filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Кому и за кого нам можно молиться... размышления на тему о просьбах помолиться о Жанне Фриске

Доброго всем времени суток!

На форуме Правмира после статьи о болезни певицы Жанны Фриске и обращения её гражданского мужа за молитвенной помощью образовалась большая дискуссия.
Позволю себя, дабы оградить многих от необдуманных шагов, в виде диалога передать основные мои рассуждения на эту тему. Для удобства оформляю все в виде вопросов- ответов, а целиком обсуждение тут:
http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=45857


Вопрос: По «Первому каналу» показывали видео обращение мужа Жанны Фриске. Он в этом обращении не просил финансовой помощи. Он просил молитв. И я не вижу ни одной причины не исполнить эту просьбу.
Ответ: Я бы вначале посоветовался с духовником.
Причина есть- просят молитв и тут же показывают, что больная усиленно занимается йогой... Кого молить? Того Бога, которого она не знает - не дерзость ли это с нашей стороны?
Одно дело, если это близкий родственник, тут и за некрещеного можно и нужно молиться.
если бы я собрался на такой шаг- молиться за подобного человека, то полагаю, что мой духовник меня бы не благословил. По крайней мере он уже так делал.

Вопрос: Молится за другого-то опасно?
Ответ: Да, не за всякого можно.
Вот, например, меня духовник не благословил молиться на маму моего свояка, некрещеную, достаточно активную атеистку.
Причем, я его даже еще не спрашивал, как он сразу сказал:
- Только не вздумайте за нее молиться! Я не благословляю!
Мы, разумеется, и не дерзали.
И это не единственный случай. Были еще и другие, когда я спрашивал, а он не благословлял.
А бывало и благословлял.

Вопрос: Духовника нет у тысяч христиан. Тем не менее мы молимся за разных людей, и священники не запрещают такие молитвы. Исключение составляют лишь люди не крещенные - другие особености опустим, как не существенные в данном случае.
В передаче на канале НТВ отец Жанны сказал, что её крестили под именем Анна...
Ответ: Кто как устрояет свою духовную жизнь... одни стремятся к тому, чтобы был духовный наставник, который будет направлять человека в его духовном развитии, другие сами по себе желают взрослеть...
У кого нет духовника, тот пусть сам решает, что и как ему полезно делать- мне ли советовать? Я лишь предложил задуматься. А решение принимать самому.
А у кого есть духовник, то много проще- благословил- молись, нет- так нет.

Если человек близкий родственник, то вопросов не возникает- крещен или нет, жил в Церкви или нет- наш долг за него молиться. Часто ведь он таковым стал при нашем непосредственном участии...
Но если этот человек далекий, то возникает вопрос:
А что- подвиг по ближним ты уже поднял?
А кем ты себя мнишь- молиться за того, кто лишь крещен, но более к Церкви никакого отношения не имеет и спокойно живет и воспитывает детей в блудном сожительстве, занимается восточными эзотерическими практиками, не говоря уже о чем-то более важном?
Ведь молитва- это не просто прочитал и забыл. Если реально есть желание помочь, то нужен труд, пусть небольшой, но подвиг. Готов ли понести за такого человека?
Если речь обо мне, то я точно не готов. За ближнего то сложно...

Не говорю уже о том, что это и просто опасно- ревность не по разуму. Известны случаи, когда люди пытались молиться по молитвенникам монахов или даже схимонахов и чуть не кончали собой жизнь свою... а, возможно, и кончали.
Ревность должна быть по разуму.

Вопрос: Интересно...у всех этих "духовников" есть духовники?
Ответ: У "духовников" не знаю, а у духовников есть обязательно. Даже у старцев есть старцы- духовники.

Вопрос: Отец Илий (Оптинский) - это духовник. Разве можно от него услышать фразы типа "Не вздумай!" "ЯЯЯ не благославляю."?
Ответ: Конешно. И, полагаю, что духовные дети его слышат их многократно.
Одно из таких "неблагословений" даже и на форуме,если не изменяет память, обсуждалось.

http://www.hram-bogoyavlenia.ru/inde...p=new&s_id=292
Дорогие братья и сестры!
Доводим до вашего сведения.
Батюшка Илий не благословляет участие в митинге протеста 24 декабря.
Если вы решили принять участие в митинге - остановитесь и остановите своих родных и близких.


Вопрос: Православные каждый день, ничтоже сумняшеся, ещё и за еретиков молятся (молитва о живых из утренних молитв). Не спрашивая разрешения духовников на такой "тяжкий труд"...
Ответ: Мы говорим о сугубой молитве...

Вопрос: Кто мы? Кроме вас слово "Сугубая"( молитва ) никто не произносил. Я, например, точно о сугубой молитве не говорил....
У меня ее просто нету. А у вас???
Ответ: Что такое - помолиться о другом человеке?
Вот вспоминаешь о ком-то, кто нуждается в помощи или обидел тебя или ты его обидел или кто-либо просит молитв- конешно в душе помянешь о нем: Помилуй, Господи, раба\рабу твоего (имярек)! Или как- либо иначе.
Или утром, когда читаешь о живых и усопших помолишься помимо тех прошений, что мы возносим по молитвослову от себя:
- И еще, Господи, помяни рабов твоих... болящего... новопреставленного...такого-то... и...( прошение).
Все это обычные, естественные движения сердца и нет необходимости дополнительно брать на то благословения священника или духовника. И это обычная наша молитва о ближних и не совсем таковых.

Но иногда кто-то тебя просит, или сам вдруг зажигаешься необходимостью о ком то помолиться по иному- усиленно, т.е. сугубо.
Что это такое- сугубо?
Это такая молитва, которая не просто по движению сердца идет среди прочих наших молитвословий, но подразумевает под собой дополнительно некоторый, пусть совсем крохотный, но подвиг.
Что это может быть?
Например- дополнительное ( вне рамок обычного ежедневного твоего правила, которое у каждого свое) чтение особых молитв, к примеру Псалтыри по усопшему или о здравии. Или Канонов или акафиста кому-либо из святых или образу иконы Божьей Матери, или Ей Самой, Царице Небесной. Этот дополнительный молитвенный труд не заменяет собой повседневный, а накладывается на него.
Какой еще может быть подвиг у нас, немощных и ни на что не способных?
Например- это, помимо дополнительных молитв, может быть дополнительный пост. К примеру- по понедельникам или строгий пост по средам и/или пятницам... или отказ от мяса ( или чего-либо, что тебе нравится, например- сладостей) до разрешения проблемы ( в том или ином виде).
Или это может быть труд во Славу Божью в каком-либо храме или помощь на приходе ( за раба такого-то)... и т.п.
Это могут быть земные поклоны, которые ты кладешь за кого-то, присовокупляя это к дополнительным молитвам за него...
Много чего возможно подобного- это все наши мелкие, но возможные подвиги, в которых мы можем подвизаться не только за себя, но и молясь сугубо, т.е. усиленно за другого.

Но вот в этом случае уже возникает нечто интересное...
Помните, с чего я начал писать?
иногда кто-то тебя просит, или сам вдруг зажигаешься необходимостью о ком то помолиться по иному- усиленно, т.е. сугубо.

Кто внушил посыл тебе ( через СМИ, друга, знакомого, от себя самого- изнутри) о такой необходимости ты точно знать не можешь. Это может быть добрый посыл от ангела, а возможно- посыл недобрый от лукавого. Да, лукавый может внушать желание совершать подвиги, желая тебя уловить потом в гордости и самомнении, например, что не просто разрушит все совершенные тобой подвиги, но и может уронить в самую бездну.
И для того, чтобы не оказаться влекомым по позыву лукавого духа, святые отцы всегда рекомендовали благословляться у духовника. Он лучше знает состояние твоей души чем ты сам и он может ( иногда даже несознательно) оградить тебя от подобных бед своим неблагословением на такой подвиг, понимая ( или по внушению Святаго Духа), что это тебе во вред.

И получается, что иногда лучше не начать делать какое-то по виду внешнему доброе дело, нежели начать.
Вот об этом я и пишу, что затевать подобные подвиги и молитвенные усердия без благословения священника или ( если есть) духовника может быть опасным.

Вопрос: Человек тоже должен стремиться к тому состоянию, что бы различать в себе, что двинуло его на желание помолиться ( сугубо или не сугубо ) капля сострадания от Бога, или ведро самомнения. от лукавого.
Ответ: Конешно, должен стремиться. Но вот какая интересная штука получается...про кого их духовных людей не начинаешь читать или общаться с ними или от кого-то слышать свидетельства- все они полагали совершенно необходимым иметь духовника, чтобы проверять себя самих. Даже святые.
Напротив, гораздо более часто можно слышать от многих из нас, людей духовно не искушенных, что мы сами как-то можем для себя определять, что нам полезно, а что нет.
Странная получается картина: мудрые в духовном смысле мужи не могут, а младенцы могут...
Мне она видится совершенно неправильной и нелогичной. По этому лично для себя я определил: сам пытаться буду, но проверять то, что я сам понаопределял у духовника. Так вернее и спасительнее.

Вопрос: "Молитвенник", который все время озирается на то, что для него (лично) опасно или не опасно, уже о себе думает больше, чем о другом, а значит и с полученным благословением толку от его молитв не будет.
Ответ: У меня нет таких сведений- будет польза или нет.
У меня есть то, что называется опыт святоотеческий, а он говорит, что всякое дело доброе надо начинать с благословения, а не сомочинно.
И второе... да, надо всегда озираться на то- что тебе полезно, а что нет, поскольку нет возможности самому пропадать и другому помогать ( я говорю о духовной составляющей)- помогать можно только если сам спасаешься.

Вопрос: Лукавый нас может уловить в любом деле, в том числе и когда мы бегаем за благословениями буквально на все, внушив нам, какие мы однако смиренные...
Ответ: Может стараться уловить. Особенно это будет ему удаваться, если мы не станем внимать себе внимательно и посчитаем неважным исповедовать помыслы, к которым сочетался.
И самое главное- нигде не написано мною, что за каждым делом следует бегать и благословляться. Если это Вы просто добавили от себя, то я охотно с Вами соглашусь, поскольку Вы просто подтвердили согласие с этими моими словами:
- Все это обычные, естественные движения сердца и нет необходимости дополнительно брать на то благословения священника или духовника.

Вопрос: Духовник тоже может ошибаться....
Вы, конечно скажете, что это на его совести и он за это, типа, (простите) ответит...
Ответ: Или не ответит. Но если ты следовал совету духовника (в духовном вопросе), и этот совет не носил в себе никакой ереси и сочетался тому, что об этом говорит опыт Церкви, то да, даже если он ошибся, то это все-равно для тебя большая польза, а вовсе не вред.

Вопрос: Я вам на это конечно скажу, что болящему или нуждающемуся от этого легче не станет.
Ответ: Этого мне не ведомо. Каждый человек, в том числе и те, о ком Вы пишете в Крепкой Руке Божьей и Его Промыслом определено, будет тот или иной человек за него молиться. И уж если Господь Помыслил о том, что кому-то из Его рабов следует такие молитвы приносить ( или не следует), то именно так и произойдет- и все ко благу болящего.

Вопрос: Самое главное, что красной нитью ( на мой взгляд ) у вас везде проходит это- сугубое попечение о себе любимом, главное, что бы у вас все было, как бы, правильно, главное, что бы по запарке не вляпаться в чужие проблемы...
Ответ: Да, самое первое попечение у человека- это о своем собственном спасении. Потому что если заблудишься, то и сам пропадешь и другому не поможешь. А если себя станешь поднимать, то и другой сможет, если захочет, зацепиться. По другому не бывает. Нельзя пропадать и помогать другому ( я и тут тоже о духовной стороне говорю). Так не бывает.
По этому и случается, что когда с бедой приходят люди в храм и говорят: дочь моя связалась со страшными людьми... или сын пропадает совсем, то батюшки наперед не сугубых молитв им советуют об этих детях возносить, а себя привести в чувство: начать ходить в храм, исповедоваться, Причащаться, поститься...
Именно такая последовательность: вначале сам, потом может быть сможешь помочь другим.

Вопрос: Батюшка, который у нас на форуме благословил молиться за человека. если это от души.
Его благословения для вас достаточно?
Ответ: Для меня нет.
Он благословил того, что его спросил- это первое.
Второе- у меня другой духовник.
И батюшка хорошо знает, что это разные вещи- просто священник, его совет, рекомендация тебе что-то делать или напротив, не делать, или совет духовника, которые много лучше знает твое состояние духовное.
У священников все тоже точно также.

Вопрос: Дмитрий, может вы объясните смысл вашего присутствия в данной теме? Все понятно, вы помолиться за тяжело больную женщину не хотите, не имеете права и т.д. Тогда смысл в чем? Чтобы и другие не молились? Желаете опыт передать? Придется повторить еще раз, видишь горе, если оно тебя не трогает, пройди мимо без комментариев. А то не ровен час такое же горе настигнет. Жаль, что вам никто об этом не говорил. А исключительно про сугубую молитву.
Ответ: Спаси, Господи!

Смысл очень простой- поделиться маленьким, но опытом, из которого видно, что многие вещи, которые на первый взгляд очевидны и не требуют рассмотрения, нуждаются в таком рассмотрении.
Что касаемо горя, то я вижу его, но несколько иначе, наверное, чем Вы.

Мне бы тоже очень хотелось, чтобы рБ Анна поправилась. Но мне видится, что её нужно иное выздоровление, нежели то, о котором просит её сожитель. Прежде другое, а потом уже и то, о котором просит.
Потому что представьте себе на одну минутку, что рБ Анна поправилась, но никаких выводов не сделала и жизнь свою не пременила. Как полагаете- это польза для нее или вред?
И напротив- не выздоровела, а жизнь переменила- что лучше для нее?
Только сильно прошу не говорить, что лучше, чтобы и одно и другое. Это всем понятно. Но первое- это духовное всегда- такая последовательность.

Тут на форуме есть история одной замечательной семьи... и многие молятся ( и грешный раб Божий тоже) о выздоровлении рБ Анастасии и упокоении новопреставленного мл. Марии...
Удивительная история и очень светлая, не взирая на все скорбные по человечески события.
Вот предположите себе, что рб Анастасия все ж таки не поправится и оставит этот мир ( Дай Бог ей здоровья!)...
Если рассуждать по человечески, то тогда вся эта история сплошной идиотизм:
вместо того, чтобы лечить себя ( еще были шансы), она выбирает жизнь ребенка своего и жертвует собой ( фактически жертвует, т.к. полгода промедления в таких случаях это непоправимо). Ребенок рождается и..все равно умирает. И вот ( предположим) и она умирает после этого.
По человечески это дурь- она и сама умерла, и ребенок умер и муж остался один. Безумство!

А вот если смотреть с духовной стороны, то картина прям таки диаметрально противоположная выходит:
Родители ( не только мама, разумеется) решили исполнить Заповедь Божью и вручить себя в Его Волю и мама жертвует собой. Рождается малютка, потом она рождается в жизнь вечную, над ней совершается Святое Крещение и вскорости она отходит ко Господу. У мамы и папы появляется молитвенник на небе- очень близкий ним.
Возможно, что Воля Божья в том, чтобы и мама оказалась в скорости с дочкой- и мы сейчас не знаем, как оно случится, а потому и молим Господа об исцелении мамы и об укреплении папы, но так может произойти.
И вот если смотреть с духовной точки зрения, то насколько разнится смерть в первом эпизоде ( последовавшая после аборта и бесполезных лечений) и во втором ( после родов и Крещения дочки)! Это же просто несравненные вещи! Мучения и телесные и духовные в первом случае и Упокоение у Господа и радость от вкушения Небесного во втором.

По этому, возвращаясь к рБ Анне, мне видится, что молиться надо в первую очередь о духовном выздоровлении, которое может ничего хорошего её не принести, а о духовном, которое если случится, то принесет в любом случае доброе. Но такая молитва требует дерзновения. А дерзновение мало того, что надо иметь, надо еще и проверить- готов ли ты восприять таковое без вреда для себя.

Вот, как-то так...

Вопрос: Даже в вымышленном примере, возможно ли нам кого-то осуждать? При чем тогда этот пример в данной теме, если он никого не касается? Простите, Дмитрий, просто хочу понять ход Ваших мыслей...
Ответ: В первом случае описан вымышленный пример смерти телесной, последовавший за смертью духовной... разве не учит нас Церковь, что в таком случае нас ожидает именно мучение? Да, все в руке Божьей, но не нам определять таковых в Небесные Обители. Я говорю, что такой конец совершенно обычный для подобного человека. И специально беру для этого вымышленный персонаж, чтобы никого не травмировать.
Он касается ситуации, о которой я позволил себе порассуждать- о том, что здоровье телесное, полученное человеком после болезни не всегда к его спасению, а здоровье духовное всегда ко спасению, даже если телесное здоровье и не приобретено.

И что такие молитвы, которые действительно о том, что к пользе, т.е. о здоровье в первую очередь духовном, в этом случае это не просто вещь весьма ответственная, т.к. человек, о котором собираешься молиться, не просто не принадлежит Церкви ( разве только по факту Крещения), но и живет жизнью сильно далекой от Церковной: в гражданском браке, занимается йогой и т.п. И молитва за такого человека, как я уже писал выше:
-...требует дерзновения. А дерзновение мало того, что надо иметь, надо еще и проверить- готов ли ты восприять таковое без вреда для себя.

Мне видится ход мыслей очень простой:

1. Тот, кто полагает, что он должен молиться и не должен никого ни о чем спрашивать, а полагаться на свое сердце, то тот будет молиться- мои рассуждения не для него.
2. Тот, кто полагает, что это не тот случай, что надо испрашивать совета у духовника и будет молиться- пусть молится- это тоже не для него.
3. Но кто-то вспомнит о духовнике и обратится к нему- и сотворит так, как последний благословит - для него мои рассуждения.
4. Тем, кто не столь зрел духовно, как первые две категории людей, и задумывается о том, что такое молитва и что такое духовная жизнь и как наиболее прямым образом пытаться расти помаленьку и не оказываться в заблудах, не могут восприять мою писанину и спросят у духовника или ( если такового у них нет) , будут прежде сугубо молиться о том, чтобы таковой появился у них, а уж потом будут молиться о всем остальном дополнительным. -для них, таких же, как и я несмышленых все мои рассуждения тут.

Храни Господь и Матерь Божья!

С любовью,
рБ Дмитрий
Tags: Жанна Фриске, Молитва, Правмир, Сугубая молитва, духовник, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments