filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

21 июня (04 июля) 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Мч. Иулиана Тарсийского (ок. 305); Обре́тение мощей прп. Максима Грека (1996).

Сщмч. Терентия, епископа Иконийского (I); прпп. Иулия, пресвитера, и Иулиана, диакона (V); мчч. Арчила II, царя Иверского (744), и Луарсаба II, царя Карталинского (1622) (Груз.).

Сщмч. Иоанна Будрина, пресвитера (1918); прп. Георгия исповедника (Лаврова), архимандрита Даниловского, чудотворца (1932); сщмчч. Алексия Московского (Скворцова), Павла Успенского, Николая Звенигородского (Розанова), пресвитеров, прмч. Ионы (Санкова), иеромонаха (1938); мч. Никиты Сухарева (1942).

Святые дня, молите Бога о нас!


Мученик Иулиан Тарсийский

Мученик Иулиан Тарсийский

Память 16 марта, 21 июня, 18 марта (Греч.), 24 июня (Греч.)


Происходил из Аназарва (Киликия, Малая Азия). Он был сыном сенатора-язычника, в его мать, Асклипиодора, исповедовала Христианство. Овдовев, Асклипиодора с сыном переехала в Тарс, поэтому свт. Иоанн Златоуст называет Иулиана «согражданином» апостола Павла. В Тарсе она крестила сына и воспитала в христианском благочестии.
Когда святому исполнилось 18 лет, император Диоклетиан (284 - 305) начал гонение на христиан. В числе других был схвачен и святой Иулиан. Его привели к правителю Маркиану на суд, где долго уговаривали отречься от Христа. Ни истязания, ни угрозы, ни обещания даров и почестей не могли склонить благочестивого юношу к принесению языческих жертв и отречению от Христа. Святой исповедник оставался непоколебимым в твердой вере. Целый год мученика водили по городам Киликийской области, в каждом из них подвергая допросам и жестоким истязаниям, после чего бросили в темницу. «Мучители употребляли в действие огонь, железо, пытки; употребляли истязания, мучения, бичевания; совершенно истерзали ребра его». Мать святого Иулиана следовала за сыном и молилась, чтобы Господь еще более укрепил его в вере и подвиге. В городе Эгее под предлогом убедить сына принести жертву идолам, она просила правителя разрешить ей посещать темницу. Три дня она провела в темнице со святым Иулианом, умоляя его быть твердым до конца.

Святой Иулиан вновь предстал перед правителем. Думая, что мать убедила сына повиноваться императорскому указу, правитель стал хвалить ее благоразумие. Неожиданно святая Асклипиодора смело исповедала себя христианкой. Святой мученик Иулиан все так же бесстрашно и мужественно обличал языческое многобожие. Тогда правитель приказал отрубить матери святого Иулиана ступни ног за то, что она сопровождала сына из Тарса. Святая мученица скончалась от нанесенных ран. Мученика Иулиана зашили в мешок, наполненный песком и ядовитыми гадами, и бросили в море. Мученическая кончина его последовала около 305 года.

Тело страдальца было вынесено волнами на берег и с честью было погребено одной благочестивой александрийской христианкой. Согласно Императорскому Минологию, вдова обрела мощи на побережье в месте, называемом Вафей, недалеко от Антиохии. Впоследствии мощи святого мученика перенесли в город Антиохию, где построили храм во имя этого мученика. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствовал, что от мощей происходили исцеления бесноватых.
Святитель Иоанн Златоуст почтил память святого мученика Иулиана похвальным словом. Сохранились Мученичество и фрагмент др. Мученичества, которое исследователи считают древнейшим, и сокращенные Жития, в т. ч. в Императорском Минологии 1034-1041 гг.

В каноне, составленном прп. Феофаном Начертанным, Иулиан назван великомучеником.
Севир, патриарх Антиохийский (512-518), написал в честь мч. Иулиана гомилию на сирийском языке. Почитание этого мученика получило широкое распространение в Италии (особенно в Аримине, ныне Римини), Сев. Африке, Испании и Галлии, в чем сыграла определенную роль путаница с одноименными местными святыми.
В честь мч. Иулиана установлено две даты празднования - 16 марта и 21 июня. Под 21 июня в Минологии Василия II вместо Жития Иулиана помещен рассказ об Иулиане из Антинои, основавшем монастырь и обратившем в христианство Келсия, сына правителя Маркиана. В Синаксаре Константинопольской церкви под этой датой приведены оба текста - об Иулиане из Киликии и об Иулиане из Антинои. Видимо, Житие Иулиана послужило одним из источников Жития Иулиана египтянина: оба в 18 лет начали свой христианский подвиг (первый - исповедание Христа, а второй - девственный брак) и оба претерпели муки от правителя Маркиана.

В Иеронимовом Мартирологе память мч. Иулиана отмечена под 14 февраля и 22 июня; в сир. Мартирологе Раббана Слибы - под 1 октября. В некоторых византийских рукописях Житие мч. Иулиана помещено под 18 марта или под 24 июня. В пространной редакции древнерусского Пролога, составленной в 3-й четверти XII в., 5 февраля именем Иулиана ошибочно надписано Житие Иулиана, мч. Эмесского.

Тропарь мученику Иулиану Египетскому и иже с ним
глас 1
Светлыя постничества подвиги,/ радуяся, понесл еси, Иулиане Богоблаженне, с преподобною Василиссою,/ и страдания добльственно претерпел еси/ с честными твоими сострадальцы,/ с нимиже моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак мученику Иулиану Египетскому и иже с ним

Иже в преподобных и мученицех/ преславнаго Иулиана и сподвижников его/ любовию память почитаем днесь,/ яко прославивших Господа Божественными делы/ и прославленных Господом Божественными чудесы,/ ихже песньми увенчаим, зовуще:/ радуйтеся, воини Христовы непобедимии.


Преподобный Максим Грек, обретение мощей

икона_максим_грек

Преподобный Максим Грек (XV - XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505 - 1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.
Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось.

Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что "в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты". Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.

Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю "Главы поучительные к начальствующим правоверных", в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: "Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук". В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: "Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну..."

Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение "Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении". Вот несколько слов из этого яркого сочинения: "Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа..." Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.

Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он был погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы Преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.

Обретение мощей

К моменту общецерковного прославления в 1988 г., над могилой преподобного не оставалось никаких видимых следов.
В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, среди новопрославленных русских святых канонизирован и преподобный Максим Грек. Оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей. К моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов. Поэтому возникла необходимость в археологических раскопках. Работами руководил археолог С.А.Беляев.

24 июня 1996 года духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) совершил молебен преподобному Максиму в Духовской церкви Лавры. За богослужением молились братия, воспитанники Московских Духовных школ и участники раскопок.

обретение мощей прп. Максима Грека 1
(обретение мощей прп. Максима Грека)

Сначала с поверхности земли удалили вымостку из каменных плиток, по которой ходили люди. Во избежание ошибок раскапывалась большая площадь – примерно 10 на 6 метров. Наконец у северо-западного угла Свято-Духовской церкви обнаружились фундаменты первой или одной из первых «палаток», сооруженных над могилой преподобного Максима Грека; поиск сосредоточился в основном внутри них. Работы усложнял грунт – сырая тяжелая материковая глина.

Около полуночи 30 июня археологи почувствовали благоухание (которое ощущалось еще несколько дней после), и через некоторое время показалась честная глава преподобного Максима. Работа продолжалась почти до двух часов ночи. Во вторник 1 июля о результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад Святейшему Патриарху.

Его Святейшество дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской Академии наук произвели 2 июля. При сопоставлении честной главы с древними изображениями преподобного Максима выявились черты сходства. На основании заключения антропологов, 3 июля 1996 года Святейший Патриарх благословил поднять честные останки.

обретение мощей прп. Максима Грека 2

Мощи преподобного Максима были переложены во временную раку, приспособленную для переноса, и покрыты монашеской мантией.

Святейший Патриарх в сопровождении епископа Орехово-Зуевского Алексия, наместника Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископа Сергиево-Посадского) и других священнослужителей, в том числе настоятеля подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Феоктиста, возглавил молебен преподобному Максиму Греку. При пении величания участники раскопок подняли и поднесли к краю раскопа раку с честными останками святого, затем ее приняла братия Лавры и насельники московского подворья Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря. Раку внесли в Свято-Духовскую церковь и установили на специально приготовленном месте посредине храма. (Подробно о событиях тех дней рассказано в статье С. Беляева «Обретение святых мощей преподобного Максима Грека»// Журнал Московской Патриархии, 1996, № 9.)

До недавнего времени мощи преподобного Максима покоились в Успенском соборе Лавры. 9 апреля 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла они были торжественно перенесены обратно в Духовской храм. Рака установлена на месте обретения мощей Преподобного (у северной стены).

Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад
(Троице-Сергиева Лавра. Церковь Сошествия Святого Духа - Сергиев Посад)

Тропарь преподобного Максима Грека
глас 8
Зарею Духа облистаем,/ витийствующих богомудренно сподобился еси разумения,/ неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая,/ пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,/ отонудуже ревности ради Всевидящаго/ отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник,/ страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев,/ десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная./ И о нас ходатай буди непреложен,// чтущих любовию святую памятъ твою.

Кондак преподобного Максима Грека
глас 8
Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/ неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати// верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.


Мученик Арчил II, царь Иверский

Мученик Арчил II, царь Иверский

Память 20 марта в день кончины, 21 июня вместе с царём Луарсабом II.

Сын Стефана II (Стефаноза), князя Картли, династии Хосроидов. Прямой потомок святого равноапостольного царя Мириана.
Когда арабский полководец Мурван-Ибн-Масальма, прозванный за свирепость и беспощадность грузинами «кру» («глухой»), вторгся в Грузию, в Картли (Восточная Грузия) царствовал старший брат царя Арчила – Мир. Кровавый захватчик сжигал и разрушал всё на своем пути. Венценосные братья переехали в Западную Грузию и, усердно молясь Господу Богу и Пресвятой Богородице, готовились к сражению. Господь внял мольбам праведных: однажды ночью святому Арчилу явилась Пресвятая Дева и сказала: «Восстань и борись с неверными, ибо Ангелы Божии будут вашими путеводителями и Бог будет с вами!»

Мир и Арчил с немногочисленным войском напали на вражеский лагерь и чудусным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана при сражении при реках Абаша и Цхенисцхали. От сильнейшей бури река, по которой переправлялось отступавшее арабское войско, вышла из берегов и потопила всех. Оставшиеся в живых отступили к морю, направляясь в Константинополь, но утонули в морских водах.

Раненный в бою царь Мир вскоре занемог и перед смертью завещал царство своему брату – Арчилу. Двенадцать лет восседал Арчил в Кутаиси и всячески пытался восстановить грузинское царство. Он восстановил город Нухпатис, возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию Христианства многими горскими племенами. Освободив Картли, он принялся за присоединение Кахети, Мтианети, Эгриси, Абхазии и Самцхе-Джавахети. Фактически господство арабов не распространялось дальше окрестностей Тбилиси и Мцхета.

Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию – неожиданному вторжению Джиджум-Асима (Хузаим-Бин-Хазима), тогдашниего калифского наместника Армении. Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама, он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира.
Джиджум-Асим с почестями принял царя Арчила, обещал покровительство, но требовал принять ислам. Как повествует "Летопись Грузии" помазанник Божий ответил:

«Если послушаюсь тебя, то после смерти должен мучиться навеки. Бог наш и Спаситель принёс себя в жертву для нашего спасения, потому и я не боюсь смерти. Если ты и убьешь меня, то я воскресну, как Господь наш, и вновь буду славить Его!»

Разгневанный Джиджум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру.
В это время перед Джиджум предстал некий армянин-мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где захоронили клад Карталинский царь и император Ираклий. Джиджум-Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал:

«Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом – на временное мое царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда император Ираклий путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой еще при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости».

Разъярённый Асим спросил: «Ты был там, когда арабы были истреблены в Абхазии?» Святой Арчил бесстрашно ответил: «Бог животворящий, творец Неба и Земли сошел с Небес на землю для спасения человечества и смертью своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их». Эти слова так разгневали Джиджум-Асима, что тот приказал: «Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мертвого, то погибни в мучениях!»

20 марта 744 года царя вывели на казнь. Святой попросил немного времени для молитвы, он молил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом. Ночью преданные грузины-христиане тайно вывезли тело святого царя-мученика в Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем.

Почитание

Память святого Арчила творится не только в день его кончины, но и 21 июня, вместе с царём-мучеником Луарсабом II Карталинским. Хотя царей разделяет друг от друга почти 1000 лет, Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе), отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет «У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание». Он же сетовал что а могила царя Арчила забыта почти всеми, что знают о ней лишь немногие.


Мученик Луарсаб II, царь Карталинский

Мученик Луарсаб II, царь Карталинский

Сын Карталинского царя Георгия X, правившего в 1602 - 1603 годах и отравленного по приказу Персидского шаха Аббаса I.
После смерти отца остался с двумя сестрами, Хорешан и Еленой. Он был еще отроком, но отличался разумом и благочестием и, несмотря на юный возраст, был венчан на царство в 1606 году.

В 1609 году войска Османской империи захватили часть Южной Грузии, а в июне того же года напали на Восточную Грузию. Они надеялись скоро захватить царя, который вместе с малой свитой пребывал в летней резиденции в крепости Цхирети и ничего не знал о нападении. Туркам оставалось совсем немного до крепости, но подвиг священника Феодора, уведшего врага в противоположном направлении, спас государя и страну. Молодой царь дал решительный бой туркам под селением Квенадкоци, между Гори и Сурами. Накануне сражения 14-тысячное грузинское ополчение провело всю ночь в неусыпных молитвах, а поутру, после Божественной литургии и принятия всеми Святых Таин, грузинские воины обратили в бегство 60-тысячную армию противника.

Персидский шах Аббас I, встревоженный этой победой грузин и снедаемый завистью к царю Луарсабу, искал случая погубить его. Он пытался натравить грузинских царей друг на друга, но не смог разжечь братоубийственную войну. Затем он вынудил святого царя Луарсаба выдать шаху замуж сестру царя Елену. Наконец, шах вторгся в Грузию с огромным войском. Из-за измены нескольких вельмож, благоверный царь Луарсаб II и его союзник царь Кахетинский Теймураз I потерпели поражение в бою и вынуждены были в конце 1615 года удалиться в Имеретию, под защиту царя Георгия III.

Шах Аббас I разорил грузинские земли и, расположившись лагерем в Гори, велел царю Георгию Имеретинскому сдать Луарсаба и Теймураза. Георгий III не подчинился, после чего Абасс вызвал к себе воспитателя Луарсаба князя Шадимана Бараташвили и поручил ему привести царя. Благоверный царь Луарсаб II отправился к шаху Аббасу со словами: "Возложу всю надежду свою на Христа, и какая бы участь ни ожидала меня там, жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог!".

Шах принял святого миролюбиво и, казалось, готов был выполнить свои обещания о мире. Однако, тем временем шах назначил в Картли своего управляющего, а царя Луарсаба держал при себе. Однажды после совместной охоты шах Аббас пригласил его в Мазандаран, но за обедом Луарсаб II отказался есть рыбу (поскольку шел Великий пост), несмотря на уговоры и требования шаха. Разгневанный шах стал настаивать на том, чтобы грузинский царь принял мусульманство, за что обещал с великими сокровищами отпустить в Картли, в противном случае угрожая мучительной смертью. Благочестивый царь Луарсаб II, с детских лет соблюдавший строгие посты и постоянно творивший молитвы, без колебаний отверг домогательства шаха. Тогда его связали и заключили в неприступную крепость Гулаб-Кала, близ Шираза.

Епископ Мровельский Николай повествует, что благоверный царь Луарсаб семь лет находился в темнице в оковах, перенося ужасные притеснения и частые избиения, принуждаемый принять магометанство. Но царь-исповедник неизменно оставался верен Святой Церкви Христовой. Шах Абасс, убедившись, что не сможет сломить веру Луарсаба, приказал убить его в тяжких пытках. Святого мученика удушили тетивой лука в 1622 году. Вместе с ним были замучены два его верных служителя.

Тела святых мучеников бросили ночью в темнице без погребения, но ночью удивительный луч света воссиял над незахороненным телом святого мученика, что поразило свидетелей этого чуда. На второй день тело святого великомученика захоронили во дворе тюрьмы. На начало XX века мощи святого оставались в Иране.

Священномученик Терентий Иконийский, епископ

Память 4 января (70 ап.), 21 июня, 30 октября и 10 ноября.

Коринфский христианин, переписывавший послание апостола Павла к Римлянам. "Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание" (Рим. 16, 22). После Сосипатра был вторым епископом в Иконии, где и принял мученическую смерть за Христа в I веке, его пронзили заостренным деревом.

Преподобные Иулий, пресвитер и Иулиан, диакон

Святые, родные братья, были уроженцами Мирмидонии с отрова Эгина. За добродетельную жизнь св. Иулий был посвящен в священный сан, а его брат — в сан диакона. Движимые ревностью к распространению христианской веры, святые братья получили разрешение на постройку церквей и отправились на проповедь в глухие места Востока и Запада Римской империи, где еще существовали идольские капища и совершались жертвоприношения кумирам.

Пройдя несколько стран, они обратили в христианство многих язычников, убеждая их не только словом, но и многочисленными чудесами. Святые братья построили много храмов. Население считало своей обязанностью помогать им в этом святом деле. Однажды какие-то люди проезжали мимо строившейся церкви. Опасаясь, что их начнут уговаривать принять участие в работе, они пошли на обман. Один из них притворился мертвым, а другие отговаривались тем, что везут хоронить мертвеца. Св. Иулий, удостоенный от Бога дара прозорливости и чудотворения, спросил: «Не лжете ли вы, чада?» Проезжие стояли на своем. Тогда преподобный Иулиан сказал им: «Так пусть же будет вам по слову вашему». Отъехав на некоторое расстояние, они увидели, что мнимый мертвец действительно умер. Никто больше не смел лгать святым братьям.

Провидя скорую кончину, св. Иулий отправился на поиски места для постройки сотой по счету церкви, которую он считал последней. Дойдя до озера Мукорос, он увидел на середине его красивый остров. Из-за громадного количества плодившихся на нем змей никто не мог там поселиться. Преподобный Иулий решил построить на этом острове церковь. Помолившись, он, как на лодке, приплыл к острову на своей мантии и водрузил на нем крест. Именем Божиим святой подвижник приказал всем змеям собраться к нему и повелел уйти с острова, предоставив его для дома Божия и рабов Христовых. Все ядовитые гады уползли в озеро и, переплыв его, обосновались на горе Камункин.

Святой Иулий заложил на острове церковь в честь святых Двенадцати апостолов. Он предсказал скорую кончину святому Иулиану. С честью похоронив брата, св. Иулий возвратился на остров, где вскоре преставился и был погребен в созданной им церкви Двенадцати апостолов. От его гроба многие больные получали исцеления. Блаженная кончина святых братьев последовала в первой половине V в.

Священномученик Николай Звенигородский (Розанов), пресвитер

Священномученик Николай Звенигородский (Розанов), пресвитер

Священномученик Николай родился в 1867 году в селе Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Петра Розанова. В 1886 году Николай Петрович окончил Вифанскую Духовную семинарию и в 1890 году был рукоположен во диакона к Покровскому храму в селе Куликово Дмитровского уезда. В этом храме отец Николай прослужил диаконом четырнадцать лет.

В 1904 году он был рукоположен во священника к Никольскому храму в селе Черленково Волоколамского уезда. В 1914 году отец Николай был переведен сначала в Москву в храм Михаила Архангела, а в 1920 году в Звенигород в Александро-Невский храм. В 1928 году отец Николай был возведен в сан протоиерея, а впоследствии удостоен митры.
Александро-Невский храм, где служил отец Николай, был построен в 1902 году в честь почившего императора Александра III. Эта небольшая церковь сначала замышлялась строителями как часовня на городском кладбище при Вознесенской церкви (и кладбище и церковь были в советское время разрушены), но потом было принято решение о строительстве вместо часовни храма. Отец Николай был последним настоятелем перед закрытием храма.

Церковь Александра Невского - Звенигород
(Церковь Александра Невского - Звенигород)

18 февраля 1938 года в Звенигородское отделение НКВД поступил донос от инспектора финансового отдела Петушкова, который просил «принять соответствующие меры к недопустимым явлениям со стороны служителя культа, фамилия мне неизвестна, но из города Звенигорода». Доносчик писал, что якобы ехал с отцом Николаем в поезде из Москвы и разговаривал с ним о конституции, которую тот ругал.

На следующий день Петушков был вызван следователем для дачи свидетельских показаний. Следователь спросил его, хорошо ли тот признал священника Розанова. Лжесвидетель ответил, что курсы московского финансового отдела в городе Звенигороде расположены рядом с домом священника, поэтому отца Николая он "хорошо знает".

22 марта протоиерей Николай Розанов был арестован и сразу же допрошен. Расспросив отца Николая о его биографии, родственниках, социальном и имущественном положении, следователь прервал допрос. Следующий допрос состоялся лишь 8 мая.

– Вы обвиняетесь в высказывании в феврале 1938 года клеветы в отношении советской власти, – сказал следователь.
– Виновным себя в высказывании клеветы в отношении советской власти я не признаю, – ответил священник.
– Вы обвиняетесь в высказывании в ноябре 1937 года клеветы в отношении советской власти.
– Виновным себя не признаю. Я высказывал недовольство в отношении советской власти на непосильные налоги, которые были наложены на меня райфинотделом как на священника.


Такие ответы не удовлетворили следователя. 13 мая отца Николая вызвали на очную ставку с одним из лжесвидетелей. Но и тогда отец Николай категорически отверг все вымышленные обвинения против него.
После ареста некоторое время отца Николая держали в Звенигородском отделении милиции, а потом перевели в Сретенскую тюрьму в Москве. К моменту ареста батюшке было семьдесят три года. Здоровье его было крайне расстроено. У него было больное сердце, сильно отекали ноги, беспокоила грыжа.

7 июня 1938 году тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Розанов был расстрелян 4 июля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

Священномученик Николай (Розанов), протоиерей

24 июля 1989 года был реабилитирован прокурором Московской области.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.


Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments