filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

06 (19) июля 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Собор Ра́донежских святых; прп. Сисоя Великого (429).

Прп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII); Обре́тение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI); мч. Марина, мц. Марфы, мчч. Авдифакса, Аввакума, Кирина, сщмч. Валентина, пресвитера, мч. Астерия и иных многих в Риме (269); сщмч. Исавра, диакона, мчч. Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III); мч. Коинта (Квинта) Фригийского (ок. 283); мц. Лукии девы и с нею мчч. Рикса (Авция), Антония, Лукиана, Исидора, Диона, Диодора (Диора), Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301); прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских (XVI) (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня); свт. Арсения, епископа Тверского (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня); Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня).

Прмч. Евфимия (Любовичева), иеромонаха (1931); прмч. Феодора (Богоявленского), иеромонаха (1943).

Икона Божией Матери: Казанская (Богородско-Уфимская) (1621).


Святые дня, молите Бога о нас!

Собор Ра́донежских святых

Собор Ра́донежских святых

Собор Радонежских святых - праздник Русской Православной Церкви, установленный в память святых сродников, учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского, а также святых иноков Троице-Сергиевой обители.

История установления соборного празднования святых Радонежской земли восходит к середине XVII века, когда были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского, был напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Приблизительно к тому же времени относится написание первой иконы Собора Радонежских святых, которую поместили на западной стороне левого столпа Троицкого собора, и местной иконы 1671 года преподобных Сергия и Никона, которая была поставлена у северных врат в иконостасе Троицкого собора.

27 сентября 1853 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия (5 июля) была составлена «Служба преподобным отцом нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании».

11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним (Зиновьев) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. В том же году 10 июля по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В 1981 году было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому, в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым.

В состав Собора Радонежских святых, возглавляемого преподобным Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к началу XXI века в Соборе вспоминаются более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе:

• Прп. Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец (+ 1392; память 5 июля, 25 сентября)

Сродники прп. Сергия

• Прпп. Кирилл и Мария, родители (+ 1337; память 18 января, 28 сентября)
• Прп. Стефан, брат (XIV—XV вв.; память 14 июля)
• Свт. Феодор, архиеп. Ростовский, племянник (+ 1394; память 28 ноября)



Ученики прп. Сергия

• Прп. Авраамий Галичский, Чух¬ломский (+ 1375; память 20 июля)
• Прп. Сильвестр Обнорский (+ 1379; память 25 апреля)
• Прпп. воины-схимонахи Александр Пересвет (+ 1380) и Андрей Ослябя (XIV в.) (память 7 сентября)
• Прп. Леонтий Стромынский (+ ок. 1380; память 20 июля)
• Прп. Илия келарь (+ 1384, память 29 мая)
• Прп. Михей (+ 1385, память 6 мая)
• Прп. Исаакий Молчальник (+ 1388; память 30 мая)
• Прп. Афанасий Железный Посох и Феодосий Череповецкие (+ ок. 1388; память 5 июля, 25 сентября, 26 ноября)
• Прп. Василий Сухий (+ до 1392; память 1 января)
• Прп. Митрофан-игумен, старец (+ до 1392; память 4 июня)
• Прп. Симон, архимандрит, Смоленский (+ до 1392; память 10 мая)
• Прп. Мефодий Пешношский (+ 1392; память 4 июня, 14 июня)
• Прп. Роман Киржачский (+ 1392; память 29 июля)
• Прп. Савва Стромынский (+ 1392; память 20 июля)
• Прп. Игнатий (+ после 1392; память 20 декабря)
• Прп. Макарий (+ после 1392; память 19 января)
• Прп. Симон екклисиарх (+ после 1392; память 10 мая)
• Прп. Андроник Московский (+ ок. 1395—1404; память 13 июня)
• Прп. Варфоломей (XIV в.; память 11 июня)
• Прп. Елисей диакон (XIV в.; память 14 июня)
• Прп. Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября)
• Прп. Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля)
• Прп. Иоанникий (XIV в.; память 4 ноября)
• Прп. Наум (XIV в.; память 1 декабря)
• Прп. Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября)
• Прп. Онисим вратарь (XIV в.; память 15 февраля)
• Прп. Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV—XV вв.; 25 января)
• Прп. Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV—XV вв.; память 27 мая)
• Прпп. Афанасий Старший (+ после 1401) и Афанасий Младший (+ 1395), Высоцкие, Серпуховские (память 12 сентября)
• Прп. Савва Сторожевский, Звенигородский (+ 1406; память 19 ян¬варя, 3 декабря)
• Прп. Савва Московский (+ ок. 1410; память 13 июня)
• Прп. Никифор Боровский (+ до 1414; память 9 февраля)
• Прп. Епифаний Премудрый (+ ок. 1418—1422; память 12 мая)
• Прп. Сергий Нуромский, Обнорский (+ 1421; память 7 октября)
• Прп. Никита Боровский (+ после 1421; память 1 мая)
• Прп. Андрей Рублев, иконописец, Московский (+ 1426; память 4 июля)
• Прп. Даниил Черный, иконописец, Московский (+ 1426; память 13 июня)
• Прп. Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец (+ 1426, память 17 ноября)
• Прп. Александр Московский (+ после 1427; память 13 июня)
• Прп. Павел Комельский, Обнорский (+ 1429; память 10 января)
• Прп. Иаков Железноборовский (+ 1442; память 11 апреля, 5 мая)

Собеседники прп. Сергия

• Свт. Дионисий Суздальский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1385; память 26 июня, 15 октября)
• Блгв. вел. кн. Димитрий Донской (+ 1389; память 19 мая)
• Прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские (+ 1392; память 15 июня)
• Прп. Димитрий Прилуцкий (+ 1392; память 11 февраля, 3 июня)
• Свт. Стефан, еп. Великопермский (+ 1396; память 26 апреля)
• Свт. Михаил, еп. Смоленский (+ 1402; память 28 ноября)
• Прп. Евфимий Суздальский (+ 1404; память 1 апреля, 4 июля)
• Прп. Стефан Махрищский (+ 1406; память 14 июля)
• Прп. Евфросиния Московская, в миру вел. кн. Евдокия (+ 1407; память 6 июля)
• Прпп. Феодор (+ 1409) и Павел (+ после 1409) Ростовские (память 22 октября)
• Прп. Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий (+ 1426; память 27 мая, 27 декабря)
• Прп. Кирилл Белозерский (+ 1427; память 9 июня)

Святые иноки Троице-Сергиевой обители

• Свт. Вассиан (Рыло), архиеп. Ростовский (+ 1481; память 23 марта)
• Прп. Мартиниан Белозерский (+ 1483; память 12 января, 7 октября)
• Свт. Серапион, архиеп. Новгородский (+ 1516; память 16 марта)
• Прп. Арсений Комельский (+ 1550; память 24 августа)
• Свт. Иоасаф (Скрипицын), митр. Московский и всея Руси (+ 1555; память 27 июля)
• Прп. Максим Грек (+ 1556; память 21 января, 21 июня)
• Сщмч. Иоасаф Боровский (+ 1610; память 12 января)
• Прп. Иринарх пономарь (+ 1621; память 12 января, 28 ноября)
• Прп. Дорофей книгохранитель (+ 1622; память 5 июня)
• Прп. Дионисий Радонежский (+ 1633; память 12 мая)
• Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский (+ 1754; память 4 сентября, 10 декабря)
• Прп. Антоний (Медведев), архим. (+ 1877; память 12 мая, 3 октября)
• Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский (+ 1879; память 31 марта, 23 сентября)
• Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. (+ 1906; память 17 февраля)

Тропарь
глас 4
Днесь светло празднуем, вернии людие,/ преславныя Троицкия обители торжество:/ се бо велий собор святых чудотворцев Радонежских,/ яко дивныя птицы небесныя,/ являет нам Церковь Российская,/ стезями честнаго их жития шествовати всех призывающи,/ к нимже, с верою и любовию притекающе, воззовем:/ молитеся о нас ко Пресвятей Троице,/ преподобный отцы наши с Богоносным аввою Сергием,/ мир мирови даровати/ и душам нашим велия милости.

Ин тропарь
глас 2
Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите,/ спастися душам нашим.

Кондак
глас 8
Приидите, вси концы отечества нашего,/ прославим святый лик угодников Радонежских,/ яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/ тех бо предстателъством теплым ко Господу/ многия нам милости Его низпосылаются,/ бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./ Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/ радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,/ усерднии служителие Живоначальныя Троицы.

Преподобный Сисой Великий

Преподобный Сисой Великий

Преподобный Сисой был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне. В очень молодых летах отрекся от мира и жил сперва в Скиту под руководством аввы Гора, где несколько лет упражнялся в самоотречении и аскетических подвигах. Когда же пустыня Скит показалась ему слишком шумной, он переправился через Нил и уединился в пещере на горе, где незадолго до того скончался преподобный Антоний Великий. За шестьдесят лет пустынного подвига преподобный Сисой достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения, так что однажды даже своей молитвой вернул к жизни умершего отрока.

Чрезвычайно строгий к себе, преподобный Сисой был очень милостив и сострадателен к ближним и всех принимал с любовью. Тех, кто посещал его, преподобный всегда прежде всего учил смирению. На вопрос одного пустынника, как он мог достичь непрестанного памятования о Боге, преподобный заметил: "Это еще немного, сын мой, важнее того - считать себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует приобретению смирения". Спрошенный монахами, достаточно ли одного года для покаяния впадшему в грех брату, - преподобный Сисой сказал: "Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всей душой, то Бог примет его покаяние в течение трех дней".

Когда преподобный Сисой лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. "Тебе, отче, нет нужды в покаянии", - возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.

Некоторые наставления преподобного сохранились до наших дней в составе "Алфавитного патерика", имеются по-русски в "Отечнике" свт. Игнатия (Брянчанинова).

Тропарь преподобного Сисоя Великого
глас 2
Плотския страсти умертвив воздержанием,/ миру распялся еси и, в пустыни живый,/ всех похотей отсечением/ Ангел земный и Небесный человек показался еси,/ сего ради тя, яко наставника иноком,/ поем, Сисое отче наш, и просим:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь преподобного Сисоя Великого
глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Сисое,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин кондак преподобного Сисоя Великого

глас 8
Яко безплотным единожитель/ и всем преподобным сопричастник,/ постническими труды и бдении молитвенными непрестанно себе вооружая, мудре,/ тем и дар приял еси от Бога/ исцеляти недуги и прогоняти бесы./ Того ради вопием ти:/ радуйся, отче наш Сисое преподобне.

Кондак преподобного Сисоя Великого
глас 4
Подвизався, Ангел на земли виден был еси,/ озаряли, преподобне, помышления верных Богознаменьми всегда./ Темже тя верою, Сисое, почитаем.

Праведная Иулиания Ольшанская, Печерская, княжна, дева, обретение мощей

Праведная Иулиания Ольшанская, Печерская, княжна, дева

Память 6 июля на обретение мощей, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних Пещер, а также Белорусских, Волынских и Киевских святых.

Родилась в первой половине XVI века в семье князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского. Скончалась в девстве на 16-м году жизни, около 1540-1550 годов. Так-как отец ее был благотворителем Киево-Печерской Лавры, тело княжны погребли близ Великой Лаврской церкви.

Обретение мощей

В начале XVII века, при Печерском архимандрите Елисее (Плетенецком), во время копания могилы нашли гроб с нетленным телом девушки. На серебряной дощечке гроба была надпись: "Иулиания, княжна Ольшанская, скончавшаяся на 16-м году."

Княжна лежала в гробу как живая, в белом платье, обшитом золотом, со множеством драгоценных украшений. Нетленное тело её тут же перенесли в Великую Лаврскую церковь.

Чудеса и прославление

Хотя нетленные мощи святой покоились в обители, её почитание закрепилось не сразу. Однажды, святая явилась Киевскому митрополиту, архимандриту Печерскому Петру (Могиле) и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам. После этого митрополит повелел положить мощи святой в драгоценную раку с надписью:

"По воле Творца Неба и земли живет по вся лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости - врачевство против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный."
У раки мощей святой совершалось множество чудес и благодатных исцелений. Был и случай, когда, пробравшийся в церковь, вор украл с ее мощей драгоценное кольцо, но едва вышел из храма, закричал страшным голосом и упал замертво.

В ту же пору святая дева явилась игумену Киевского Михайловского монастыря и сказала ему:

"Я - Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему."

С тех пор почитание святой Иулиании увеличилось и укрепилось.

Мощи и почитание

В 1718 году мощи святой горели при пожаре. Останки их были положены в новую раку и поставлены в Ближних Пещерах Киево-Печерской Лавры. Святая стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. На иконах её образ включается в Собор святых отцев Киево-Печерской лавры.
Святая стала особенно почитаться как помощница женщинам в исцелении болезней души.

Рака с мощами св. прав. Иулиании Ольшанской в Свято-Успенской Киевско-Печерской Лавре
(Рака с мощами св. прав. Иулиании Ольшанской в Свято-Успенской Киевско-Печерской Лавре)

Тропарь праведной деве Иулиании Ольшанской
глас 8
Яко непорочная невеста Нетленнаго Жениха Христа,/ праведная дево Иулиание,/ с светлою свещею добрых дел вошла еси в чертог Его Небесный/ и тамо со святыми блаженства вечнаго наслаждаешися./ Темже моли, Бгоже возлюбила еси/ и Емуже девство твое обручила еси,/ спасти души наша.

Тропарь праведной деве Иулиании Ольшанской
глас 2
Девства добротами преочищена/ и целомудрия цветы венчавшися,/ Богоблаженная дево Иулиание,/ явилася еси миру в нетлением телеси твоем,/ источник исцелений и даров духовных подающи всем к тебе притекающим,/ и ныне, яко свеща теплая, благодати елеем возжженная,/ предстоящи Престолу Господа и Жениха твоего Небеснаго,/ Того моли, дево чистая,/ избавити нас от всякаго зла,/ чтущих память твою верою и любовию.

Кондак праведной деве Иулиании Ольшанской
глас 8
Храм Божий одушевленный,/ девственною чистотою благоукрашенный,/ вемы тя, святая и праведная дев о, княжно Иулиание,/ темже, с любовию празднующе/ святых твоих мощей обретение, молим тя,/ известная желаний наших ходатаице:/ принеси за нас молитвы твоя ко Господу/ и от всяких бед свобождай нас/ предстательством твоим у Престола Всевышняго, да зовем ти:/ радуйся, дево святая Иулиание, невесто Христова прекрасная.

Кондак праведной деве Иулиании Ольшанской
глас 8
Приводим Ти, о Всещедре, Иулианию,/ присносветящую свещу, елеем благодати обдержимую,/ немощным цельбу./ Еяже молитвами от всякаго зла свободи нас и спаси всех,/ иже Тя с поклонением величают.

Мученик Марин, мученица Марфа, мученики Авдифакс, Аввакум, Кирин, священномученик Валентин, пресвитер, мученик Астерий и иные многие в Риме

сщмч. Валентин Римский
(сщмч. Валентин Римский)

В царствование императора Клавдия II (268-270) святой Марин с женой Марфой и сыновьями Авдифаксом и Аввакумом пришел из Персии в Рим, чтобы поклониться гробам святых апостолов Петра и Павла. В то время на Римскую Церковь обрушились жестокие гонения и казни. Святой Марин с женой и сыновьями стали служить христианам, заключенным в темницах, и погребать тела казненных мучеников. В одной из тюрем они встретили узника по имени Кирин и с любовью служили ему, как претерпевшему многие истязания за веру во Христа. Гонение распространялось и захватывало все большее число христиан. В то время 260 христиан, среди которых был трибун Власт, посланные по приговору суда копать землю у саларийской дороги, были расстреляны из луков.

Марин и его семья, узнав об этом жестоком убийстве, вместе с пресвитером Иоанном стали по ночам уносить тела мучеников и хоронить их в катакомбах. Вернувшись затем в темницу, где был заключен святой Кирин, они не нашли его, так как накануне его казнили, а тело бросили в Тибр. Исполняя свое святое служение, святые Марин, Марфа и их сыновья извлекли из реки тело святого мученика и предали его земле. Святые труженики были приняты христианами, которые продолжали тайно совершать Богослужения во главе со святым епископом Каллистом, и скрывались у них от преследователей.

мученица Марфа
(мученица Марфа)

В довершение великих подвигов милосердия святая семья удостоилась послужить Господу принятием мученической кончины. Язычники обезглавили мужественного исповедника Валентина пресвитера и обращенного им в христианство императорского сановника Астерия, а вместе с ним были арестованы и преданы мучениям и жившие у них святые подвижники из Персии. По повелению императора, в 269 году святые Марин, Авдифакс и Аввакум были обезглавлены, а святая Марфа утоплена в реке.

Мученник Аввакум
(Мученник Аввакум)

Мощи святых мучеников находятся в Риме, в церкви святого Иоанна Кущника, а мощи святого Валентина — в храме святой мученицы Параскевы.

Полное Житие святых мучеников можно прочитать тут:
http://azbyka.ru/days/saint/592/5882/2935/1840/2866/2933/495/group


Святитель Арсений Тверской, епископ

святитель_Арсений_Тверской_князь_Михаил_Тверской

Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери. Год его рождения и имена родителей неизвестны. Воспитан он был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил юноша город Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок, который «от юности благонравием Христу усвоися», сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (+ 1406; память 16 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у Владыки архидиаконом, ему было также поручено письмоводство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии.

В то время в Твери возникли сильные разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным епископом Тверским Евфимием. Епископ Евфимий был несправедливо лишен кафедры и сослан в Чудов монастырь в Москве, где вскоре скончался (+ 1392).
Нa место епископа Евфимия митрополит Киприан назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Святой Арсений долго не соглашался, но не мог противиться воле великого князя Михаила Александровича. Среди епископов, участвовавших в хиротонии святого Арсения 15 августа 1391 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в г. Твери, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля).
Вступив на архипастырскую кафедру, святитель Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с братом его Кашинским князем Василием Михайловичем. Святитель Арсений ревностно проповедовал слово Божие и во всем являл пример достойного архипастыря.

Чувствуя приближение своей кончины, тверской князь Михаил Александрович (+ 1399) пришел к святителю Арсению с просьбой постричь его в монахи. Святитель Арсений, благодаря Господа, облек князя в иноческий образ и нарек ему имя Матфей. В течение многих лет епископского служения святитель Арсений построил и освятил соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, в честь Святителя Николая в Старице, обновил каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери и заложил новую соборную колокольню. В 20-ти верстах от Твери в 1397 году на реке Тме им был создан Саввин Сретенский монастырь, первыми иноками которого стали преподобные Савва и Варсонофий (память 2 марта). принявшие постриг на Святой Афонской горе.

Не забыл святитель Арсений и обители Киево-Печерской, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки, в 4-х верстах от Твери, на урочище Желтикове, в 1394 году основал он монастырь, где построена была тогда же деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 30 августа 1405 года в Желтикове монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в Честь Успения Пресвятой Богородицы.

Желтиков мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, фото конец XIX века
(Желтиков мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, фото конец XIX века)

К окончанию строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского Патерика, самая древняя из дошедших до нашего времени редакций драгоценного памятника русской письменности (первого сборника житий русских святых), получившая в науке название Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению святителя Арсения, сохранились до нашего времени две рукописных «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника (1402 и 1404 годов). Кончина святителя Арсения последовала Великим постом 1409 года. К так называемому «соборному» воскресенью (воскресенье после первой седмицы Великого поста, Неделя Православия; в этот день к епископу съезжались священники и составляли епархиальный собор) по обыкновению съехалось в Тверь духовенство. Во вторник святитель Арсений произнес поучение к пастырям, благословил их и распустил собор. Скончался святитель 2 марта.

Святитель Арсений был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верою приходящих.

В «Иконописном подлиннике» святитель Арсений описывается следующим образом: «Подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут чрез плечи кольцеми наперед, правая рука благословенна, в левой Евангелие».
Мощи святителя Арсения были обретены нетленными в Желтиковом монастыре в 1483 году. С того же года в Твери было установлено празднование ему по благословении Тверского епископа Вассиана.

На серебряной раке святителя Арсения были изображены семь его чудес: первое — воскрешение рыболова Терентия; второе — дарование сына Иоанну Карташу; третье — исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвертое — исцеление девицы Устинии Головленковой; пятое — спасение одного человека от удавления; шестое — с покровом святого (когда в 1606 году поляки ворвались в Желтиков монастырь, один всадник сорвал покров над ракой святителя и положил на своего коня. Конь взвился на дыбы и упал вместе с всадником, обоих нашли мертвыми); седьмое — исцеление Григория и жены его, бывших душевнобольных.
Канонизация святителя Арсения состоялась на Московском Соборе 1547 года. Празднование его совершается 2 марта.

Уцелевшая часть колокольни Желтикова монастыря
(в годы лихоления монастырь был разорен. На фото уцелевшая часть колокольни Желтикова монастыря)

Ко второй памяти святителя Арсения, в первое воскресенье после 29 июня, ныне приурочено празднование Собора тверских святых.

Тропарь святителю Арсению, епископу Тверскому
глас 8
Благочестно пожив во святительстве, люди просветил еси учением твоим, и о храме Пречистая вельми подвизався, и любитель монахов быв, сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси. Темже, яко апостольского престола наместника, и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя, блаженне: от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов Арсение, отче наш.

Икона Богородицы Казанская (Богородско-Уфимская)

Икона Богородицы Казанская (Богородско-Уфимская)

Время обретения чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (копия Казанской, только более темных тонов) относится к началу XVII века – времени, когда на территории современной Башкирии образовывались первые православные поселения. Явилась она чудесным образом одному из крестьян села Кадомцева Уфимского уезда в 1621 году за три дня до празднования Казанской иконе Пресвятой Богородицы. После такого чудесного и удивительного события село Кадомцево было переименовано в Богородское и под этим названием просуществовало до 1931 года.

В XVII–XIX веках чудотворный образ именовался Казанским и Богородским, а с начала XX века – Богородским (Уфимским).

В 1622 году в селе был построен первый – деревянный – храм в честь Богородской иконы Божией Матери, в котором и пребывала святыня. В XVIII веке с явленной иконы был сделан список, обе иконы пользовализь особым почитанием среди православных: одна из них была помещена в местном храме села, а первообраз было решено передать для всенародного почитания в кафедральный собор города Уфы, оговорив, однако, что в день, установленный для ее почитания – день празднования Казанской иконе Божией Матери, святая икона будет приноситься в село для совершения молебна в Богородском храме. На месте явления чудотворного образа с того времени стал бить целебный источник – Богородский родник. Так было положено начало традиции ежегодных крестных ходов из города Уфы в село Богородское, которые совершались с 1688 года (по другим сведениям, с 1707 года) до начала 30-х годов XX столетия. По многочисленным и настоятельным просьбам православных верующих святую Богородскую икону носили и по другим местностям Уфимской епархии.

В XVIII веке икона Божией Матери Богородско-Уфимская была внесена в списки святынь Российской земли.

Икона Божией Матери Богородско-Уфимская почиталась как Покровительница и Заступница Уфы и всего Уфимского края: она неоднократно защищала эту землю от эпидемий холеры, голода, стихийных бедствий, а также от набегов врагов и разбоя. Именно по горячим молитвам перед чудотворной иконой был спасен от захвата и разграбления бандами сподвижника Пугачева Чики Зарубина город Уфа. Поэтому и 300-летний юбилей Уфы отмечался в 1874 году 8 июля – в день чествования Чудотворной Заступницы города.

В конце XIX века установилась традиция считать годом явления иконы 1727-й, что не соответствует действительности. Архивные данные, которые полностью соответствуют и преданию, изложенному в «Сказании о святой чудотворной иконе Божией Матери, по изображению именуемой Казанскою, а по месту явления Богородскою», свидетельствуют о том, что 1727 год – это год проведения восстановительных работ и перестройки первой деревянной церкви, сооруженной в 1622 году в селе Богородском.

В тяжкие 30-е годы XX века храм, освященный в честь Богородской иконы Пресвятой Богородицы, был закрыт и разграблен, чудотворный образ был реквизирован представителями советской власти, а название «Богородско-Уфимская икона» изъято из общероссийского списка. В 60-е годы прошлого столетия Богородский родник был залит бетоном и засыпан многометровым слоем песка.

Церковь Богородско-Уфимской иконы Божией Матери - Уфа
(Церковь Богородско-Уфимской иконы Божией Матери - Уфа)

В наши дни, когда повсюду восстанавливаются порушенные и поруганные в годы безбожной власти храмы и монастыри, возвращаются православные святыни, возобновляется и народное почитание Богородско-Уфимской иконы Божией Матери. С осени 1990 года началось восстановление храма бывшего села Богородского (ныне Калининский район г. Уфы), возрожден и целебный источник – Богородский родник.

Tags: Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Казанская (Богородск
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments