filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

29 июля (11 августа) 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Священномученик иерей Алексий
(Красновский Алексий Иванович, +11.08.1938)

сщмч_иерей_Владимир_Красновский

Память также 12 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых.

Родился 5 июля 1889 года в селе Измайлове под Москвой в семье псаломщика Платона Красновского; мать его была при храме просвирней. Отец умер еще до наступления гонений на Русскую Православную Церковь, мать — в 1918 году. Владимир окончил Перервинское духовное училище, некоторое время служил псаломщиком, как его отец. В 1923 году он был рукоположен епископом Клинским Гавриилом (Красновским) в сан диакона и стал служить в церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в селе Ассаурове Дмитровского района.

В 1925 году освободилось место священника в Свято-Духовском храме в селе Дубровки, и собрание прихожан единогласно постановило: просить епископа Дмитровского Серафима (Звездинского) рукоположить диакона Владимира в сан священника для служения в их храме. Просьба была тогда же исполнена. В 1930 году храм был властями закрыт, и в 1931 году отец Владимир был назначен служить в храм в селе Легчищеве Лопаснинского района Московской области.

11 ноября 1937 года власти арестовали священника, и он был заключен в тюрьму в городе Серпухове. Основанием для ареста послужили показания «двух свидетелей на негласном допросе», как говорится об этом в документе следствия. В тот же день священник был допрошен, и ему были заданы вопросы в соответствии с показаниями этих свидетелей.

— Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающего вас населения, колхозников, вели контрреволюционную агитацию, направленную против существующего строя и проводимых мероприятий. Признаете ли вы это? — спросил следователь.
— Агитации против советской власти я не вел, так как я в политике этой не могу разобраться, — ответил священник.
— Следствию известно о том, что вы систематически вели контрреволюционную агитацию при исполнении своих служебных обязанностей, например при похоронах и тому подобном. Признаете ли вы это?
— Контрреволюционной агитацией я никогда не занимался,
— ответил священник.
— В деревне Пикалово во время обеда после похорон вы вели контрреволюционную агитацию среди колхозников, распространяя гнусную клевету по адресу руководства советской власти. Признаете ли вы это?
— Нет, этого никогда не было.

сщмч_иерей_Владимир_Красновский_тюрьма_нквд_1937
(священномученик иерей Владимир Красновский, тюрьма НКДВ, 1937)

Далее следователь стал цитировать показания тех, кто оговорил священника, но и здесь отец Владимир отверг их как ложные.

— Этого я никогда и нигде не говорил, все это на меня показано ложно, — сказал он.
— Еще раз следствие требует от вас правдивых показаний, довольно вам давать лживые показания! — потребовал следователь от священника.

Но отец Владимир на это ответил:

— Честное слово, я нигде никому не говорил о том, что конституция вызывает много вопросов; я ее читал и с ней был согласен.
— Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
— спросил следователь напоследок.

И отец Владимир сказал:

— Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, так как я этого нигде и никогда не говорил.

17 ноября Тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Красновский был расстрелян 25 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания.



Преподобномученик иеромонах Пахомий (Русин)
(Русин Прохор Петрович, +1938)

сщмч_иеромонах_Пахомий_Русин
(преподобномученик иеромонах Пахомий Русин, крайний справа)

Иеромонах Пахомий, в миру — Русин Прохор Петрович, родился в 1880 году в селе Генеральщино Курской губернии. В 1910 году он приехал в город Верный (ныне Алма-Ата), а до этого 3—4 года жил послушником в Петропавловском монастыре Черниговской губернии. После приезда в Верный отец Пахомий поступил в Иссык-Кульский монастырь, где был пономарем, звонарем, затем получил монашеский постриг и примерно в 1914 году был рукоположен в сан священника.

Летом 1916г. в Семиречье началось восстание киргизов, они напали на монастырь и потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был о.Пахомий, ушла из монастыря - кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и устроили над монахами казнь: не пощадили никого, всех порубили саблями. Вечером вернулись ушедшие монахи и на следующее утро похоронили всех убиенных в общей могиле.

После этого события о.Пахомий ушел в г.Верный, затем поселился в горах около Аксая с монахами Феогностом, Серафимом, Анатолием и Ираклием. В августе 1921 года все пятеро монахов, живших в скиту, пошли в г.Верный в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них, в том числе о.Пахомий, остались в городе, а трое вернулись в скит. 11 августа 1921г. в скиту случилась трагедия: иеромонахи Серафим и Феогност были застрелены красноармейцами-грабителями. Оставшиеся в живых о.Пахомий, о.Ираклий и о.Анатолий после всего случившегося жить в скиту не остались.

После 1921 года некоторое время отец Пахомий тайно жил вместе со странником Виктором и схимонахом Тихоном в скиту на горе Горельник в районе Медео. Он изредка приходил в город, останавливался у монахинь, был очень молчалив.

Монахини вспоминали:

«Придем, бывало, после всенощной, чаю попьем. Матушка Евфалия просит его: «Отец Пахомий, скажите два-три слова, скажите живое слово для спасения души!» А он: «Кхе... кхе... Сестры, молитесь. Читайте Иисусову молитву».— И все.
Или служит в келье на Медео. Сестры просят: «Отец Пахомий, сегодня такой праздник, ну скажите несколько слов!» Он только и скажет: «Сестры, молиться надо, истинно молиться надо. Иисусову молитву не нужно забывать
».

В конце 20-х годов, когда были сильные гонения, о.Пахомий ушел и с Медео и жил в городе у разных людей. Тайно служил, венчал, отпевал на дому, часто ходил с монахинями на Аксайскую могилу.

Из воспоминаний монахинь:

«Как поднимемся на гору, перво-наперво панихиду отслужим. Потом отдохнем, поужинаем и сядем у могилы на поваленные ели. И, сколько я помню, всегда были ясные ночи. Сидим мы на бревнышках, и поют сестры. Долго поют. А певчие были еще монастырские, хорошо пели. Потом вечерние молитвы почитаем, наломаем ельника, набросаем на землю, и спим на этих лапах. Какой там сон! — только вздремнешь чуть-чуть. Утром обедницу служил о.Пахомий. Проповеди говорить он не мог. Он плакал, всегда плакал. Потом прокашляется и скажет: «Господь прибрал их, а я все мотаюсь. А как было бы хорошо и мне вместе с ними... Да вот, не сподобился».
О свою жизнь в этот период Отец Пахомий описывает так (из материалов следствия): «В 1921 году этих монахов (отцов Серафима и Феогноста) убили, жить в горах было страшно, я прожил еще год, а в 1923 году ушел в город Алма-Ату. Изредка служил в соборе, в котором сейчас помещается Казахстанский музей. Прожил таким образом до 1926 года, а затем уехал в Ташкент. В Ташкенте я хотел устроиться на работу, но ничего у меня из этого не вышло, прожил я там год и снова вернулся в Алма-Ату. Жил на квартире, помогал в хозяйстве, изредка служил и таким образом существовал.

В 1928 году в горах на Мохнатой сопке один знакомый мне монах Тихон стал строить избушку. Я ходил к нему, мне там понравилось, и я тоже стал строить себе избушку, и в конце 1928 года перебрался в горы. Вскоре Тихон по неосторожности сжег наши избушки, и я вынужден был выкопать себе землянку. В ней я жил не постоянно. Часто ходил в город или жил у монахинь Магдалины, Татьяны, Александры, Евсевии, которые также были на Мохнатой сопке. В 1930 году монахиням предложили вступить в колхоз, но в колхоз они не пошли, сдали свое имущество в лесничество и ушли в город. А я остался жить в своей землянке. В том же году уехал с монахинями в Джагал-Абад, где поселились в горах. Там построил избушку, жил с Магдалиной, а Татьяна строила себе избушку отдельно в 15 верстах от нас. Из Джагал-Абада я и приехал вновь в Алма-Ату
».

В 1935 году о.Пахомий был арестован и посажен в Алма-Атинскую тюрьму, где претерпел издевательства и в 1936 году был расстрелян.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 11 августа 1993 года было установлено «местное почитание новомучеников — иеромонахов Серафима и Феогноста и иже с ними в Казахской земле пострадавших», в том числе и преподобномученика Пахомия.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году было принято решение об общецерковном почитании этих святых.


Преподобномученики иеромонахи Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров)
(Богословский Александр Ефимович, Пивоваров Феодор, +11.08.1921)

прмч_Серафим(Богословский)_Феогност(Пивоваров)

С целью распространения Православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников, Святитель Туркестанской кафедры преосвященный епископ Александр (Кульчицкий) в конце 19 века на берегу Иссык-Кульского озера основал мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь. В 1894 году в монастырь приехали восемь иноков Валаамского монастыря, а в начале 20-го века в монастырь были приглашены несколько иноков из Глинской пустыни, в числе которых были монахи Серафим и Феогност.

Иеромонах Серафим (в миру - Александр Ефимович Богословский) родился в городе Глухове Черниговской губернии. Когда он был еще мальчиком-гимназистом, его матери было открыто во сне, что ее сын примет мученическую кончину. Этот сон матери глубоко запал в душу мальчика, и он рассудил, что если кончина его будет мученической, то ему нечего искать в миру, и, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь. Отец Серафим был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос. В свободное от монастырских служб время отец Серафим вместе с другими монахами удалялся в горы, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой. В скиту были поставлены деревянные кельи, поклонный крест, вокруг которого был разбит цветник, и устроена подземная церковь в честь преподобного Серафима Саровского. Отец Серафим сделал всю утварь и написал все иконы для церкви.

Иеромонах Феогност (в миру - Феодор Пивоваров), происходил из мещанского сословия, постриг принял в Глинской пустыни, а в Иссык-Кульском миссионерском монастыре был помощником духовника для мирян. Летом 1916 года в Семиреченской области началось восстание киргизов. Они напали на монастырь и потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был отец Феогност, ушла из монастыря - кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и устроили над монахами казнь: не пощадили никого, всех порубили саблями. В 1919 году монастырь был закрыт коммунарами, и отец Феогност поселился в скиту в горах.

10 августа 1921 года вечером в скит приехали трое красноармейцев. Отец Серафим принял их в своей келии, напоил чаем, постелил под елкой сена и уложил спать. Сам пошел к отцу Анатолию и рассказал ему о приехавших подозрительных вооруженных людях. Потом, встав на колена с четками, стал читать правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину. Он закричал, желая предупредить других монахов, находящихся в скиту, и в этот момент его убили. Потом бандиты убили спящего отца Феогноста, обыскали келии, и уехали. Оставшиеся монахи похоронили мучеников, завернув их тела в мантии.

Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В 1991 году на ней был установлен поклонный крест и затем возведена часовенная сень. Известно немало случаев исцелений и чудес, происходящих на могиле преподобномучеников. В настоящее время на месте Кызыл-Жарского скита открылся мужской монастырь — Серафиме-Феогностовская пустынь.

Серафимо_Феогностова_Аксайская_пустынь
(Серафимо-Феогностова Аксайская пустынь)

По благословению патриарха Алексия II, 11 августа 1993 г. установлено местное чтимое почитание новомучеников - иеромонахов Серафима и Феогноста и иже с ними в Казахстанской земле пострадавших.

Оба мученика, Серафим и Феогност, были прославлены для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Тропарь Серафиму и Феогносту
глас 1
Любве ради Христовы отечество свое оставльше, вся мира сего красная, яко скороисчезающая, презревше, горняго Иерусалима взыскующе, на горах Тянь-Шаня в подвизех благочестия Святую Троицу прославили есте. И венцами добропобеднаго мученичества украсившеся, граду Алма-Ате богодарованнии покровителие явилися есте, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, Православия мужественнии исповедницы. Темже и мы, духовная чада ваша, любовию вопием: Слава Давшему вам крепость, Слава Венчавшему вас, Слава Подающему вами милости и исцеления.

Кондак Серафиму и Феогносту
глас 2
Благое иго Христово на себе восприемше и легкое бремя Его любовию облобызавше, житием своим Агнца Божия проповедавше, за истину, радующеся, пострадали есте, и в покой Небесный прешедше, с лики святых Престолу Божию предстоите, преподобномученицы Серафиме и Феогносте, граду Алма-Ате испросите мира и всем чтущым вас велию милость.

МОЛИТВА преподобномученикам Серафиму и Феогносту

О, Богоблаженная двоице друзей Христовых, преподобнии страстотерпцы Серафиме и Феогносте! Казахстанския страны светильницы достопочтеннии, града Алма-Аты защитницы и покровителие Богодарованнии, православных всех неусыпнии наставницы! На небеси богопросвещенными душами вашими Престолу Божию предстоящии, на земли же мученически за Христа пострадавшими телесы вашими на горах Заилийских почивающии и различная дарования духовная всем с верою и любовию к вам приходящим источающии! Милостивым призрением благосердия вашего призрите на люди, святую память вашу почитающия, на месте исповеднических подвигов и преподобнических трудов ваших святый гроб ваш обстоящия и теплаго вашего ко Господу ходатайства во обдержащих нуждах просящия! Вси бо мы по множеству грехов наших не дерзаем возвести на небо очес наших, долу поникших, вы же, яко стяжавшии дерзновение ко Господу и ныне со Ангелы Ему предстоящии, принесите о нас благоуханныя молитвы ваша, во еже избавитися нам от глада, потопа, труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от всякия скорби, зол и болезни душевныя и телесныя, от людей и диавола по грехом нашым бывающия. Да сих избежавше, Господу усердно работающе, молитвами вашими и теплым предстательством внидем в нескончаемый покой царства небеснаго и тамо с вами и лики всех святых прославим великое имя Святыя Троицы, Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.


Преподобномученик иеромонах Анатолий
(Смирнов, + конец 1920-х)

Память 29 июля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Казахстанских

О.Анатолий был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он был замечательным певцом и незаурядным регентом, писал духовную музыку. В начале XX века о.Анатолий в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь Семереченской области Туркестанского края.

В монастырь он прибыл вместе с иноками Серафимом и Феогностом. Городская суета тяготила глинского монаха, и в свободное от несения седмичных служб время он вместе с другими монахами удалялся в горное урочище Медео, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой, в Аксайском ущелье около г.Верного (Алма-Аты).
В 1909 году был рукоположен во иеромонаха в г. Верном.

К этому периоду времени относится основание в г.Верном Иверско-Серафимовской женской общины, обращенной в 1910 г. в женский общежительный монастырь. О.Анатолий прилагал к укреплению монастыря свое пастырское попечение, духовно окормляя его насельниц. В 1913г. в Иверско-Серафимовском монастыре началось большое смущение и нестроение. О.Серафим, болезнуя сердцем за судьбу монастыря, в котором духовная жизнь все больше и больше угасала, забрал своих духовных чад из монастыря в скит на Мохнатую сопку. Сами же монахи решили найти для своих подвигов более уединенное место.

В поисках места монахи остановились на ночь неподалеку от г. Верного в Аксайском ущелье близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы и вдруг увидели на горе яркий свет. На этом месте они поставили келии на растоянии приблизительно 100 метров одну от другой, вырыли три пещеры - в одной хранили продукты, в двух других молились (пещеры эти существуют поныне). Служили в большой деревянной келии о.Анатолия. В Аксайских горах монахи косили сено, выращивали картофель, у источника рядом со скитом сажали гвоздики.

В 1916 г. о.Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе г.Верного.
В августе 1921 г. все пятеро монахов Аксайского скита пошли в г.Верный в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них остались в городе, а трое возвратились в скит. Утром 11 августа 1921 г. иеромонахи Серафим и Феогност были убиты вооруженными красноармейцами-грабителями, а о. Анатолий, предупрежденный о.Серафимом, убежал на пасеку за помощью и остался жив. Он и отпевал, и хоронил, и служил сорокоуст по убиенным монахам. После всего случившегося оставшиеся в живых о.Анатолий, о.Пахомий и о.Ираклий жить в скиту не остались.

Вознесенский кафедральный собор в г. Алматы (ранее г. Верный)
(Вознесенский кафедральный собор в г. Алматы (ранее г. Верный))

После закрытия Иверско-Серафимовского женского монастыря еще некоторое время была действующей монастырская Всехсвятская церковь, в которой с 1921 года и служил о.Анатолий. Там же он управлял хором и писал музыку.

В середине 1920-х гг. о.Анатолий ушел в Сухуми, где жил также в горах. Он вел переписку с монахинями Иверско-Серафимовского монастыря. Вскоре ими была получена весть с Кавказа об аресте и расстреле о.Анатолия.

11 августа 1993 года иеромонах Анатолий (Смирнов) был канонизирован Синодальной комиссией при Московском Патриархате как местночтимый святой Алма-Атинской епархии.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.


Мученица Феодотия Никейская и трое чад её

Святая мученица Феодотия с тремя малолетними детьми жила в царствование императора Диоклитиана (284-305). Она была христианкой, уроженкой города Никеи Вифинской. Святая Феодотия, овдовев, вела благочестивый образ жизни и воспитывала своих сыновей в христианской вере. Она была в духовной дружбе со святой Анастасией Узорешительницей (память 22 декабря). Kогда начались гонения на христиан, святых жен арестовали. На суде сановник Левкадий пленился красотой святой Феодотии и решил взять ее к себе в дом, намереваясь жениться на ней. Находясь со своими детьми в доме Левкадия, святая Феодотия хранила себя в чистоте, не уступая ни уговорам, ни ласкам, ни угрозам язычника. Разгневанный непреклонностью святой, Левкадий отослал ее с детьми в Вифинию, к начальнику области Никитию. Когда при допросе судья стал грозить ей муками, старший сын святой Феодотии – Евод сказал, что христиане не боятся мук, а боятся быть оставленными Богом. Мальчика жестоко били на глазах у матери, так что он истекал кровью. Святая Феодотия молилась, чтобы Господь укрепил в страданиях ее сына, и радовалась, что он удостоился мученической кончины за истину. Святую Феодотию отдали на поругание, но Бог сохранил ее. На глазах у всех совершилось чудо: Ангел Господень преградил путь нечестивцу, дерзнувшему приблизиться к святой. Приписывая чудо волхвованию, судья приговорил святую и ее детей к сожжению на костре († 304).

Память святых мучеников Феодотии, отрока Евода и двух ее малолетних сыновей совершается еще 22 декабря, вместе с памятью святой Анастасии Узорешительницы.


Преподобномученик Михаил Савваит черноризец

Святой преподобномученик Михаил черноризец жил в IX веке, происходил из города Эдессы (Месопотамия) от родителей христиан и был ревностным учеником святого Феодора Эдесского (память 9 июля). Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим поклониться Святым Местам. Иерусалим же в то время был захвачен мусульманами. Святой Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре святого Саввы. Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков.

На рынке евнух мусульманской царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия были красивы и хорошо сделаны, привел его с собой к царице. Молодой инок понравился царице, которая пыталась вовлечь его в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага магометанства. Расспросив инока, царь стал убеждать его принять магометанскую веру, но святой Михаил отвечал: «Прошу тебя – или отпусти меня в обитель к моему наставнику, или крестись в нашу христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему». Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую, святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову. Кончина мученика произошла в Иерусалиме, но монахи обители святого Саввы перенесли тело святого в свою Лавру и погребли в ней с почестями. В начале XII века мощи святого мученика видел там игумен Киево-Печерского монастыря Даниил, путешествовавший по Святым Местам.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments