воздержатися постом, пострадавшаго ради за истину пророка, и проповедавшаго во аде Господа: разрешению же быти точию на древяное масло, и прочая от различных овощнаго плода: и по мере единой чашице вина в славу Божию, труда ради бденнаго.

Всяко бо достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети воздержательнаго ради жития святаго, и скверноубийственнаго кровопролития его от Ирода: понеже усечена бысть глава Предтечева на пиру плясанием блудныя плясавицы, и чревоугодием и различных животных закланием и кровопролитием нам же ни единаго от таковых животных, из нихже кровь изливается, но ниже рыб [кровь бо имеют, аще и в воде жительствуют, и от тварей животных суть] подобает вкушати: да не сообщницы явимся Иродову чревоугодию. Како бо Крестителево честное усекновение почтити восхощем? Мясо ли хощем ясти, или от иных различных брашен многоценных? А он живяше в пустыни безводней, и безтравней, ни хлеба ядяше, ни трапезы имяше. Вино ли пием? А он никогдаже пияше вина, или инаго пития м i рскаго, ни в храмех живяше, но под каменем вкопався живяше. Стол, и трапеза, и одр ему бяше земля, разве ради нужды естественныя единою днем вкушаше акриды, и мед дивий: чаша же ему пригорщи бяше, а питие из камене текущая вода. Темже братие усердно почтим день сей молитвою и постом в целомудрии, отбежим пиянственнаго сего злаго нрава: аще бо кто неверствием одержимь будет, и узаконеннаго сего многоразсудительнаго повеления не сохранит, таковый зле пагубныя напасти постраждет. Право содержащих же подвиг сей, Господи, благослови, и управи молитвами святаго Предтечи
».

Вот оно и объяснение: «понеже усечена бысть глава Предтечева на пиру плясанием блудныя плясавицы, и чревоугодием и различных животных закланием».

Получается, что пост Святая Церковь налагает не просто ради скорби об убиении Пророка – ибо если и есть скорбь таковая у христианина, то это все-таки скорбь от человеческого естества. А если поразмыслить о духовном, то о чем скорбеть, раз больший из когда-либо рожденных женами отправился на продолжение своего великого дела и остался Предтечей Господу и по отшествии своем от жизни земной? Не скорбь в том, а радость!

А вот относительно нас самих такой пост становится совершенно ясен.
Сам пир не постыден и радость от пребывания на пиру не греховна. Было бы так, не почтил бы Своим пребыванием и не претворил бы Сам Господь, по просьбе Своей Пречистой Матери воды в вино на браке в Кане Галилейской. Более того, сотворил Он чудо то уже тогда, когда пир был в разгаре, а не по причине того, что вина не было совершенно.

брак_в_Кане_Галилейской

Напротив, гости уже напились того вина, что было им уготовлено устроителями пира:

«Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».(Ин. 2: 9-10).

Но если пребывание на пиру не есть грех по своему естеству, то отчего же пост и запрет на пир? А от того, что за безвинной радостью уже недалече и невоздержание, от которого и чревоугодие и упивание вином и иные страсти, ожидающие, когда отложит трезвение человек – то тут же и нападают на безоружного.
И чтобы кто-то не посчитал греховным само вино, то мудрая Церковь и тут позаботилась в своих указаниях:

«разрешению же быти …по мере единой чашице вина в славу Божию, труда ради бденнаго».

Вот тебе и мера и назначение! И тут же суровое предупреждение:

«Вино ли пием? А он никогдаже пияше вина, или инаго пития м i рскаго…
Темже братие усердно почтим день сей молитвою и постом в целомудрии, отбежим пиянственнаго сего злаго нрава
».

Как точно сим Церковь дает понять то, что не вино или яства являются греховными, но может их таковыми сделать наше собственное произволение.
И что же, Церковь определяет обязательным потребить вино в такой день? Ни в коей мере! Но сказано это для того, чтобы кто не подумал, что вино само по себе греховно.

Таким образом, Церковь положила нам в этот Праздник пост по причине того, чтобы мы могли растождествиться с Иродом и возлежащими с ним, чтобы проложить границу между собой и Иродиадой с её злобой и Соломеей, сеющей нечестивые помыслы. Не по причине греховности пира мы постимся, а ради того, чтобы разобщиться с бесовским веселием того самого пира. Ибо на каждом пиру веселие, но не всякое веселие ко греху. Мы постимся, дабы нас не причли к участникам того бесчестно пира, где хозяйничал порок и в разнузданности потерявших всякое человеческое обличие людей родился и претворился сей дьявольский умысел – убить Пророка.

Но не сразу могло подобное произойти. Мы помним, что сам Ирод, хотя и поступал часто неблагочестиво, однако Пророка с удовольствием слушал и, как сказано:

«Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его».(Мк. 6: 20).

И даже есть такое мнение, что в темницу был заключен Иоанн Предтеча еще и ради того, чтобы не могла ему навредить Иродиада, люто ненавидевшая её обличителя. И правда- случается, что темница более безопасное место, нежели свобода.
Но то, что случившееся не могло произойти беспричинно, а требовался больший повод, доносит до нас Евангелист Марк:

«Настал удобный день» (Мк. 6: 21).

А что не просто требовался пир и что не просто пир был таким удобным днем, понятно из того, что Ирод был царем, а у царей разве не частыми случаются пиры и праздничные застолья? Частыми, и весьма. Однако, требовался «удобный день». В чем же оказалось «удобство» того самого пира, на котором замысел превратился в дело?

В клятве! Многократно святитель Иоанн Златоуст нас, неразумных, предупреждает: «Не клянись!»:

«…Я хочу опять побеседовать с вами о том же предмете, чтобы вырвать с корнем из души вашей злую привычку к клятвам.
Для этого необходимо снова прибегнуть к той же просьбе. Недавно просил я вас, чтобы каждый, взяв усеченную и еще каплющую теплой кровью главу Иоаннову, так и пошел отсюда домой, и думал, что видит ее пред собою, издающую голос и говорящую: возненавидите моего убийцу - клятву. Чего не сделало обличение, то сделала клятва; чего не мог тиранский гнев, то совершила необходимость исполнить клятву.

Тиран, когда обличаем был всенародно в слух всех, благодушно перенес обличение; а как связал себя клятвою, тогда отсек блаженную ту главу. Этого же самого и теперь прошу, и не перестану просить, чтобы мы, куда ни пойдем, уходили с этою главою, и всем показывали ее, вопиющую и осуждающую клятвы. И хотя бы мы были крайне беспечны и нерадивы, но видя, как очи этой главы страшно смотрят на нас и грозят клянущимся, - сдерживаемые этим страхом сильнее всякой узды, легко можем обуздывать и отвращать язык от наклонности к клятвам.

Клятва имеет в себе не то одно зло, что, будет ли соблюдена или нарушена, подвергает наказанию связанных ею (чего не бывает ни с одним из прочих грехов), - но и другое, не меньшее. Что же это такое? То, что давшие клятву часто, при всем желании и старании, не могут не нарушить ее. И, во-первых, кто часто клянется добровольно и против воли, бессознательно и с сознанием, по делу, и шутя, а нередко увлекаясь гневом и многими другими страстями, тот неизбежно нарушает клятву. И этому никто не будет противоречить: так ясно и очевидно, что часто клянущийся по необходимости бывает клятвопреступником. Во-вторых, пусть он и не сделал этого по увлечению, невольно и без сознания: но по самому существу дела принужден будет непременно нарушить клятву с сознанием и произвольно. Так, часто бывает, что, когда мы обедаем дома, и кто-нибудь из слуг провинится, жена поклянется высечь его; а муж в свою очередь поклянется в противном, будет стоять наперекор и не уступать: здесь что бы (муж и жена) ни сделали, неизбежно будет клятвопреступление. Как бы они ни желали и ни старались, уже не могут исполнить клятву; но, что бы ни произошло, один из них впадет к клятвопреступление, или даже, наверное, оба…

Лукавый демон, всегда злоумышляющий против нашего счастья (ведь, тут и стоит он, подслушивая, когда налагают на себя клятвы), давших клятву повергает в беспечность, или делает другое затруднение, чтобы, когда дело не сделается, последовали и побои, и оскорбления, и клятвопреступления, и тысячи других зол. Как дети, с большим усилием тянущие в разные стороны длинную и сгнившую веревку, все падают навзничь, когда веревка перервется, и одни повреждают голову, другие - другую часть тела; так и клянущиеся друг перед другом в противном, когда клятва по неизбежным обстоятельствам будет нарушена, впадают (обе стороны) в бездну клятвопреступления: одни потому самому, что нарушили клятву, другие потому, что прочим подали повод к клятвопреступлению
». (святитель Иоанн Златоуст. О статуях. Беседа четырнадцатая).

И вот клятва произнесена:

«царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе» (Мк. 6: 22-23).

И дух лукавый, дождавшись клятвы тут же подсказывает, как реализовать давно желаемое:

«Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя» (Мк. 6: 24).

Что же Ирод? Он же слушал Пророка, берег его и даже, как говорит Священное Писание часто поступал по его слову…Но клятва, этот грех грехов, совокупность всех преступлений!

Питер Пауль Рубенс_Пир Ирода
(Питер Пауль Рубенс. Пир Ирода)

«Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его
» (Мк. 6: 26-27).

Могло ли так произойти, чтобы клятва была произнесена не на пиру, когда в разгаре его, уже отброшено целомудрие и прекратилось всякое трезвение? Когда вожделение вкралось в каждую клетку тела и разума, отнимая и остатки последнего? Возможно. Но ясно, что такой пир хотя сам по себе и не был именно таким «удобным случаем» для совершения преступления, однако, послужил поводом для произнесения клятвы – этого наиудобнейшего случая для нечистых человеческих помыслов и духа лукавого.

мытарства_лжи_клятвы

С кем мы пребудем в день сей – с духом лукавым, с Иродом, Иродиадой – будучи возлежащими на пиру, или вооружимся и очистимся, сколько в наших силах от этой заразы и гнили?

«сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21),

Говорит Спаситель и Святая Церковь призывает нас в этот Праздничный день к тому же:

«почтим день сей молитвою и постом в целомудрии» (Проследование службы усекновения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).

молящийся

По слову Церкви да последуем и спасены будем молитвами святаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Пречистой Богородицы.

Господу же нашему Иисусу Христу Слава подобает со безначальным Его Отцом и с Пресвятым и Животворящим Его Духов всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий

Tags: Православие, Размышления, пророк Иоанн Предтеча, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments