filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Размышления на Евангелие от Матфея...глава 21

Христос посреди нас!

Сегодня утром дома читали Евангелие… выпало по порядку Евангелие от Матфея глава 21.

«И егдá прибли́жишася во Иерусали́мъ и прiидóша въ Виѳсфагíю къ горѣ́ Елеóнстѣй, тогдá Иисýсъ послá двá ученикá,
глагóля и́ма: иди́та въ вéсь, я́же пря́мо вáма: и áбiе обря́щета осля́ привя́зано, и жребя́ съ ни́мъ: отрѣши́вша приведи́та ми́:
и áще вáма ктó речéтъ чтó, речéта, я́ко Госпóдь ею́ трéбуетъ: áбiе же пóслетъ я́.
Сié же всé бы́сть, да сбýдется речéнное прорóкомъ, глагóлющимъ:
рцы́те дщéри Сióновѣ: сé, Цáрь твóй грядéтъ тебѣ́ крóтокъ, и всѣ́дъ на осля́ и жребя́, сы́на подъярéмнича
» (Мф. 21: 1-5).

Вход Господен в Иерусалим

На эти стихи пришли некоторые мысли…

Мы из толкований знаем, что тут два скрывается смысла. Первый, как уже отметил евангелист Матфей – исторический:

«Господь садится на осленка … во-первых, чтоб исполнить пророчество…» (Толкование на Евангелие от Матфея блаженного Феофилакта Болгарского).

То же мы читаем и святителя Иоанна Златоустого, только более пространно:

«Христос исполнил здесь еще двоякое пророчество — пророчество дел, и пророчество словес: пророчество дел, когда воссел на осла; пророчество словес — Захарии пророка, который сказал, что Царь будет сидеть на осляти. Воссев на осля, Он исполнил это последнее пророчество…» (Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 66).

Второй смысл – мистический – под видом осленка следует понимать необузданный новый народ – язычников, ведь Господь пришел спасти не только народ избранный, но и каждого человека.

«в иносказательном же - воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое - Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов - Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти» (Толкование на Евангелие от Матфея блаженного Феофилакта Болгарского).

«Воссев на осля… Он предвозвестил призвание нечистых язычников, — что Он в них почиет, что они приидут к Нему и за Ним последуют» (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 66).

Святитель Иоанн более широко раскрывает смысл этого евангельского события:

«Здесь чрез осленка означается Церковь и народ новый, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нем Иисус, соделался чистым» (Там же).

Но все это не изменяет общего смысла толкования – оно общее и схожее. И у блаженного Иеронима Сидонского читаем похожее:

« …ходившая под ярмом ослица, порабощенная, влачившая бремя закона есть синагога [или народ иудейский]; а осленок, игривый и свободный, - народы языческие, на которых воссел Иисус; к ним двум послал Он и двух учеников Своих: одного - к обрезанным, а другого - к язычникам» (Толкование на Евангелие от Матфея).

Мне же сегодня пришли мысли о том, что может быть еще некоторый символизм в этих стихах.

Подъяремная, то есть ходившая под ярмом (под законом, под клятвой) – это Пречистая Дева Богородица – дочь иудейского народа. Осленок, на которого воссел Господь – это, как говорит евангелист – сын ослицы – плоть от плоти её – это наше человеческое естество. А воссевший Господь – это означает приятие Им человеческого естества (он воссел - облачился в него, воспирял, Сам же не изменившись, потому и воссевший на осля (естество человека) называется Господом) – боговоплощение, ради спасения нашего. В таком понимании вхождение Господа в Иерусалим прообразно обозначает Его вхождение в мiр в образе богочеловека ради нашего спасения (а не ради суда, потому что «Цáрь твóй грядéтъ тебѣ́ крóтокъ»).

В таком возможном понимании согласуются и символическое название населенных пунктов, куда были посланы ученики Господа –
«И бы́сть я́ко прибли́жися въ Виѳсфагíю и Виѳáнiю, къ горѣ́ нарицáемѣй Елеóнъ» (Лк. 19: 29).

«Вифания, по толкованию, означает "дом послушания", а Виффагия - "дом челюстей", место приличное священникам» (Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки),

ведь и Матерь Господа нашего была «домом послушания»:

«сé рабá Госпóдня: бýди мнѣ́ по глагóлу твоемý» (Лк. 1: 38), и воспитывалась при храме в (месте приличном священникам), и сама была храмом для Духа Святого:
«Дýхъ святы́й нáйдетъ на тя́, и си́ла вы́шняго осѣни́тъ тя́: тѣ́мже и раждáемое свято наречéтся Сы́нъ Бóжiй» (Лк. 1: 35).

Смущает меня в этих рассуждениях то, что я пока не могу найти нечто сообразное у святых отцов, а своим собственным мыслям в таких вопросах доверять есть безумство.

Потому и прошу, если кто что-то встречал у святых близкое или подобное поделиться ради моего успокоения или возразить против подобных человекотолкований ради моего вразумления…

Храни вас всех Господь и Матерь Божья!

С любовью,
рБ Дмитрий


Tags: Размышления, догматическое богословие, мысли, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments