filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Митрополит Сисания и Ситатисты Антоний (1920-2005), святой архиерей (ч.3)

Продолжение...

Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.

Владыка Антоний с радостью исповедовал всех желающих в монастыре Микрокастро, кафедральном соборе и в деревенских храмах. Он был противником накладывания епитимий, связанных с длительным отлучением от Причастия. Когда Митрополит видел у человека искреннее покаяние и действительный отказ от греха, он разрешал ему приобщиться к Таинству.

Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний 7

Владыка был очень чутким человеком. Он не хотел, чтобы он сам или кто-то из священников его епархии дали кому-то даже малейший повод осудить Церковь.

Внешне отец Антоний производил впечатление человека подвижнической жизни. Он был худым, а лицо его всегда было исполнено спокойствия и умиротворения.

Владыка принимал всех приходивших к нему в здании митрополии. Каждого гостя встречал лично и сам готовил для него угощение. Со всеми Митрополит говорил спокойно и смиренно, как равный с равными, не стремясь показать себя или унизить кого-то. Он не хотел расстроить ближнего, с каждым говорил с отеческой любовью и заботой.

Преосвященнейший был человеком дела, а не разрушения, созидания, а не расстройства[1]. Примирял противоборствующих, смирением отгонял помыслы и гасил в зародыше начинающиеся духовные пожары. Административные и управленческие вопросы своей епархии он решал скрупулёзно и успешно. Легко находил общий язык не только с духовенством, но и с местными властями.


Монахолюбивый епископ и аскет

Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.

Он позаботился о том, чтобы в монастырь Пресвятой Богородицы в Микрокастро пришёл известный духовник отец Стефан (Ринос). Для начала восстановительных работ в обители он выделил ему 37.000.000 драхм, а впоследствии снабжал необходимыми средствами на регулярной основе. Отец Антоний установил, что в монастыре минимум один раз в месяц должна проходить ночная служба и на этом богослужении всегда присутствовал лично. На деле многочасовые Всенощные бдения в обители Пресвятой Богородицы проходили не только один раз в месяц, но и на все большие праздники. На всех ночных службах Владыка исповедовал сам до хвалитных псалмов, после чего облачался и начинал служить Литургию. Постепенно монастырь Микрокастро стал настоящим духовным оазисом не только для Сиатистской митрополии, но и для всей Западной Македонии.

Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний 8

Во время постов Владыка приглашал со Святой Горы Афон духовников и игуменов, чтобы они исповедовали, служили и проводили беседы с народом.

Некоторое время спустя митрополит Антоний передал обитель Микрокастро женской братии. Число насельниц монастыря стало возрастать с каждым годом и вскоре обитель стала крупнейшим духовным центром Сиатистской епархии.

Тем временем отец Стефан (Ринос) взялся за возрождение монастыря Преображения Господня в Дриовуни. Владыка поддержал его и выделил на строительные работы необходимые средства. Впоследствии эта обитель также стала важным центром православного монашества, который оказывает огромную духовную помощь многочисленным паломникам.

Всего владыка Антоний возродил в своей митрополии восемь мужских и женских монастырей. Он радовался их достижениям, помогал и регулярно посещал эти обители. Когда Владыка только вступил на митрополичью кафедру, в его епархии не было ни одного иеромонаха и действующего монастыря, а в храмах обителей нерегулярно служили приходские священники из близлежащих селений. Сегодня в Сиатистской епархии более двадцати иеромонахов, некоторые из которых являются известными духовниками, оказывающими большую духовную поддержку православному народу.

В своих беседах митрополит Антоний часто подчёркивал важность православного монашества и говорил, что обязанность архиереев – помогать монахам: «Я не хочу строить ни конференц-залов, ни других центров для собраний. Если необходимо что-то обсудить, можно собраться в Архондарике одного из монастырей. Всё остальное - излишнее транжирство. Деньги, которые мне жертвуют, я отдаю на монастыри. Это мой долг».

О любви Преосвященнейшего к монашеству свидетельствуют и его регулярные поездки на Святую Гору Афон. Много лет его духовником был игумен Гавриил Дионисиатский. С многими афонскими монастырями и кельями Владыку связывали прочные духовные узы. Святогорцы, видя его смирение и подвижническую жизнь, принимали отца Антония за своего, часто приглашали его на престольные праздники и хиротонии.

Но отец Антоний был не только монахолюбивым епископом, но и сам жил как монах. Он сочетал архиерейское служение с аскетической подвижнической жизнью.

У митрополита Антония всегда был духовник, которому он старался исповедоваться как можно чаще. После хиротонии духовным отцом владыки стал митрополит Неапольский и Ставрупольский Дионисий. Несмотря на то, что он был младше отца Антония, он всегда спрашивал совета духовника и оказывал ему монашеское беспрекословное послушание.

Митрополит Антоний привык ложиться спать рано, а ночью просыпаться и вставать на молитву. Уже молодым священником он любил служить раннюю Литургию. Владыка молился очень много. Делал много земных поклонов и творил Иисусову молитву. Молодых священников он также призывал не сидеть сложа руки: «Творите земные поклоны! Почему вы сидите и не молитесь?». Старец Паисий[2] говорил о владыке Антонии, что из-за того, что тот всё время молится по чёткам – его правое плечо ниже чем левое. Сам Митрополит по своему смирению не принимал в расчёт свои добрые дела и говорил старцу: «Люди-то хорошие. Это мы, священники, не такие, какими должны были бы быть».

Митрополит Антоний был великим постником. Более 55 лет не ел мяса. Даже в дни, когда не было поста, добавлял в пищу не оливковое, а невкусное масло из семечек. В Великий Пост ел только хлеб и апельсиновый сок. Готовил Владыка себе сам один раз в неделю. Ел приготовленную пищу в течении семи дней, а потом готовил снова. Он не считал ниже своего достоинства самому разбирать чечевицу у себя в рабочем кабинете. Летом Митрополит обычно довольствовался одним арбузом в день. Половину съедал на обед, половину на ужин. Или готовил себе салат из одних помидоров без масла и лука. Мог съесть сухарик, орех с медом и выпить апельсиновый сок. Предпочитал фрукты, зелень и бобовые. Еда не заботила владыку и он отказывался от приглашений на банкеты, куда его регулярно приглашали.

Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний 9

Жажду и голод владыка Антоний утолял исполнением Воли Божией. Вкусной и сытной пищи он не готовил даже в дни Великих Праздников. Однажды в день Пасхи его пришёл поздравить отец Стефан и к своему удивлению увидел, что владыка ест мусталеврью (сладкое постное блюдо из виноградного сусла с мукой).

- Владыка, сегодня, в день Пасхи, вы едите мусталеврью?

- У меня было немножко молочка, но я побоялся, что после поста у меня из-за него будет желудочное расстройство.


В другой раз на Рождество митрополит Антоний «разговелся» инжиром с хлебом. Когда духовные чада приглашали его к себе домой, владыка говорил: «приготовьте какую-нибудь маленькую рыбку с овощами. Не надо ничего дорогого». Он всегда ел немного, как птичка.

Отец Антоний привык к холоду и зимой одевал только подрясник. В его келье температура не превышала 12 градусов по Цельсию.

С самого начала своего архиерейского служения он жил один в здании митрополии. Сам готовил, убирался и принимал гостей. У него не было ни повара, ни уборщицы, ни других помошников.

По вечерам митрополит обычно ходил в монастырь в Дриовуно. Он чувствовал себя монахом и именно в монастыре находил покой и умиротворение.

_____________________
[1]
2Кор. 10:8.

[2] Речь идёт о старце Паисии Святогорце.
(по материалам: http://www.agionoros.ru/docs/725.html)

Продолжение следует…
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/624754.html


Tags: Греция, Праведники, Православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments