filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

24 июня (07 июля) 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Прп. Антония Дымского (ок. 1224); Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566–1569); Cеми братий мчч. Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV).


Святые дня, молите Бога о нас!


Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна


Рождество Иоанна Предтечи

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Как повествует Евангелие от Луки, праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета — достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Сомневаясь в возможности иметь сына в столь преклонном возрасте, он просил знамения, и оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Архангел Гавриил возвещает священнику Захарии о рождении Иоанна
(Архангел Гавриил возвещает священнику Захарии о рождении Иоанна)

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына. Все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание, и мать назвала младенца Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда же спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Тотчас разрешились незримые узы, связывавшие его уста по предсказанию Архангела, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне — Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Как повествует предание, святая Елисавета бежала в те дни со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария отказался и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне до своей кончины. Отрок же Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

пророк Иоанн Креститель

Пророк Иоанн Креститель — самый чтимый, после Пресвятой Богородицы, святой. В его честь установлены следующие праздники:

23 сентября / 6 октября — Зачатие;
24 июня / 7 июля — Рождество;
29 августа / 11 сентября — Усекновение главы;
7 / 20 января — Собор Иоанна Крестителя (на второй день праздника Богоявления);
24 февраля / 9 марта — Первое и второе обретение его главы;
25 мая / 7 июня — Третье обретение его главы;
12 / 25 октября — праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.


Слово на Рождество Иоанна Предтечи

Покайтеся, приближибося Царствие Небесное
(Мф. 3, 2)
Так взывал к народу, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, память которого Святая Церковь празднует сегодня.
Несколько раз в годовом круге Церковь Святая совершает память этого великого Угодника Божия. Чествованию его посвящается и вторник каждой недели.
Сегодня мы собрались в этот святой храм, чтобы вместе с Церковью прославить Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. «Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и Той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча» (Кондак Рождества святого Иоанна Крестителя).

Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир, А святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших праведников, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами» (Мф. 11, 11).
И вот сегодня, в день памяти святого Предтечи Господня мы усугубим внимание на житии этого великого Угодника Божия и увидим, какая поистине величайшая милость Божия ниспосылается людям в лице праведников.
Из Святого Евангелия мы узнаем, что уже самое Рождение Предтечи Господня было не обыкновенным и сопровождалось чудесами. Святой Пророк рождается по предсказанию Архангела Гавриила от престарелых родителей: Захарии и Елисаветы. Рождается Предтеча, и священник Захария освобождается от немоты, которой был наказан за неверие. Рождается Предтеча, и радуется Елисавета, с которой снимается поношение за неплодство.

Но недолго святой младенец Иоанн утешался лаской престарелых родителей, Отец его — праведный Захария — был убит в храме, а мать — праведная Елисавета, — скрывшись в горах, чтобы спасти младенца от Иродовых убийц, также скоро скончалась. Как проходили детские годы святого Иоанна Крестителя — нам неизвестно, так как в Священном Писании на это нет указаний. «Не спрашивай меня, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как Иоанн во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно в незрелом возрасте». И отвечает: Иоанн в пустыне обитал, как на небе.

Укрепляемое Божественной помощью, дитя возрастало и укреплялось духом, готовясь к величайшему служению — уготовить народ к принятию Мессии — Спасителя мира.
Тридцать лет он обитал в пустыне, нося одежду из верблюжьего волоса и питаясь лишь акридами и диким медом. Но вот наступило время, и святой Иоанн оставляет пустыню и является на берегах Иордана.

«Покайтеся, — раздался голос проповедника поста и покаяния, — приближибося Царствие Небесное». Призывом к покаянию и креплению во Иордане святой Иоанн Креститель приготовлял сынов израилевых к принятию Спасителя мира.
Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух предметов — это грехов человеческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное», — взывает он к народу.

И властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон Иудеи стал стекаться к нему народ, жаждущий очищения от грехов и креститься во Иордане.
Спасительное дело проповеди покаяния, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, остается действительным и после пришествия в мир Христа Спасителя. Ведь и Господь начал Свою спасительную проповедь теми же словами: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное».
Покаяние и вера в Христа Спасителя — это два необходимых условия достижения Царства Небесного. Слезы покаяния - это благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную, и делающий способной душу к восприятию Божественной благодати.
Поэтому призыв Предтечи к покаянию, призыв к исправлению, очищению от грехов действенен и для нас.

Святой Иоанн Предтеча и ныне взывает к нам, как некогда взывал к израильскому народу: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное». «Покайтеся.., и сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 10).
Будем же, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, как можно чаще переноситься мыслью в пустыню Иоаннову, постараемся всегда носить в своих сердцах подвиги и светлый образ святого Предтечи Господня и будем молить его, чтобы он и в нас, как некогда в народе иудейском, уготовал путь Спасителю. Очистим свои души от грехов, ибо таково благоволение Божие, В чем да поможет нам Господь молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы, святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и всех святых, стоящих у Престола Божия и непрестанно молящихся о душах наших.
Аминь.
(Митрополит Симон (Новиков), Рязанский и Касимовский. 7 июля 2004 года)

Тропарь Иоанну Предтече (Рождество)
глас 4
Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством,// и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак Рождеству Иоанна Предтечи
глас 3
Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Молитва Рождеству Иоанна Предтечи

Святы́й Предте́че и Крести́телю Христо́в Иоа́нне! Пропове́дник сы́й покая́ния, ка́ющихся не пре́зри на́с, но моли́ся ко Влады́це Христу́ за на́с, недосто́йных рабо́в, уны́лых, немощны́х, во мно́гия грехи́ впа́дших. Сме́рти у́бо ча́ем, о гресе́х же на́ших николи́же поболе́хом и о Ца́рствии Небе́снем не попеко́хомся: но не пре́зри на́с, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, бо́лий рожде́нных все́х, по́стником и пусты́нником наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в. Тя мо́лим, к тебе́ прибега́ем: не отри́ни на́с, прося́щих твоего́ заступле́ния, обнови́ ду́ши на́ша покая́нием, е́же е́сть второ́е креще́ние: твои́м хода́тайством пре́д Го́сподем испроси́ на́м очище́ние грехо́в. Уста́ недосто́йная вопию́т к тебе́, и душа́ смире́нная мо́лится, се́рдце сокруше́нное из глубины́ воздыха́ет: простри́ пречи́стую твою́ десни́цу и защити́ на́с от вра́г ви́димых и неви́димых. Ей, Го́споди Иису́се Христе́! Моли́твами свята́го Иоа́нна Крести́теля Твоего́, изря́днее же Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери, Влады́чицы на́шея Богоро́дицы, спаси́ на́с, гре́шных рабо́в Твои́х, ка́ющихся о гресе́х. Ты́ бо еси́ Бо́г ка́ющихся, и на Тя́, Спаси́теля, возлага́ем наде́жду, сла́вяще Пресвято́е и́мя Твое́, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Преподобный Антоний Дымский

Преподобный Антоний Дымский

Память 17 января вероятно в день обретения мощей, 24 июня, в Соборе Санкт-Петербургских святых.

Родился в Новгороде около 1157 года. В Хутынском монастыре он принял пострижение и в той же обители, по кончине преподобного Варлаама в 1192 году, стал игуменом. Спустя некоторое время он тайно удалился из монастыря и поселился на берегу Дымного (или Дымского) озера, в 15 верстах от города Тихвина, преподобный обрек себя на тяжелые подвиги. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Постепенно вокруг него собралась братия. С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Hовгородского они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери, положив начало новому монастырю.

По преданию, преподобный Антоний совершил путешествие в Константинополь и по Святым местам.
Преподобный Антоний прожил в монастыре до конца жизни и преставился 24 июня 1224 года. Он был погребен в созданной им церкви. Мощи преподобного Антония обретены нетленными в 1330 году, но в 1409 году по случаю нашествия татар рака с мощами была опущена в землю.

Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь. И. Первухин. 1867. В наши дни монастырь восстанавливается
(Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь. И. Первухин. 1867. В наши дни монастырь восстанавливается)

Тропарь преподобного Антония Дымского
глас 4
Добродетелей ревнителю, / пустынный житель, / подвижник веры Христа Бога нашего, / пощением и труды умертвивый плотская вожделения, / тезоимените великому Антонию, / егоже житию поревновал еси / и во егоже имя Божественный храм воздвигл еси, / купно с ним, преподобне Антоние, моли Спасителя всех, / да и нас сотворит победители плотских похотей / и храмы Духа Святаго, / по велицей Его милости.

Кондак преподобного Антония Дымского
глас 6
Сверстник и подражатель преподобному Варлааму,/ послушание к нему истинное стяжав,/ достоин явился ему преемник,/ упасши до времене стадо его,/ добродетелем же его поревновав,/ в туюжде меру возраста достигл еси,/ безмолвие пустынное возлюбив,/ и угоден Господеви показался еси,/ первоначальный быв пустыни при езере Дымском,/ тем ти вопием:/ с преподобным Варлаамом, отче Антоние, моли о нас Бога,/ да даст нам такожде угодити Ему, якоже и ты,/ образе послушания и безмолвия тихий рачителю.

Праведные Иаков и Иоанн Менюжские


Праведные Иаков и Иоанн Менюжские

Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские были братьями по плоти, дети благочестивых супругов Исидора и Варвары. Иаков в трехлетнем возрасте, а Иоанн – в пятилетнем были умерщвлены злодеями.

Между 1682–1689 гг. обретены их нетленные мощи и положены под спудом в Троицкой церкви села Менюж, на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря.

Тропарь праведным отрокам Иакову и Иоанну Менюжским
глас 1
Болезньми святых праведных отроков/ Иакова и Иоанна,/ имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/ Человеколюбие, молимся.

Мученики Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин


Святые мученики семь братьев - Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин были римскими воинами. В царствование Максимиана (284 - 305) на греков напали скифы. На поединок со скифским вождем Марофом, отличавшимся необыкновенной телесной силой, повелено было выйти святому Орентию, тоже сильному и храброму воину. Орентий был христианин, так же как и шесть его братьев, тоже служивших в императорских войсках.

Призывая на помощь Господа, святой Орентий победил Марофа и таким образом остановил нашествие скифов. Император вознамерился принести за эту победу жертву языческим божествам и пригласил принять участие и победителя - святого Орентия. Святой отказался, объявил себя христианином и сказал, что победил врага силой Истинного Бога Господа Иисуса Христа. Ни обещание почестей и богатства, ни угрозы не смогли склонить святого к отречению от Христа. Жестокий и неблагодарный император приказал сослать святого и шестерых его братьев святых Фарнакия,. Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина на Кавказ. Во время пути все семь братьев скончались.

Первым умер святой Ерос 22 июня в Паремволе: за ним мученически скончался святой Орентий: его бросили в море, привязав ему камень на шею. Архангел Господень Рафаил вынес его на сушу из воды в Ризе, на южном берегу Черного моря, где святой мученик и умер: святой Фарнакий умер 3 июля в Кордиле; святые Фирмос и Фирмин - 7 июля в Аспаре, на восточном берегу Черного моря, святой Кириак - в Зигании 14 июля, а святой Лонгин скончался на корабле 28 июля. Разразившейся бурей корабль был вынесен на берег в Питинде (Пицунде), где тело святого мученика погребено.

Tags: Митрополит Симон Новиков, Православие, Святые дня, пророк Иоанн Предтеча
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments