filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Россия. Книга памяти... Иван Фёдорович Крузенштерн

Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/625402.html


Сегодня мы также вспоминаем мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна...

Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstern; 8 (19) ноября 1770 — 12 (24) августа 1846) — российский мореплаватель, адмирал.

Иван Фёдорович Крузенштерн

Воспитывался сначала дома, потом три года посещал в Ревеле вышгородскую церковную школу, в 1785 г. был определен в Морской кадетский корпус кадетом, через два года произведен в гардемарины. Это было очень тяжелое время в жизни корпуса. Директор его, адмирал Голенищев-Кутузов, весьма редко посещал корпус, надзора за кадетами не было, господствовали суровые наказания. Когда началась в 1788 г. шведская война, за недостатком офицеров был произведен выпуск из корпуса гардемаринов "за мичмана" — в числе других выпущен был и Крузенштерн и назначен на корабль "Мстислав" под команду капитана Муловского. Муловский был предназначен к кругосветной экспедиция, которую отложили вследствие того, что началась война. От Муловского впервые получил Крузенштерн мысль о кругосветном плавании, осуществить которую удалось ему только 20 лет спустя.

На корабле "Мстислав" Крузенштерн участвовал в Гогландском сражении. 1 января 1789 г. произведен в мичманы и летом участвовал в Эландском сражении, в 1790 в Ревельском и Выборгском; в последнем "Мстислав" взял в плен шведский контр-адмиральский корабль; Крузенштерн был назначен состоять при пленном контр-адмирале Лилиенфельде; за отличие в сражениях он произведен в лейтенанты. В 1791 и 1792 гг. Крузенштерн был на берегу в Кронштадте и близко сошелся с лейтенантом Яковом Берингом, — внуком известного мореплавателя; под влиянием этого знакомства еще живее стало его желание совершить дальнее плавание; в 1793 г. Крузенштерн и Беринг, в числе 12-ти лучших русских морских офицеров, были посланы в Англию учиться морскому делу; Беринг скоро умер, а Крузенштерн пошел на фрегате "Thetis" в крейсерство к берегам Северной Америки и участвовал в сражениях с французским флотом; пользуясь временем, пока фрегат исправлялся, Крузенштерн на небольшом судне отправился в Вест-Индию и посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова; он вообще всегда и впоследствии пользовался всяким случаем изучить во всех отношениях места, куда его бросала судьба; вернулся Крузенштерн в 1796 г. в Англию на фрегате "Клеопатра" и у берегов Ирландии едва не был взят в плен французским кораблем "Кастор". По возвращении Крузенштерн раздал матросам все причитавшиеся ему довольно значительные призовые деньги.

В это время уже созрел у Крузенштерна план проложить торговый путь для русских судов в Ост-Индию и Китай. Чтобы лучше познакомиться с условиями дальнего плавания, он устроился так, что получил возможность пойти на английском военном корабле до Мыса Доброй Надежды, а потом — на фрегате "Oiseau" ходил в Ост-Индию. В Калькутте Крузенштерн встретил лифляндца Торклера, который хорошо знал северо-западный берег Америки; Торклер указал молодому Крузенштерну, какие выгоды Россия приобрела бы, доставляя туда и в Китай свои товары. Оставив фрегат "Oiseau", Kpyзенштерн на небольшом судне добрался до Кантона. Собрав здесь различные, интересовавшие его сведения, Крузенштерн на корабле Ост-Индской компании вернулся в 1799 г. вокруг Африки в Россию; покинув Россию молодым, неопытным лейтенантом, он, после шести лет непрерывного плавания, вернулся опытным и знающим мореплавателем. В Кронштадт экспедиция вернулась 7 (19) августа 1806 года.

В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 — 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

Крузенштерн был очень хорошо развит физически. Он сильно выделялся среди окружающих, отличался атлетическим телосложением, по внушительности плечевого пояса и богатырской груди превосходил сильнейших матросов возглавляемой им экспедиции. Известно, что он в этом путешествии, несмотря на недоумение коллег, возил с собой две двухпудовые гири и ежедневно занимался с ними по 30-40 минут, выполняя своё любимое упражнение.

В 1808 г. капитан 2 ранга Крузенштерн принят был в почетные члены Государственного Адмиралтейского Департамента, в 1809 г. произведен в капитаны 1 ранга и назначен командовать кораблем "Благодать"; в 1810 г. награжден Прусским орденом Красного Орла 1-й степени, а 4 апреля 1811 г. назначен инспектором Морского кадетского корпуса.

В 1811 году Крузенштерн определён инспектором классов морского кадетского корпуса.
В начале Отечественной войны 1812 Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей).

В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815—1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания , Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824—1827; дополнение СПб., 1835—36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями.

21 января 1839 г. Крузенштерн праздновал 50-летний юбилей своей службы; при этом случае ему поднесена была сослуживцами по флоту специально выбитая медаль.

Значение открытий и участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана. Путешествие Крузенштерна составило эпоху в истории русского флота и наших колоний и обогатило географию и естественные науки многими сведениями о странах, мало известных. С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий, в которых образовались многие отличнейшие офицеры и матросы, с этого времени снабжение наших колоний всем необходимым стало производиться морским путем; колониальная торговля получила значительное развитие и во многом изменилось к лучшему управление Камчаткой.

Из офицеров, бывших с Крузенштерном, многие с честью служили впоследствии в русском флоте, а кадет Отто Коцебу — был сам потом командиром корабля, ходившего в кругосветное путешествие. Именем Крузенштерна названо двенадцать географических пунктов, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде и т.д.

Иван Федорович Крузенштерн умер 12 августа 1846 года. Он похоронен в Домском соборе в Ревеле (Таллинн).

Могила адмирала Крузенштерна находится в Таллинне в Домском соборе
(Могила адмирала Крузенштерна находится в Таллинне в Домском соборе)

6 ноября 1873 года в Петербурге, на набережной Васильевского острова, напротив Морского кадетского корпуса был установлен памятник. Его авторы — скульптор И. Н. Шредер и архитектор И. А. Монигетти, "Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг", — гласит надпись на нем.

Заслуги Крузенштерна высоко оценила мировая научная общественность. Один только факт: в 1820 г., то есть при жизни Крузенштерна, в Лондоне вышла книга, содержащая обзор главных кругосветных плаваний всех времен и народов, под названием -От Магеллана до Крузенштерна».Его заслуги были высоко оценены в ученом мире. Он был избран почетным членом Российской Академии наук, членом-корреспондентом академий Парижа, Лондона и Геттингена.Первое кругосветное плавание 1803–1806 гг. открыло новую эпоху в развитии русского мореплавания. В дальнейшем такие походы стали обычным явлением для отечественного флота.

Памятник Крузенштерну в Петербурге
(Памятник Крузенштерну в Петербурге)

Без Крузенштерна не было бы современной метеорологии и океанологии. Нынешняя метеорология во многом опирается на наблюдения за "поведением" Мирового океана. Погоду предсказывают (это термин) 4 тысячи специальных буйков. Они работают в толще океанической воды, всплывают, чтобы передать данные на спутник, и снова возвращаются к подводным исследованиям.Начало этим технологиям два века назад фактически положил Иван Крузенштерн, уроженец Эстонии, выпускник Морского корпуса в Кронштадте. В конце 18 века он служил на британских судах в Атлантике, Индийском океане и Южно-Китайском море. А к началу 19 века он составил проекты кругосветных плаваний, которые имели ясный экономический смысл: нужно было наладить прямое торговое сообщение между русскими портами Балтики и Аляски.

Именем выдающегося российского мореплавателя названы:

Барк «Крузенштерн»

«Крузенште́рн» — четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно

«Крузенште́рн» — четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Построено в 1925—1926 годах на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена (Германия), при спуске названо Падуя, в 1946 перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Порт приписки судна — Калининград. Судно совершало неоднократные трансатлантические и кругосветные экспедиции.

Пролив Крузенштерна

Пролив Крузенштерна — пролив в Тихом океане, отделяет остров Райкоке от острова Шиашкотан. Соединяет Охотское море и Тихий океан. Наиболее крупный пролив Курильской гряды. Длина около 15 км. Минимальная ширина 74 км. Максимальная глубина 1764 м.

Риф Крузенштерна

Риф Крузенштерна(англ. Krusenstern Reef) — риф-призрак в Тихом океане к югу от атолла Мидуэй. Открыт 11 октября 1805 года Ю. Ф. Лисянским и назван им же по имени И. Ф. Крузенштерна.

Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/634057.html

Tags: Россия, герои, история, книга Памяти, это интересно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments