часть пятнадцатая.
Часть первая тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/12230.html
Вопрос 114: Если верить библии - Иисус на кресте умер, а воскрес в пещере, в гробу. Т.е. крест в данном случае является орудием смерти, а гроб - орудием жизни.
Почему же христиане носят на груди символ смерти - крест, а не символ жизни - гроб? Да ещё называют символ смерти "животворящим"...
Ответ: Егдá же прiя́тъ óцетъ Иисýсъ, речé: соверши́шася. И преклóнь главý, предадé Дýхъ (Ин. 19: 30).
Свершилось то, ради чего Сын Божий пришел на землю и умер за нас Распятый на кресте – совершилось великое дело искупления человечества от греха, проклятия и смерти.
Именно на кресте, а не в каком-либо другом месте, совершилось наше искупление, а потому крест явился орудием нашего спасения. Вот почему с первых времен христианства крест является символом веры во Христа и служит у христиан предметом особого почитания.
Вопрос 115: Вы почему-то всех оправдываете…
Ответ: ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. (Рим.2 : 1).
И вот еще, из покаянной молитвы прп. Ефрема Сирина:
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!
Я сам не то что несовершенен, а плох- мне ли осуждать другого ?
Я всегда вспоминаю слова аввы Дорофея (привожу по памяти, потому не курсивом):
Не торопись осудить брата своего согрешающего, ибо он осознает свой грех и принесет плоды достойные покаяния. Ты же не увидишь греха своего и не покаешься...
Так что я не вижу никакого смысла осуждать других людей. Никакой пользы, кроме одного вреда в этом нет.
Вопрос 116: Я не ворую, денег не вымогаю, живу по средствам, которые заработал. Полагаю, что батюшку с аналогичными характеристиками я заслужил.
Ответ: Ну вот, видите. У нас просто разные критерии оценки самих себя.
А я полагаю, что не заслужил даже порога храма переступить, не то что уж Причащаться Тела и Крови Христовой. Все по Милости Божией ко мне исключительно, а не по моим заслугам.
Вы вот видите, каков- не воруете, не вымогаете... посвящаете Господу день Воскресный, много познаете о Господе, молитесь, не осуждаете, не сквернословите, поститесь, воздержанны, смиренны, кротки, почитаете старших, никого ничем никогда не соблазняли, не жили в блуде, были милостивы ко всем и терпимы к обижающим Вам... ничего никогда без спроса не взяли...
А я не такой. Увы. Я не заслужил.
Вопрос 117: Вот меня всегда мучил вопрос - а чем подкрепляется или подтверждается это право (священник имеет право отпустить грехи) и какие влечёт последствия? Я вот тоже могу отпустить грехи, как определить "отпустились" они или нет? Каков критерий успешности "отпущения"?
Ответ: Право это даровано священникам через апостолов Самим Господом Иисусом Христом:
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 21-23).
Последствия это влечет самые хорошие для тех, кому грехи священником отпущены. И печальные, на ком они остались.
Вы отпускать грехи не можете, т.к. не являетесь священником.
Вопрос 118: Какое у православия отношение к лжецам и клеветникам?
Ответ: Ко всем согрешающим, в том числе и к лжецам и клеветникам у православных отношение как и ко всем остальным людям- братская Любовь.
Мы молимся за всех людей. За лжецов и клеветников тоже, т.к. и сами не безгрешны, а порой и хуже других.
Есть две категории согрешающих:
1. Люди, которые ненавидят грех, борются с ним и стараются избежать любых поползновений ко греху. Эти люди каются в своих грехах и прибегая к помощи Божьей себя изменяют и стараются свой грех побороть.
Если им случается "падать", то они стараются восстать от греховного влияния и с покаянием вновь прибегают к очистительному покаянию и исповеди и, Причащаясь Святых Даров, обретают новые силы для своей борьбы.
У этой категории людей нет ни сил ни желания в особенности, копаться в грехах других людей, т.к. им и своих хватает.
2. Люди, которые не признают грех. Или которые признают грех, но в основном в других людях.
Им некогда (да и не охота) бороться со своими грехами и они начинают искать грехи в других людях и их обвинять. Обвиняя других людей они вольно или невольно начинают людей сравнивать и сравнение это при таком внутреннем устроении человека почти всегда оказывается не в пользу другого.
Так этот человек начинает казаться себе лучше остальных, что на подсознательном уровне дает ему возможность с еще большим вдохновением обличать все новых и новых людей и потихоньку начинать превозноситься в своих глазах.
Но вот что важно: и первая и вторая категория согрешающих рано или поздно закончит свой земной путь и даст ответ за свою жизнь. За свою.
Я как-то слышал интересное высказывание...
Человек - это значение дроби, где в числителе то, что человек есть на самом деле, а в знаменателе то, что он о себе думает.
Золотые слова. В физическом вузе людям должны быть хорошо понятны.
Всем бы нам взять их на вооружение.
Вопрос 119: Вы писали: «мне очень понравилось:"Говоришь, что любишь жену ? Помой посуду для начала." »
Но тогда и "Говоришь, что любишь мужа? Поработай-ка за него для начала".
Ответ: Нет и еще раз нет!
Бог дал нам заповедь любить других. Но Он не давал нам заповедь требовать любви от других.
Только ты должен, но не тебе должны. Иначе- чем мы отличаемся от грешников и язычников?
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6: 31-38).
Вопрос 120: Вот ведь какая штука получается. Вы грешите, идете исповедоваться, вам отпускают грехи при условии раскаяния и твердого решения больше не грешить. И все равно грешите. И опять раскаиваетесь. Как это понимать?
Ответ: Это надо понимать так, что человек имеет поползновение к греху.
Часто даже искреннее нежелание больше грешить натыкается на то, что человек снова совершает грех.
Здесь надо различать две вещи- формальное исповедание грехов на исповеди и отсутствие стремления искоренить в себе грех - это плохо для человека, т.к. не взирая на исповедь, такой человек продолжает погибать духовно, т.к. не растет в борьбе, а лег и лежит себе тихонько.
И второе- человек совершает каждодневную, ежечасную борьбу со своими помыслами, со своими грехами, терпит, мучается иногда он обуревающих его страстей, но держится и прибегает к помощи Господа в молитвах.
Но вот - расслабился и согрешил. Ему тошно, конешно, от этого, то он вновь себя заставляет восстать и снова начать борьбу. Это устроение человека ко спасению.
В любом случае, мы знаем что Господь будет смотреть не на внешнее, а на сердце человека.
А что в сердце человека никому из нас не известно по внешнему облику. Это тайна.
Вопрос 121: Даже суд у вас не справедливый, а страшный... На справедливый не надеетесь?
Ответ: Суд называется Страшным, потому что он окончательный. Происходит окончательное самоутверждение, самоопределение личности: способна она быть с Богом или уйдет от Него, останется вне Его навсегда.
Многие богословы говорят, что Страшный Суд уже начинается в земной жизни человека.
День Господень явится не для тех, которые уже озаряются Божественным светом, но он внезапно откроется для тех, которые находятся во тьме страстей, живут в мире по-мирски и любят блага мира сего; для них явится он вдруг, внезапно, и покажется им страшным, как огонь нестерпимый и невыносимый (Симеон Новый Богослов).
Днем Господним он называет Страшный Суд. День- потому что Бог, Который есть Любовь, Который есть Свет не перестанет быть Светом:
Не будет тогда так, чтобы иным чем-то был день тот, и иным Тот, Кто имеет прийти в него. Но Владыка и Бог всего, Господь наш Иисус Христос воссияет тогда сиянием Божества, и блистанием Владыки закроется это чувственное солнце, так что его совсем не будет видно, померкнут звезды, и все видимое совьется, как свиток, то есть отстранится, давая место Творцу своему. И будет один Он — и день и в то же время Бог. Тот, Кто теперь для всех невидим и живет во свете неприступном, тогда для всех явится таким, каков Он есть во славе Своей, и все наполнит светом Своим, и станет для святых Своих днем невечерним и нескончаемым, преисполненным непрестанной радости, а для грешников и нерадивых, подобно мне, пребудет совершенно неприступным и незримым. Так как они, когда жили в настоящей жизни, не постарались очиститься, чтоб узреть свет славы Господа и Его Самого принять внутрь себя, то и в будущем веке по справедливости Он будет для них недоступен и незрим (Симеон Новй Богослов).
Вера во Христа и исполнение Его слова уже здесь, в земной жизни, становятся залогом спасения человека, тогда как неверующий во Христа и отвергающий Евангелие уже здесь осуждается на погибель. Разделение на овец и козлов происходит именно на земле, когда одни люди выбирают свет, а другие тьму, одни следуют за Христом, другие отвергают Его, одни делают добрые дела, другие становятся на сторону зла. Разделение на овец и козлов не является следствием Божьего произвола: оно является следствием того нравственного выбора, который каждый человек делает сам за себя. Страшный Суд лишь подтвердит этот выбор, сделанный самим человеком. По словам Иоанна Златоуста:
в день Суда предстанут наши собственные мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку на том судилище не надо будет другого обвинителя.
Страшный Суд не будет справедливым. Господь не желает смерти грешника:
живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему (Иез. 33: 11).
А по справедливости если б ни одни человек не спасется. Спастись мы можем только Милостью и Человеколюбием Господа нашего.
С любовью
рб Дмитрий
Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/71890.html